Тема: Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение



Рабочая тетрадь

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине

ОП. 01 «Основы латинского языка

 с медицинской  терминологией»

 

студентки(та) ______________   группы,

________________________________________________________________________________фио

 

 

                                                                   

 

                                                                  

 

 

                          

Асбест

2019

Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

 на заседании ЦМК ОД и ОПД                      Зав. учебной частью

«___»______________2019 г.                            ___________Г.М.Котова

 Председатель ЦМК ОД и ОПД                      «___»___________2019 г.

______________Е.Н.Скворцова

 

 

 Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработана на основе требований ФГОС по специальностям в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на практических занятиях по специальностям 31.02.01 Лечебное дело (углубленной подготовки) и 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).

 

 

Составитель: Белозерских Ольга Михайловна,

                    преподаватель латинского языка

 

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь составлена в помощь студентам  при изучении дисциплины  «Основы латинского языка с медицинской терминологией»; предназначена для аудиторной практической работы и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине. 

Главной целью изучения латинского языка в медицинском колледже является приобретение знаний, которые понадобятся студентам при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин. По окончании курса латинского языка студенты должны:

§ уметь читать и писать по латыни;

§ знать основы грамматики, необходимые для построения фармацевтических терминов;

§ в пределах пройденной лексики уметь переводить с русского языка на латинский простые и многословные фармацевтические термины;

§   в пределах пройденной лексики уметь переводить рецепты с русского языка на латинский и обратно; оформлять их по заданному нормативному образцу.

§ руководствуясь знаниями о  словообразовательных элементах, уметь «извлекать понятие» из клинического термина и конструировать термины;

§ знать около 500 лексических единиц.

Основной учебник для студентов:

Городкова Ю.И. Латинский язык, Ростов - на - Дону «Феникс», 2015 г.



Тематический план

Практических занятий

№№ темы

Наименование темы

часы оценка
1 Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога. 2  
2 Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. 2  
3 Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии 2  
4 3 склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений 2  
5 Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.   2  
6 Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта, его форма. Сослагательное наклонение в рецепте. Рецептурные сокращения. Латинская часть рецепта. Особенности выписывания лекарственных препаратов в рецепте.   2  
7 Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты.   2  
8 Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.   2  
9 Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. 2  

Практическое занятие №1

Задание №1

Прочитать вслух:         


      rete

      tuber

      venter

      vena

      antrum

      femur

      gutta

      mater

      aorta

      atrium

      foramen

       vertebra

         membrana

      abdomen

      gingiva


Задание №2

Заполнить схему произношения буквы С:                                                                       

                                                                 

                                [ц]_____________________________________________

 С

                                                                   

                                 [к]_____________________________________________

 

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение буквы С:     


cito

cerebrum

acidum

costa

corpus

caput

cytologia

cystitis

ductus

incus

corona

cor

succus

medicina

fascia

  caecum

coelia

cocci

cellula 

rectum 



Задание №3

Написать буквенные обозначения следующих звуков:

 


· э

 

· и

 

 


· в

 

 


· ци

 

 


· т

 

 


· р

 

 


· ф

 

 


· з

 

 


· к

 

 


     х


Задание №4

    

  


 

Выписать термины из задания 2, в которых буква С произносится  как   русское [ц],  в один столбик и как русское [к] в другой:               



[ц] [к]
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание № 5

Заполнить схему произношения буквы S:

                                       

  S =

[з]
[с]

Задание №6

Прочитать вслух:     


     


fossa

dosis

mensis

bursa

venosus

sterilisare

organismus

sulfur

vasa

basis

medicus

sapiens

musculus

nusus

  spasmus

  systema

  sinus

  septum

  manus

  nasalis


Задание №7

Выписать термины из задания 8.1, в которых буква S произносится как  русское [с] в один столбик и как русское [з] – в другой:


[з] sterili s are [ c ] s terilisare
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Задание №8

Написать латинские дифтонги и их транскрипцию:


1) В – [б ]

2) В – [б ]

3) В – [б ]

4) В – [б ]


 


