Тема 1. Предмет и система криминологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Предмет и система криминологии



 

Вопросы по теме

1. Предмет криминологии.

2. Система криминологии.

3. Криминология в системе наук.

4. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития.

5. Становление и развитие отечественной криминологии.

6. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии.

 

Задания для практического занятия по теме 1

1.1. Дайте характеристику содержания научной дискуссии о месте криминологии в системе научного знания. В ответе проанализируйте, какое значение для решения данной проблемы имеет специфика предмета и метода криминологии.

1.2. Укажите, какие из перечисленных ниже проблем следует включать в предмет криминологии и почему: отклоняющееся поведение, наркомания, аморальное поведение, алкоголизм, разработка законодательных предложений, общественно опасное поведение невменяемых лиц, самоубийства, административные правонарушения, миграция, урбанизация, культурные факторы, проституция, коррупция, «вещизм», протекционизм, детская безнадзорность.

1.3. Отобразите при помощи кругов Эйлера соотношение наук криминологии, деликтологии и девиантологии. Данное задание каждый студент выполняет письменно, индивидуально.

1.4. Аргументированно обоснуйте, какую из сторон в приведенной ниже дискуссии вы поддерживаете: криминология – это наука теоретическая или эмпирическая, социальная или правовая, академическая или прикладная?


ТЕМА 2. МЕТОДЫ КРИМИНОЛОГИИ. МЕТОДИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Вопросы по теме

1. Методы криминологии.

2. Общая характеристика методики криминологических исследований.

3. Социологические и психологические методы криминологических исследований.

4. Статистические и математические методы в криминологии.

5. Организация криминологических исследований.

 

Задания для практического занятия по теме 2

2.1. Назовите и прокомментируйте формы официальной статистической отчетности по уголовным делам: а) органов внутренних дел; б) прокуратуры; в) судов.

2.2. Анализ уголовно-правовой статистики свидетельствует о том, что одной из групп населения, наиболее часто подвергающейся преступным посягательствам, являются предприниматели. Правлением краевого фонда «Правопорядок» принято решение о проведении криминологического исследования по проблемам обеспечения предпринимательской безопасности. Исполнительный директор фонда обратился в Центр социально-правовых исследований и предложил заключить договор о проведении исследования, предварительно предоставив программу и смету расходов.

Подготовьте и представьте к обсуждению на семинаре проект этой программы, сформулировав рабочую гипотезу, указав цели и задачи, объект, источники информации, методы исследования; необходимое ресурсное и организационное обеспечение. Подготовьте рабочий план и примерную смету расходов, указав сроки, фонд заработной платы, затраты на оборудование, командировочные и накладные расходы, налоги и прочее.

 

ТЕМА 3. ИСТОРИЯ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КРИМИНОЛОГИИ

 

Вопросы по теме

1. Истоки криминологической мысли и основные направления ее исторического развития.

1.1. Классическая школа.

1.2. Антропологическая школа.

1.3. Социологическая школа.

1.4. Школа «новой социальной защиты».

2. Современные криминологические концепции возникновения и существования преступности.

3. Становление и развитие отечественной криминологии.

4. Основные тенденции и проблемы развития современной криминологии.

 

Задания для практического занятия по теме 3

3.1. Для подготовки данного задания к семинару группе следует самостоятельно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа должна будет представить презентацию (в свободной творческой форме) одной из школ в криминологии (классическая, антропологическая, социальная, школа «новой социальной защиты»). Время для выступления подгруппы составляет 10 мин.

3.2. У поэта Юрия Левитанского есть такое стихотворение:

 


Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

 

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

 

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.


 

Какой принцип исповедует поэт в этом стихотворении? Действительно ли «автор преступления» свободно выбирает преступный вариант поведения? Какая криминологическая школа базируется на принципе «свободной воли» и в чем уязвимость этой позиции?

3.3. Один из персонажей в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» – Сабитжан, убеждает своих собеседников в том, что якобы настанет такое время, когда незримые радиоволны – так называемые биотоки – будут постоянно воздействовать на сознание человека. Он «будет все делать по программе из центра. Ему кажется, что он живет и действует сам по себе, по своей вольной воле, а на самом деле по указанию свыше. И все по строгому распорядку. Надо, чтобы ты пел, – сигнал – будешь петь. Надо, чтобы ты танцевал, – сигнал – будешь танцевать. Надо, чтобы ты работал, – сигнал – будешь работать, да еще как! Воровство, хулиганство, преступность – все забудется, только в старых книгах читать об этом придется. Потому что все будет предусмотрено в поведении человека – все поступки, все мысли, все желания. Вот, скажем, в мире сейчас демографический взрыв, то есть людей очень много расплодилось, кормить нечем. Что надо делать? Сокращать рождаемость. С женой будешь иметь дело только тогда, когда сигнал на то дадут исходя из интересов общества... Или взять военное дело. Все по сигналу будет. Надо в огонь – в огонь прыгнет, надо с парашютом – глазом не мигнет, надо взорваться с атомной миной под танком – пожалуйста, одним моментом».

