А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик



А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МИНИ-ФУТБОЛУ В ВУЗЕ

 


 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

 

 

А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик

 

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МИНИ-ФУТБОЛУ В ВУЗЕ

 

Учебно-методическое пособие

 

Томск 2020

ББК 74.26я73                                                                                      Печатается по решению

М60                                                                                           Учебно-методического совета

Томского государственного 

Педагогического университета

 

 

Трунтягин, А. Н. Начальное обучение мини-футболу в ВУЗе: учебно-методическое пособие / А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2020 - 123 с.

 

Учебно-методическое пособие в полном объеме раскрывают суть такого актуального для ВУЗов вида спорта, как мини-футбол. Пособие включает в себя 10 глав, каждая из которых состоит из нескольких разделов. Имеется глоссарий и ряд тестовых заданий, которые помогают в большей степени вникнуть в техники и методики работы. Также здесь представлены фотографии и иллюстрации, благодаря которым появляется возможность лучшим образом анализировать представленный материал. При написании данного пособия, авторы концентрировались на фундаментальных понятиях мини-футбола.

Учебно-методическое пособие адресовано студентам, изучающим дисциплину: "Мини-футбол" и людям, посещающим элективные курсы по физической культуре и спорту, а также всем интересующимся мини-футболом.

 

Рецензент:

Пешков В. Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения физической культуре и спорту факультета физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»

 

 

