Методические указания по семинарским занятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по семинарским занятиям



Юридическая психология

Учебно-методическое пособие для семинарских занятий и самостоятельной работы

Красноярск, 2010


Рецензенты: П.В. Тепляшин, доцент, к.ю.н., доцент кафедры деликтологии и криминологии ЮИ СФУ;

И.А. Зырянова, к.ю.н., доцент кафедры деликтологии ЮИ СФУ.

 

 

Ф 20 Юридическая психология [Текст] / сост. Н.А. Никитина– Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. – 31с.

 

 

Аннотация. Учебное пособие предназначено для подготовки к семинарским занятиям по курсу «Юридическая психология». В нем содержатся планы семинарских занятий, списки литературы, контрольные вопросы, задания и задачи к соответствующим темам.

 

Предназначено для студентов юридических вузов. Направления: 030500.62 Юриспруденция (для бакалавриата) и 030501.65 Юриспруденция (для специальности)

 

© Сибирский федеральный университет, 2010


 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 4

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ........ 7

Тема 1. Методологический раздел................................................................. 7

Тема 2. Правовая психология........................................................................ 9

Тема 3. Криминальная психология.............................................................. 11

Тема 4. Следственно- оперативная психология........................................... 12

Тема 5. Судебная психология....................................................................... 14

Тема 6. Пенитенциарная психология.......................................................... 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 19

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ................................................................................. 22

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ............................................................................... 23

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ................................................................................................ 24

Оценка самостоятельной работы студентов............................................. 25

Самостоятельное изучение теоретического курса................................... 26

Самостоятельное решение задач и выполнение заданий......................... 26

Общие требования к выполнению письменных работ............................. 26

Требования к написанию реферата.......................................................... 27

Иные формы самостоятельной работы.................................................... 29


ВВЕДЕНИЕ

От составителя

Дорогие студенты!

В настоящий момент вы приступаете к изучению увлекательной прикладной дисциплины, «пограничной» отрасли психологической науки, возникшей в результате интеграции психологических и правовых знаний!

Современный юрист для успешной профессиональной деятельности должен иметь необходимую психологическую подготовку, в которой можно выделить психологическую культуру и психологическую компетентность. Психологическая культура предполагает заботу о своем психическом здоровье, умение справляться с отрицательными психическими состояниями,

строить правильные отношения с другими людьми (культура общения).

Психологическая компетентность – это комплекс знаний и умений по психологии, необходимых для решения профессиональных задач в правоприменительной деятельности.

Юридическая психология, как прикладная отрасль психологической науки - сравнительно молодая наука и некоторые ее положения являются предметом дискуссий в научном сообществе. Основными категориями юридической психологии, составляющими ее стержень, являются личность субъекта профессиональной юридической деятельности и собственно сама деятельность.

Итак, предметом юридической психологии выступают различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности субъектов различных правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной                                         деятельности,     социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику, сознание и поведение участвующих в ней людей.

Юридическая психология опирается в своих исследованиях на общую психологию, а также использует знания, полученные в различных отраслях психологии: возрастной, педагогической, экономической, социальной, дифференциальной, патопсихологии, психологии религии и т.д. Кроме того, важное значение для усвоения данного курса имеет основательная базовая подготовка по таким дисциплинам как уголовное право и уголовно- процессуальное право, уголовно-исполнительное право, криминалистика, криминология. Многие проблемы юридической психологии находятся на пересечении не только с психологией, юриспруденцией, но и с философией, психиатрией, сексопатологией и другими науками.

Сложившаяся ситуация с одной стороны осложняет процесс изучения дисциплины, поскольку потребует работы с большим количеством учебного материала. С другой стороны, юридическая психология предполагает творческий подход в исследовании, что позволит Вам развить способности самостоятельного критического анализа различных точек зрения и четкой,


взвешенной аргументации своей позиции, обогатит  знаниями  смежных дисциплин.

Выполнение Вами контрольных работ позволит Вам сформировать необходимую систему знаний о юридической психологии для успешной сдачи зачета. Самостоятельную работу облегчит перечень нормативных актов и обширная библиография по предмету, а также индивидуальные консультации преподавателя.

