Актуальность изучения истории государственного управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность изучения истории государственного управления.



ВВЕДЕНИЕ В КУРС

 

О некоторых вопросах периодизации истории России и ее государственности.

В истории российской государственности выделяют десять ее периодов. Такая периодизация обусловлена несколькими факторами. Главные из них — социально- экономический уклад общества (уровень экономического и технического развития, формы собственности) и фактор государственного развития:

1. Древняя Русь (IX—XII вв.). 2.

 Период самостоятельных феодальных государств Древней Руси (XII—XIV вв.).

3. Русское (Московское) государство (XV—XVII вв.).

4. Российская империя периода абсолютизма (XVIII — середина XIX в.).

5. Российская империя периода перехода к буржуазной монархии (середина XIX — начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль—октябрь 1917 г.).

7. Период становления советской государственности (1918—1920 гг.).

8. Переходный период и период нэпа (1921—1930 гг.).

9. Период государственно-партийного социализма (1930 — начало 60-х гг.).

10. Период кризиса социализма (60—80-е гг.).

11. Современный период (90-2020).

Тема 2. Становление государственности у восточных славян

 

1. Славяне в догосударственный период.

2. Проблема возникновения государства у восточных славян. Норманнская теория.

 

Тема 3. Государственное управление в Киевской Руси (IX – XI вв.)

 

1. Образование государства у славян.

2. Древнерусская государственность в конце X – XI вв.

 

Захватив власть в Новгороде, Рюрик закрепился на северо-западе Восточной Европы. Его преемник, Олег, развивая успехи Рюрика в 882 г. захватил Киев. Являясь всего лишь предводителем викингов, Олег и его ближайшие преемники (Игорь, Святослав) фактически превратили Киев в базу для своих набегов и сбыта награбленного. Внутреннее устройство государства их, по всей видимости мало интересовало. Этим и объясняется простая структура государственного управления. Власть Великого князя Киевского основывалась на его дружине, жившей за его счет, и на сакральном авторитете. Основным его занятием были военные походы и сбор дани.

Княжеская администрация на местах отсутствовала. Племенные князья фактически оставались независимы в своей внутренней политике, только поставляя дань и воинские контингенты Киеву. Большую роль в Киеве и при местных князьях играли “старцы градские.” Они наряду со “старшей дружиной” являлись советниками князя. Одновременно, как наиболее уважаемые люди, старейшины выступают от лица земли перед князьями. Сохраняло свое значение и народное собрание – вече.

 

 

Начало появления княжеской администрации на местах связывают с административно-налоговой реформой княгини Ольги, создавшей на зависимых землях пункты для сбора дани, и разместившей там своих слуг.

 

Существенные изменения в государственном управлении происходят в конце Х в. с вокняжением Владимира I. Центр своей деятельности он перенес с внешней на внутреннюю политику. В результате ему удалось на какое-то время консолидировать древнерусскую государственность. Этому способствовали: 1) крещение Руси, заменившее язычество единобожием принесшее понятие государственности, идею служения правителю; 2) ликвидация местных княжеских династий. Князь Владимир I посадил своих сыновей в крупнейшие города Руси, и термин «князь» теперь распространялся только на членов киевской великокняжеской династии – Рюриковичей.

 

Тема: Государственное управление в период феодальной раздробленности

План:

I. Причины феодальной раздробленности и ее последствия.

II. Государственное управление в основных центрах

III. Русские княжества в системе владычества Золотой орды.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС

 

Актуальность изучения истории государственного управления.

Россия в начале XXI в. вновь на перепутье. Как ее «обустроить»? Кризис ее государственности приобрел затяжной и хронический характер. Вопрос об укреплении российской государственности и налаживании государственного управления и местного самоуправления стал важнейшим среди всех острых проблем общественной жизни. В кризисные периоды истории народы часто обращаются к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство Российское — это больше чем государство. Это территория, охватывающая два континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики и культуры. Что удерживало народы вместе несколько столетий? Изучение специфики такого управленческого опыта представляет особый интерес; в начале XXI столетия остро осознана необходимость его всестороннего обобщения.

История государственного управления — молодая, актуальная, формирующаяся отрасль научных знаний. Как учебная дисциплина она возникла лишь в 1995 г., когда была включена в Государственный стандарт высшего образования по специальности «Государственное и муниципальное управление». Научный интерес к проблеме огромен.

В конце XX в. появились работы, посвященные теории российской государственности, рассматривающие ее как часть общей теории государства. Российская история становится, таким образом, одной из составляющих общее знание о закономерностях и случайностях в государственно-правовом развитии человечества.

Основные понятия курса.   Основной категорий Истории государственного управления является государство.  Это важнейший институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство — центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.

Существует три основных подхода к объяснению происхождения, формирования и существования государства.

Во-первых, государство рассматривается как средство решения «общих дела» (республика) и регулирования отношений правительства (власти) и народа (общества), а также средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека. Такое понимание природы государства сложилось еще в древности, в античной философии. Оно сохраняется и сейчас.