© А. Н. Трунтягин, С.В. Парфинович, Р. Д. Биклибаев, А. Д. Толстик

                                         © ФГБОУ ВО «ТГПУ», 2020

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 7
Глава 1. Понятие и история развития мини-футбола 9
1.1. Понятие, история и описание игры в мини-футбол 9
1.2. Мини-футбол в России 11
Контрольные вопросы 14
Глава 2. Правила игры в мини-футболе 15
2.1. Общие правила 15
2.2. Игроки 16
2.3. Судейство 17
2.3.1. Требования к игре 17
2.3.2. Разметка поля для мини-футбола 19
2.3.3. Полномочия судейства 20
2.4. Судейские жесты 22
2.5. Нарушения правил и недисциплинированное поведение 23
Контрольные вопросы 30
Глава 3. Характеристика медико-биологических и психологических основ игры в мини-футбол 31
3.1. Сведения о строении и функциях организма человека 3.1.1. Краткие сведения о строении и функциях организма человека 3.1.2. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся 31 31 34
3.2. Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсменов 3.2.1. Гигиена. Общее понятие о гигиене 3.2.2. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, ногами. Гигиена полости рта 3.2.3. Гигиена сна 3.2.4. Гигиенические основы для юного спортсмена: спортивная одежда, обувь, индивидуальные средства защиты, личные предметы утреннего туалета 3.2.5. Гигиенические требования, предъявляемые к местам проведения занятий по мини-футболу 3.2.6. Закаливание. Значение закаливания для повышения работоспособности и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания и методика их применения 3.2.7. Питание. Значение питания 3.2.8. Понятие о калорийности и усвояемости пищи 3.2.9. Примерные суточные пищевые нормы спортсменов в зависимости от объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований 3.2.10. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсмена 3.3. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой помощи. 3.3.1. Врачебный контроль 3.3.2. Самоконтроль 3.3.3. Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма. Причины травм и их профилактика применительно к занятиям мини-футболом 3.3.4. Оказание первой помощи (до осмотра врача) в мини-футболе 3.3.5. Спортивный массаж. Общее понятие. Основные приемы массажа. Отличие массажа до, во время и после тренировки и соревнований. Противопоказания к массажу 3.4. Физиологические основы тренировки. Тренировка как процесс формирования спортивных навыков и расширение функциональных возможностей организма 35 35 35   39 39   40   41     43 43 43   45   47 47 48 51   53 54     57
3.5. Морально-волевая и психологическая подготовка. Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов 3.6. Особенности тренировочного процесса в женском мини-футболе Контрольные вопросы 59     64 67
Глава 4. Общая физическая подготовка в мини-футболе 68
4.1. Силовые качества 68
4.1.1. Средства развития силовых качеств 68
4.1.2. Методы развития силовых качеств 70
4.1.3. Упражнения для развития силовых качеств 74
4.2. Развитие выносливости 79
4.2.1. Упражнения для развития выносливости 81
4.3. Развитие координационных способностей 85
4.3.1. Упражнения для развития координации 86
4.4. Развитие гибкости 91
4.4.1. Упражнения для развития гибкости 92
4.5. Развитие скоростных качеств 94
4.5.1. Методика развития скорости (быстроты) 94
4.5.2. Упражнения для развития скорости 96
4.6. Тренировка по общей физической подготовке 99
Контрольные вопросы 102
Глава 5. Методика обучения техническим приемам в мини-футболе 103
5.1. Особенности техники игры 103
5.2. Технические приемы в мини-футболе 103
5.3. Обучение технике приемов в мини-футболе 115
Контрольные вопросы 118
Глава 6. Методика обучения тактическим действиям в мини-футболе 119
6.1. Тактика игры в мини-футболе 119
6.2. Особенности обучения тактическим действиям в мини-футболе 123
Контрольные вопросы 126
Глава 7. Методика обучения и воспитания физических качеств на занятиях по игре в мини-футбол 127
7.1. Учебно-тренировочные конспекты занятий 127
7.2. Тренировочный процесс 136
Контрольные вопросы 138
Глава 8. Техника безопасности на занятиях по мини-футболу 139
8.1. Общие требования безопасности на занятиях мини-футболом 139
8.2. Требования безопасности перед началом занятий мини-футболом 139
8.3. Требования безопасности во время занятий мини-футболом 139
8.4. Требования безопасности по окончании занятий 140
Глава 9. Методика дистанционного обучения 141
9.1. Примеры упражнений на дистанционном обучении 141
9.1.1. Общая силовая выносливость + передачи 141
9.1.2. Техника 142
9.1.3. Ведение 143
9.1.4. Развороты 143
Контрольные вопросы 144
Глава 10. Организационные мероприятия по проведению соревнований 145
10.1. Написание положения 145
10.2. Организационные моменты при проведении соревнований по мини-футболу 145
10.3. Системы проведения соревнований (система розыгрыша) 147
10.3.1. Круговая система 147
10.3.2. Система розыгрыша с выбыванием после поражения 148
10.3.3. Смешанная система 148
Контрольные вопросы 149
Заключение 150
Глоссарий 151
Список используемой литературы и источников 156

 

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества. Спортивные игры имеют важное значение, и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Мини-футбол является довольно общедоступным видом спорта как в нашей стране, так и во всем мире. Однако, большее внимание уделяется именно большому футболу, видимо это объясняется с исторической точки зрения (большой футбол появился гораздо раньше, чем мини-футбол). Именно большому футболу посвящено огромное количество литературы, научных статей, методических трудов. А что касается написания и публикаций материала по мини-футболу, то этим практически никто не занимался, лишь небольшой круг исследователей по-настоящему заинтересованы данной темой.

Говоря конкретнее о мини-футболе, то данный вид спорта является одним из самых молодых, но уже достаточно популярных. В нашей стране он развивается не столь долгий срок, но уже занимает прочные позиции в области университетского спорта. Это подтверждает развитость организационной структуры и существование живого интереса студентов и преподавателей.

В целях дальнейшего развития и популяризации физической культуры и спорта, пособие уделяет огромное внимание проблемам, именно студенческого мини-футбола, относительно нового и довольно неизученного вида спорта для университетов, но поистине интересующего их. В пособии рассматриваются наиболее актуальные вопросы организации научно-методической, исследовательской и практической работы участия в Федеральном проекте «Мини-футбол – в Вузы».