Какой принцип положен в основу данной концепции поведения? Какие криминологические теории строятся на подобном принципе? Как вы относитесь к предложенному методу регулирования человеческого поведения, в том числе и преступного? В чем состоит опасность воплощения такого рода теорий? Не касаясь технической стороны вопроса, проанализируйте рассуждения Сабитжана. Может ли человек, не свободный в выборе варианта своего поведения, нести за него ответственность?

3.4. В известной пьесе Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» есть такой диалог:

«Король. Я страшный человек! Я тиран! Деспот. А кроме того, я коварен, капризен, злопамятен. И самое обидное, я в этом не виноват...

Хозяин. А кто же?

Король. Предки. Праотцы, прабабки, внучатые дяди, тети разные, праотцы, праматери. Они вели себя при жизни как свиньи, а мне приходится отвечать. Паразиты они, вот что я вам скажу, простите невольную резкость выражения. Я по натуре добряк, умница, люблю музыку, рыбную ловлю, кошек. И вдруг чего натворю, что хоть плачь.

Хозяин. А удержаться никак невозможно?

Король. Куда там! Я вместе с фамильными драгоценностями унаследовал все подлые фамильные черты. Представляете удовольствие? Сделаешь гадость – все ворчат, и никто не хочет понять, что это тетя виновата». Прав ли Король? Дайте криминологическую оценку его высказываниям.

3.5. Один из персонажей романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Разумихин, изложил воззрения социалистов на природу преступления следующим образом:

«… Преступление есть протест против ненормальности социального устройства – и только, и ничего больше, и никаких причин больше не допускается, – и ничего!..

Я тебе и книжки ихние покажу: все у них потому, что "среда заела", – и ничего больше! Любимая фраза! Отсюда прямо, что если общество устроить нормально, то разом и все преступления исчезнут, так как не для чего будет протестовать, и все в один миг станут праведными. Натура не берется в расчет, натура изгоняется, натуры не полагается! У них не человечество, развившись историческим, живым путем до конца, само собою обратится, наконец, в нормальное общество, а, напротив, социальная система, выйдя из какой-нибудь математической головы, тотчас же устроит все человечество и в один миг сделает его праведным и безгрешным, раньше всякого живого процесса, без всякого исторического и живого пути. Оттого-то они так инстинктивно и не любят историю: "безобразия одни в ней и глупости" – и все одной только глупостью объясняется! Оттого так и не любят живого процесса жизни: не надо живой души! Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна! А тут хоть и мертвечинкой попахивает, из каучука сделать можно, – зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! И выходит в результате, что все на одну кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! фаланстера-то и готова, да натура-то у вас для фаланстеры еще не готова, жизни хочет, жизненного процесса еще не завершила, рано на кладбище! С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион! Отрезать весь миллион и все на один вопрос о комфорте свести! Самое легкое решение задачи!

… Сорокалетний бесчестит десятилетнюю девочку, среда, что ль его на это понудила?». Правильно ли Разумихин изложил суть криминологической теории социалистов? Согласны ли вы с «социалистической» трактовкой преступного поведения? Приведите аргументы за и против.

3.6. К какому направлению криминологии можно отнести следующие теории:

 

Направления Теории
  Социологическое Биологическое Аномии Множественности факторов Опасного состояния Конституционного предрасположения Антропологическая Генетическая Эксплуатации и частной собственности Социальной дезорганизации Дифференцированных связей Эндокринная теория

3.7. Укажите время создания в России кабинетов и клиник по изучению преступности и преступников, назовите города, в которых они работали. Охарактеризуйте их деятельность. Следует ли, по вашему мнению, использовать этот опыт в настоящее время?

3.8. К представителям какого направления в криминологии можно отнести названных ученых:

 

Направления Ученые
  Социологическое Биологическое Классическое Беккариа Дриль Фойницкий Кетле Ломброзо Тард Дюркгейм Монтескье Граматика Ансель

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.01 с.)