Если Вы осознаете необходимость углубления криминологических знаний по интересующим Вас темам, приглашаем глубже исследовать соответствующие темы посредством участия в работе студенческих исследовательских групп и клубов.

Плодотворных успехов в изучении юридической психологии!

 

С уважением, преподавательский состав кафедры деликтологии и криминологии Юридического института СФУ!


Цели и задачи изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является: знакомство студента с психологическими аспектами правотворчества, правового регулирования следственной и судебной деятельности, а также психологическими механизмами преступного поведения, психологией личности преступника и преступных групп, психологическими основами ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы.

 

Задачи изучения дисциплины:

· обеспечить студентов системой теоретических знаний в области психологических предпосылок (условий) эффективности правовых норм;

· содействие формированию представлений о психологическом исследовании личности преступника, раскрытии мотивации преступного поведения, специфики мотивации отдельных видов преступного поведения;

· познакомить с основами разработки социально-психологических основ профилактики преступлений;

· обеспечить студентов системой знаний о психологических закономерностях различных видов юридической деятельности (следователя, прокурора, адвоката, судьи, нотариуса);

· проанализировать психологические закономерности деятельности исправительных учреждений в целях разработки системы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;

· рассмотреть основные рекомендации по совершенствованию профессионального мастерства работников юридической профессии.


Задания для семинарских занятий по теме 1.

1.1. Рассмотрите существующие подходы к определению предмета юридической психологии.

А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.

А.В. Дулов отмечает, что предметом судебной психологии являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

В.Л. Васильев полагает, что предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

А.М. Столяренко, посвятивший значительное количество работ внедрению достижений общей и юридической психологии в практику правоохранительных органов, в частности МВД, считает, что поскольку юридическая психология – «пограничная область науки», то она должна в

«юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» - так, как понимает свой предмет психологическая наука.

М.И. Еникеев указывает, что юридическая психология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

 

Какая точка зрения на предмет юридической психологии вам наиболее близка? Какая наиболее тесно, интегрировано отражает задачи психологии и права?

1.2. Определить какие понятия изучаются отраслями юридической психологии: преступник; осужденный; правовая социализация; деликт; допрос; вина; наказание; преступное сообщество; ресоциализация; правосознание.

1.3. Закончите мысль с обязательным обоснованием.


a) Психологические аспекты расследования преступлений изучает психология…………………………………………………………………

b) Получение характеристик личности из разных источников является методом……………………………………………………………………...

c) Уровень правосознания личности, правовую социализацию изучает………………………………………………………………………

d) Роль различных факторов в детерминации преступного поведения изучает психология………………………………………………………….

e) Психические закономерности в сфере правового регулирования изучает психология…………………………………………………………

f) Психологические аспекты судебного разбирательства, вопросы судебно-психологической экспертизы изучает……………………………

g) Психологические проблемы отбывания наказания преступниками изучает психология…………………………………………………………

 

1.4. Определите, какие методы обозначены цифрами (1), (2), (3).

a) Отличием метода (1) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.

b) Использование метода (2) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

 

c) В основном метод (3) аналогичен методу (2) однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

 

1.5. Установите, к какому из методов психологии относится положение: испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств – 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) беседа.

1.6. Изучение изготовленных человеком орудий преступлений, рукописных документов, записок, сочинений проводится при помощи метода………

1.7. Жизненный путь личности, важнейшие этапы и периоды изучаются с помощью метода…………………………………………………………….

1.8. Умение вступать в контакт, создать благожелательную атмосферу – необходимое условие метода……………………………………………….

1.9. Вопрос «Для чего наблюдать?» предполагает…………………………….

1.10. Разработайте программу исследования психологических качеств сотрудника правоохранительных органов (по усмотрению) на основе применения конкретных методов.

1.11. «Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно через двадцать секунд после  своего


появления. Председатель сразу же попросил присутствующих записать все, что они видели. Втайне от участников конгресса все происходящее было предварительно инсценировано, отрепетировано и сфотографировано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20% ошибок, касавшихся основных фактов происшествия. 14 отчетов имели от 20 до 40%, а 25 отчетов – свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчетов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались весьма удручающими, несмотря на благоприятные условия – все происшествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедленно зафиксированы людьми, привыкшими к научным наблюдениям, причем никто из них не был вовлечен в происходящее. Эксперименты такого типа нередко проводятся психологами и почти всегда дают схожий результат» (Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. С.103- 104).