Методические рекомендации, излагаемые здесь, обобщают опыт преподавания футбола в других учебных заведениях, в частности – вузах.

Мини-футбол в вузах содействует формированию у студентов навыков профессиональной деятельности по физической культуре и спорту на предметной основе включенных в программу спортивных игр. Овладение обучающимися методикой, принципами и средствами обучения спортивным играм, их структурой в области физической культуры.

Мини-футбол, как и другие из известных нам видов спорта, призван сохранить у детей и студентов стойкий интерес к футболу и спорту, пропагандировать ценности здорового образа жизни.

Материал, представленный в данном учебно-методическом пособии, предназначен для преподавателей и студентов всех направлений подготовки, реализуемых в университете очной, заочной форм обучения. К тому же, в пособии отражены предписания о работе учебных заведений в режиме дистанционного обучения.

По нашему мнению, студенты педагогического вуза должны не только иметь представление о работе университетских спортивных клубов, но и обладать знаниями и методикой обучения и воспитания спортивным играм детей разных возрастов.

Главной целью всего учебно-методического пособия является: содействие формированию у студентов навыков профессиональной деятельности по физической культуре и спорту на предметной основе мини-футбола. Подобные навыки формируются в совокупности, теория и практика дополняют друг друга.


 

Мини-футбол в России

Датой рождения современного мини-футбола в нашей стране следует считать 1989 г. Именно тогда в структуре Федерации футбола СССР был создан комитет по мини-футболу. Организация чемпионата Советского Союза и создание сборной команды страны были главными задачами этого подразделения федерации. С этими задачами комитет по мини-футболу успешно справлялся. Структура чемпионата СССР 1990–1991 гг. включала три этапа. Первый этап проводился как первенство союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Затем лучшие коллективы участвовали в зональных турнирах. И, наконец, победители зональных соревнований становились участниками финального турнира. Первым и последним чемпионом Советского Союза стала московская команда Комбината строительных материалов № 24.

В связи с распадом СССР второй чемпионат проводился уже как чемпионат СНГ, победителем которого стала московская «Дина», затем долго доминировавшая и в российском чемпионате. В бывших союзных республиках, получивших суверенитет, возникали свои национальные Федерации футбола. Ассоциация мини-футбола России сумела преодолеть сложную ситуацию и практически без участия главной футбольной организации страны – РФС – организовала работу по становлению и дальнейшему развитию зального футбола в стране. В первую очередь Ассоциация мини-футбола России постаралась наладить на местах массовую работу по мини-футболу. Вновь создаваемые региональные ассоциации мини-футбола стали той базой, на которой зиждилась основная деятельность Ассоциации мини-футбола России, чьей главной заботой стала организация всероссийских соревнований, подготовка к участию в международных соревнованиях сборных команд страны. В стране было создано более 20 региональных ассоциаций. Всероссийские соревнования по мини-футболу проводятся среди команд Суперлиги АМФР (ранее - Высшая лига), мужской Высшей лиги (ранее - Первая лига) и женской Высшей лиги. География клубов-участников весьма обширна: клубы представляют Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Северо-Запад, Урал и Сибирь, Юг и Дальний Восток. Более 500 команд являются участниками Первенства России в Первой и Второй лигах.

