Урок 32 . И.Стравинский Балет «Петрушка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 32 . И.Стравинский Балет «Петрушка».



 

           Балет «Петрушка», музыку к которому написал молодой композитор И. Стравинский, стал в 1911 году гвоздем «Русских сезонов» в Париже. В то время никто и подумать не мог, что Петрушка с присущей ему неуклюжей пластикой и печальным лицом станет символом русского балетного авангарда. Но блестящий творческий триумвират композитора И. Стравинского, хореографа М. Фокина и художника А. Бенуа создали шедевр, который стал одним из символов русской культуры. Буйство красок, выразительность, национальный колорит, проявлявшиеся как в музыке, так и в костюмах, декорациях, хореографии, привели зрителей в совершенное восхищение и установили в Европе моду на все русское.

    Основные действующие лица — куклы, между которыми и развертывается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки, традиционного персонажа народного театра, к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который в конце концов убивает соперника — Петрушку.

                                     Краткое содержание

    Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

    Один из авторов «Петрушки» художник и либреттист А.Бенуа называл его «балетом-улицей». Среди его персонажей ряженые, гусары, кучер, шарманщик, поваренок, купец, цыганки, гуляющие. В музыку балета Стравинский искусно вплел мотивы известных русских народных песен «Под вечер осенью ненастной», «Чудный месяц», «Вдоль по Питерской», «Ах, вы сени, мои сени», «Не лед трещит, не комар пищит», «А снег тает». Композитор работал с фольклором вполне осознанно. В его задачи входило показать народ как толпу, как русскую «коллективную душу», ту самую, из которой вековая «сердечная тоска» не вытравила «разгула удалого». Такое видение народных образов воплотилось в новой форме художественного обобщения – позиция художника как «отстраненного наблюдателя». Стравинский запечатлел в музыке обобщенный многосоставный образ масленичного гулянья как последовательное и одновременное звучание разных, порой случайных музыкально-звуковых элементов.

· Послушаем сцены из балета: "Народные гуляния на масленой".

1 картина.

    Современники безошибочно угадывали в персонажах «Петрушки» реальных участников «Русских сезонов». Образ Фокусника напрямую ассоциировали с Сергеевым Дягилевым, который распоряжался своими артистами, как кукольник управляет марионетками. Нижинского сравнивали с Петрушкой, видя в нем артиста, силой своего искусства поднявшегося над толпой. Михаил Фокин считал лучшей исполнительницей куклы Балерины Тамару Карсавину. Она, в свою очередь, очень любила эту роль и танцевала ее вплоть до завершения балетной карьеры.

    Познакомимся с музыкальными характеристиками главных персонажей балета.

· Русская - 1 картина

· Танец Петрушки - 2 картина

· Танец Арапа - 3 картина

· Танец Балерины - 3 картина

               

Традиции русской балетной музыки нашли живое продолжение в музыке советских композиторов: Б.Асафьева, Р.Глиэра, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Р.Щедрина, А. Хачатуряна.

В выборе сюжетов они не ограничивались областью романтических сказок, они смело обращались к сюжетам классической литературы: например, «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник» Асафьева, «Медный всадник» Глиэра на сюжеты Пушкина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева по трагедии Шекспира, «Анна Каренина» Щедрина по роману Л.Толстого или его же «Чайка» по драме Чехова, «Спартак» Хачатуряна по роману Джованьоли.

Такие сюжеты потребовали новых выразительных средств как в музыке, так и в танце. Все виды балетного движения насыщаются выразительностью, действенностью, требующей от исполнителей не только танцевального мастерства, но и мастерства актёра.

Оглавление

                                                                                 Стр.

Тема 1.   Жанр - вид искусства. Жанры в литературе, в живописи и в музыке.    1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.57.49 (0.005 с.)