Порядок избрания и прекращения полномочий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок избрания и прекращения полномочий



 Президента Российской Федерации

 

Порядок выборов Президента определяется Конституцией Российской Федерации (ст. 81) и на ее основе Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Президент РФ избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран Президентом России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению.

Подготовку и проведение выборов Президента РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии. Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента состоявшимися и действительными, а Президента — избранным.

Конституция закрепляет ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента РФ, в частности, устанавливает, чтобы кандидат в Президенты РФ в обязательном порядке был гражданином России.

Конституция также закрепляет ценз оседлости, т.е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока. Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных отрезков.

Установлен также возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

Кандидата на пост Президента РФ могут выдвигать непосредственно избиратели, избирательные объединения и блоки.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (абсолютного большинства). Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается кандидат; получивший больше голосов относительно другого кандидата (относительного большинства). Нарушения в ходе избирательного процесса влекут для виновных лиц административную и уголовную ответственность. В случае если суд установит, что нарушения носили массовый характер и могли повлиять на итоги выборов, суд может признать выборы Президента РФ недействительными.

Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.

Указом Президента от 5 августа 1996 г.' установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации.

Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской Федерации; Знак Президента Российской Федерации; специально изготовленный единственный экземпляр официального текста Конституции Российской Федерации.

Конституция устанавливает момент, с которого исчисляется начало срока исполнения обязанностей Президента и момент истечения срока его пребывания в должности. Эти сроки связываются с принесением Президентом торжественной присяги.

ПРОЦЕДУРА ОТРЕШЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ

В качестве гарантии стабильности статуса Президента РФ Конституция РФ содержит исчерпывающий перечень случаев досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ.

Полномочия Президента досрочно прекращаются в случаях: 1) его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.

Отставка - это добровольное заявление о прекращении должностных полномочий. Конституция РФ не предусматривает, какой орган может принять или не принять отставку Президента.

Другое основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ - стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Закона, регулирующего процедуру прекращения полномочий по этому основанию, нет.

Третьим и последним основанием досрочного прекращения полномочий Президента является отрешение его от должности. Эта процедура подробно регламентируется ст. 93 Конституции РФ.

Установленное Конституцией требование об обязательности проведения выборов Президента в трехмесячный срок с момента досрочного прекращения Президентом РФ своих полномочий преследует цель обеспечения легитимности власти, поскольку глава государства в РФ должен быть всенародно избран.

Конституция устанавливает в качестве лица, временно исполняющего обязанности Президента РФ во всех случаях, когда Президент не в состоянии исполнять их, Председателя Правительства РФ.

Положение части 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации о том, что во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации, согласуется со статьей 78 (часть 4) Конституции Российской Федерации

Частью 3 статьи 92 Конституции Российской Федерации установлено также, что во всех случаях, когда Председатель Правительства Российской Федерации исполняет обязанности Президента Российской Федерации, ему не предоставляется право распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

При досрочном прекращении исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий по основаниям, указанным в части 2 статьи 92 Конституции Российской Федерации, проводятся выборы нового Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации».

В соответствии со статьей 92 (часть 3) Конституции Российской Федерации в случае досрочного прекращения исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий их временное исполнение возлагается на Председателя Правительства Российской Федерации до вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации».

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован в Конституции (ст. 93).

В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает неприкосновенностью. Ее рамки конституционно ограничены одним условием — отрешением от должности.

Конституция предусматривает возможность отрешения Президента от должности на основании выдвинутого в отношении него обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Составы тяжких и особо тяжких преступлений определяются УК. В отличие от отставки, которая носит добровольный характер (ч. 2 ст. 92 Конституции), отрешение Президента от должности предполагает принудительное лишение главы государства его полномочий.

Конституция установила конкретную процедуру рассмотрения вопроса об отрешении Президента. В ней участвуют палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. При этом Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, а Верховный Суд - о наличии в действиях Президента признаков преступления.

Выдвинуть обвинение против Президента в совершении им тяжкого преступления вправе Государственная Дума. При этом предложение об этом может исходить только от группы депутатов, составляющей не менее 1/3 общего числа членов этой палаты, и должно быть обоснованным, т.е. содержать конкретные указания на признаки преступления, которое вменяется в вину Президенту, и его причастность к этому преступлению.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента направляется Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения на заключение специальной комиссии, избираемой этой палатой, после чего данное предложение и заключение специальной комиссии заслушиваются на заседании Думы. При этом может быть проведено закрытое заседание.

Отрешение Президента от должности в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 102 Конституции отнесено к ведению Совета Федерации.

Конституционный Суд, руководствуясь Конституцией (ч. 7 ст. 125), дает заключение о соблюдении или несоблюдении порядка выдвижения обвинения. В случае принятия Конституционным Судом решения о несоблюдении установленного порядка рассмотрение обвинения против Президента прекращается.

