Проблема общего предупреждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема общего предупреждения



Будет ли изгнание устрашать потенциальных преступников? Я думаю, да. Ведь преступник попадает не в теплую камеру с трехразовым питанием, а в условия, где очень трудно выжить. Но данный вид наказания должен применяться не только к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, но и к тем лицам, исправление которых невозможно. А если невозможно исправление, то существует опасность для общества. Критериям невозможности исправления, я думаю, стоит считать совершение опасного или особо опасного рецидива. А лишение свободы за совершение первого общественно опасного деяния, если совершение данного деяния само по себе не влечет применение изгнания, следует рассматривать не как наказание, а как шанс на исправление, предоставляемый государством и обществом.

Если преступивший закон не воспользуется этой возможностью, то он должен быть признан умершим для общества и изгнан. Естественно, что для каждого состава преступления предельное количество рецидивов должно быть различно.

Но главным образом данная репрессивная мера наказания должна быть направлена против организованного криминального мира. Эти люди создают государство в государстве. Зачем этим людям мешать? Пусть они строят свой мир, но вне нашего общества. Репрессии должны быть направлены именно против такой категории людей. Для эффективного и широкого применения изгнания необходимо не ужесточение ответственности за совершение всех преступлений, а ужесточение ответственности за совершение рецидива.

После этого можно говорить об эффективности устрашения, потому что не каждый грабитель, вор, вымогатель пойдут на совершение преступления или рецидива, зная, что их за это ожидает.

 

Судебные ошибки

Наверное, нет способа их избежать. Человеку свойственно ошибаться. Но можно совершенствовать систему гарантий. Я за то, чтобы между вынесением приговора и исполнением проходил определенный срок. Думаю, достаточно пяти лет, хотя он может быть более или менее продолжительным. Этот период дает возможность найти судебную ошибку, если она допущена.

Проблема палачей

При данном виде наказания эта проблема полностью решается, потому что нет необходимости казнить. Так же нет необходимости кормить и содержать преступников. Нет необходимости содержать персонал, который охранял бы этих людей, соприкасался с ними и, возможно, деградировал.

II. Заключение

Хотя я являюсь противником смертной казни, я также против и пожизненного заключения. Цель лишения свободы может заключаться только в исправлении преступника. Если это невозможно, то человек, совершивший преступление, не имеет права находиться в нашем обществе.

На мой взгляд, большую опасность представляет не само преступление и преступник, а та среда, субкультура, которая складывается в нашей стране. А самое опасное свойство криминального мира, я считаю, – способность оказывать влияние на все сферы жизни общества. Я считаю, что гуманизм по отношению к данному явлению не уместен. Можно говорить о человеколюбии к законопослушным гражданам.

Основная цель изгнания – это возможность уберечь общество от насилия по отношению к преступнику (необходимость казнить или содержать), частное предупреждение, отделение криминального мира от нашего общества.

Если эта мера и будет применяться, то данное наказание должно налагаться на всех преступников, исправление которых невозможно.

Зло порождает не зло. Зло порождает слабость, нерешительность и непоследовательность. Трудно определить, кто более повинен в ситуации, которая сложилась в нашей стране: преступный мир, который разлагает и уничтожает наше общество, или общество, которое позволяет преступному миру это делать.

С уважением, А.В. Мельников».

Проанализируйте целесообразность и эффективность предложений А.В. Мельникова. Следует ли подобным образом реформировать уголовное законодательство?

8.10. В западноевропейских государствах в последнее десятилетие пользуются популярностью модели так называемого восстановительного правосудия: примирение вместо наказания, примирение жертвы и преступника и т. п. Как вы относитесь к подобным проектам? Имеются ли в российском уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательстве положения, позволяющие осуществлять восстановительное правосудие?

8.11. Приведите пример социальной меры предупреждения преступности, которая бы по своему масштабу была региональной.

