Манифест о вольности дворянства 1762 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Манифест о вольности дворянства 1762 года



Петр III вскоре после вступления на престол заявил, что готов дать дворянам свободу от государственной службы. 17 января 1762 г. (менее чем через месяц после воцарения) он посетил заседание Сената и объявил о намерении дать вольность дворянам. Эти слова были встречены сенаторами с ликованием, а на следующий день генерал-прокурор А.И. Глебов предложил Сенату от имени благодарного дворянства воздвигнуть золотую статую Петру III. Узнав об этом, Петр III ответил сенаторам: «Сенат может дать золоту лучшее назначение, а я своим царствованием надеюсь воздвигнуть более долговременный памятник в сердцах моих подданных».

Политика Петра I, направленная на дальнейшее расширение территории государства и централизацию власти, сопровождалась рядом мер по формированию единого дворянского сословия. С 1690-х гг. постепенно прекращалось пополнение Боярской думы, что лишало преимуществ представителей родов, постоянно заседавших в ней. Следующим шагом стало законодательное оформление дворянских служб. Оно было связано со слишком большой численностью Государева двора, что привело к кризису управления страной, а также с постепенным созданием регулярной армии. В 1701 г. царь объявил, что «с земель служилые всякого чина люди служат службы, а даром землями никто не владеет», что в определённой степени уравнивало помещиков и вотчинников. Для поощрения наиболее отличившихся по службе Пётр I ввёл в дополнение к существовавшим княжеским титулам европейские титулы – графа и барона. Вопреки существовавшим традициям, царь жаловал дворянства многим своим сподвижникам неблагородного происхождения. Он юридически оформил существовавшую издревле традицию, согласно которой служба дворян была регулярной, обязательной, пожизненной, распространил практику выдачи денежного жалованья за гражданскую и военную службу на всё дворянство. Петр I также ввёл норму, в соответствии с которой служба всех дворян осуществлялась на основе личной выслуги с 15-летнего возраста (в 1740 г. дворянам был разрешён выбор между военной и гражданской службой). В Табели о рангах (1722 г.) Пётр I провозгласил государственную службу главной и почётной обязанностью дворян и распорядился «знатное дворянство по годности считать». Табель подтвердила принцип личной выслуги дворян, их продвижения по государственной, военной и придворной службе в зависимости от собственных способностей, а не от знатности и родовитости. Кроме того, она дала возможность получить Д. также выходцам из других социальных групп. К концу правления имп. Петра I термин «дворянство» распространился на всех представителей привилегированного сословия в России, в 1720–50-х гг. наряду с ним употреблялся также термин «шляхетство». Численность дворян-землевладельцев в 1-й трети XVIII в. составляла ок. 64,5 тыс. чел. (в 1777 г. – ок. 108 тыс. чел.).

