Естественное и Искусственное освещение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное и Искусственное освещение



Естественное освещение

Основные условия

    Естественное освещение различается как по положению светопроёмов в помещении, так и в зависимости от способа использования получаемого света:

    Б о к о в о е о с в е щ е н и е: а) нормальное (подоконник на обычной высоте); б) повышенное (подоконник выше человеческого роста).

    В е р х н е е о с в е щ е н и е: а) центральное (светопроем в центре потолка); б) полное (весь потолок – световая площадь); в) периферийное (центр потолка светонепроницаем и окружён световой каймой).

    Н а п р а в л е н н о е о с в е щ е н и е - свет направлен на экспонаты, светопроём зрителю не виден.

    О т р а ж ё н н о е о с в е щ е н и е: свет падает на экран, отражающий лучи на экспонаты (световой проём зрителю не виден).

    Основное правило освещения – экспонат должен быть освещён сильнее зрителя.

    Наилучшая ориентация светопроёмов – северная половина горизонта.

    При неизбежном попадании на светопроёмы прямых солнечных лучей рекомендуются жалюзи из молочного стекла или светонепроницаемого материала.

    Современная техника позволяет регулировать силу освещения ф о т о-э л е м е н т а м и, которые по мере изменения силы освещения в зале вращают жалюзи, закрывая или открывая светопроёмы. Фотоэлементами достигается также незаметный переход от дневного света к искусственному постепенным автоматическим включением источников искусственного света.

 

    2.1.2. Боковое освещение

    Боковое освещение зала осуществляется нормальными светопроёмами в стене; при этом прямоугольная форма зала в плане даёт неравномерное освещение боковых стен и отражение в стеклянных витринах; для устранения этого стены и экспозиционные щиты (стенды) в зале следует размещать под некоторым углом к светопроёму так, чтобы нормаль, приведённая к экспозиционной поверхности, не попадала в окно (приложение 1, рис. 3А). Из этих же соображений картинные плоскости располагаются наклонно к полу.

    При циркулярной планировке художественных галерей отдельные небольшие залы получаются трапециевидной формы, более рациональной в смысле освещения боковых стен окнами.

    Примерные рациональные формы малых залов, освещаемых одним окном, см. в приложении 1, рис.1.

    В залах, расположенных в противоположном корпусе и освещённых боковым светом с обеих сторон, применяется планировка щитами-перегородками (приложение 1, рис. 4В).

    Большие неразгороженные залы с двусторонним боковым светом для объёмного экспонирования мало пригодны, так как такой свет даёт на объектах неопределённую светотень.

    При боковом освещении светопроёмы рекомендуется располагать на высоте не менее 2 м от уровня пола, это особенно важно для объёмных экспонатов, для которых освещение сверху более выгодно.

    Боковое освещение во всех этажах, за исключением последнего (где возможен верхний свет), неизбежен для многоэтажных экспозиционных зданий.

 

    2.1.3. Верхнее освещение

    Верхнее освещение (?) считается рациональным для большинства экспозиционных зданий. Распространённые отношения световой площади к площади пола в залах 1:2 и 1:3.

    Преимущества верхнего освещения:

а) стены полностью используются для развески экспонатов, а при расстановке объёмных объектов служат фоном для экспозиции;

б) падение света сверху приближает условия освещения экспозиционного зала к условиям наружного освещения;

в) возможно устройство зала большого полёта с равномерным освещением всей площади пола.

    Недостатки верхнего освещения:

а) падающий свет освещает развешенные картины и вертикальные экспозиционные поверхности слабее, чем пол, особенно при зенитных лучах, доступ которых вообще следует ограничить;

б) при полном застеклении потолка появляются вертикальные скользящие лучи, искажающие фактуру экспонатов;

в) конфигурации фонарей верхнего освещения сложны; эксплуатация фонарей представляет некоторые затруднения.

    П е р и ф е р и й н ы й верхний свет лучше освещает стены и пристенное пространство зала, оставляя пространство для зрителей несколько притемнённым (?).

    Для укрытия светопроёмов от глаз зрителей применяются подвесные конструкции - экраны-велариумы; для лучшего освещения углов велариумы скашиваются. Во всех случаях следует стремиться к такому распределению света в пространстве зала, когда основное количество его направлено на экспонат.

 

    2.1.4. Направленное освещение

    Общий направленный свет, сосредоточенный на экспонатах, лучше всего решается затемнёнными полосами галереи для зрителей и маскировкой светопроёма. Этот приём основан на принципе софита и даёт сплошной источник рассеянного света по всей длине экспозиционного пространства (?).

    Лучшие результаты общего направленного света – при ориентировании фонарей на север. Такие фонари дают эффект сосредоточенного мягкого освещения экспонатов, оставляя зрителя в притемнённом пространстве.

    Архитектурная обработка зала с применением направленного освещения требует большего внимания, особенно в решении потолка (?).

 

    2.1.5. Отражённое освещение

    Отражённое освещение в экспозиционных помещениях осуществляется излучением экрана, на который непосредственно падает естественный свет. Этот способ даёт эффектное рассеянное освещение зала с возможностью утемнения полосы движения посетителей, однако влечёт большую светопотерю; падение света на отражённую поверхность составляет только 13-42%, непосредственно же до экспоната доходит 2-5% (?). Такой приём применяется для освещения панорам, изредка экспозиционных залов музеев и выставок.

 

Искусственное освещение

    В последнее время в экспозиционных залах музеев и выставок всё большее предпочтение отдаётся искусственному освещению.

    Искусственное освещение применяется:

а) для имитации естественного света в выставочных помещениях, специально проектируемых для искусственного света;

б) для дублирования условий дневного света в вечернее время;

в) для поддерживания постоянных условий освещения комбинированием с дневным светом (подсвечивание).

    Общий принцип – максимальное приближение физического качества искусственного света к естественному и маскировка источника света от зрителя.

    В случае полного воспроизведения условий наружного освешения учитывается следующий его состав:

а) главный свет (солнечный или от освещённого небосвода), падающий сверху;

б) второстепенный свет, отражённый соседними предметами или плоскостями;

в) рассеянный свет от земли (снизу вверх).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.008 с.)