III . Византийская цивилизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . Византийская цивилизация



В 395 г. Римская империя была разделена между преемниками последнего императора Феодосия, и ее восточная часть превратилась в самостоятельное государство. За несколько десятилетий до этого, в 330 г., император Константин Великий объявил столицей город Византий, вскоре переименованный в Константинополь. Нередко империю называют Восточной Римской, т.к. являясь восточной частью Римской империи, она на протяжении веков сохраняла во многом традиции политической жизни, государственного строя империи. Жители называли себя римлянами (или ромеями- на греческий манер); империю- Римской или Ромейской.

Владения империи располагались на трех материках, что обеспечивало господство над проливами, контроль континентальных и морских торговых путей. Здесь проходили в т.ч."великий шелковый путь в Китай, "путь благовоний" через Аравию к Красному морю, Персидскому заливу и Индийскому океану. Столица империи Константинополь стояла на стыке европейских и азиатских владений империи и занимала ключевое положение в контроле над черноморскими проливами. Границы Византии менялись в процессе ее более чем тысячелетней истории. В периоды своего могущества Византия включала Балканский полуостров, Малую Азию, острова Эгейского моря, Крит и Кипр, Сирию, Палестину, Египет, отдельные районы Аравии, часть Месопотамии и Армении, южного побережья Крыма и Кавказа. Хотя официальным языком первоначально был латинский, позже- греческий, но в империи сохранялось двуязычие. Численность населения к X в. насчитывала 20-25 млн.

Население Византии было пестрым в этническом плане: большую часть составляли греки, были также римляне, сирийцы, евреи, армяне, грузины, лазы,  копты (в Египте). Официальным языком стал греческий.

Ввиду наличия разных климатических зон занятия населения были многообразны. Египет являлся житницей империи, в Малой Азии было высоко развито виноградарство, садоводство, скотоводство. По уровню развития ремесла Византия опережала Западную Европу. Большое распространение получил горнорудный промысел. Константинополь считался одним из мировых центров по изготовлению предметов роскоши, особо славились производимые здесь ткани (полотняные, шерстяные, шелковые).

В истории Византийской цивилизации можно выделить три этапа:

- Ранний период (IV- первая половина VII вв.): формируется государственность, христианство превращается в главенствующую религию. На этот период приходится один из пиков расцвета империи, когда императору Юстиниану (482-565 гг.) удалось не только восстановить Римскую империю в ее прежних границах, но и расширить территорию империи, присоединив Северную Африку, Италию, Сицилию, часть Испании. Было кодифицировано римское право- принят Кодекс Юстиниана. Развернулось масштабное строительство системы крепостей по Дунайской границе, в Константинополе были укреплены стены, построены храмы, в т.ч.знаменитый Софийский собор.

- Средний период (вторая половина VII- XII вв.): оформилась симфония церкви и государства, произошло разделение церкви на Западную и Восточную, завершилась кодификация права, греческий язык стал официальным. На этот период приходится второй пик расцвета империи- рубеж X -XI вв., связанный с периодом правления представителя македонской династии Василия II Болгаробойца. Однако сXII в. постепенно начинается упадок ремесла и торговли, чему способствовало в т.ч.проникновение сюда итальянских купцов.

- Поздний период (XIII-XV вв.): проявление стагнации и закат цивилизации. Свою роль в этом сыграл и Латинский Запад, когда в 1204 г.Константинополь был взят штурмом, разграблен и сожжен рыцарями в ходе 4-го крестового похода, Византия распалась на Византия распалась на несколько частей- Латинскую, Никейскую, Трапезундскую империи и Эпирское царство. При императоре Михаиле в 1261 г. империя была восстановлена, но оправиться уже не смогла, оставаясь раздробленным феодальным государством со слабой центральной властью, в экономическом отношении зависимым от итальянских городов-республик.

В течение всей своей истории Византия была вынуждена вести военные действия: империя пережила две волны Великого переселения народов- натиск готов и гуннов, вторжения славян; воевала с Сасанидским Ираном, с VII в. -с арабами,  с болгарами, затем турками-сельджуками, Латинским Западом.

В последние столетия существования Византийского государства смертельная опасность исходила от турок-османов, сомкнувших к XV в. вокруг Византии кольцо своих владений. В 1453 г. после 53- дневной осады Константинополь пал, последний византийский император Константин Палеолог погиб в бою, Константинополь стал столицей Османской империи.

Византийская империя была сильным централизованным государством. Носителем верховной власти былимператор- автократор (самодержец), именовавшийся по-гречески василевс (царь). Он обладал практически неограниченной властью, мог издавать и изменять законы, но никогда не ставил себя выше закона, отличаясь этим от тиранов. Он был хранителем права, римское право было важнейшим элементом жизни. В Византии была создана система единого права, также как и    система единых финансов. Всех проживавших на территории империи объединяло гражданство, основными условиями которого были принятие христианской веры и всех обязанностей подданных (в т.ч.норм римского права и уплаты налогов), признание суверенитета и авторитета императора.