Благодаря активной деятельности Ассоциации мини-футбола, сборная России, дебютировавшая на Чемпионате мира в Гонконге, в 1996 году стала бронзовым призером. Своего наивысшего достижения на мировых чемпионатах национальная сборная России добилась на Чемпионате мира-2016 в Колумбии, став его серебряным призёром. Наша сборная также является первым официальным чемпионом Европы 1999 года, вице-чемпионом экспериментального Чемпионата Европы 1996 года и чемпионатов Европы 2005, 2012, 2014 и 2016 годов. бронзовым призёром чемпионатов Европы 2001, 2007 и 2018 годов. Студенческая сборная России – пятикратный чемпион мира (1996, 2000, 2006, 2014, 2018), пять раз – серебряный и трижды – бронзовый призёр одного из старейших международных турниров – студенческого чемпионата мира. Молодежная сборная также достойно представляет страну на международной арене: первый и пока единственный в истории официальный турнир УЕФА среди молодежных сборных команд (до 21 года), проходивший в декабре 2008 года в Санкт-Петербурге, выиграла сборная России. В 2017 году были учреждены мужская и женская юниорские сборные России по мини-футболу для игроков до 17 лет. В 2008 году ассоциация мини-футбола России взяла под свой контроль проведение чемпионата России среди женских команд, а также управление женскими национальными сборными России. Клубные команды России также добились выдающихся результатов на международной арене. Московская "Дина" - победитель Турнира европейских чемпионов 1995, 1997 и 1999 годов, финалист ТЕЧ 1998 и 2001 годов, обладатель Межконтинентального Кубка 1997 года. Подмосковное "Динамо" - обладатель Кубка УЕФА 2007 года, финалист этого же турнира 2005, 2006, 2012, 2013 и 2014 годов, победитель Межконтинентального кубка 2013 года.

Значительными переменами был ознаменован сезон 2009/10 гг. Главным нововведением Ассоциации мини-футбола России стало увеличение длительности матчей в Суперлиге и Кубке страны до пятидесяти минут чистого времени. В дальнейшем данное нововведение коснулось и второго по силе дивизиона России – Высшей лиги. За более чем 20-летнюю историю мини-футбол в России стал одним из наиболее успешных видов спорта. К многочисленным наградам международных турниров прибавились успехи и в развитии массового спорта. Начиная с 2013 года в Общероссийских проектах АМФР "Мини-футбол – в школу" и "Мини-футбол – в вузы" каждый сезон принимает участие свыше полутора миллионов школьников и студентов со всей страны. Данные проекты являются самыми массовыми в стране, а их уникальность была признана на специальном заседании в УЕФА. Сезон 2014/15 годов ознаменовался для российского мини-футбола целым рядом новых идей. Так, с 2014 года полноценно начал свою работу проект "Академия футзала АМФР" - кардинально новый шаг в истории мини-футбола России.

История современного мини-футбола невозможна без упоминания человека, являющегося своеобразным символом мини-футбола в нашей стране - Семена Николаевича Андреева. Андреев Семен Николаевич - почетный президент Ассоциации мини-футбола России, член исполнительного комитета Российского футбольного союза, член комитета футзала и пляжного футбола УЕФА. Именно усилиями этого специалиста в стране были разработаны научно-методические основы мини-футбола. В их числе и «игра четвёрками», и варианты оборонительных командных действий, и методика подготовки вратарей, и многочисленные варианты розыгрыша стандартных положений и т.д. Перу С.Н. Андреева принадлежит и первая в стране книга «Мини-футбол», опубликованная в издательстве «Физкультура и спорт» в 1978 году. Возглавлял сборную России по мини-футболу на двух чемпионатах мира (1992 и 1996) и чемпионате Европы 1996. В 1996 году привёл её к первым успехам в истории, выиграв серебро чемпионата Европы и бронзу чемпионата мира. В настоящее время ведет семинары, активно занимается научной деятельностью:

Мини-футбол (футзал). Упражнения по физической и технико-тактической подготовке. Учебное пособие. Автор: С.Н. Андреев. Издательство "СПОРТ" (2020 г.). 471 стр.

"Основы технологии планирования, контроля и учета спортивной подготовки в мини-футболе (футзале)". Авторы: Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев. Издательство: "Спорт", 2019 год. 76 с.

"Основы технологии построения циклов спортивной тренировки в мини-футболе (футзале)". Авторы: Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев. Издательство: "Спорт", 2017 год. 64 с. ил.