Задание №9

Прочитать вслух, подчеркнуть дифтонги:


   pleura

vertebrae

Raunatinum

oedema

coelia

diploё

Aloё

pnoё

aёr

auditus

Europa

aeger

auris

amoeba

audire

Foeniculim

Althaea

gangraena


Прочитать вслух, подчеркнуть диграфы:


thorax

Althaea

Mentha

therapia

charta

Chininum

bronchus

Chamomilla

Camphora

Phosphorus

typhus

lympha

encephalon

Rheum

rhizoma

rhinitis

rhachitis

rheumatismus


 

Задание №10

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания букв qu:


Quercus

aqua

quantum

liquor

quadratus

aquosus            quartus

 

quartus

obliquus


Задание №11

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение букв x и z:


zona

zoluna

zoologia

benzoas

Dibazolum

radix

apex

axis

dexter

maxilla

externus

appendix

cortex

mixtura

oxydum

Xeroformium

sex

extractum

Taraxacum

exitus


Прочитать вслух, обратить внимание на чтение слога ti:


digestio

operatio

Tilia

solutio

combustio

Liquiritia

auscultatio

mixtio

vitium

tinctura


Прочитать вслух, обратить внимание на произношение словосочетания ngu:


lingua

angulus

angularis

lingula  

unguentum

 

unguis

sanguis


Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания sch:


Schizandra

schola

schizma

os ischii

ischiadicus

ischinum

 


Задание №12

Задание №13

Поставить ударение, учитывая долготу или краткость суффиксов:

 


I

vertebralis

vernalis

capillaris

caudatus

cavernosus

II

caninus

spirituosus

aquosus

sterilisatus

palatinus

III

mixtura

sutura

medicus

chloridum

frigidus

IV

iodidum

liquidus

globulus

foveola

similis


Задание №14

  Написать по памяти диктант:


 


ромашка   красавка  
настойка   календула  
алтей   таблетка  
трава   капля  
бумага   вода  

Работа с лексикой:

Слова для запоминания.

1.Названия растений.

1. Althaea, ae, f алтей, проскурняк
2. Alo ё сабур, столетник, алоэ
3. Eucalyptus, i, f эвкалипт
4. Rheum, i, n ревень
5. Absinthium, i, n полынь
6. Convallaria, ae, f ландыш
7. Foeniculum, i, n укроп
8. Crataegus, i, f боярышник
9. Farfara, ae, f матьи-и-мачеха

2. Названия элементов.

10. Aurum, i,n золото
11. Cuprum, i,n медь
12. Iodum, i, n йод
13. Kalium, i, n калий
14. Phosphorus, i, m фосфор
15. Zincum, I, n цинк

3.Лекарственные формы.

16. dragee драже
17. gutta, ae, f капля
18. solutio, onis, f раствор
19. unguentum, i, n мазь
20. decoctum, i, n отвар
21. infusum, i, n настой
22. mixtura, ae, f смесь, микстура
23. suspensio взвесь твердых частиц в жидкости, суспензия

Задание для самоконтроля.

1. Звук Э передается гласными _________ и дифтонгами___________.

2. Для обозначения звука И в начале слова или слога перед гласными употребляется буква ______или_______.

3. Звук К обозначается чаще всего буквой _________.

4. Звук Ф передается буквой _________ или диграфом _________.

5. Звук И в одних словах передается буквой _________, а в других  - греческого происхождения -  буквой_______.     

6. В слове spatium  ti читается как_________.

7. Сочетание ti после согласных s и x всегда читается как_________.

8. Сочетание звуков кв всегда передается буквами_______________.

9. С произносится как Ц перед гласными: _______________.

10. В термине caput costa С читается как _________.

11.  S между гласными произносится как _______.

12.  В слове sulcus s читается как ________.

13. Сочетание ngu перед гласными произносится как __________.

Nota bene! - Хорошо заметь, обрати внимание!

Работа над ошибками

Практическое занятие №2

Тема:Имя существительное. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на – on.

После выполнения домашнего задания студент должен:

представлять:

ü грамматические категории имени существительного;

ü словарную форму существительного

знать:

ü основные признаки имени существительного 1-го и 2-го склонений;

ü методы определения склонения, рода, основы существительного;

ü лексический минимум, вводимый на занятии.

