Развитие производства в начале XX века. Возникновение в регионе монополий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие производства в начале XX века. Возникновение в регионе монополий



В начале XX века территория современной Луганской области входила в основном в состав Славяносербского уезда Екатеринославской тубернии (административный центр — Луганск) и Старобельского уезда Харьковской губернии и частично – в Донецкий округ Области Войска Донского (земли восточнее Деркула).

Согласно данным Всероссийской переписи 1897 года, в Славяносербском уезде проживало 176 412 человек, хотя в некоторых источниках цифры отличаются. Например, П.Лаврив, со ссылкой на книгу В.Шибаева «Этнический состав населения Европейской части Союза ССР (Л., 1930) дает цифру 151 200 с национальной разбивкой: 42 ,2 % великороссы (63 806 ч.) и 54,9 % малороссы (83 009 ч.). А в статье Я.Бойко и Н.Даниловой в «Українському історичному журналі» (1992. - No9.- С.62) приводятся такие данные: общее число населения – 1 7 4 753, русских – 79 281, украинцев – 88 218, белорусов — 1564, евреев – 2631, немцев - 896, молдаван — 839, поляков – 511, татар - 151, греков — 14.

Следует подчеркнуть, что разделение украинцы / русские авторами устанавливалось достаточно произвольно, потому что в самих материалах Переписи ничего подобного нет и быть не может, ибо вплоть до Революции 1917 года украинцы никак не выделялись в документах из общего массива русского народа.

 

 


Бурное экономическое развитие края в начале века привело к быстрому росту численности населения Луганска. По темпам прироста населения среди городов Российской империи Луганск занимал третье место после Баку и Екатеринослава.

1897 год 20 414 человек
1904 34 200
1906 40 000
1911 61 400
1914 62 600 (русские 61%, украинцы 22%)
1915 65 000

 

Промышленный облик города прежде всего был связан с основными градообразующими предприятиями тяжелой промышленности. Однако начало XX века в Донбассе было ознаменовано большим экономическим кризисом, что является характерным для капиталистического способа производства. 1900 год был отмечен резким сокращением спроса и, как следствие - снижением цен на все виды промышленной продукции. Начало свертываться производство, прекратили выплавку чугуна более половины печей крупных заводов Юга России, в том числе Донецко-Юрьевский, Ольховский, Белянский. Например, на заводе ДЮМО (Алчевск) в 1899 выплавлялось 7,97 млн пудов, а в 1901 этот показатель упал до 5,28 млн. Алмазнянский металлургический завод в 1900 году вообще прекратил выпуск продукции. За этим логически следовало катастрофическое падение курса акций: в 1899 акции ДЮМО шли по цене 680 рублей, в 1901 - 50 рублей. Особенно значительный ущерб несли заводы, недостаточно обеспеченные правительственными заказами, в том числе Алексеевский, ДЮМО и «Русский Провиданс» в Мариуполе, принадлежавшие известному восточно-украинскому промышленнику Алексею Алчевскому, основателю города Алчевска. Потерпев полный финансовый крах, он покончил с собой, 7 мая 1901 года бросившись под поезд на столичном Царскосельском вокзале. Об этом случае сообщили многие газеты и даже упомянул в одной из своих работ молодой талантливый экономист В.И.Ульянов-Лснин. В его честь станция Юрьевка, объединившаяся с заводским поселком ДЮМО, получила название Алчевск.

Более оптимистично начало нового века отмечали на Луганском паровозостроительном заводе, основанном 3 мая 1896 германским бизнесменом Густавом Гартманом, который вплоть до 1908 года возглавлял правление «Русского общества машиностроительных заводов Гартмана». 29 мая 1900 года из его цехов вышел первенец завода - товарный паровоз типа 0-4-0 серии ОД мощностью 560 лошадиных сил,

 

спроектированный инженером В.Лопушинским. С 1901 завод Гартмана начал выпуск и пассажирских паровозов. Уже к 1905 году их ежегодное производство достигло 245 штук, значительно опережая темы более старых заводов Санкт-Петербурга, Харькова и Урала.

Мировой экономический кризис 1900—1903 г., в орбиту которого была втянута и экономика Российской империи, крайне негативно сказался на развитии края. Закрывались предприятия, терпели крах банки, сокращалась добыча угля, падало производство металла и паровозов. Не лучшим было положение в угольной промышленности. Только на 8 шахтах Лисичанского горного района на протяжении 1901—1903 т. добыча угля уменьшилась на 44 %, а количество рабочих – на 29 %. За сокращением производства следовали массовые увольнения: к началу 1901 г. в Бахмутском и Славяносербском уездах насчитывалось около 10 тыс. безработных.

Экономический кризис усилил концентрацию производства, ускорил переход к его монополизации. В 1902 году 12 крупнейших заводов юга России, среди которых были Луганский паровозостроительный и ДЮМО, объединились в синдикат «Продамет», контролировавший накануне Первой мировой войны 95% всей металлургической продукции этого региона. Создание синдиката способствовало экономическому оживлению пходивших в него предприятий. В 1904 г. создается синдикат «Продуголь», объединивший 18 каменно-угольных обществ, в том числе находившихся в нашем крае Голубовское, Ирминское и Алексеевское. На долю синдиката приходилось до 60% угля, реализовывавшегося на всероссийском рынке. Это также способствовало преодолению экономического кризиса, наращиванию угледобычи. Одним из крупнейших в Донбассе становится Кадиевский рудник, насчитывавший 13 шахт. В 1909 г. здесь было добыто 2 8,7 млн. пудов угля, на шахтах работало 13 паровых углеподъемных машин, 53 паровых котла, 2 промывные фабрики, центральная электростанция, угледобычу вели 3500 шахтеров. Всего же за период 1900—1916 г. добыча угля в Донбассе почти утроилась.

