Церковная и светская хоровая музыка на Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковная и светская хоровая музыка на Руси.



Хор - совершенный многоголосный инструмент. Ему доступны все средства музыкальной выразительности. Хоровое звучание может передать тончайшие оттенки чувств, воплощённых в музыке, способно нарисовать живописные музыкальные картины.

По своей манере пения хоровые коллективы отличаются друг от друга. Хоры, исполняющие классическую музыку и современные произведения, поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком.

К жанрам хоровой музыки относятся: хоровая миниатюра (канты, мадригалы, шансон), хоровой концерт, кантата, оратория, месса.

Хоровое пение имеет такую же древнюю историю, как и песни. Вспомните, что древние обрядовые песни исполняются коллективно. Правда, все поют одну и ту же мелодию, в унисон. Много веков подряд хоровое пение оставалось одноголосным, и первые образцы хорового многоголосия относятся к 10 веку. В Х1 веке итальянец Гвидо Аретинский придумал способ нотной записи – линейную нотацию. С тех пор многоголосие стало развиваться быстрым темпом.

Музыкальное искусство на Руси, как и в Европе, развивалось в двух направлениях: 1) культовое и профессиональное; 2) народное и светское.

Культовая музыка Светская и народная музыка
Знаменный распев Лирические протяжные и исторические песни
Партесный концерт Кант
Духовный хоровой концерт Кантата
Литургия  

 

Культовая музыка, связанная с богослужением, базировалась на особой форме песнопений молитвенных текстов, называемой знаменным распевом. Такое название шло от способа нотной записи особыми знаками – крюками или знамёнами. Каждый знак соответствовал определённой музыкальной попевке. Типы знаменных распевов пришли на Русь из Византии, где их систематизировал и упорядочил литургическое пение композитор, поэт, философ Иоанн Дамаскин, живший в 8 веке. Все напевы были подчинены системе осьмогласия (8 ладов соответствовали 8 неделям «столпа», связанными с церковными праздниками).

    Музыкальными особенностями знаменных распевов были:

1) монодия, одноголосие;

2)бесполутоновые лады;

3)импровизационность;

4) исполнение мужским хором без сопровождения (a capella);

5)жанры: стихиры, тропари, кондак.

· Послушаем знаменный распев «Господи, воззвах».

Развитие музыкального искусства особенно шагнуло вперёд во времена правления Ивана Грозного (1547 год).

Музыка распевов становится более разнообразной, среди них появляются авторские сочинения – распевы Опекалова, Безбородого (из Новгорода), Фёдора Христианина, Ивана Грозного (в Москве). В этих песнопениях появляются юбиляции, разводы, варьирование, подголоски.

· Послушаем распев Федора Христианина.

Стилизацию и цитирование знаменных распевов можно найти в разных произведениях русской классики. Например, в кантате Танеева «Иоанн Дамаскин», в сочинениях Рахманинова, Чайковского. Композиторы ХХ века тоже не оставили без внимания знаменный распев. Р.Щедрин к 1000-летию крещения Руси написал «Стихиру», а Валерий Кикта – создал инструментальную поэму «Фрески Софии Киевской» на основе старинных знаменных распевов.

 

Многоголосие было свойственно и жанрам народной музыки – лирическим протяжным и историческим песням. От народного многоголосия пошла традиция – исполнять песни хором. Иногда это просто переложение любой песни для хора, а иногда песни написаны специально для исполнения хором. Но хоровая песня – это не самостоятельный жанр хоровой музыки, это одна из разновидности жанра песни.

Вспомним знаменитые песни – «Лучинушка», «Вниз по матушке, по Волге», «Ты взойди, взойди солнце красное». Их пели в крестьянских вольницах Степана Разина, Емельяна Пугачёва. В этих песнях звучит «душа народа», угнетённого, бесправного, но не утратившего надежд на лучшее будущее. Их цитировали в своих сочинениях композиторы русской школы XIX века.

· Послушаем русскую народную песню "Вниз по матушке, по Волге" в исполнении мужского хора а cappella.