 

Почему получены такие результаты? Может ли наблюдение после такого факта считаться «методом» в психологии?

1.12. Задание «Характеристика». Каждому студенту необходимо написать свою фамилию на маленьком листке бумаги, затем свернуть его и положить в коробку (шапку, пакет). Листки, содержащие фамилии студентов перемешиваются преподавателем. Каждому студенту предоставляется право «вытянуть» листок с фамилией одногруппника, на которого он должен подготовить характеризующий материал (характеристику). Задание выполняется анонимно.

Преподаватель зачитывает характеристику, предоставляя группе право угадать фамилию человека о котором идет речь в данном случае. Примечание: при выполнении задания студенты должны использовать правила написания характеристик, а также опираться на знания, полученные ими ранее при изучении дисциплин уголовно- правового цикла.

 

Задания для семинарских занятий по теме 2.

2.1. Задание «Правовая социализация». Студенты объединяются в 5 групп (семья, школа, правоохранительные органы, власть, СМИ). Группам дается задание: предложить конкретный перечень действий, позволяющий «сформировать человека с высоким уровнем правосознания». Группа, осуществляя публичную защиту своего решения перед другими группами раскрывает основные механизмы правовой социализации.

 

2.2. Сделайте психологический анализ текстов федеральных законов (по выбору студентов). Сформулируйте базовые психологические предпосылки эффективности правовых норм.

 

2.3. Закончите мысль с обязательным обоснованием.

a) Быть личностью с позиций правовой психологии это……………………………………………………………………………..

b) Присвоение социальных и правовых ценностей, перенесение извне вовнутрь……………………… ……………………………………………...

c) Принятие на себя ответственности за свои действия возможно тогда, когда человек………………………………………………………………...

d) Объяснение      причин     своего      поведения      присуще людям…………………………………………………………………………

e) Правовая десоциализация личности может служить причиной……………………………………………………………………..

 

2.4. Внимательно прочитайте письмо. Проведите письменный анализ характера и степени влияния опубликованного материала на психологию населения.

В одной из центральных газет РФ было опубликовано письмо гражданки Т. Вот его содержание:

«Мне 23, а я вдова. Вдова - солдатка, как в войну. 22 февраля дочке исполнилось три года, а на следующий день далеко от дома при исполнении служебного долга погиб ее папочка. Боюсь, она не сможет запомнить, какими нежными и сильными были руки ее папы Юры, как высоко он подбрасывал ее над головой и они вместе задыхались от восторга.

Мой Юра был любимцем двора, где мы росли вместе и знали друг друга всю жизнь. Он был таким справедливым, всегда заступался за слабых, потому и в ОМОН пошел. Как много он мог бы сделать доброго людям, скольким попавшим в беду помочь, а погиб на третий день пребывания в Чечне от бандитской пули. Он нужен был здесь, у себя дома.

Юра не любил хвастаться, и я не знала, каким хорошим профессионалом он успел стать за три недолгих месяца службы в отряде после «учебки». При жизни ведь у нас хвалить не умеют. А потом, после кладбища, ребята из


отряда говорили, что на его счету за это время было успешных операций куда больше, чем у иных за год-два.

Он был тренированным и реактивным. И все шутил, что служба в ОМОНе для него не опаснее, чем работа дворником - тоже мусор надо собирать. Что судьба его хранит. Было так: из дорожной катастрофы вышел живым, только с царапинами. На токарном станке работал, чуть ногу не оторвало - не оторвало, на сантиметр мимо железо пронеслось. Но, видно, у Бога не хватает сил, чтобы всех уберечь.

Наш город захлестывает преступность. Я боюсь оставить свою девочку в детском саду: недавно какой-то мерзавец в микрорайоне «Южный» прицельно стрелял по выведенным на прогулку детям. Одного ребенка ранил. Что ни день, то в городе новое злодейство. И неудивительно - столько оружия на руках у бандитов! Даже на вооруженных милиционеров нападают, не боясь ни закона, ни силы. Юра нужен был здесь.