уметь:

ü переводить словосочетания с несогласованным определением с русского языка на латинский и наоборот;

ü выделять латинизированные греческие существительные на - е и на - on;

ü определять основу существительных.

Обязательные задания

I. Ознакомиться с новым материалом по учебнику стр. 43 – 48, 75 - 79.

II. Выучить материал лекции.

III. Ответить на контрольные вопросы:

1. Какие существительные относятся к первому и второму склонениям?

2. Какие окончания имеют существительные первого склонения в единственном числе?

3. Как записывается словарная форма существительного?

4. Что называется определением?

5. Какие вы знаете определения? Какие определения называются несогласованными?

6. Какова словарная форма существительных второго склонения?

7. Какие окончания имеют существительные второго склонения в именительном и  родительном падежах?

8. Назовите характерные особенности существительных второго склонения среднего рода?

Задание №1

Переписать слова в словарь и выучить их:

Urtica, ae, f крапива Hippopha ё, ё s, f облепиха
Camphora, ae, f камфора Helianthus, I m подсолнечник
chole, es, f желчь Leonūrus, I m пустырник
Kalancho ё, ё s, f каланхоэ Oxycoccus, I m клюква
Glycyrrhiza, ae, f солодка Rheum,I n ревень
Oryza, ae, f рис Ricĭnus, I m клещевина
Anīsum,I a анис emulsum, i n эмульсия
Origanum, i, n душица extractum,i n экстракт
Armenia с a, a f абрикос butȳrum, i m масло (твердое)
bacillus, i m палочка Rubus   idaeus, i m малина
globulus, i m шарик medicamentum,i лекарство
suppositorium, i свеча numerous, i m число
oleum,i a масло Streptomycinum, i, n стрептомицин
linimentum, i n линимент folium,i n лист
unguentum, i n мазь    

Задание №2

Выбрать один правильный ответ:

1. К первому склонению относятся имена существительные

а) мужского рода б) женского рода в) среднего рода г) женского и мужского рода.

2. Имена существительные первого склонения в Gen. Singularis имеют окончание

                             a) - a                                   в) - arum

                             6) -ae                                  г)-is

3. Имена существительные первого склонения в Nom. Sing. имеют окончания

                               a) ae                                    в) - is

                               6)-a                                       г)-as

4. Несогласованное определение выражено именем

а) существительным в Gen.. б) существительным в Nom. в) прилагательным в Gen. г) прилагательным в Nom.

5. Латинское название красавки

a) Belladonna б) Betula в) Adonis г) Convallaria  

6. Латинское название крапивы

 

а) Urtica  б) Frangula в) Farfara г) Solanum

7. Латинское название шалфея

 

а) Amygdala б) Schizandra в) Chamomilla г) Salvia

Задание №3


Установить соответствие

 

1. Мятная вода              2. Миндальная вода    3. Ягоды лимонника    4. Настойка ландыша  1.Aqua Menthae 2.Tinctura Chamomillae 3.Gemmae Betulae 4.Aqua Amygdalarum 5.Tinctura Convallariae 6.Baccae Schizandrae  

Задание №4

Задание №5

 Написать по памяти диктант:


 


ландыш Convallaria солодка Schizandra
шалфей   берёза  
лимонник   миндаль  
крапива   абрикос  
алоэ   трава  
сахар   лист  

Задание №6

Работа над ошибками

Практическое занятие №3

Тема: Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение.

После подготовки домашнего задания студент должен:

 представлять:

ü грамматические категории имени прилагательного;

ü словарную форму прилагательного.

знать:

ü основные признаки имени прилагательного;

ü методы изменения прилагательных по родам;

ü лексический минимум, вводимый на занятии.

уметь:

ü переводить словосочетания с согласованными определениями с русского  

языка  на латинский и наоборот;

ü согласовывать прилагательные с существительными;

ü определять основу прилагательных.