Деятельность Семен Николаевича является широко востребованной в нашей стране. Помимо всего прочего, он принимает участие в организации проведения финальной части Федерального проекта "Мини-футбол - в ВУЗы".

 

 

Контрольные вопросы

1) Охарактеризуйте мини-футбол как разновидность футбола.

2) Назовите страну-родоначальницу мини-футбола.

3) В каком году и в какой стране был проведен первый чемпионат мира по данному виду спорта?

4) Назовите «дату рождения» современного мини-футбола в России.

5) Назовите команду, которая стала первым и последним победителем чемпионата СССР по мини-футболу.

6) Назовите наивысшее достижения национальной сборной России на международных соревнованиях.

7) Какие конкретными изменениями был ознаменован игровой сезон 2009/10?

8) Какие именно научно-методические основы мини-футбола были разработаны Семеном Николаевичем Андреевым?

9) В 1996 году прошел первый чемпионат Европы по мини-футболу. Кто стал его победителем?

10) Назовите успехи Семена Николаевича Андреева в тренерской деятельности.

 

Общие правила

В мини-футбол играют две команды по пять человек, включая вратарей. Всего в команде может быть 12 человек. Замены не ограничены. В мини-футболе есть такое понятие, как «летучая замена». Это означает, что замену можно произвести даже когда мяч находится в игре. В любом случае, заменяемый и запасной игроки должны пересекать границу площадки только через боковую линию на своей половине зоны замены.

Матч по мини-футболу состоит из двух периодов продолжительностью по 20 минут чистого времени. Перерыв между периодами равен 10-ти минутам. В каждом тайме команды имеют право взять по одному минутному тайм-ауту. Попросить тайм-аут могут только тренеры, представители или капитаны команд, при этом тайм-аут объявляется только после того, как мяч выйдет из игры. Тренер не может во время тайм-аута выйти на площадку. После перерыва команды меняются сторонами игрового поля.

Мяч будет считаться вышедшим из игры, если он полностью пересек линию ворот или боковую линию по поверхности площадки или по воздуху, или судья свистком остановил игру. Во всех других случаях мяч будет считаться «в игре», даже если он отскакивает на площадку от стойки ворот или от перекладины, попадает в судью, находящегося в пределах площадки, если произошло нарушение правил, но судья еще не остановил игру. Если мяч случайно ударяется в потолок, то судья останавливает игру и разыгрывается «спорный мяч».

Мяч будет считаться забитым в ворота, если он полностью пересек линию ворот между стойками и под перекладиной и при этом игрок атакующей команды умышленно не внес, не вбросил и не протолкнул мяч в ворота рукой. В игре побеждает команда, забившая большее количество голов. Если не было забито ни одного гола или счет равный, то матч заканчивается вничью.

Относительно недавно были введены некоторые нововведения в основные правила игры. К ним относятся:

- Женский мини-футбол больше не отдельная категория и отныне имеет тот же статус, что и мужской.

- Возрастные ограничения для молодежного и ветеранского мини-футбола были отменены – национальные футбольные ассоциации, конфедерации и ФИФА имеют гибкость для определения возрастных ограничения для этих категорий.

- Каждая национальная футбольная ассоциация сама будет устанавливать, какие соревнования на низших уровнях мини-футбола определяются как массовый мини-футбол.

Игроки

В игре принимают участие две команды, каждая из которых состоит не более чем из пяти игроков, включая вратаря. В начале матча в каждой команде должно быть не менее 3 игроков. Если после удаления игроков, в любой из команд осталось менее трёх игроков, включая вратаря, то игра должна быть прекращена. Что касается экипировки игроков, то они не должны использовать экипировку или одежду, представляющую опасность для себя или других игроков, включая любые виды ювелирных украшений. Замены допускаются в матчах всех официальных соревнований, которые проводятся по данным правилам под эгидой ФИФА, конфедераций или национальных ассоциаций. Максимально допустимое количество запасных игроков составляет семь человек. Количество замен в ходе матча не ограничено. Игрок, которого заменили, может вернуться на площадку, заменив другого игрока. Замены могут происходить как в случаях, когда мяч находится не в игре, так и в случаях, когда мяч находится в игре. Но производятся они при соблюдении следующих условий:

- игрок, покидающий площадку, должен уходить с поля в специальной зоне для замен;

- игрок, выходящий на площадку, должен также выходить на поле из зоны для замен, но не ранее, чем игрок, покидающий площадку, полностью пересечет боковую линию;

- замена полностью контролируется судьями в соответствии с Правилами, и только они определяют можно ли продолжать игру или нет;

- замена считается выполненной, когда заменяющий игрок выйдет на площадку. С этого момента он становится игроком основного состава, а игрок, покинувший площадку, перестаёт им быть;

- вратарь может быть заменен любым игроком; разрешается летучая замена в ходе игры при условии, что игрок имеет майку с тем же номером, что и до замены, отличающуюся по цвету от формы противоположной команды и остальных игроков своей команды.

Нарушения в процессе замен:

- Если в процессе замены заменяющий игрок выйдет на площадку до того, как заменяемый игрок полностью покинет площадку, то:

- Игра должна быть остановлена.

- Заменяемый игрок должен покинуть площадку.

- Заменяющий игрок должен быть предупреждён с показом жёлтой карточки.

- Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой, с места, где находился мяч в момент остановки игры. Если мяч находился в штрафной площади, то удар выполняется с линии штрафной площади, с точки, ближайшей к месту, где находился мяч в момент остановки игры.

- Если в процессе замены заменяющий или заменяемый игрок выйдет или покинет площадку за пределами зоны замены, то:

- Игра должна быть остановлена.

- Игрок, нарушивший правила должен быть предупреждён с показом жёлтой карточки.

- Игра возобновляется свободным ударом, выполняемым противоположной командой, с места, где находился мяч в момент остановки игры. Если мяч находился в штрафной площади, то удар выполняется с линии штрафной площади, с точки, ближайшей к месту, где находился мяч в момент остановки игры.

Экипировка игроков (основная экипировка):

- Майка или футболка; спортивные трусы (шорты). На обратной стороне майки или футболки наносится номер от 1 до 15. Цвет номера должен чётко отличаться от цвета футболки. В международных матчах номера также должны быть нанесены передней части трусов, хотя бы и в уменьшенном виде.

- Насчет обуви – использование обуви обязательно. Разрешается использовать брезентовые или замшевые тренировочные, или гимнастические тапочки с подошвой из резины или другого подобного материала.

- Используются щитки. Они должны быть полностью закрыты гетрами; сделаны из пригодного материала (резины, пластика или подобного материала). Должны обеспечивать достаточную степень защиты.

- Вратари являются таким же полевым игроком, но для них существует немного отличная от обычной обмундирование. Вратарю разрешается надевать длинные брюки; одежда каждого вратаря должна легко отличаться по цвету от других игроков и судей, и вратарей команды соперника. Если полевой игрок меняется местами с вратарём, то на его вратарской футболке должен быть тот номер, под которым он внесён в протокол матча.