Что же нам, женам и вдовам, сделать, чтобы не бояться за жизни своих детей? Пойти, как на войну, вместо убитого мужа и самим вступить в борьбу с бандитским беспределом? Кто мне ответит? Наверное, никто. Как никто не вернет дорогого и любимого мужа, мою первую и, думалось, такую счастливую любовь...».

 

2.5. С чем связано предъявление повышенных моральных требований к юристам?

 

 

Задания для семинарских занятий по теме 3.

3.1. Направленность личность…………………………………………………...

3.2. Особенности потребносто-мотивационной сферы лиц, совершающих правонарушения …………………………………………………………….

3.3. Борьба мотивов более типична……………………………………………..

3.4. Объясните роль социальной перцепции в механизме преступного поведения…………………………………………………………………….

3.5. Отсутствие устойчивых преступных убеждений, стойкость психотравмирующих переживаний, чувство вины………………………..


3.6. Сделайте сравнительную таблицу психологической и юридической характеристик вины

3.7. Используя биографический метод, выделите психологические (не патологические) особенности лиц, совершающих преступления по сексуальным мотивам (Бруно Людке, Педро Алонсо Лопес, Чикатило, Михасевич, Кузнецов). При выполнении задания необходимо ознакомится с методическими рекомендациями в выдвижении оперативно-розыскных версий по делам об убийствах по сексуальным мотивам.

3.8. Сужение сознания, замыкание на острых конфликтных обстоятельствах при………………………………………………......

3.9. Закончите мысль с обязательным обоснованием:

a) Охотник видит зверя, преступник – жертву……………………………

b) Для некрофилов характерно……………………………………………..

3.10. Закончите мысль

a) Субъективные, психологические факторы преступления…………

b) Эталонная группа, нормы и правила которой служат для личности образцом……………………………………………………

c) Воздействие             группы            на             поведение человека………………………………………………………………..

d) Сближение целей и ценностных ориентаций индивида и группы…………………………………………………………………

e) Ожидание от индивида исполнения внутригрупповых ролей…………………………………………………………………...

Задания для семинарских занятий по теме 4.

4.1. Сделайте  сравнительную таблицу юридически значимых эмоциональных состояний.


4.2. Эмоциональный отклик на проблемы собеседника, вчувствование в его переживания…………………………………………………………………

4.3. Хорошо слушает тот, кто……………………………………………………

4.4. Сознательное уподобление позе и движениям собеседника с целью улучшения контакта…………………………………………………………

4.5. При допросе несовершеннолетних следует учитывать их склонность к……………………………………………………………………………….

4.6. Подчеркивание положительных сторон допрашиваемого……………….

4.7. Вероятность ошибочных показаний выше ……………………………….

4.8. Перепроверка достоверности сообщаемых сведений, дублирование другими словами…………………………………………………………….

4.9. Неторопливый темп, уточнение отдельных обстоятельств при допросе..

4.10. ‖Уликами поведения‖ при допросе подозреваемых является повышенный интерес к…

4.11. Отметьте определение, наиболее полно раскрывающее понятие “профессиональная наблюдательность следователя”:

a) А) это свойство личности замечать в воспринимаемом малозаметные, но существенные для определенной цели детали

b) Б) это необходимая предпосылка предвидения человеческого поведения и управления им в нужных целях

c) В) умение диагностировать психические состояния подозреваемого

d) Г) это интеллектуальное качество, позволяющее организовать процесс наблюдения по определенному плану, устанавливая нужную очередность отдельных актов наблюдения

 

4.12. Проанализируйте ситуацию и сделайте вывод:

В производстве у следователя находилось уголовное дело по обвинению Косолапова в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. III УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Проведенным по делу расследованием установлено, что Косолапов Г.А. проживал в квартире с 13-летней дочерью Татьяной. Жена ранее погибла в аварии, старшая дочь умерла год назад. Татьяна, несмотря на малолетний возраст, курила, употребляла спиртные напитки, в отсутствии отца водила домой взрослых мужчин, которые оставались ночевать. Уносила из дома вещи, продавала их. Отец неоднократно делал Татьяне замечания, просил не водить чужих мужчин домой. Со стороны соседей Татьяна также характеризовалась отрицательно. Однажды, вернувшись домой, отец увидел в комнате дочери незнакомого ранее гражданина Степанова. На его требование покинуть квартиру Степанов никак не прореагировал. В результате возникшего конфликта Косолапов нанес Степанову проникающее ножевое ранение в живот.