Обязательные задания

Задание №1

Заполнить  схему

                         
 
 

 


                                             (имеют окончания)

 

     
 


Задание № 2

Выписать в словарь и выучить новые слова:

dulcis, e сладкий     laxans, ntis слабительный
letalis, e смертельный vulgaris, е обыкновенный
majalis, e майский vocalis, е голосовой
medicinalis, e медицинский infantilis, е инфантильный,  недоразвитый
naturalis, e натуральный, естественный rectalis, е прямокишечный
viride (is) nitentis бриллиантовая зелень pulmonalis, е лёгочный
officinalis, е аптечный, лекарственный solubilis,е растворимый
pectoralis, е грудной subtilis,е мелкий
simplex, icis простой vaginalis,е влагалищный
vernalis, е весенний paluster, tris, tre болотный
Rheopyrinum, i, n реопирин Origanum, I, n душица
Thiaminum, i, n тиамин Pinum, I n сосна

Задание №3

Задание №4

Согласовать существительные с прилагательными в роде и падеже и определить тип склонения существительных и прилагательных..

 

Русские термины

Латинские термины

 

в именительном падеже

в родительном падеже

 

Экстракт

Густой

            сухой

Жидкий

 

 

Раствор

масляный

спиртовый

 

Уголь активированный

 

Вода дистиллированная

               

Перевести рецепты.

1. Возьми: Настойки ландыша

               Настойки валерьяны по 10 мл

               Жидкого экстракта боярышника 5 мл

               Ментола 0,05

               Смешай. Выдай. Обозначь.

2. Возьми: Жидкого экстракта красавки 25 мл.

            Выдай. Обозначь.

3. Возьми: Масляного раствора камфары 10%-50 мл

               Выдай. Обозначь.

4. Возьми: Спиртового раствора йода 5%-2 мл

            Танина 3,0

            Глицерина 10,0

            Смешай. Выдай. Обозначь.

5. Возьми: Нашатырно-анисовых капель 50 мл

           Алтейного сиропа 30 мл

           Дистиллированной воды до 200 мл

           Смешай. Выдай. Обозначь.

6. Возьми: Активированного угля 100,0

     Выдай.

     Обозначь.

 

Задание №5

Выбрать правильный ответ.

Раствор йода спиртовой:

Solutio Iodi spirituosa

Solutio Iodi spirituosi

Solutio Iodi spirituosus

Дополнительные задания

Практическое занятие №4

Тема: 3 склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

После подготовки домашнего задания студент должен:

Представлять:

· грамматические категории имени существительного;

· словарную форму существительного;

· определение склонения, рода, основы существительного исключения из правила о роде.

Знать:

· основной признак существительных 3,4,5 склонений.

Уметь:

· использовать имена существительные в медицинской терминологиии.

Обязательные задания:

I. Ознакомиться с новым материалом по учебнику стр. 122 – 133, 175 – 176, 182 - 183.

II. Ознакомиться с материалом лекции.

 III. Ответить на контрольные вопросы:

1. Какие существительные относятся к 3-му склонению? С какими окончаниями?

2. Какие существительные 3-го склонения называются равносложными?

3. Какие существительные 3-го склонения называются неравносложными?

4. Какова словарная форма существительных 3-го склонения?

5. Как определить род существительного 3-го склонения?

6. Какие существительные относятся к четвертому склонению? Приведите примеры.

7. Как склоняются существительные четвертого склонения?

8. Какие существительные являются исключениями?

9. Как записывается словарная форма существительных 4-го склонения?

10. Как существительные 4-го склонения согласуются с прилагательными?

11. Какие существительные относятся к пятому склонению? Как склоняются, примеры.

12. Как записывается словарная форма существительных пятого склонения?

13. Как согласуются существительные пятого склонения с прилагательными 1 и 2 групп?

Задание №1

Переписать в словарь и выучить новые слова:

