Начальное обучение мини-футболу в вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начальное обучение мини-футболу в вузе



 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МИНИ-ФУТБОЛУ В ВУЗЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

Томск 2020

ББК 74.26я73                                                                                      Печатается по решению

М60                                                                                           Учебно-методического совета

Томского государственного 

Педагогического университета

 

 

Трунтягин, А. Н. Начальное обучение мини-футболу в ВУЗе: учебно-методическое пособие / А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2020 - 123 с.

 

Учебно-методическое пособие в полном объеме раскрывают суть такого актуального для ВУЗов вида спорта, как мини-футбол. Пособие включает в себя 10 глав, каждая из которых состоит из нескольких разделов. Имеется глоссарий и ряд тестовых заданий, которые помогают в большей степени вникнуть в техники и методики работы. Также здесь представлены фотографии и иллюстрации, благодаря которым появляется возможность лучшим образом анализировать представленный материал. При написании данного пособия, авторы концентрировались на фундаментальных понятиях мини-футбола.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, изучающим дисциплину: "Мини-футбол" и людям, посещающим элективные курсы по физической культуре и спорту, а также всем интересующимся мини-футболом.

 

Рецензент:

Пешков В. Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физической культуре и спорту факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»

 

 

© А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик

                                         © ФГБОУ ВО «ТГПУ», 2020

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7
Глава 1. Понятие и история развития мини-футбола 9
1.1. Понятие, история и описание игры в мини-футбол 9
1.2. Мини-футбол в России 11
Контрольные вопросы 14
Глава 2. Правила игры в мини-футболе 15
2.1. Общие правила 15
2.2. Игроки 16
2.3. Судейство 17
2.3.1. Требования к игре 17
2.3.2. Разметка поля для мини-футбола 19
2.3.3. Полномочия судейства 20
2.4. Судейские жесты 22
2.5. Нарушения правил и недисциплинированное поведение 23
Контрольные вопросы 30
Глава 3. Характеристика медико-биологических и психологических основ игры в мини-футбол 31
3.1. Сведения о строении и функциях организма человека 3.1.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека 3.1.2. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся 31 31 34
3.2. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсменов 3.2.1. Гигиена. Общее понятие о гигиене 3.2.2. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта 3.2.3. Гигиена сна 3.2.4. Гигиенические основы для юного спортсмена: спортивная одежда, обувь, индивидуальные средства защиты, личные предметы утреннего туалета 3.2.5. Гигиенические требования, предъявляемые к местам проведения занятий по мини-футболу 3.2.6. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания и методика их применения 3.2.7. Питание. Значение питания 3.2.8. Понятие о калорийности и усвояемости пищи 3.2.9. Примерные суточные пищевые нормы спортсменов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований 3.2.10. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена 3.3. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. 3.3.1. Врачебный контроль 3.3.2. Самоконтроль 3.3.3. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям мини-футболом 3.3.4. Оказание первой помощи (до осмотра врача) в мини-футболе 3.3.5. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа. Отличие массажа до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу 3.4. Физиологические основы тренировки. Тренировка как процесс формирования спортивных навыков и расширение функциональных возможностей организма 35 35 35   39 39   40   41     43 43 43   45   47 47 48 51   53 54     57
3.5. Морально-волевая и психологическая подготовка. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов 3.6. Особенности тренировочного процесса в женском мини-футболе Контрольные вопросы 59     64 67
Глава 4. Общая физическая подготовка в мини-футболе 68
4.1. Силовые качества 68
4.1.1. Средства развития силовых качеств 68
4.1.2. Методы развития силовых качеств 70
4.1.3. Упражнения для развития силовых качеств 74
4.2. Развитие выносливости 79
4.2.1. Упражнения для развития выносливости 81
4.3. Развитие координационных способностей 85
4.3.1. Упражнения для развития координации 86
4.4. Развитие гибкости 91
4.4.1. Упражнения для развития гибкости 92
4.5. Развитие скоростных качеств 94
4.5.1. Методика развития скорости (быстроты) 94
4.5.2. Упражнения для развития скорости 96
4.6. Тренировка по общей физической подготовке 99
Контрольные вопросы 102
Глава 5. Методика обучения техническим приемам в мини-футболе 103
5.1. Особенности техники игры 103
5.2. Технические приемы в мини-футболе 103
5.3. Обучение технике приемов в мини-футболе 115
Контрольные вопросы 118
Глава 6. Методика обучения тактическим действиям в мини-футболе 119
6.1. Тактика игры в мини-футболе 119
6.2. Особенности обучения тактическим действиям в мини-футболе 123
Контрольные вопросы 126
Глава 7. Методика обучения и воспитания физических качеств на занятиях по игре в мини-футбол 127
7.1. Учебно-тренировочные конспекты занятий 127
7.2. Тренировочный процесс 136
Контрольные вопросы 138
Глава 8. Техника безопасности на занятиях по мини-футболу 139
8.1. Общие требования безопасности на занятиях мини-футболом 139
8.2. Требования безопасности перед началом занятий мини-футболом 139
8.3. Требования безопасности во время занятий мини-футболом 139
8.4. Требования безопасности по окончании занятий 140
Глава 9. Методика дистанционного обучения 141
9.1. Примеры упражнений на дистанционном обучении 141
9.1.1. Общая силовая выносливость + передачи 141
9.1.2. Техника 142
9.1.3. Ведение 143
9.1.4. Развороты 143
Контрольные вопросы 144
Глава 10. Организационные мероприятия по проведению соревнований 145
10.1. Написание положения 145
10.2. Организационные моменты при проведении соревнований по мини-футболу 145
10.3. Системы проведения соревнований (система розыгрыша) 147
10.3.1. Круговая система 147
10.3.2. Система розыгрыша с выбыванием после поражения 148
10.3.3. Смешанная система 148
Контрольные вопросы 149
Заключение 150
Глоссарий 151
Список используемой литературы и источников 156