Какую меру пресечения избрать и следует ли учитывать психологическую сторону сложившейся ситуации?


4.13. Эффективное воссоздание обстановки преступления, ассоциативных связей и психических состояний лиц возможно в ходе…………………………………………………………………………...

4.14. Психологические закономерности проверки и уточнения показаний на месте:

a) способность лица воспринимать и запоминать обстановку;

b) пространственная ориентация лица при воспроизведении обстановки;

c) психологическое воздействие обстановки на личность, повторно прибывающую на место преступления;

d) все ответы верны.

 

 

Задания для семинарских занятий по теме 5.

5.1. Сделайте развернутый конфликт – анализ ситуации.

РАЗДЕЛ ИМУЩЕСТВА

Супруги Ивановы после 25 лет совместной жизни, расторгли брак, дочь уже выросла, является совершеннолетней и живет отдельно в другом городе, других детей у супругов нет, однако, мнение дочери очень важно для каждого из супругов, ее отношение, ко всему, что связано с родителями. Каждый из супругов материально независим и имеет свое дело, которое приносит постоянный доход. Иванова имеет не большую художественную галерею, где выставляет как свои картины, так и картины других художников, которые весьма востребованы. Иванов же, является высококвалифицированным хирургом, который имеет свою хирургическую клинику, в центре города.

Раздел имущества проходил без особых конфликтных ситуаций, до того момента, пока дело не коснулось картины известного художника, раритетных граммофона и фотоаппарата, и дачи, которая находится не далеко от города.

Однако, супруги согласны на переговоры, кроме того, они, до сих пор, находятся в не плохих отношениях друг с другом.


Для решения сложившийся ситуации, по обоюдному согласию сторон, были привлечены специалисты, в задачи которых входит урегулирование конфликта.

Фабула для участника (Иванова)

Вы успешная деловая женщина, владелица известного художественного салона, художница, и ваши картины не плохо продаются. Вы тонкая увлеченная натура, которая требует отдыха на природе, после бурных трудовых будней. Именно для этого Вам необходима дача, поскольку вы очень любите пожить неделю другую в дали от городской суеты, на природе, подышать свежим и чистым воздухом, а также поискать вдохновения на берегу озера, которое находится не далеко от вашего дачного участка. Вам просто жизненно не обходимо, иметь уголок природы, где бы Вы могли отдохнуть и восстановить силы.

Картина дорога вам как память, о вашей совместной семейной поездке за границу, где и была она и была приобретена, так же Вы знаете ее реальную цену, которую в отличии, от Вас, Ваш бывший супруг, не знает, так как он ничего не понимает в изобразительном искусстве. В крайнем случае, Вы готовы передать ее Иванову, но при условии, что он напишет дарственную на вашу дочь, и в любом случае, картина останется у ребенка.

Граммофон и фотоаппарат, которые были подарены на Вашу свадьбу, родителями бывшего супруга, нужны Вам для экспозиции в Вашей галереи, они не плохо вписываются в интерьер Вашего салона, если их заберет Ваш бывший супруг, то Вам придется перестраивать один из ваших залов галереи, а Вам бы этого крайне не хотелось.

Вы долго состояли в браке с Вашим мужем, кроме того, у Вас есть совместный ребенок, который любит и Вас и мужа и Вы не хотите портить отношения с Вашим бывшим супругом, а так же чтобы из-за раздела имущества переживал Ваш ребенок. Именно по этому Вы не хотите, подвергать огласки Ваш раздел имущества, и, в крайнем случае, Вы готовы на уступки, которые не будут связаны с ущемлением прав Вашего ребенка в будущем.

Вы знаете, что Ваш бывший супруг готов идти на компромисс, особенно если, действия будут затрагивать интересы Вашей дочери, поскольку он, до сих пор, считает, что не достаточно уделял внимание дочери, так как был много занят на работе, но и Вы в свою очередь никогда не упрекали его в этом, а больше упрекали себя в том, что именно Вы не достаточно уделяли времени дочери, так как Вы и Ваш бывший супруг, постоянно были в командировках, а Ваша дочь, в это время находилась с бабушкой, которая ее и вырастила.