8.12. Для профилактики пьянства и совершаемых на его почве правонарушений у зданий отделов полиции и в витринах нескольких магазинов были помещены стенды «Они позорят наш город». На стендах вывешивали списки и фотографии лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в пьяном виде, а также лиц, ведущих аморальный образ жизни. Еженедельно в городской газете публиковались сведения о лицах, доставленных в медвытрезвитель, а также лиц, совершивших преступления в нетрезвом состоянии.

Соответствуют ли указанные меры требованиям, предъявляемым к мерам предупреждения преступности?

8.13. В некоторых зарубежных странах досрочно освобожденным от наказания или условно осужденным вменяется в обязанность носить крохотные радиопередатчики (на запястье или у пояса). У каждого передатчика особый сигнал. Снимать аппарат нельзя, иначе это сочтут правонарушением. По сигналам радиопередатчика соответствующие службы знают о местонахождении лица. С 1983 г. в США передатчики применяют для домашнего ареста. Электронные наручники решают проблему нехватки тюрем.

 Возможно ли применение таких систем в нашей стране? Аргументируйте свой ответ.

8.14. В последние годы при задержании подозреваемых, проверке документов и проведении других оперативных, а иногда даже следственных мероприятий используют специальные маски, затрудняющие опознание сотрудников. Некоторые правозащитники полагают, что применение масок недопустимо, поскольку сотрудники правоохранительных органов обязаны представиться и объявить, на каком основании осуществляется задержание или иное следственное действие. Кроме того, нельзя установить личность конкретного сотрудника, злоупотребившего своим служебным положением. Какие функции выполняет маска? Можно ли назвать использование маски мерой безопасности и каким нормативным актом это предусмотрено?

8.15. Помощник прокурора края по кадрам отказал в приеме на должность следователя райпрокуратуры В.Я. Иванову, мотивируя это тем, что последний 15 лет назад, будучи несовершеннолетним, привлекался к уголовной ответственности за угон автотранспорта и был осужден к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года.

Иванов решение помощника обжаловал прокурору края, указав в своей жалобе: во-первых, в соответствии со ст. 57 УК РСФСР он не является судимым, во-вторых, он закончил юридический факультет и исключительно положительно характеризуется, и, в-третьих, судимость не должна быть препятствием для поступления на работу в органы прокуратуры, поскольку никаким нормативным актом это не предусмотрено. Обоснован ли отказ в приеме на работу? Правомерны ли доводы Иванова? Какое решение должен принять прокурор края?

8.16. В Советском Союзе существовала система так называемой общественной профилактики: добровольные народные дружины (ДНД), общественные пункты охраны правопорядка (ОПОП). С распадом Союза разрушилась и эта система. Специалисты по-разному оценивают целесообразность возрождения системы ДНД. Выскажите и аргументируйте ваше мнение на этот счет. Существуют ли подобные общественные формирования в странах Западной Европы, США?

8.17. Проанализируйте временное положение «О создании Красноярской муниципальной добровольной народной дружины», принятое решением Городского совета от 7 июня 2000 г. № 24-274. Какие полномочия предоставлены народным дружинникам? Могут ли народные дружинники осуществлять задержание граждан? Соответствуют ли полномочия, предоставляемые народным дружинникам, Конституции РФ? Оцените целесообразность, эффективность и законность создания народных дружин.

8.18. Лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский, поставив себя на место министра внутренних дел, рассказал о пяти способах борьбы с преступностью. Во-первых, прежде всего, он бы ввел визовый режим на территории стран СНГ. По его мнению, это сразу бы отсекло поток криминального элемента в Россию.

Во-вторых, в борьбе с преступностью В.В. Жириновский предложил использовать проявления национализма. «Мы предлагаем доморощенным славянским бандформированиям уничтожить "гастролеров", в частности, кавказцев. Естественно, бандиты периодически устраивают "разборки", но в этих случаях речь идет о разделе сфер влияния.

