Эпическая симфония А. Бородина «Богатырская». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпическая симфония А. Бородина «Богатырская».



Мир сказки и эпоса в творчестве А. Бородина удивительно разнообразен. Песни-сказки «Спящая княжна» и «Морская царевна», песня-былина «Песня тёмного леса», песня-баллада «Море». Любимыми героями композитора стали богатыри – защитники родной страны. Это реальные исторические личности (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»). Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь ощущение силы, бодрости, света, мысленно представляешь образ Древней Руси, её бескрайние степи, богатырские заставы - весь образ далёких веков.

В образах князя Игоря или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков русской истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства.

Симфония №2, «Богатырская» имеет свою программу, составленную другом композитора и критиком В. Стасовым. На основе бесед с автором В. В. Стасов написал программу к симфонии, которая явилась ключом к пониманию музыки симфонии. Итак, первая часть – «Собрание богатырей» начинается энергичной темой главной партии, которая проводится у всей струнной группы оркестра, в то время как валторны и фаготы подчёркивают остановки на выдержанных нотах. Краткие выразительные мотивы чередуются с тяжёлыми «втаптывающими» ударами. Вслед за первым отрезком этой темы, рождающим представление о богатырской поступи витязей и о могучих ударах доспехов о землю, в верхнем регистре слышится радостный, оживлённый отклик деревянных духовых инструментов, будто солнце заиграло на золочёных шлемах и щитах. Первая часть это экспозиция былинных и лирических образов. В побочной партии звучит мелодия очень близкая к русским народным песням. Это задушевная, спокойная и светлая мелодия звучит в мажоре, в переменном размере, сопровождается подголосками (черты лирических народных песен). Между двумя темами нет конфликта, потому нет борьбы. Вся симфония картинна. Разработка рисует картину состязания богатырей, образы стремительной скачки лошадей, звуки ударов оружия. На фоне остинатного ритма скачки многократно повторяются попевки первой темы. Она развивается в виде секвенций, полифоническими приёмами имитации, нарастанием динамики от p до ff. В победной кульминации звучат плясовые наигрыши из 1 темы.

    Реприза даёт ещё более мощное звучание Г. П. Она ритмически увеличивается (изложена четвертями, а в коде – половинными длительностями), добавляются новые инструменты, динамика достигает fff. П.П. звучит в репризе ещё мягче и нежнее. Кода снова рисует богатырей–победителей в мощном гимническом звучании главной темы.

В центральном разделе (разработке) развитие музыкальных образов приводит к большему нарастанию, и в репризе темы звучат полнозвучно и торжественно. Завершается часть унисонами первой темы. Богатырские образы возникали и в творчестве многих художников XIX-XX века.

· Послушаем 1 часть симфонии.    

        

Вторая часть – Скерцо представляется как картина богатырских игр и забав, часто встречающихся в русских былинах.


Третья часть симфонии - медленная, Andante в Des-dur можно назвать богатырской эпической песней-былиной. Она воспринимается, как повествование народного сказителя Баяна о славных битвах и подвигах древних витязей. Аккорды арфы имитируют игру на гуслях, а короткая запевка кларнета вводит слушателя в мир эпических, былинных образов. Песенная мелодия у солирующей валторны неторопливо повествует голосом Баяна в переменном размере, свободно и импровизационно. Это главная партия сонатной формы.

В побочной теме эпическое спокойствие сменяется взволнованностью – словно певец от мирного повествования перешёл к рассказу о тревожных и грозных событиях. В заключительной теме и разработке ощущается большое драматическое напряжение. Нарастание приводит к кульминации.

В репризе тревожные настроения растворяются в общей радости победы и возникает картина торжества и славления богатырей. Эпическое повествование завершается повторением попевки кларнета с аккордами арфы из вступления, что создаёт завершённость всей формы.

Четвёртая часть это народно-жанровый финал. Упругие, стремительные по характеру, темы главной и побочной партий связаны с жанром плясовой. Бойкая, лихая пляска богатырей на пиру. Переменный размер. Интонации из различных тем симфонии сочетаются в одновременном звучании или сливаются в новые мелодии. Развёртывается картина народного празднества, венчающего славные подвиги, искрящаяся бурным весельем и богатырской удалью.

   Урок 22. Симфоническая сюита.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.005 с.)