 

Фабула для участника (Иванов)

Вы успешный деловой человек, хирург с мировым именем, занимаетесь делом, которое Вам очень нравится и приносит не плохой доход. Вы любящий отец, хотя дочь уже выросла, и живет самостоятельно, Вы не оставляете ее без присмотра, и при любом удобном случае, готовы помочь,


поскольку думаете, что в детстве уделяли ей не достаточно внимания и времени, и что очень много времени дочь проводила с бабушкой, пока Вы и Ваша бывшая супруга были в командировках.

С супругой Вы развелись, но остались в хороших отношениях, поскольку вы не хотите, чтобы Ваша дочь видела в родителях врагов, кроме того, огласка может навредить репутации Вашей клиники.

Вам граммофон и фотоаппарат дороги как память, они были подарены Вашими родителями на свадьбу, в дальнейшем Вы планируете передать их дочери, как семейную реликвию, а сейчас Вы опасаетесь, что эти предметы, могут быть проданы или украдены из галереи Вашей бывшей супруги. Вы даже готовы купить их у нее, но это, в крайнем случае. Они дороги для Вас и цена не имеет принципиального значения (в разумных пределах).

Картина Вам нужна как воспоминание о семейной поездке, но принципиального значения не имеет, можно договорится о материальном возмещении.

Дача Вам сейчас нужна как никогда: Вы сильно устаете на работе, этот городской шум, загазованность и Вы бы с радостью в летнее время, а может даже и зимнее, ночевали на даче, подальше от городской суеты. Вы, недавно, уже после развода, по случаю, приобрели уютный и комфортабельный загородный дом, который не в чем не уступает даче, дом находится в живописном, возможно даже в более экологически чистом районе, на территории, которого есть сосновый бор, небольшое озеро и живописнейшая природа, но есть один не достаток, участок находится примерно в 8 часах езды от города, и для Вас абсолютно не приемлемо, ездить из загородного дома на работу и обратно, ежедневно, Вы можете туда выбираться только на выходные и то не на все, так как много времени уходит на дорогу.

 

5.2. Какие причины и пути разрешения конфликта можно предложить в конкретной ситуации:

Вариант 1 – клиент не доволен качеством консультации. Вариант 2 – ответчик возмущен принятым судом решением. Вариант 3 – как поступить: по совести или по закону?

Вариант 4 – восьмилетний задержанный: «Я не буду разговаривать с этим следователем».

 

5.3. Заполните таблицу.

Основные параметры деятельности следователь судья адвокат прокурор
Поисковая        
Реконструктивная        
Организационно- управленческая        

Коммуникативная        
Удостоверительная        
Социальная        

5.4. Какие «процессуальные фигуры» стоит называть (и стоит ли?) по имени отчеству? Обоснуйте свой ответ.

5.5. Проанализируйте данные, приведенные в таблице.

Сравнительная иерархия ценностей у юристов разных специальностей и у неюристов.

 

Исследуемые объекты Судьи Прокуроры Адвокаты Неюристы
Солнце 15,6 16,3 10,0 15,5
Друг 15,3 15,2 9,6 15,1
Человек 12,1 13,3 6,6 12,0
Адвокат 5,8 5,3 8,1 7,8
Судья 10,0 8,0 4,0 3,1
Прокурор 4,3 10,7 0,7 -
Подсудимый -6,7 -9,4 -4,5 -7,8
Враг -8,9 -12,3 -6,4 -12,0
Тяжелая болезнь -15,4 -15,4 -8,4 -13,8
Преступник -9,2 -9,9 -6,7 -14,8

 

Сделайте выводы.

5.6. Обвинительный уклон в деятельности судей – «норма» или

«патология»? Объясните механизм его формирования.

5.7. Роль судьи в формировании правопослушного поведения подсудимого?

5.8. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Случай из судебной практики». Установите, какие средства техники речи использовал адвокат в защитительной, и какое воздействие оказали они на состав суда. Какой способ аргументации использовал оратор?