Во-вторых, так называемый классовый подход к природе государства, объясняющий происхождение государства разделением общества на классы. Эта точка зрения представлена в марксистском направлении философии, права и истории. Согласно этим представлениям, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»1.

В-третьих, это правовой и организационно-структурный подходы, которые рассматривают государство как источник права и закона (юридическое государство), организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений.

В изучении многовековой истории государственного управления в России существовали все эти подходы, в каждом есть и свои достоинства, и свои недостатки. Поэтому важнейшим требованием его изучения является конкретно-исторический подход к анализу всей совокупности сведений по истории государственного управления.

Государственное управление — это целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений). Управление, особенно государственное, — сложное, многоплановое явление. С точки зрения теории и практики это:

— умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей;

— вид деятельности по руководству людьми и организациями;

— область человеческого знания, помогающего осуществлять эту деятельность;

— определенная категория государственных служащих, специальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению;

— специфический вид трудовой деятельности;

— комплекс форм и методов, посредством которых осуществляется согласованная деятельность работников совместного труда, это необходимое условие их функционирования;

— различные стороны отношений коллективов, включающие прямой обмен деятельностью между участниками труда посредством различных экономических форм;

— сочетание объективных и субъективных факторов развития, целенаправленные действия на основе познания и использования объективных факторов;

— волевые отношения, предусматривающие целенаправленные действия, организационно-распорядительные и другие воздействия на людей и их коллективы.

Государственное управление — одна из областей государственной политики, базирующаяся на выработанных в обществе и законодательно закрепленных общесистемных императивных установках (Конституция, законы, указы и т.д.) с учетом теоретико-информационных, экономических, правовых, исторических, социологических и других разработок и разнообразных политических факторов, влияющих на содержание и направленность государственной политики.

Государственное управление страной осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, судебные, полицейские, административные). Каждое учреждение обеспечивает выполнение основных и не основных функций государства (поддержание порядка, защита Отечества и охрана его границ, а также финансовая, хозяйственная и религиозно-воспитательная). В государственном учреждении имеется организованная государством группа лиц (чиновников), государственных служащих, которые выполняют государственные задачи.

Государственная служба сформировалась в результате реформ Петра 1. Ученые XIX в. определяли государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи»3. Данное определение признано правомерным и на исходе XX в.

Государственные учреждения, имеющие властные полномочия, именуются органами государства. Государственный аппарат представляет собой систему тесно связанных друг с другом основных элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов. Государственные учреждения и органы во все периоды их развития можно подразделить на три основные группы, соответствующие их месту в системе государственного аппарата:

— высшие (которые подчинены непосредственно носителю верховной власти — великому князю, царю, императору, президенту) или являющиеся, как правило, органами законодательства, верховного управления, надзора и суда (Боярская дума. Сенат, Государственный совет, Правительство, Комитет и Совет министров и т.д.);

— центральные отраслевые и многоотраслевые органы (учреждения) управления (приказы, коллегии, министерства), исполнявшие законы, а также распоряжения носителей верховной власти и высших органов (учреждений);

— местные органы власти и управления (губернские, уездные. городские и т.д.), территориальные, в отдельных случаях «всероссийские», но связанные «особенным» территориальным делением отдельных национальных окраин.

Предмет истории государственного управления в России. Предмет курса заключается в исследовании закономерностей возникновения, развития и преобразования государства и его аппарата, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

Изучение предмета курса реализуется с помощью выполнения ряда задач учебного курса.

1. Выявление социально-экономических и политических предпосылок возникновения государства, всей системы его учреждений (государственного аппарата), изменений объема их полномочий, компетенции, направлений деятельности.

2. Установление общего и особенного в развитии Российского государства, специфики управления гигантской страной, в том числе ее окраинами.

3. Всестороннее рассмотрение реформ и контрреформ в области государственного строительства, а также деятельности реформаторов и их судеб.

4. Изучение истории государственной службы в России.

5. Анализ истории самоуправления в России.

6. Исследование роли правящих политических партий, церкви, армии, полиции и других государственных и общественных институтов на разных этапах развития российской государственности.

7. Характеристика роли государственных деятелей в истории России.

 

Основные особенности и факторы истории российской государственности. Особенности истории государственности России — в последовательной смене реформ и контрреформ. Причина такой последовательной смены в том, что с восшествием на престол каждого нового самодержца, а в советское время — нового генерального секретаря ЦК компартии нарушалась «цепь преемственности» общественной жизни страны.

В государственном управлении в России проявились и такие особые черты характера ее народов, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако высветилась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного.

Самостоятельная русская мысль обращена к эсхатологической проблеме конца, она окрашена апокалипсически. В этом — отличие ее от мысли Запада.

Существенную роль в специфике российской государственности сыграл и геополитический фактор. Постоянная борьба с врагом вела к усилению и централизации власти. Сюда же можно добавить и суровые климатические условия, побуждавшие так же государство к закручиванию гаек для получения прибавочного продукта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.016 с.)