Византийский император считался наследником римских цезарей. Он руководил армией, определял внешнюю и внутреннюю политику, имел право вмешиваться в любые вопросы церкви. Император был наделен сакральными (священными) функциями. Он приносил присягу. Его власть считалась божественной, сам он считался богоподобным, как носитель власти. Вместе с тем император избирался сенатом (греч. «синклит»), армией и димами (объединения городского населения). В поздние времена императоры короновали наследников при своей жизни, добиваясь согласия сената, армии, народа, церкви. Заговоры и интриги были неотъемлемой частью жизни императорского двора.

В подчинении василевса был огромный государственный аппарат, состоявший из многочисленных судебных, военных и налоговых ведомств. Сенат являлся совещательным органом. Чиновниками и синклитиками (сенаторами) становились не только выходцы из родовой знати, но простолюдины, отличившиеся талантом и хорошим образованием. Подчас они даже становились императорами, т.к. все граждане империи считались равными от рождения. Империя как форма государственного устройства представлялась византийцам совершенной формой государственности.

Переход Византии к феодальным отношениям был более медленным, чем на Западе. Он не был синтезным, в отличие от Западной Европы, где варвары, находившиеся на уровне разложения первобытно-общинных отношений, ускорили разложение рабовладельческих порядков и способствовали становлению новых, феодальных. Византия переживала медленный процесс изживания рабовладения внутри византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономических отношений. Существовали различные формы землевладения- государственное, монастырское, общинное, др. Государство было собственником огромного числа земель. Оно контролировало феодальные владения, ограничивало их автономность, сдерживало рост крупного землевладения. Римское право узаконивало частную собственность на землю.

В Византии уровень благосостояния был выше, чем в Западной Европе. Значительная часть крестьянства была лично свободной и жила общинами, но были и зависимые крестьяне, работавшие на земле владельцев. Торгово-ремесленные круги находились в сильной зависимости от государства, здесь не было борьбы городов за вольности и самоуправление. Бессилие личности перед властью василевса, чиновников соединялось с декларируемым равенством всех подданных перед законом, с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков.

Византия считалась оплотом христианства, находившимся под Божественным покровительством и призванным вести к спасению другие народы. Христианство укрепляло идею империи. Согласно политической теории, служившей религиозным обоснованием византийской государственности, светская и духовная власть в Византии были слиты воедино, образуя симфонию (созвучие, гармонию). Христианство было господствующей идеологией Византийской цивилизации. Еще в IV в. император Константин сделал его официальной государственной религией. Утверждение этого происходило в борьбе как с язычеством, так и с ересями. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.

Религия в Византии выполняла интегрирующую и стабилизирующую функции. Христианская империя считалась защитницей веры и церкви, империя - мессией, спасительницей христианской веры.

В 1054 г. произошел раскол христианской церкви (схизма). Этому способствовал ряд факторов, в т.ч. теологического, догматического характера. Попытка Римской церкви дополнить христианский Символ Веры положением о том, что Дух Святой исходил не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, встретила неприятие Византийской церкви. Католическая церковь решала вопрос о спасении души, отпуская грехи, определяя нормы поведения человека во всех сферах его жизни. В Византии церковь считала, что путь к спасению, к Богу может обходиться без посреднической роли церкви, через молитву, давая человеку внутреннюю свободу к спасению. Не было согласия и по идее папского примата: папа был реальной властью в Европе, греческая церковь это не принимала. Византии был присущ цезарепапизм - император был реальным главой христианской церкви.

События 1054 г. были лишь финалом многовекового соперничества за духовное и политическое лидерство, которое началось между двумя крупнейшими центрами христианства Римом и Константинополем еще в IV в. Спор 1054 г. имел подоплекой в т.ч.недовольство Рима успехами Византии в христианизации окружающих земель и народов. Главы обеих христианских церквей предали друг друга анафеме (они были сняты только в 1965 г.) Таким образом, в XI в. оформились два направления в христианстве – католическое (на Западе) и православное (в Византии). Однако, видимо, окончательно и бесповоротно раскол произошел и стал необратим в 1204 г., когда Константинополь был взят и осквернен крестоносцами- носителями католической веры.

Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение античного наследия (литературы, философии, др.) поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена церкви. Система образования была близка античной. Под сильным влиянием античности развивалась и византийская наука.

Тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Это был мост между античной и феодальной эпохами. Бесспорно ее влияние на становление российской цивилизации. 

 

Вопросы и задания:

1.В чем заключалась уникальность геополитического положения Византийской империи?

2.Раскройте этапы истории Византийской цивилизации.

3.В чем заключались особенности политического устройства империи?

4.С чем было связано оформление в христианстве двух направлений?

5.Каково было в Византии отношение к античности в целом и ее наследию в частности?


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.014 с.)