Здесь же нужно сыграть на патриотизме, возможно, даже наградить за борьбу с преступностью». Он полагает, что некоторые бандиты задумаются, что им оставить детям: справку о судимости или награды, и согласятся.

В-третьих, молодым ребятам, которых криминальные «авторитеты» рекрутируют в свои ряды, предложить службу в армии на контрактной основе за хорошие деньги. Лидер ЛДПР отметил, что «в этом случае речь идет не о тех, у кого руки по локоть в крови – с такими можно только бороться».

В-четвертых, В.В. Жириновский считает, что уголовно-преступных лидеров и «воров в законе» необходимо насильно выселить за границу, причем не так, как сейчас, когда они имеют двойное гражданство. «Главари будут выселены навсегда и станут своего рода невозвращенцами. Кто не согласится – будет нейтрализован», – сказал он.

И последнее, что бы сделал политик на посту министра внутренних дел: вернул бы в аппарат МВД старые знающие кадры. Причем не только руководящий, но и рядовой состав – людей опытных, но ушедших в отставку из-за низкой зарплаты. Руководящие кадры, по мнению лидера либерал-демократов, в последнее время в основном менялись по политическим соображениям без пользы для борьбы с преступностью (Сегодняшняя газета. 1995. 18 июля). Дайте оценку рекомендациям В.В. Жириновского.

8.19. Экс-депутат Государственной Думы РФ Владимир Тетельмин обратился с просьбой к осужденным через городскую вечернюю газету.

«Мы, депутаты, – пишет Тетельмин, – поддерживаем справедливые требования заключенных и будем содействовать их реализации. В свою очередь я как уполномоченный народа вправе обратиться к авторитетам того мира, который именуют преступным, с убедительной просьбой. Господа, если это в ваших силах, то сделайте все возможное, чтобы в это тревожное время в нашем городе не совершались преступления против личности. Помогите демократам в преобразовании нашей жизни. Чем лучше и спокойнее будут люди на воле, тем лучше будет жизнь в зонах. Используйте свой высокий авторитет на то, чтобы в обозримой перспективе не было грабежей на ночных улицах, чтобы здоровые мужики не врывались в квартиры, в которых живут одинокие люди и дети... Пусть спокойно пройдут выборы или назначение глав города и края. В обстановке тревоги и страха нам, демократам, победить будет трудно. А поражение демократов будет нашим общим поражением».

Дайте оценку обращению депутата. Возможны ли компромиссы и договоры между властью и преступным миром?

8.20. Вам предлагается отрывок из книги В. Пикуля «Фаворит»: «Богатейшая страна Россия! – пребывала в унизительной бедности. Генерал-прокурор Глебов советовал для исправления финансов снова ввести смертную казнь. Елизавета спросила: "Так что я с удавленников иметь-то буду?"

Глебов объяснил, что, упорствуя в милосердии своем, царица семьдесят тысяч преступников живых оставила, а еще десять тысяч солдат стерегут их по тюрьмам и каторгам. "Сто тыщ сидит на шее нашей – всех корми! А за што? Не лучше ли сразу голову отсекать? По Вашей милости число преступников увеличилось, а само преступление без наказания осталось. Народ же наш столь закоснел в упрямстве, что кнута уже не пужается".

– А что скажут... Эвропы? – спросила Елизавета».

Оцените совет генерал-прокурора Глебова. Действительно ли уничтожение преступников более «выгодный» для государства способ борьбы с преступностью? Как вы думаете, что «дороже» обществу: лишение свободы или отсрочка исполнения приговора? Какую методику расчета вы использовали? Правомерно ли рассматривать уголовную политику через призму категорий «издержкипольза?».

8.21. Широко известно выражение, что дешевое правосудие дорого обходится государству. А можете ли вы представить ситуацию, когда затраты на правосудие и всю предупредительную систему будут больше, чем ущерб от преступности? Как соотнести показатели того и другого? Каково относительное соотношение затрат и ущерба?

