Арабская исламская цивилизация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Арабская исламская цивилизация



Создателями исламской цивилизации были арабы. Арабы, относящиеся к числу семитских народов, в начале VII в. они жили на Аравийском полуострове, основным занятием было кочевое скотоводство, лишь на юге развивалось земледелие, а в городах на западном побережье (Мекка, Мариб, Сана и др.), где пролегали торговые пути в Египет и Сирию, – ремесло и торговля. Центральные районы Аравийского полуострова занимало плоскогорье Неджд, где источниками воды служили, главным образом, колодцы, земледелие было возможно лишь в немногочисленных оазисах. Важную роль в экономике региона играла транзитная торговля товарами из Китая, Индии, Африки и пр. Мекка являлась культовым центром многих арабских племен: здесь располагался храм кубической формы Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень.

На территории Аравийского полуострова были распространены различные языческие верования, а также христианство и иудаизм, пришедшие с переселенцами из Палестины, Византии и Эфиопии.

В VI в. население Аравии переживало экономические трудности, связанные с паданием роди караванной торговли в связи с перемещением торговых путей в Иран. Возникла необходимость освоения новых территорий, что требовало военно-политического сплочения арабских племен. Духовной и политической основой такого сплочения стала новая религия ислам.

Основоположником новой религии стал Мухаммед (570-632), торговец из Мекки. Священной книгой приверженцев ислама, мусульман, (от муслим -преданный) стал Коран (Чтение), который, согласно мусульманскому преданию, был передан Аллахом людям через пророка Мухаммеда. В основе догматики Корана лежит идея о едином боге Аллахе, верующие в которого получат спасение. Ислам возлагал на верующих 5 основных обязанностей (пять столпов веры): 1) вера в единого бога Аллаха и его посланника пророка Мухаммеда; 2) ежедневное совершение молитв; 3) соблюдение поста, прежде всего в месяц рамадан (девятый месяц мусульманского лунного календаря); 4) ежегодное отчисление в пользу мусульманской общины заката, одной сороковой доли доходов; 5) хадж, паломничество в Мекку. В ходе арабскихзавоеваний стало формироваться учение о священной войне за веру (джихад).

В Мекке число сторонников Мухаммеда было сначала не велико, новое вероучение подрывало священный смысл Каабы, пантеона языческих божеств, который притягивал людей в город. В 622 г. Мухаммед с группой последователей был вынужден переселиться в Ясриб (Медина), где основал мусульманскую общину. Мухаммед сумел объединить часть арабских племен, и в 630 г. торжественно въехал в Мекку, жители которой признали новую религию.

После смерти Мухаммеда в 632 г. его преемником халифом (заместитель Пророка) был избран его сподвижник Абу Бекр. Халиф соединял в своих руках светскую (эмират) и духовную (имамат) власть. После кончины Абу Бекра, его сменил другой сподвижник Мухаммеда Омар, третьим халифом стал Осман из богатого мекканского рода Омейя, его династия правила халифатом в VII-VIII вв. В IX-XIII в. ей на смену пришла династия Аббасидов.

Уже при первых халифах арабы захватили Сирию, Палестину, Месопотамию, Иран, часть Армении, Северный Азербайджан, вторглись в Пенджаб, Согдиану и Хорезм, в Северной Африке был покорен Египет. В VIII в. арабы расширили свои владения в Средней Азии и проникли в долину Инда, подчинили Северную Африку, переправились на Перинейский полуостров и захватили его большую часть. На завоеванных землях население быстро исламизировалось, чему способствовало более высокое налогообложение не мусульман. Во второй половине VIII в. начинается распад халифата, что было связано с различным уровнем экономического развития территорий и сепазаратизмом правителей. К середине Х в. халифы утеряли политическую власть: халифат распался на ряд фактически независимых государств. Духовная власть халифов сохранялась еще на протяжении трех веков. В 1258 г. Багдад был захвачен монголами, арабский халифат прекратил свое существование.

Арабский халифат представлял собой централизованное государство с единой системой управления, налогообложения, таможенных тарифов. Верховная власть как светская, так и духовная находилась в руках халифа. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат, где ближайшим к правителю лицом был визирь. Центральная власть опиралась на армию и полицию. Особым воинским подразделением стала конная гвардия халифа, сформированная из рабов мамелюков. Отдельными областями управляли шейхи  и сеиды.

Государство являлось верховным собственником большинства земель, часть земель принадлежала семье халифа, остальной земельный фонд находился в частной собственности. Халиф мог отдавать земли во владение за службу или даже передавать их целым племенам. Крестьяне выплачивали поземельную подать, а также натуральный налог на войско, немусульманское население – дополнительную подушную подать.

Захватив огромные территории, многие из которых были древними центрами цивилизации, арабы сумели синтезировать достижения культур проживавших там народов. Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI века, этому способствовало существование в регионе языка межнационального общения в религиозной и политической областях - арабского. Мусульманские школы, медресе, стали центрами образования, готовившими служителей культа, учителей, государственных чиновников. В Багдаде в IX в. был создан Дом мудрости своеобразная академия наук с библиотекой старинных рукописей, астрономической обсерваторией, переводческой школой. Значительными были достижения арабов в области медицины, астрономии и др. наук.

Особенностью исламской цивилизации стал синтез восточной и западной культур. Это была империя, основанная на единой религии, которая определяла также политическую, социальную, гражданскую жизнь. Ислам выступает как мощная интегрирующая, консолидирующая сила, но со второй половины IX в. он становится все более нетерпимым по отношению к христианам, иудеям, к мусульманским еретикам, а также представителям светской науки и философии.

Вопросы и задания

1. Как следует понимать определение «речные цивилизации». Приведите примеры таких цивилизаций.