· Женский хор часто использовался в величании невесты на свадьбе. Например,  Глинка «Свадебный хор» из оперы «Иван Сусанин».

Хоровая миниатюра – это небольшая пьеса для хора. В отличие от хоровой песни, в хоровой миниатюре сильно развито многоголосие, часто используются полифонические приёмы. Многие хоровые миниатюры написаны для хора без сопровождения (в таком случае используется итальянский термин "a cappella”).

Среди самых старинных хоровых жанров – жанр канта. Кант (в переводе с латыни cantus – пение) родился в начале 18 века в эпоху Петра I - это была трёхголосная песня без сопровождения на светский поэтический текст. Канты исполнялись по случаю военных побед – канты-виваты, или панегирические канты. В них пели о победе под Полтавой, Нарвой или Ригой, об измене подлого гетмана Мазепы, о бегстве шведского короля Карла в Турцию. В текстах этих песен переплетались религиозная символика и античная мифология (например, Пётр часто сравнивался с Марсом). Многие дожившие до наших дней канты не лишены цельности и художественных достоинств.

· Например, кант «Радуйся, Росско земле!» Канты имеют форму строфической (куплетной) песни с довольно длинным текстом.

Позже отголоски торжественной кантовой поступи мы найдём у М.Глинки в хоре «Славься», венчающем оперу «Жизнь за царя».

    Духовный хоровой концерт – несмотря на название, не предназначен для концертного исполнения, это концерт, предназначенный для исполнения в православной церкви во время торжественной праздничной службы. Это жанр русской православной духовной музыки.

Хоровой концерт – не миниатюра, а крупное многочастное (циклическое) произведение. Это хоровая повесть в нескольких главах, каждая часть является продолжением предыдущей. Обычно между частями есть небольшие паузы, но иногда части исполняются без перерыва, перетекают друг в друга. Все хоровые концерты написаны для хора "a cappella”, поскольку инструментальная музыка в православной церкви запрещена. Основоположником жанра хорового концерта в русской музыке стал Дмитрий Бортнянский (1751 – 1825). В отличие от своего предшественника М.Березовского он отказался от традиций полифонического письма и смело пошёл новой дорогой музыкального классицизма. Музыка Бортнянского распространилась по всей России. Его концерты пели в храмах, на великосветских приёмах, в помещичьих усадьбах.

Мир образов музыки Бортнянского простирается от нежной элегичности и безмятежности до благородного спокойствия и отрешенности. В музыкальный словарь композитора вошли интонации русских народных песен и танцев, кантов и оперных арий. Всего создано 35 концертов для 4-голосного хора и 10 концертов для двух хоров.

· Послушаем Концерт №32 «Скажи мне, Господи, кончину мою» на текст 38-го псалма Давида. В концерте 3 части, но между ними нет контраста. В музыке преобладает тихая нежная звучность, передающая предсмертную мольбу человека, уходящего из жизни.

Урок 14.  Жанры хоровой музыки. Зарубежная хоровая музыка.

Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из церковного пения. Отличие ее от хоровой русской музыки, очевидное даже для неподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин, прежде всего - из различия между православной верой и католической.

Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные взгляды на церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к тексту, на музыкальные и певческие правила... Особенностью зарубежной культовой музыки является её инструментальное сопровождение, в то время как православная певческая культура носит строго вокальный характер.

Культовая музыка Светская и народная музыка
Хорал Шансон
Органум Мадригал
Мотет Кантата
Месса Оратория
Пассионы (страсти)  

Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с текстами Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера хоровой музыки И. С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс - видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности человечества, вечную непрерывающуюся жизнь духа. Страницы их хоровых сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора. Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая учит человека ценить и любить как высший дар эту способность своей души к воспарению.

Прочитайте стихотворение Максимилиана Волошина, рассмотрите фотографию внутреннего вида собора Сен-Шапель в Париже, рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень».