8.22. Угадайте, кому из известных мыслителей принадлежат эти строки: «Если изучить законы, управляющие теперь человечеством, то оказывается, что их можно разделить на три главных разряда: охрана собственности, охрана правительства и охрана личности. И ближе всматриваясь в содержание каждого из этих разрядов, приходишь к неизбежному выводу: «ненужность и зловредность закона». «...Лучшее употребление таких законов – большой праздничный костер». «...В современных государствах выпустить новый закон считается лекарством от всех зол. Вместо того, чтобы самим изменить то, что плохо, люди все время просят нового закона. Если дорога между двумя деревнями станет непроходимой, западноевропейские крестьяне вместо того, чтобы исправить ее, болтают промеж себя, что надо бы издать новый закон насчет прокладки дорог».

Анализируя современные подходы к роли законов в организации жизнедеятельности общества, можно выделить две крайние позиции. Одна из них состоит в том, что все стороны жизнедеятельности общества должны быть зарегламентированы правом, а правовые нормы должны неукоснительно соблюдаться. Как говорили древние, «пусть рухнет мир, но торжествует юстиция».

Согласно другой точке зрения значение позитивного права в современном обществе преувеличено. Главным регулятором человеческого поведения должна быть мораль. Безнравственные законы вредны. Пусть рухнет безнравственная юстиция и торжествует мир. Для обозначения неоправданной тяги к законотворчеству появилось даже специальное понятие – «легисломания». Попытки зарегламентировать все стороны общественного бытия влекут за собой негативные последствия. Чем больше законов, тем больше их нарушений.

Определите вашу позицию. В каких пределах должна регламентироваться деятельность по предупреждению преступности? Обозначьте основные проблемы нормативно-правового обеспечения деятельности по предупреждению преступлений.

8.23. Некоторые общественные деятели и политики обращают внимание на появление кино, видеофильмов, которые якобы негативно влияют на формирование правовой и криминологической культуры. Одни кинофильмы романтизируют преступный образ жизни, а сотрудников полиции выставляют в неприглядном свете («Бригада»). Героями других сериалов являются сотрудники, постоянно нарушающие закон («Менты», «Особенности национальной охоты»). Очень часто в основе сюжета лежит идея восстановления справедливости и борьбы с преступностью незаконными и даже преступными средствами («Антикиллер»).

Что вы думаете по этому поводу? Действительно ли имеет место тенденция «героизации преступного мира»? Согласны ли вы с мнением, что тем самым населению прививают правовой нигилизм и принижают авторитет правоохранительных органов? Следует ли целенаправленно формировать социальный заказ деятелям киновидеоиндустрии, СМИ на образ положительных и правильных «борцов с преступностью» и как это сделать? Может быть ввести цензуру, как в советские времена, или иным образом формировать социальный заказ к деятелям киновидеоиндустрии?

8.24. В любом развитом государстве налогоплательщики знают, какое количество сотрудников полиции оберегает их покой. Можете ли вы сказать, какое количество сотрудников полиции оберегает покой россиян? Сколько сотрудников полиции в Красноярском крае и в г. Красноярске? Если не можете, то почему? Как вы думаете, где больше сотрудников полиции в расчете на 100 тыс. чел. – в США или в России? Во Франции или в России? В Германии или в России? В Японии или в России? В каком направлении нам двигаться дальше: наращивать или сокращать численность полиции?

8.25. Государственная Дума РФ приняла обращение «К Президенту России Владимиру Путину в связи с обострением криминогенной ситуации в России». В обращении отмечается, что депутаты Госдумы «выражают глубокую озабоченность по поводу обострения криминогенной ситуации в России». Люди живут в страхе за свою жизнь и жизнь своих детей. К сожалению, многие свыклись с этой трагической реальностью. Не без помощи СМИ притупляется острота восприятия чужой боли и чужих страданий. Самым незащищенным от преступных проявлений оказался простой народ», – говорится в документе.