Судейство

Требования к игре

Игра ведётся на площадке длиной от 25 до 42 м и шириной от 15 до 25 м. Размеры площадки для проведения международных матчей: длина 38-42 м, ширина 18-25 м. Используется мяч меньших размеров, чем при игре в футбол на траве. Кроме того, у мяча несколько иные физические характеристики: в частности, отскок мяча значительно меньше, чем у мяча, используемого в «большом» футболе. Играют 2 команды по 4 полевых игрока и вратарь. Замены проводятся по ходу матча, и, в отличие от футбола, их число не ограничено. Также нет и офсайдов. Полевым игрокам разрешено играть любой частью тела, кроме рук. Задача – забить гол в ворота соперника. Размер ворот составляет 3 на 2 м. Самое большое отличие от футбола - в тактике игры. Меньшие размеры площадки, ограниченное количество игроков, а также гораздо меньшая «контактность» игры (по сравнению с футболом, запрещены, например, подкаты) предопределяют тактику игры, больше похожую на тактику игры других зальных видов спорта (таких, как баскетбол, гандбол). В большинстве случаев команды играют «один в один», то есть каждый полевой игрок контролирует действия игрока противоположной команды. Также ограниченное количество игроков подразумевает, что любой игрок участвует как в атаке, так и в обороне. Последний фактор является причиной, по которой состоявшиеся игроки в футбол, как правило, не могут адаптироваться в футзале. То есть, нападающие не возвращаются в защиту, и противник атакует при численном превосходстве, а защитники не всегда своевременно подключаются в атаку. Хотя существуют и обратные примеры: в частности, Алексей Степанов становился как чемпионом СССР по футболу в составе ленинградского «Зенита», так и чемпионом СНГ и России по футзалу в составе «Дины». Между мини-футболом и футболом в залах, известными также как футзал ФИФА и футзал AMF, имеется большое количество сходств и различий. Разделение этих видов спорта произошло в 1980-е годы, после неудачной попытки ФИФА контролировать оба вида спорта. С тех пор ФИФА занимается поддержкой мини-футбола, а AMF - футбола в залах. К числу основных отличий относятся: размер мяча, правила ввода аута: в мини-футболе мяч вводится ногой, по правилам футбола в залах - рукой, выполнение подкатов в мини-футболе разрешено лишь вратарю, правила удаления игрока: в мини-футболе команда играет 2 минуты в меньшинстве, в футболе в залах разрешена замена, в футболе в залах - полный контакт, в мини-футболе - частичный, площадка в мини-футболе может быть на 2 метра длиннее и шире, пенальти в мини-футболе пробивается с 10 метров, в футболе в залах - с 9 метров, в отличие от мини-футбола, в футболе в залах допускается неограниченное число касаний вратарём мяча после паса ногой. Основными различиями между мини-футболом и футзалом являются: размер мяча, правила ввода аута (ногой или рукой), выполнение подкатов (в мини-футболе оно разрешено только вратарю), санкции при удалении игрока (в футзале удаленного игрока сразу же заменяют другим, в мини-футболе играют 2 минуты в меньшинстве).

Полномочия судейства

1. Полномочия судьи

Каждый матч контролируется судьей, который имеет все полномочия по обеспечению соблюдения правил игры в отношении матча

2. Решение судьи

Решение будут приниматься в меру компетенции судьи согласно правилам игры и «духу игры», и будут основываться на мнении судьи, принимающего по своему усмотрению соответствующие решения в рамках Правил игры.

Судья не может изменить решение о способе возобновления игры, если он понял сам или по совету другого официального лица матча, что оно неправильное, если игра уже была возобновлена. Однако, если по окончании тайма судья покидает поле, чтобы пройти в зону видеопросмотра судьи или дать игрокам указание вернуться на поле для игры, то это не препятствует изменению решения в отношении инцидента, произошедшего перед окончанием тайма. 

3. Права и обязанности

· обеспечивает соблюдение Правил игры

· контролирует матч во взаимодействии с другими официальными лицами матча

· действует как хронометрист, ведет запись событий матча и предоставляет соответствующим органам протокол матча

· контролирует и/или дает сигнал на возобновление игры

Дисциплинарные меры

· наказывает за более серьезное нарушение с точки зрения санкций, возобновления игры, физического контакта и тактического влияния, когда одновременно произошло более одного нарушения

· выносит дисциплинарные санкции игрокам, виновным в нарушениях, наказуемых предупреждением или удалениям 

· имеет право показывать желтую или красную карточку и, где разрешено регламентом соревнований, временно удалять игрока с момента выхода на поле с начала и до окончания матча, включая перерыв между таймами, дополнительное время и удары с 11-метровой отметки

Травмы

· позволяет продолжить игру, пока мяч не выйдет из игры, если игрок получил незначительную травму

· останавливает игру, если игрок получил серьезную травму и обеспечивает, чтобы игрок покинул поле для игры.

