III . 1. Общее звучание речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III . 1. Общее звучание речи



а) Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

     В выводах отмечается:

•  характерные особенности голоса:

по силе – нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий;

по высоте – нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, монотонный, немодулированный;

по тембру – с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;

б) тип и продолжительность дыхания (положить ладонь на область диафрагмы ребенку во время речи).

• характеристика речевого дыхания (по результатам произношения фразы, состоящей из

3 – 4 слов (для детей 5 лет),

4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет).

Различают 3 главных способа дыхания: 1) верхнее дыхание (ключичное);

2) среднее дыхание (грудное и реберное; или межреберное); 3) нижнее дыхание (брюшное или глубокое, или диафрагмальное); 4) к ороткий вдох, непродолжительный выдох;

Исследование состояния просодических компонентов речи

• темпа речи (нормальный, ускоренный, замедленный);

• ритма (нормальный, дисритмия, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно);

• паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке);

• интонирования (способность употребления основных видов интонации).

• выразительность речи: дикция – отчетливая, смазанная, невнятная;

• Голос (нормальной громкости / громкий/ тихий / затухающий / глухой / звонкий /монотонный, слабо-модулированный / модулированный.)

НАПРИМЕР:

▲ Речь невнятная; говорит односложно, не использует сложные предложения. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи. Высказывания интонационно маловыразительны. Наблюдается замедление ритма в конце фразы. Логическое ударение отсутствует. Голос слабо-модулированный, тихий.

▲ Пассивный и активный словари характеризуются бедностью. Многие слова употребляет в приближенном значении (например, “кружка – чашка”). Знает такие обобщающие понятия как “овощи”, “фрукты”, “одежда”, “посуда”, “мебель”, “домашние животные”. Самостоятельно называет последовательность времен года, с помощью - порядок дней недели. Пассивный словарь преобладает над активным. Наиболее страдает употребление глаголов, прилагательных. В речи мало наречий, сложных предлогов.

▲ 1-й уровень речевого развития:
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
произносит отдельные звуки, звукокомплексы
произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
▲ 2-й уровень речевого развития:
пользуется простой фразой
аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
▲ 3-й уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
▲ 4-й уровень речевого развития:
лексико-грамматическая и фонетико-фо-нематическая недостаточность
пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована

Образец.

· Речь невнятная (чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих).

·  Ритм нормальный. Излишне растянута. Наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста.

· Темп речи замедленный (быстрый).

· Паузы и ударения употребляет правильно. Словесное ударение употребляет правильно. Логическое ударение отсутствует. Паузы в речи использует излишне часто.

· Выразительная. Не торопливая (чрезмерно быстрая). Малоразговорчив.

Говорит односложно. Допускает ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматическойой стороны речи (аграмматизм). Интонационно маловыразительная (или дифференцированная). Основные виды интонации употребляет правильно.

· Разборчивость речи не нарушена. Несколько снижена разборчивость речи.

· Голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный.

                          

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.195 (0.004 с.)