Славяне в догосударственный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Славяне в догосударственный период.



Вопрос о происхождении древнерусской государственности тесно связан с вопросом о происхождении народа, ее создавшего. По одной из наиболее распространенных в наше время гипотез в 1 тысячелетии до нашей эры славяне не выделились еще в самостоятельную этническую группу. Их предки являлись составной частью балто-славянской языковой общности, занимавшей территорию современной Северной Белоруссии, части центральной России и Прибалтику. В V-VI начинается активное заселение восточными славянами Восточноевропейской рав-нины.

Колонизация охватывала огромные территории, удаленные от основных центров цивилизации, здесь славянам приходилось сталкиваться с этносами, находившимися на более низкой стадии общественного развития (финно-угры, тюрки). Это не могло не сказаться на темпах становления государственности, характере социально-экономического и политического строя. Природно-ландшафтные, экологические условия Восточноевропейской равнины значительно отличались от аналогичных факторов в Западной Европе и Азии, что оказало виляние на формирование древнерусского этноса и его социогенез. Сложная гидрография Восточной Европы обусловливала расселение племен, определяла важнейшие военные, торговые и коммуникативные пути, не давала в условиях лесостепной зоны (при отсутствии естественно-географических преград нападениям врагов) обособляться отдельными поселениями, что создавало объективную основу для этнического и политического единства. Это, а также особенности климата – холодное лето, суровая зима, затяжные весна и осень – в течение веков выработали своеобразную аритмию жизни и труда, специфические черты быта и психологии древних русичей, других местных народов. Особенностью восточнославянской колонизации является ее перманентный характер, что стало важным фактором, определившим последующую историю русского народа.

Выход на мировую историческую арену славяне осуществляют, находясь на стадии родоплеменного строя, о чем красноречиво свидетельствуют источники. Род (коллектив родственников, ведших свое происхождение от общего, зачастую легендарного, предка) состоял из парных семей, на смену которым постепенно начинали приходить большие патриархальные семьи. Во главе рода стоял родоначальник, который совместно с главами семей управлял делами рода, а на войне предводительствовал отрядом сородичей. Для родовых объединений характерна жесткая, обусловленная традициями, регламентация жизни, общая собственность на средства производства, круговая порука. Несколько родов объединялось в племя.

Общественная структура у восточных славян в VIII-IX вв. была достаточно проста. Она сводилась, в основном, к оппозиции свой-чужой, свободный-несвободный. Родовые традиции регулировали отношения в обществе. Регламентированность жизни была очень жесткой и обусловливалась, как и все общественные отношения и институты внешней, сверхъестественной санкцией (считалось, что нормы, обычаи установлены либо богами, либо героями-родоначальниками и не могут нарушаться людьми). Поэтому права человека (сородича) защищались традициями, на страже которых стояла родовая организация.

Градация в среде свободных у славян VI-VII вв. выражалась слабо и не имела ничего общего с системой господства-подчинения. Весь народ, «люди», обладает правом на участие в родовой и племенной собственности, представляет вооруженную силу (народное ополчение) и принимает непосредственное участие в племенном управлении (народном собрании). Понятия «народ», «власть», «войско» не были четко расчленены в сознании людей того времени, зачастую являясь тождественными. Прокопий Кесарийский писал про славян, что они: «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом».

Конечно, полного равенства не существовало. Власть родоначальников и глав семей была достаточно велика в архаичных обществах. Наряду с этим шло формирование родоплеменной знати. Высокий статус определялся как происхождением от знатных предков (героев, полубогов), так и личными качествами человека, его удачей. Он приходил также с возрастом, поскольку мудрость старцев, опиравшихся на накопленный годами опыт, уважалась. Богатство также являлось средством повышения престижа. Но свое высокое положение в обществе нужно было подтверждать делами. Неудача лидера в каком либо деле, могла оттолкнуть от него соплеменников.

Помимо личного авторитета, родоплеменная знать могла оказывать суще-ственное влияние на дела племени, заседая в совете старейшин. Для ведения боевых действий выбирались военные предводители – вожди. Ими становились наиболее удачливые воины. Удача для вождя, по воззрениям того времени, значила многое, больше чем численность возглавляемого им войска. Племенные союзы возглавляли князья. Правя в согласии с советом старейшин, князь являлся органом власти народа, которому и принадлежала верховная власть. Народное собрание этого времени было действенной и главной несущей конструкцией института власти у восточных славян.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.004 с.)