4. Видеопомощник судьи

Использование видеопомощников судьи разрешено только там, где организатор матча/соревнований выполнил все требования протокола ВАР и получил письменное разрешение.

5. Экипировка судьи

Обязательная экипировка

· Свисток(свистки)

· Часы (одни или несколько)

· Красные и желтые карточки

· Блокнот (или другие средства ведения событий матча)

Судьи должны помнить, что есть жесты, которые обязаны оба судьи показать одновременно.

Другие официальные лица матча:

1. Помощники судьи

Они сигнализируют, когда:

· мяч полностью покинет поле для игры, и какая команда должна выполнять угловой удар, удар от воротили вбрасывание мяча

· игрок, находящийся в положении "вне игры", может быть наказан

· требуется произвести замену

2. Резервный судья

Помощь резервного судьи также включает:

· контроль процедуры замены

· проверку экипировки игроков/запасных игроков

· контроль за возвращением игрока по сигналу/разрешению судьи

· контроль замены мячей

· показ минимального количества добавленного времени, которое будет сыграно в конце каждого тайма

 

Судейские жесты

                                 

 Свободный удар                               Преимущество                            Штрафной удар

 

                                              Предупреждение                        Удаление                             Начало и возобновление игры

 

                                                                         

Тайм-аут                           Отсчет четырех секунд                  Пятый набранный фол

 

2.5.  Нарушения правил и недисциплинированное поведение

Нарушения правил и недисциплинированное поведение наказываются следующим образом:

Штрафной удар. Штрафной удар выполняется противоположной командой, если игрок совершит любое из шести следующих нарушений, совершённых, по мнению судьи, небрежно, опрометчиво или с использованием чрезмерной силы:

- ударит или попытается ударить соперника ногой;

- опрокинет или попытается опрокинуть соперника;

- прыгнет на соперника;

- атакует соперника, даже плечом;

- ударит или попытается ударить соперника рукой;

- толкнёт соперника.

Штрафной удар также выполняется противоположной командой, если игрок совершит любое из следующих нарушений:

- задержит соперника;

- плюнет в соперника;

- сыграет в подкате в попытке сыграть в мяч, когда им играет или пытается сыграть соперник (стелющийся подкат), за исключением вратаря в своей штрафной площади, и с условием, что вратарь не играет небрежно, опрометчиво или с чрезмерной силой;

- умышленно сыграет в мяч рукой, за исключением вратаря в своей штрафной площади.

Штрафной удар выполняется с места, где произошло нарушение. Все вышеперечисленные нарушения являются командными фолами.

Пенальти. Пенальти назначается, если игрок совершит любое из вышеперечисленных нарушений в своей штрафной площади, независимо от того, где находился в этот момент мяч, лишь бы он был в игре.

Свободный удар. Свободный удар выполняется противоположной командой, если вратарь совершит одно из следующих нарушений:

- после того, как освободится от мяча, владев им, получит мяч от партнера по команде, и при этом мяча не коснётся соперник;

- коснётся или будет контролировать мяч руками после того, как получит его непосредственно после паса ногой партнера по команде; коснётся или будет контролировать мяч руками после того, как получит его непосредственно после ввода мяч из-за боковой линии партнёром по команде;

- коснётся или будет контролировать мяч руками или ногами в любой части площадки более 4 секунд, за исключением случая, когда он касается или контролирует мяч на половине площадки соперника.

Свободный удар, также, выполняется противоположной командой с места, где произошло нарушение, если, по мнению судьи, игрок:

- сыграл опасно;

- не играя мячом, будет препятствовать продвижению соперника;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.126 с.)