Плавны, как пение хора,
Прочь от земли и огней
Высятся дуги собора
К светлым пространствам ночей...
В горний простор, без усилья
Взвились громады камней...
Птичьи упругие крылья -
Крылья у старых церквей.

Ранние образцы полифонии относятся к концу VIII - началу IX веков. Появились хоралы на два голоса, движущихся параллельными квартами или квинтами. Пение сопровождалось органом. Отсюда название жанра – органум. Позже голоса стали приобретать независимость. В середине XII века одним из самых крупных центров многоголосия станет Париж. В капелле собора Нотр-дам работали музыканты и магистры Леонин, а позже – Перотин. Их композиции отличались гармонической слаженностью звучания, охватывали 2-4 голоса и требовали предварительного обдумывания и записи.

· Послушаем органумы этих авторов.

«Хорал» - немецкое слово, означающее хоровое песнопение. Мелодии хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни. Но И.С. Бах был по религии протестантом и писал хоровую музыку на немецком языке.

· Послушаем два его хорала из большого вокально-симфонического сочинения «Страсти по Матфею». Хоралы №№3 и 10.

Художественные возможности хоровой музыки огромны. Она породила такие глубокие и сложные в образно-содержательном плане жанры, как месса,страсти, кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов - христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы.

· Вот фрагмент из 1 части «Высокой мессы» си минор И.С. Баха – «Kyrie eleison». Хор исполняется на латинском языке. Музыка включает в себя хоровую фугу – жанр имитационной полифонии. Печальный характер передаёт страдания Иисуса Христа.

Светская музыка – начала своё бурное развитие в эпоху Возрождения. Музыка в эпоху Возрождения была осознана как искусство, доставляющее радость, удовольствие.

Появились небольшие хоровые миниатюры, содержание которых было обращено во внешний мир, а не внутрь человека. Природа, городской быт, сценки из жизни – весь мир словно открылся глазам и сознанию музыкантов. Об этом говорят сами названия полифонических песен или шансон – «Крики Парижа», «Болтовня женщин за стиркой», «Битва при Мареньяно».

· Мы уже слушали в 1 классе одну из них – шансон Клемана Жанекена «Пение птиц». Здесь композитор воспроизводит перекличку птичьих голосов в прозрачной полифонической технике.

· Другой подобный пример – песни Орландо Лассо «Тик-так» и «Эхо».

В просвещённой среде художников, поэтов учёных, собиравшихся в домах меценатов, излюбленным жанром стали мадригалы. Содержанием мадригала стали любовные переживания, описанные в стихах Петрарки, Ариосто, Тассо на родном языке. Это была 2-3-х голосная песня из коротких куплетов с припевом, а позже - целая вокальная поэма с гибким, эмоциональным языком, чертами изобразительности.

· Особой экспрессией отличались хроматические мадригалы итальянца Джезуальдо (1560-1615 гг.) Например, мадригал «Томлюсь без конца».

Кантата – слово однокоренное со словом «кантилена», что обозначает «пение». Название «кантата» (музыка, которую поют) возникло в начале 17 века, вместе с названием «соната» (музыка, которую играют) и «токката» (музыка, предназначенная для исполнения на клавишных инструментах). Сейчас смысл этих названий несколько изменился. С 18 века под кантатой подразумевают не любое произведение, которое поют.

Исторические корни жанра следует искать в средневековье. В поэзии трубадуров практиковалось исполнение стихов речитативом под музыкальное сопровождение. Декламация должна была касаться серьезных тем – исторических событий, спиритуальных размышлений. Позже текст, исполняемый соло, стал ложиться на музыку. По сути, жанр выкристаллизовался в Италии, в конце XVI века. Даже название несет в себе романские корни: глагол «cantare» означает «петь». Во времена Высокого Ренессанса это было, прежде всего, музыкальное произведение. Но что такое кантата и чем она отличается от простой песни? Во-первых, торжественной и серьезной тематикой стиха. Во-вторых, текст имел ранее второстепенное значение по сравнению с музыкой, по крайней мере, сначала. Но поскольку стихи все же были, кантату стали отличать от сонаты – простого инструментального сочинения.