Манифест императрицы Анны Ивановны «О порядке приёма в службу шляхетских детей и увольнения от оной» (1736 г.) давал право одному или нескольким сыновьям оставаться при доме для управления имением, но с обязанностью учиться, чтобы быть годными к гражданской службе. Для прочих сыновей, которые должны были служить с 20 лет, срок службы ограничивался 25 годами. Однако постепенно дворяне стали записывать своих сыновей на военную службу с младенчества, поэтому реальную службу они начинали уже в офицерском чине. Несмотря на некоторое облегчение условий государственной службы, она оставалась главной обязанностью высшего сословия. Постепенно чин в сознании дворянина приобрёл значение, близкое к почётному титулу. От положения на чиновной лестнице зависел образ жизни дворянина и его семьи.
Сознавая рост своего значения в обществе, представители дворянства при преемниках Петра I начали длительную борьбу с государственным аппаратом за свои сословные права и привилегии. Эта борьба отразилась в ряде проектов времени Анны Ивановны и Елизаветы Петровны, в частности, подготовленных Уложенной комиссией, работавшей с 1754 г. Преемник Елизаветы, император Петр III 18 февраля 1762 г. (менее, чем через 2 месяца после вступления на престол) подписал манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». В качестве вероятных авторов его текста современники называли генерал-прокурора Сената А.И. Глебова и секретаря императора Д.В. Волкова. Манифест состоял из преамбулы и 9 статей. Он провозглашал необязательность дворянской службы, объявив её почетным долгом, а не правовой обязанностью. Дворяне-офицеры получали право по собственному желанию выходить в отставку, за исключением военного времени и периода в 3 месяца до начала военной кампании. Дворяне, не имевшие офицерских чинов (солдаты и обер-офицеры) могли уходить в отставку при условии 12-летней выслуги. Манифест предоставлял дворянам возможность свободно выезжать за границу, поступать на службу к другим европейским государям и сохранять выслуженные за рубежом чины по возвращении на родину, однако в случае необходимости дворяне были обязаны по призыву правительства возвратиться в Россию под угрозой секвестра имений. Единственной обязанностью дворянства Манифест оставлял получение образования – домашнего «чрез искусных и знающих учителей», а также в российских и иностранных учебных заведениях.
Манифест имел разнообразные социальные и социокультурные последствия. Он уничтожил связь между правом владения крепостными душами и государственной службой, окончательно превратил помещичьих крестьян в безраздельную собственность дворянства. Значительное число дворян вышли в отставку и переселились в сельскую местность, что способствовало появлению русской усадебной культуры и формированию особого социального типа сельского помещика. Основные положения Манифеста подтверждены при Екатерине II в Жалованной грамоте дворянству 1785 г.

18 февраля 1762 г. издан Манифест о вольности дворянства.

Вопросы к тексту Манифеста:

1. О какой преемственности в политике русских государей в XVIII веке говорится в манифесте?

2. Что поставлено в заслугу Петру Великому авторами манифеста?

3. Как характеризуется высшее сословие в России?

4. Какой критерий сравнения европейских и неевропейских народов применяют авторы манифеста?

5. Как в манифесте оцениваются причины проведения Петром Великим реформ?

6. Какие две повинности дворянства указываются в манифесте?

7. Как в манифесте оценивается отношение дворян к выполнению своих обязанностей при Петре I?

8. Оправдывают ли авторы манифеста принудительные меры, использованные Пером Великим?

9. Какая оценка политики Елизаветы Петровны дана в манифесте? Почему в манифесте не упоминаются другие государи, царствовавшие после Петра I?

10. Каковы результаты политики Петра I и Елизаветы Петровны, с точки зрения авторов манифеста? Можно ли утверждать, что авторы манифеста этими оценками продолжили создание мифа о России как великой, просвещенной стране?

11. Почему, по мнению авторов манифеста, можно отказаться от принуждения дворян к службе?

12. Найдите в манифесте строки, выражающие его главное содержание. Какое право было дано дворянам?

13. Как в манифесте решался вопрос о службе дворян?

14. Условия отставки дворян.

15. Условия возвращения дворян на службу.

16. В каких государствах дворяне могли нести службу?

17. Сохранялась ли за дворянами обязанность учиться? Какие права в сфере образования получили дворяне?

18. Почему авторы манифеста выразили уверенность в том, что дворяне дальше будут добровольно служить государству?

19. Последствия манифеста: экономические (чем стали заниматься дворяне, вышедшие в отставку), социальные (статус дворянства), ментальные (идентификация дворянами своего сословия), культурные (запросы, интересы, занятия), дворянские усадьбы (перестроили свои дома, превратив их в богатые каменные дворцы с парками, прудами, статуями, создавались дворцово-парковые ансамбли), изменения в образе жизни вышедших в отставку дворян ( собирали библиотеки, покупали музыкальные инструменты, брали гувернеров, заказывали у художников свои портреты, покупали племенных лошадей, уезжали в турне по Европе, создавали крепостные театры, занимались хозяйственной деятельностью; но в массе своей дворяне вели праздный образ жизни).

20. На какие социокультурные группы разделилось дворянств? Выделите критерии анализа.

21. Способствовал ли манифест изменению отношений между государством и дворянством?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.29 (0.008 с.)