В нем подчеркивается, что обострение криминогенной ситуации в России таит потенциальную угрозу национальной безопасности страны. Депутаты просят Президента «принять безотлагательные и жесткие меры по искоренению преступности, наведению порядка в стране, защите жизни и обеспечению спокойствия наших сограждан». Со своей стороны Госдума выражает готовность рассмотреть во внеочередном порядке внесенные главой государства законопроекты по борьбе с преступностью и «обеспечению диктатуры закона в нашем государстве» (Красноярский рабочий. 2001. 22 сент.).

В советские времена в «Литературной газете» была рубрика «Если б я был директором», где каждый читатель мог представить себя человеком, имеющим властные полномочия, а соответственно предложить решение той или иной проблемы.

  Представьте себе, что вы (по вашему выбору) президент, министр МВД, министр юстиции или губернатор и т. п. Что бы вы сделали для снижения уровня преступности? Представьте на обсуждение курса вашу программу борьбы с преступностью.

8.26. Известный криминолог из Латвии Л.В. Тэсс в одной из своих статей обозначил основные направления реформирования уголовной политики государств, расположенных на территории бывшего Советского Союза:

 «Начнем со следствия. Если преступник взят на месте преступления – суд должен рассмотреть дело на следующий день. Если преступление требует розыска, то после ареста обвиняемого дело должно быть рассмотрено в суде через 10 дней после ареста.

Во всех случаях следствие не должно продолжаться больше одного месяца, а судебный процесс – больше недели или 10 дней. Задача следствия на этом этапе заключается в документировании одного или нескольких фактов, имеющих твердую доказательственную базу, оценку ущерба, причиненного преступлением, с учетом всех издержек по его раскрытию и реальные возможности обвиняемого для покрытия этих расходов. К этим материалам следователи прилагают досье на обвиняемого, если по их данным за ним числятся еще какие-либо преступления.

 Во всех случаях, если началось следствие, преступник должен твердо знать, что "счетчик" по расходам на его уголовное дело включен. Отсюда вывод: если он не хочет, чтобы его "грузили", наращивая сумму затрат, то ему выгодней явиться с повинной. Это конкретный и очень серьезный стимул для перелома в сознании преступника относительно явки с повинной. Сегодня этот стимул не работает.

Суд, получив материалы уголовного дела, рассматривает его по существу и выносит соответствующее решение. В ходе его рассмотрения суд должен огласить материалы досье и предложить подсудимому явку с повинной, если он совершил какие-либо прочие преступления, о которых не знает следствие.

Если подсудимый является с повинной, то это не должно, как правило, ни затянуть рассмотрение дела, ни приостановить его. Тогда суд выносит решение по расследованному факту, отмечает в приговоре существо явки с повинной и устанавливает: 1) сумму, подлежащую компенсации подсудимым, 2) определяет время, необходимое для того, чтобы в условиях мест исполнения наказания (далее – МИН), осужденный эту сумму заработал и рассчитался с государством, т. е. определяет объективный срок наказания, и 3) обязывает оперативную часть МИН документально оформить явку с повинной.

Если суд оправдывает подсудимого, затраты по делу компенсируют следственные органы. Если наказание не связано с лишением свободы – определяется срок погашения произведенных затрат по этому делу. Если осужденный будет уклоняться от выплаты компенсаций, дело подлежит пересмотру и направлению осужденного в МИН для отработки всей суммы долга. По вынесении решения и прохождения процедуры кассации, осужденный направляется в МИН.

В этой связи новое место в системе защиты интересов подсудимого должен занять и адвокат. И это должно быть не только словопрение, не только поиск допущенных процессуальных огрехов, но и аргументированный анализ предъявляемой к оплате суммы ущерба и оценка срока, необходимого подзащитному для компенсации причиненного ущерба.