abdomen,onis n живот manus, us, f

рука, кисть руки

caput, it is n голова abscessus, us, m

нарыв, абсцесс

c orpus, o r is n тело collapsus, us, m

острая сосудистая

недостаточность

diaphragma, at is n диафрагма, грудобрюшная перегородка exitus, us, m

исход

fel, fellis n желчь exitus letalis

смертельный, летальный исход

femur, oris n бедро habitus, us, m

телосложение, внешний вид

hepar, atis n печень infarctus, us, m

очаг омертвления из-за отсутствия притока крови, инфаркт

albumen, inis n альбумин, белок status, us, m

состояние

 Alumen, inis n квасцы sinus, us, m

пазуха, синус

elixir, i ris n эликсир abortus, us, m

выкидыш, аборт

jecur, oris n печень (морских животных и рыб) insultus, us, m

удар, внезапное нарушение мозговой

деятельности, инсульт

Oleum jecoris Aselli масло печени трески, рыбий жир тресковый

  spiritus, us, m

спирт
lac, lactis n молоко

Partus, us, m

роды Secale, is, n рожь

Pulsus, us, m

толчок, пульс Secale (is) cornutum (i) спорынья, маточные рожки

Prolapsus, us, m

выпадение semen, in is n семя

Fructus, us, m

фрукт, плод viride, is n зелень

Quercus, us, f

дуб с oma, atis(греч.) кома, полная потеря сознания

Genu, us, n

колено oedema,atis n (греч.) отёк

Cornu, us, n

рог, рожок cor, cordis n сердце   os ossis n кость                                                                                                                                  

Nospanum, i, n

но-шпа  Papaver, er is n мак

Papaverinum, i, n

папаверин tuber, eris n бугор

Promedolum, i, n

промедол rhizoma, rhizomatis n корневище

Omnoponum, i, n

омнопон stigma, stigmatis n рыльце(кукурузы)

Pentavit (um, i, n)

пентавит          

Задание №2

Прочитать, перевести и записать словосочетания на русском языке.

1 Rp.: Infusi corticis Frangulae 1  
2 Rp.: Decocti florum Chamomillae 2  
3 Rp.: Tincturae gemmarum Betulae 3  
4 Rp.: Picis liquidae Betulae 4  
5 Rp.: Extracti stigmatum Maydis fluidi 5  
6 Rp.: Emulsi olei jecoris Aselli 6  
7 Rp.: Sulfuris depurate 7  
8 Rp.: Pulveris Glycyrrhizae composite 8  
9 Rp.: Aquae Menthae 9  
10 Rp.: Rizomtis cum radicibus Valerianae 10  
11 Rp.: Succi Plantaginis 11  
12 Rp.: Infusi herbae Thermopsidis 12  
13 Rp.: Olei Menthae guttas III 13  
14 Rp.: Solutionis Iodi spirituosae 14  
15 Rp.: Aquae pro injectionibus 15  

Задание №3

Задание №4

Работа над ошибками

 

Практическое занятие № 5

Тема: «Глагол. Грамматические категории Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках»

Обязательные задания:

Задание №1

  Переписать в словарь и выучить новые слова:

dare давать, выдавать pulvis, ĕris, m порошок
signare обозначать linimentum, i, n линимент
sterilisare стерилизовать species, ēi, f сбор
miscēre смешивать emulsum, i, n эмульсия
dividĕre делить unguentum, i, n мазь
recipĕre брать, взять Analginum, i, n анальгин
repetĕre повторять Atropinum, i, n атропин
vertĕre вертеть, поворачивать Adrenalinum, i, n адреналин
audire слушать Bicillinum, i, n бициллин
finire кончать, оканчивать Dimedrolum, i, n димедрол
curare лечить Biseptolum, i, n бисептол
palpare пальпировать, ощупывать Novocainum, i, n новокаин
valere здравствовать, быть здоровым pulvis, ĕris, m порошок

Задание №2

Практическое занятие №6

Тема: Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта, его форма. Сослагательное наклонение в рецепте. Рецептурные сокращения. Латинская часть рецепта. Особенности выписывания лекарственных препаратов в рецепте

После выполнения домашнего задания студент должен:

представлять:

ü структуру рецепта;

ü латинскую часть рецепта;

ü основные лекарственные формы.

знать:

ü наиболее употребляемые выражения с предлогами;

ü лексический минимум.

уметь:

ü заполнять латинскую часть рецепта;

ü использовать родительный падеж в наименованиях лекарственных веществ;

Обязательные задания:

Практическое занятие №7

Тема: Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент»      (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ.

Греко-латинские дублеты.

После подготовки домашнего задания студент должен

представлять:

   - определение клинической терминологии;

   - способы словообразования.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.100.42 (0.324 с.)