Рост добычи угля стимулировал развитие его железнодорожных перевозок. В крупнейшую железнодорожную станцию Юго-Восточной дороги выросла Алмазная, уступавшая по количеству отправлявшегося ежегодно угля на юге России лишь станции Мушкетово. К 1913 г. суточная погрузка на станции достигла 600 вагонов, а ежегодная отправка угля — 100 млн. пудов. В целом Донбасс стал районом наибольшего развития в России железнодорожного транспорта.

Положительной была и динамика развития сельского хозяйства, хотя оно в целом продолжало оставаться отсталым. Начинался процесс его фермеризации, в ходе столыпинской аграрной реформы 1906—1911 г.

 


были созданы возможности для предприимчивых крестьян, кредитования сельскохозяйственного производства.

Летом 1910 г. состоялся Первый съезд представительных учреждений мелкого кредита Славяносербского уезда, создавший уездный Союз кредитных товариществ, который занялся предоставлением крестьянам кредитов и ссуд для приобретения земли при переселении, покупки сельскохозяйственной техники. 26 кредитных учреждений насчитывалось в 1911 г. в Старобельском уезде. Появляются крестьянские товарищества по производству и сбыту продукции, например, в селах Сабовка и Новоанновка, переработкой различной продукции занималось Веселогоровское сельскохозяйственное общество.

Однако процесс образования прослойки крестьян-собственников, вышедших из общины, из-за дороговизны земли шел довольно медленно: в Славяносербском уезде на 1910 г. из 30 тыс. крестьянских дворов на единоличное владение вышло 629, и еще 39 хозяйств было создано пришлыми крестьянами. Внутри общин в связи со вес более активным вовлечением деревни в рыночные отношения постепенно увеличивалась прослойка зажиточных, экономически самостоятельных хозяйств. В Литвиповской слободе Старобельского уезда, насчитывавшей 483 двора, в 1914 году таких хозяйств было 63,6 %, из них в 17,6 % имелось уже по 4— 10 волов. За счет этих крепких хозяйств, эксплуатировавших безлошадную бедноту, в 1909—1913 гг. в уезде удалось обеспечить рост урожайности зерновых на 15—20 % и она достигла 9-10 ц.

Активно развивались ремесла: в 17-тысячном Беловодске в начале века насчитывалось 50 ремесленных мастерских, в которых работало более тысячи человек. Также здесь были две одноклассных церковно-приходских школы, мужская гимназия, две земских библиотеки, кинематограф, а в 1914 г. открыта больница на 12 коек, которой было присвоено имя беловодского земского врача В.А.Шафановского.

Церковно-приходские и земские школы и училища, земские бесплатные библиотеки и больницы имелись тогда в большинстве слобод края. По неполным данным, к 1914 г. на территории современной области работало 983 школы (969 из них — начальные), в которых обучалось около 87 тыс. учащихся, их обучение осуществляли 2070 учителей. Кроме того, по решению Екатеринославского губернского земского собрания с 1900 г. за счет губернского земства в каждом уезде были открыты учительские библиотеки. Однако этого было явно недостаточно: по данным 1897г., в Старобельском уезде грамотность составляла лишь 10,4%, в Славяносербском - меньше 25%.

Еще 1 сентября 1873 года была открыта штейгерская школа в Лисичанске — первое в Донбассе профессиональное учебное заведение. В декабре 1916 Государственная Дума России одобрила законопроект об ее

 

 

реорганизации в горное училище, но революционные события 1917 не позволили осуществить данное начинание. Лишь в 1921 году школа была преобразована в Лисичанский горный техникум, работающий до сих пор.

Рост сельскохозяйственного производства положительно сказывался на развитии торговли. Одним из крупных торговых центров являлась Марковка. В 1905 г. в слободе насчитывалось 1405 дворов и 9020 жителей, более десятка лавок. Ежегодно здесь проводилось 4 ярмарки, каждая из которых длилась по 8 дней. На этих ярмарках особенно ценились марковская Твердая пшеница и лук. Местный сорт лука, на выращивании которого специализировались марковские крестьяне, занял первое место на Всемирной сельскохозяйственной выставке в Париже и был удостоен Золотой медали. Ярмарками славилось также с. Покровское (ныне Троицкого района), где ежегодно их устраивалось шесть,

Заметное место в торговле и транспортном сообщении занимал расположенный около станции Чертково хутор Меловой. Станция входила В первую десятку железнодорожных станций по отгрузке зерна в Харьковской губернии. Рост ее грузооборота способствовал быстрому развитию Мелового: многочисленные ларьки и магазины бойко торговали мануфактурой, одеждой, хозяйственными товарами, бакалеей, ежедневно на центральной коммерческой улице собирались базары, а прибыльность торгово-транспортного дела позволила в 1910—1913 гг. открыть трехгодичную земскую школу, кинематограф, библиотеку.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.11 (0.009 с.)