С изменением следственного и судебного процесса в корне должно измениться и положение мест исполнения наказания (МИН). Именно сюда должен быть перенесен центр по разработке информационного поля уголовного мира и обеспечен взаимообмен получаемой информации с органами следствия.

Бывшие ИТК (исправительно-трудовые колонии) сегодня должны превратиться в обычные поселки городского типа с условиями размещения осужденных по гостиничному образцу, если это состоятельные люди, и коммунальному образцу, если это бомжи.

Сами МИН должны располагать локальными зонами для дифференцированного размещения осужденных, обеспечивая размещение контингента не только по степени тяжести совершенных преступлений и количеству судимостей, но и половому и возрастному принципам, что позволит обеспечить абсолютно нормальную сферу обитания людей, лишенных свободы, но не условий человеческого общения и требований морали, принятых обществом, общения, которого их лишили. Условия изоляции мужчин от женщин, а подростков от взрослых порождают не только половые извращения и маниакальные состояния. Они порождают извращенное отношение в самих изолированных группах, извращая моральные и эстетические ценности общества.

Отказ от условий сегодняшних МИН с их физически истязающими условиями позволит получить совершенно новые условия взаимоотношений как между осужденными, так и между администрацией и контингентом.

На первых порах перестройки МИН должны находиться под опекой государства, чтобы обеспечить себя необходимыми производственными связями, которые должны способствовать развитию частно-предпринимательской деятельности, чтобы в дальнейшем такой поселок мог отстроить всю необходимую инфраструктуру и превратиться в самостоятельную территориально-административную единицу с собственным бюджетом.

Это позволит полностью решить проблему трудоустройства и жилья для тех, кто, освободившись, захочет остаться и работать как по вольному найму, так и в качестве частного предпринимателя.

Это же позволит создать своеобразный «испытательный полигон» для выяснения дальнейших намерений освобождающихся. Но основная функция МИН должна быть определена как инстанция по раскрытию нераскрытых преступлений: тот срок, который получит осужденный, должен быть использован оперативно-следственным аппаратом МИН для того, чтобы, не нарушая процессуальных сроков расследования, вести оперативные действия и готовить материалы для передачи в суд по тем делам, которые по оперативным данным числятся за подозреваемым, а по мере их готовности передавать их в суд.

В этом случае не будут возникать издержки по пребыванию в следственных изоляторах, появится интерес самих преступников не накручивать себе срок за счет увеличения затрат на процесс следствия и суда, не копить преступный багаж, а избавляться от него за счет явки с повинной и т. д. Перевод основной задачи по раскрытию нераскрытых преступлений на оперативные аппараты МИН позволит по-новому перестроить структурные подразделения правоохранительных органов и в то же время четко определить экономическую составляющую каждого направления работы этой системы, что давно пора было сделать.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что кардинальная перестройка правоохранительной системы государства не потребует крупных материальных затрат, ибо рассчитана на использование и реконструкцию действующей системы в пределах сумм, выделяемых на их деятельность бюджетом, но в результате реконструкции и нововведений отдача от их деятельности должна дать прибавку и бюджету страны.

Главным здесь видится перенос тяжести раскрытия преступлений в места содержания преступников, освобождение полиции и прокуратуры от вычисления «процентов раскрываемости» и включение экономической составляющей в деятельность правоохранительных органов для получения представления о рентабельности этих затрат.

Все это можно грамотно решить при условии, что законодатель освоит главную идею времени: государство приняло условия рыночной экономики и в этих условиях преступность выступает как отрасль предпринимательства, оппонирующего официальной власти и защищающего свой экономический базис – теневую экономику. Перемирия в этой конфронтации не намечается» (Тэсс Л.В. Борьба с преступностью и ее концепция в ХХI веке // Проблемы преступности: традиционнные и нетрадиционные подходы. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2003. С. 40-43).

Согласны ли вы с предложенными направлениями реформирования правоохранительной системы? Обоснуйте свое мнение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.031 с.)