Как и всякое творение человеческого гения, кантата неуклонно развивалась. С первой половины XVII столетия на развитие жанра очень повлияла опера. Определение того, что такое кантата, стало более сложным. В состав музыкального произведения начали включать несколько сольных номеров, а также арии, речитативы, дуэты, хор и оркестровое сопровождение. Глубокое содержание серьезный характер текста и музыки остались неизменной характеристикой жанра. Поэтому кантаты никогда не исполнялись в театрах. Это произведение не требует ни декораций, ни сценических костюмов. В нем также нет ролей. Этим кантата существенно отличается от оперы, хотя оркестр в ней является главным героем всего действа.

Кантата – это многочастное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра. По строению кантата похожа на хоровой концерт. Поначалу кантаты, как и хоровые концерты, были духовными произведениями, но не православной, а католической церкви. Но уже во второй половине 18 века появились светские кантаты, предназначенные для концертного исполнения.

Первым вывел кантату на совершенно иной уровень   Иоганн Себастьян Бах. Именно он соединил поэтическую и музыкальную составляющие в полной гармонии друг с другом. Тексты своих кантат Бах черпал из произведений 16-18 веков.

Что такое кантата в творчестве Баха? Это сложное вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых обладает своими ритмом, темпом и тактом. Гениальный композитор писал музыку для этих произведений без отрыва от священных текстов. Мы не поймем, к примеру, «Страсти по Матфею», если не прочтем текст арий. В то же время музыка позволяет нам переосмыслить библейское сказание, глубже его почувствовать.

· Послушаем фрагменты из "Кофейной кантаты" Баха:

Ария Лизхен "Ах, как сладок кофе!"

· Терцет "Ода кофе".

· Финал.

Кантаты снова возродились в ХХ веке. Они оказались близким жанром для русских и советских композиторов. «Колокола» (на тексты Эдгара По) и «Весна» (на стихи Некрасова) С.Рахманинова, «Александр Невский», «Зимний костер» С.Прокофьева, «Снег идёт» (на стихи Б.Пастернака), «Памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова.

Оратория – это слово первоначально обозначало совсем не музыкальный жанр. Ораторией называлось помещение для молитвы в храмах а также молитвенные собрания, которые проходили в этих помещениях. Служба в католической церкви проходила на латыни, на которой уже никто не говорил и мало кто знал. Её понимали только образованные люди – главным образом, сами священники. А чтобы прихожанам было понятно, о чём речь, устраивались театрализованные представления на религиозный сюжет – литургические драмы. Они сопровождались музыкой и пением. Вот их них-то и возник в 17 веке жанр оратории.

Как и в кантате, в оратории принимают участие певцы-солисты, хор и оркестр. Оратория отличается от кантаты двумя признаками:

1) Гораздо большими размерами (до 2 – 2.5 часов)

2) Связный повествовательный сюжет

Старинные оратории создавались, как правило, на библейские сюжеты и были предназначены как для церковного, так и для светского исполнения. В 18 веке особенно прославился своими ораториями Г.Ф.Гендель, немецкий композитор, который долго жил и работал в Англии. В конце 18 века интерес к ораториям ослабевает. Но в Англии продолжали любить оратории Генделя. И когда в 1791 году Англию посетил австрийский композитор Йозеф Гайдн, он был пленён ораториями Генделя и сам создал три оратории – «Семь слов Спасителя на кресте», «Времена года» и «Сотворение мира».

· Послушаем фрагменты из оратории Гайдна "Времена года": Вступление к 1ч. «Весна». Хор «К нам, к нам весна».

В 19 веке тоже создавались оратории, но успеха они не имели, так же, как и кантаты. В 20 веке снова появились значительные произведения в жанре оратории: «Жанна Д’Арк на костре» французского композитора Артура Онеггера и «Патетическая оратория» русского композитора Георгия Свиридова на стихи Маяковского.

· Послушаем 1 часть из "Патетической оратории" Свиридова - "Марш".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.023 с.)