2. Какую роль играло государство в истории древнеегипетской цивилизации.

3. Что такое деспотия? Почему для раннеклассовых обществ была характерна данная форма правления?

4. Почему в раннеклассовых государствах правители обожествлялись?

5. Что можно отнести к особенностям социальной организации древнеегипетского общества, как они возникли?

6. Какие формы собственности были характерны для древнеегипетского и месопотамского обществ?

7. Как государственная собственность на землю влияла на социальные отношения и менталитет раннеклассовых обществ.

8. Что такое патриархальное рабство? Почему оно получило распространение в обществах востока?

9. Можно ли считать цивилизацию Междуречья обществом, основанным на законе?

10. Что определило агрессивность ассирийского государства?

11. Что позволило персам занять лидирующие позиции в Восточном Средиземнорье?

12. Можно ли утверждать, что история индийской цивилизации определяетя религиозными представлениями?

13. Что общего и в чем различия буддизма и других религиозных учений Инди?

14. Можно ли признать китайский вариант деления общества на два класса «ученых» и «неученых» идеалом общественного устройства?

15. Что способствовало утверждению учения Конфуция в Китае?

16. Соответствовало ли китайское общество идеалу большой семьи?

17. Что способствовало стабильности китайской цивилизации, развивающейся на протяжении четырех тысячелетий?

18. Каков возраст японской цивилизации?

19. В чем особенности геополитического положения Японии?

20.Что Япония заимствовала у Китая? Какую роль эти заимствования сыграли в развитии японской цивилизации?

21. В чем заключалась роль буддизма в становлении цивилизации Японии?

22. Какое значение в истории Японии имел сёгунат?

23. Что такое «реставрация Мэйдзи»?

24. Какую роль сыграл ислам в истории арабских обществ?

25. Что позволило арабам в короткие сроки создать исламскую цивилизацию?

26. Почему в исламском мире до середины II тыс. н.э. выше был уровень культурного развития?


 

II. АНТИЧНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

2.1. Эгейская (крито-микенская) цивилизация бронзового века.

Античная цивилизация возникла на стыке Европы, Азии, Африки, на морском побережье, что позволяет ее отнести к типу морских цивилизаций. Она охватывает период VIII в. до. н.э. - середины V в. н.э. В истории античной цивилизации выделяются две локальных цивилизации древнегреческая (VIII-I вв. до н.э.) и древнеримская (VIII в. до н.э. - V в. н.э.).

Древнегреческая цивилизация сложилась в бассейне Эгейского моря: юг Балканского полуострова, острова и прибрежные районы Малой Азии. Значительная часть южной Греции была малоплодородной, здесь не было крупных рек, в долинах которых можно было бы развивать ирригационное земледелие. Садоводство и виноградарство давало оливковое масло и вино, скотоводство шерсть для прядения и ткачества. Греция была богата полезными ископаемыми (серебро, золото, медь, свинец, железо) и строительным материалом (известняк, мрамор, глина). Благодаря изрезанной береговой линии и многочисленным островам существовали возможности для развития судоходства, рыболовства и морской торговли.

В III тыс. до н.э. на юге Балканского полуострова проживали пеласги,этническая принадлежность которых до сих пор является предметом дискуссий. На рубеже III-II тыс. до н.э. на территорию Балканского полуострова пришли племена греков-ахейцев, которые частично ассимилировали, частично истребили пеласгов. С конца XIII в. до н.э. с севера в Грецию стали проникать дорийцы, установившие свое господство на Пелопоннесе.

Первой цивилизацией, возникшей в Европе, была минойская, ей предшествовали общества Кикладских островов и Трои, достигшие значительного уровня развития благодаря не только земледелию, но и ремеслу, рыболовству, морской торговле и пиратству. Становление минойской цивилизации началось на рубеже III-II тыс. до н.э. на острове Крит, свое название она получила по имени легендарного царя Миноса, сына Зевса и Европы. Крит имел выгодное географическое положение, обеспечивавшее его защиту от внешних врагов и возможности для развития торговли с основными центрами древних цивилизаций Средиземноморья, а также богатые природные ресурсы.

Развитое земледелие послужило основой дворцовой цивилизации. Центрами первых государств стали дворцы, которые были разрушены около 1700 г. до н.э. в результате землетрясения. После восстановления самым крупным становится дворец в Кноссе, правители которого сумели подчинить себе другие политические центры. Согласно греческим легендам, царь Кносса Минос, обладавший мощным флотом, уничтожил пиратство и установил свое господство в Эгейском море. Царские дворцы были политическими, хозяйственными и религиозными центрами. Минойцы знали письменность. В середине XV в. до н.э. минойская цивилизация погибла, вероятно, в результате природной катастрофы, этим воспользовались греки-ахейцы, вторгшиеся на остров.

Центром ахейской культуры был Пелопоннес, где существовал ряд городов-государств Микены, Тиринф, Пилос. Ахейские города представляли собой укрепленные поселения, центрами которых служили цитадели, здесь размещали чиновников, хранили продовольствие и ремесленные изделия, устраивали праздники и совершали религиозные обряды. Ахейские государства были независимы друг от друга, но могли объединяться в военные союзы.

В XII в. до н.э. на Пелопоннес вторглись северные племена дорийцев, которые уже обладали железным оружием. Ахейские города были разрушены и сожжены, часть населения уничтожена, другая спаслась в Аттике, в Малой Азии и на островах Эгейского моря.

XI-IX вв. до н.э. стали периодом упадка (гомеровский период), но в это время греки освоили железо, в обществе произошло имущественное расслоение, царская власть приобрела наследственный характер. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.169 (0.014 с.)