 

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества. Спортивные игры имеют важное значение, и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Мини-футбол является довольно общедоступным видом спорта как в нашей стране, так и во всем мире. Однако, большее внимание уделяется именно большому футболу, видимо это объясняется с исторической точки зрения (большой футбол появился гораздо раньше, чем мини-футбол). Именно большому футболу посвящено огромное количество литературы, научных статей, методических трудов. А что касается написания и публикаций материала по мини-футболу, то этим практически никто не занимался, лишь небольшой круг исследователей по-настоящему заинтересованы данной темой.

Говоря конкретнее о мини-футболе, то данный вид спорта является одним из самых молодых, но уже достаточно популярных. В нашей стране он развивается не столь долгий срок, но уже занимает прочные позиции в области университетского спорта. Это подтверждает развитость организационной структуры и существование живого интереса студентов и преподавателей.

В целях дальнейшего развития и популяризации физической культуры и спорта, пособие уделяет огромное внимание проблемам, именно студенческого мини-футбола, относительно нового и довольно неизученного вида спорта для университетов, но поистине интересующего их. В пособии рассматриваются наиболее актуальные вопросы организации научно-методической, исследовательской и практической работы участия в Федеральном проекте «Мини-футбол – в Вузы».

Методические рекомендации, излагаемые здесь, обобщают опыт преподавания футбола в других учебных заведениях, в частности – вузах.

Мини-футбол в вузах содействует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности по физической культуре и спорту на предметной основе включенных в программу спортивных игр. Овладение обучающимися методикой, принципами и средствами обучения спортивным играм, их структурой в области физической культуры.

Мини-футбол, как и другие из известных нам видов спорта, призван сохранить у детей и студентов стойкий интерес к футболу и спорту, пропагандировать ценности здорового образа жизни.

Материал, представленный в данном учебно-методическом пособии, предназначен для преподавателей и студентов всех направлений подготовки, реализуемых в университете очной, заочной форм обучения. К тому же, в пособии отражены предписания о работе учебных заведений в режиме дистанционного обучения.

По нашему мнению, студенты педагогического вуза должны не только иметь представление о работе университетских спортивных клубов, но и обладать знаниями и методикой обучения и воспитания спортивным играм детей разных возрастов.

Главной целью всего учебно-методического пособия является: содействие формированию у студентов навыков профессиональной деятельности по физической культуре и спорту на предметной основе мини-футбола. Подобные навыки формируются в совокупности, теория и практика дополняют друг друга.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.014 с.)