5.8. Сделайте анализ основных коммуникативных приемов и средств, используемых в речах известных юристов:

Судебные речи известных дореволюционных юристов: Александров П.А. Речь в защиту Засулич

Андреевский С.А. Речь в защиту братьев Келеш


Громницкий М.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове

Карабчевский Н.П. Речь в защиту Мироновича

Кони А.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем

Обнинский П.Н. Обвинительная речь по делу Качки Плевако Ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики Спасович В.Д. Речь в защиту Деменьтьева

Урусов А.И. речь в защиту Волоховой Хартулари К.Ф. Речь в защиту Левенштейн

Судебные речи известных юристов советского периода: Дервиз О.В. Речь в защиту Васильевой

Кан Н.П. Речь в защиту Далмацкого

Киселев Я.С. Речь в защиту Бердникова Россельс В.Л. Речь в защиту Семеновых

Царев В.И. Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых Речь адвоката по делу Одексаляна

 

Судебные речи современных прокуроров и адвокатов Красноярского края:

 

Речь представителя гражданского истца Савельевой Обвинительная речь по делу Старовойтова Обвинительная речь по делу Артемьева

Речь в защиту Артемьева Речь в защиту Иванова Речь в защиту Шемберга

Речь в защиту Подъельского

 

 

Задания для семинарских занятий по теме 6.


19

6.1. Наказание будет эффективным, если………………………………………..

6.2. Определить, у кого больше проявляется тюремный синдром: у корыстно- насильственных, корыстных, неосторожных, насильственных преступников.

6.3. Определить, у кого быстрее проходит ресоциализация: у корыстно- насильственных, корыстных, неосторожных, насильственных преступников.

6.4. Закончите мысль с обязательным обоснованием.

a) Изменение самосознания, потеря своего ―Я‖……………………………..

b) Тайнопись,             средство             тайного             общения преступников………………………………………………………………...

c) Реакции осужденных становятся похожими на реакции других осужденных в фазе…………………………………………………………..

d) Напрасные ожидания, провал, неудача…………………………………….

e) Внешнее согласие человека с группой при внутреннем несогласии…….

f) Нарушение         сознания,          искаженное          отражение действительности……………………………………………………………

g) Крайнее выражение страха, полная потеря надежды……………………..

h) Направления ресоциализирующей деятельности…………………………

i) Постпенитенциарной реабилитации способствует………………………..

j) ‖Тюремный синдром‖ выражается  в……………………………………….

k) Основные функции режима исправительного учреждения………………

l) Осознание лицом противоправности своего поведения………………….

m) Вероятную стратегию  поведения  (раскаяние, признание, полупризнание, противодействие) предполагают исходя из……………..

n) Болезненная социальная отчужденность заключенных………………….. 6.5. Ознакомьтесь с текстом Концепции реформирования уголовно- исполнительной системы РФ 2010-2020. Выделите в ней основные факторы, которые могут положительно и отрицательно повлиять на процесс ресоциализации осужденных.

6.6. Выступая перед журналистами ТВК генерал-лейтенант внутренней службы В.К. Шаешников заявил: «В тюрьмах должны быть человеческие условия». Согласны ли вы с руководителем ГУФСИН МЮ по Красноярскому краю?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Алиминов И.И. Юридическая психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов по специальностям (030501)"Юриспруденция" и (030505) "Правоохранительная деятельность": рекомендовано Учебно- методическим центром "Профессиональный учебник" / И. И. Аминов. - Москва: ЮНИТИ, 2009. - 271 с.


20

2. Васильев В. Л. Юридическая психология [Текст]: учебник для вузов по специальности "Юриспруденция": рекомендован Министерством общего и профессионального образования РФ / В. Л. Васильев. - 5-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 654 с.: ил. - (Учебник для вузов).

- Список лит.: с.653-654.

3. Еникеев М.И. Юридическая психология [Текст]: учебник для студентов вузов по специальности "Юриспруденция": допущено Министерством образования и науки РФ / М. И. Еникеев. - Москва: НОРМА, 2008. - 501 с. - (Учебник для вузов).

 

4. Коваль А.С., Затонская А.С. Юрист и безопасность бизнеса. Психологические аспекты [Текст]: монография / А. С. Коваль, А. Д. Затонская. - Москва: Проспект; Москва: ТК Велби, 2006. - 302 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.135 с.)