При вынесении Конституционным Судом заключения о том, что порядок выдвижения обвинения против Президента соблюден и соответствует требованиям Конституции, созывается заседание Совета Федерации. Постановление об отрешении Президента от должности принимается Советом Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней большинством голосов не менее 2/3общего числа членов этой палаты. В соответствии с Конституцией решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения против него обвинения. Если в установленный Конституцией трехмесячный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

При отрешении Президента от должности, не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения им полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции должны состояться выборы нового Президента РФ.

Председатель Правительства в случае отрешения Президента от должности временно, до вступления в должность вновь избранного Президента, исполняет его обязанности на основании ч. 2 и 3 ст. 92 Конституции.

 

 

ЛЕКЦИЯ 6

ТЕМА: ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СТРУКТУРА, ПОЛНОМОЧИЯ, СТАТУС ПАЛАТ

 

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Федеральное Собрание – парламент России: понятие, структура, функции, место в системе органов государственной власти.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом РФ.

Парламент это самостоятельный, постоянно действующий, высший общенациональный представительный орган государства, избираемый народом, выражающий его суверенную волю, главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти.

Термин «парламент» происходит от латинского глагола «parlare», что означает говорить, разговаривать. Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть короля была ограничена собранием крупных феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и сельских единиц (графств). Впоследствии подобные представительные учреждения возникли во Франции, Испании, Польше и др. странах.

Идея народного представительства, выдвинутая выдающимися мыслителями XVII-XVIIIв.в. (Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.), основывалась на убеждении в том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве должен признаваться сам народ. Население, образуя выборный представительный орган, наделяет его исключительным правом принимать законы, регулирующие отношения между личностью, обществом и государством. Наука конституционного права России выделяет три основных периода в становлении и развитии парламентаризма в России:

1. Досоветский период. Реальное начало становления парламентаризм в России традиционно связывается с изданием Высочайшего Манифеста от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», п. 3 которого указывалось: «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей». Фактически это означало попытку ограничения абсолютизма в России путем учреждения органа народного представительства.

Первая Государственная Дума приступила к работе 26 апреля 1906 г. Ее ведение составляли «предметы, требующие издание законов», «государственная роспись доходов и расходов», «отчет государственного контроля по исполнению государственной росписи» и др. Однако, несмотря на формальное закрепление законодательных, бюджетных и контрольных полномочий за Государственной Думой, по сути она являлась законосовещательным органом при Императоре.

Советский период. В основу государственно-правового регулирования народного представительства в советской России были положены идеи классиков марксизма-ленинизма, выражавшиеся в принципах единства государственной власти, полновластия советов как высшей формы демократии и руководящей роли правящей партии. Особенностью советской системы народного представительства являлось то, что выборные органы всех уровней составляли единую систему, возглавляемую высшим органом. В СССР таким органом считался с 1936 г. Верховный Совет СССР, а с 1988 г. – Съезд народных депутатов СССР. Однако провозглашенное верховенство органов народного представительства в советском государстве на деле сводилось к формальному одобрению решений, принятых руководящими органами коммунистической партии.

Постсоветский (современный) период. Коренное изменение статуса высшего представительного органа России произошло в связи с принятием Конституции РФ 1993 г. С начала 1994 г. новый парламент – Федеральное Собрание приступил к осуществлению функций «законодательного и представительного органа Российской Федерации».

Основными характеристиками российского парламента являются:

1) Парламент выступает в роли представительного органа государственной власти федерального уровня. Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли всего народа Российской Федерации. Доступность и реальность народного представительства обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Именно представительный характер парламента позволяет учесть при разработке и принятии закона интересы различных групп и слоев населения.

2) Парламент является законодательным органом. В соответствии с мировой практикой демократических стран парламент - единственный орган государства, который имеет право принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы. Разработка, обсуждение и принятие законов - его главная функция.

3) Самостоятельность и независимость в системе разделения властей.

Структура Федерального Собрания Российской Федерации

Согласно ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно (ч.1 ст.100 Конституции РФ). Совместные заседания палат могут осуществляться лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

На основе анализа конституционных норм следует выделить следующие основные направления деятельностироссийского парламента:

1) осуществление законодательной власти;

2) контроль за поступлением и расходованием средств государственной казны (принятие бюджета и контроль за его исполнением, для чего образуются специальный орган - Счетная палата);

3) участие в формирование других органов государственной власти (например, назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора, Председателя Центрального банка РФ и др.);

4) контрольные полномочия за деятельностью органов исполнительной власти (например, решение вопроса о доверии Правительству РФ и др.);

5) представительство интересов РФ в международных организациях и иностранных государствах.

Согласно ч.2 ст.95 Конституции РФ «в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти».

 Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч.3 ст.95).

 Государственная Дума избирается сроком на пять лет.депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (ч.1 ст.97).

Распределение депутатских мандатов происходит между федеральными списками кандидатов пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Распределение мандатов внутри списка кандидатов производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в этом списке.

Основания для роспуска Государственной Думы РФ предусматриваются статьями 111 и 117 Конституции РФ. Ими являются: 1) Трехкратное отклонение Государственной Думой представленных кандидатур Председателя Правительства РФ (ч.4 ст. 111 Конституции РФ); 2) Повторное (в течение трех месяцев) выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ (ч.3 ст. 117 Конституции РФ); 3) Отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (ч.4 ст. 117 Конституции РФ).

Вместе с тем в ст. 109 Конституции РФ установлены ограничения возможного роспуска Государственной Думы как гарантии необоснованного вмешательства в работу законодательного органа:

1) Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

2) Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента России до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

3) Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

2. Полномочия и внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Как уже отмечалось, палаты Федерального Собрания наделены собственной компетенцией, которая реализуется самостоятельно или совместно с другими органами государственной власти. Разграничение компетенции палат проведено в Конституции РФ с учетом их назначения в системе разделения властей, а также роли в обеспечении народного представительства.

Нормы Конституции России содержат указание на наличие у Совета Федерации следующих полномочий:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации (ст. 102);

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения (ст. 102);

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения (ст. 102);

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (ст. 102);

д) назначение выборов Президента Российской Федерации (ст. 102);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности (ст.102);

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 102);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (ст. 102);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 102);

к) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101);

л) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104);

м) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125);

н) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Внутренняя организация палат парламента регулируется их регламентами. Регламент – это акт, принимаемый соответствующей палатой Федерального Собрания, определяющий внутреннюю организацию палаты и порядок рассмотрения вопросов, отнесенных к ее ведению.

Структура и порядок работы Совета Федерации устанавливается Регламентом Совета Федерации. В настоящее время в Совете Федерации действует третий Регламент, утвержденный Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент.

Согласно Регламенту Совет Федерации образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц.

Органами Совета Федерации являются:

1. Совет палаты - постоянно действующий коллегиальный орган Совета Федерации, обеспечивающий оперативное и коллегиальное обсуждение неотложных вопросов деятельности Совета Федерации.

2. Комитеты икомиссии Совета Федерации. Согласно ст. 26 Регламента Совет Федерации образует комитеты, а также комиссии палаты (постоянные и временные).

Комитеты и постоянные комиссии – это образуемые из числа членов палаты, постоянно действующие органы, созданные для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, а также для предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение палаты проектов законодательных актов Российской Федерации.

Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок.

3. Председатель Совета Федерации и его заместители. Данные лица избираются большинством голосов из числа членов Совета Федерации.

4. Председатели комитетов и комиссий Совета Федерации, а также их заместители;

5. Члены комитетов и комиссий Совета Федерации.

Акты Совета Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению палаты Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, а также по вопросам организации деятельности, Совет Федерации принимает постановления.

По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палаты.

 

Полномочия и внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Анализ конституционных норм позволяет выделить следующий круг полномочий Государственной Думы.

К ведению Государственной Думы относится:

а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ (ст. 103);

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации (ст. 103);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (ст. 103);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов (ст. 103);

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103);

е) объявление амнистии (ст. 103);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103);

з) право самостоятельно решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности (ч.4 ст.101);

и) право законодательной инициативы (ч.1 ст.104);

к) право запроса в Конституционный Суд РФ (ч.2 ст.125);

л) право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ (ст. 134).

Вопросы организации деятельности палаты определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г., утвержденный его постановлением № 2134-II ГД. Этим постановлением признан утратившим силу ранее действовавший Регламент.

Согласно Регламенту Государственная Дума образует в своем составе внутренние органы и должностных лиц.

Органами Государственной Думы являются:

1. Совет Государственной Думы. Э то постоянно действующий орган палаты, образуемый для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы и его заместители.

2. Депутатские объединения. В Государственной Думе образуются два вида депутатских объединений: депутатские фракции и депутатские группы, которые пользуются равными правами.

3. Комитеты Государственной Думы - это формируемые из депутатов, постоянно действующие органы палаты, созданные для разработки и предварительного рассмотрения законопроектов.

4. Комиссии Государственной Думы – состоящие из депутатов органы палаты, деятельность которых ограничена конкретной задачей.

5. Председатель Государственной Думы и его заместители, которые избираются большинством от общего числа депутатов палаты.

На своем первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:

а) Счетную комиссию Государственной Думы;

б) Временную комиссию по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

в) Временный секретариат Государственной Думы.

г) Председателя Государственной Думы и его заместителей.

 

                                         лекция НА ТЕМУ

«КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.066 с.)