Экономические формы общественного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические формы общественного производства.



Форма общественного производства - это тип организации хозяйственной деятельности людей, реальное функционирование общественного производства. Общество знает две основные формы хозяйствования: натуральное производство и товарное производство.

Исторически первой формой организации общественного производства, которая царила на протяжении длительного времени, было натуральное производство, то есть такое производство, в котором изготовления продуктов труда осуществлялось для удовлетворения собственных потребностей непосредственного производителя, то есть для внутрихозяйственного потребления. Наиболее характерным этот тип производства был в докапиталистических обществах. В определенной степени он сохранился и до сих пор в разных странах, в том числе в Украине (например, "производство на садово-огородных участках).

Характерными чертами натуральной формы производства являются: экономическая замкнутость, примитивная техника и технология, универсальный характер рабочей силы, низкий уровень специализации и производительности труда. Натуральное производство малоэффективно, консервативное. Ему присущи прямые экономические связи между производством и потреблением.

Натуральное производство соответствует такому уровню развития производительных сил и экономических отношений, которые обусловливают чрезвычайно ограниченную цель производства, низкий и однообразный уровень собственных и общественных потребностей. Прямые натуральные связи приводят к непосредственному использованию производимого продукта внутри предприятия, самими производителями. Национальная экономика при этом состоит из массы обособленных хозяйств (семей, поместий, общин и др).

Второй формой организации общественного производства является товарное производство. Это такая организационная форма общественного производства, когда продукты труда производятся экономически обособленными производителями не для собственного потребления, а для общественных нужд, определяемых рынком, то есть для купли-продажи на рынке. При этом продукты труда, которыми обмениваются обособленные производители, становятся товарами.

Характерными чертами товарного производства являются:

- Общественное разделение труда и специализация производства;

- Обмен продуктами труда между производителями;

- Экономическая обособленность производителей;

- Свобода выбора производственных ресурсов, средств и целей производства;

- Наличие конкуренции;

- Свободное ценообразование;

- Стихийность развития.

Объективным условием и материальной основой возникновения и развития товарной формы общественного производства является общественное разделение труда. Это объясняется тем, что специализация производителей и изготовление отдельных видов продукции обуславливает объективную необходимость обмена своих продуктов на продукты других производителей. Ведь для удовлетворения потребностей каждого производителя нужны разнообразные продукты, которых он сам не производит. Именно поэтому такой производитель объективно вынужден обменивать свой продукт на продукты других производителей.

Итак, общественное разделение труда и специализация производства объективно обусловливают необходимость обмена продукцией между различными обособленными производителями. В то же время общественное разделение труда сам по себе еще не предопределяет необходимость товарного производства. Ведь обмен продуктами работы может осуществляться как в эквивалентной, так и безэквивалентной форме. Товарное производство предполагает только эквивалентный обмен продуктами труда. В связи с этим и возникает вопрос, что приводит именно эквивалентный обмен продуктами труда и соответственно товарную форму производства.

Определяющей причиной, что приводит эквивалентную форму обмена продуктами труда, а также и само товарное производство, является экономическая обособленность производителей, которая оказывается в собственности на изготовленный продукт, становится товаром. То есть каждый самостоятельный товаропроизводитель выступает владельцем изготовленного продукта. Этот продукт, благодаря специализации, он должен обменять на продукты труда других производителей, потому что только так может удовлетворить имеющиеся потребности. Вступая в отношения обмена, производитель должен отчуждать свой продукт, свою собственность и присваивать чужой продукт, чужую собственность. Именно в процессе товарного обмена остро стоит вопрос: "В какой пропорции должны обмениваться между собой различные по своей потребительской ценностью продукты различной труда?" Такая меновая пропорция достигается только рынком.

Следовательно, определение меновых пропорций различных по потребительской форме продуктов является объективной необходимостью для товарного обмена, потому что каждый товаропроизводитель является владельцем отчуждаемого продукта. В этих пропорциях реализуются экономические интересы товаровладельцем, участников обмена. Каждый из них присваивает в конечном итоге столько же чужих продуктов, сколько он отстранил своих.

Достигнута же равновесие, или эквивалентность обмена, свидетельствует о том, что разные по своей потребительской ценностью продукты стали сопоставимы и обмениваются между собой как равновеликие объемы человеческого труда, воплощенного в различных продуктах. Именно количество труда производителей, воплощенной в различных продуктах, делает эти продукты сопоставимыми между собой, и именно на этой объективной основе рынок определяет эквивалентность их обмена. Осуществляется это через куплю-продажу продуктов труда. Побудительной же причиной этой эквивалентности всегда обособленность присвоение продуктов труда субъектами хозяйственной деятельности.

Товарное производство эволюционирует вместе с развитием производительных сил, общественным разделением труда и специализацией производства.

Известная разнообразие моделей товарного производства. Первоначально возникло простое товарное производство. Это мелкое производство, основанное на мелкой частной собственности и личном труде собственника средств производства. Оно характеризуется прямым сочетанием непосредственных производителей со средствами производства, отсутствием рынков земли, природных ресурсов, рабочей силы. В форме товара выступают лишь вещественные факторы производства и продукты труда. Товаропроизводитель реализует произведенный им готовый продукт с целью удовлетворения личных потребностей.

Следующей моделью товарного производства развитое товарное производство. Здесь товаром становится не только продукт человеческого труда, но и все факторы производства, в том числе и сама рабочая сила человека. Такое производство основывается на большой частной собственности, механических орудиях труда, совместной работе многих наемных работников. Его цель -получение прибыли предприятием. Развитое товарное производство имеет общий характер и становится всеобъемлющей формой проявления экономических связей между людьми. Его возникновение связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому развитое товарное производство называют капиталистическим товарным производством.

По мнению ученых-экономистов моделью товарного производства можно считать и предпринимательство как вид хозяйственной коммерческой деятельности граждан и их добровольные объединения. Оно может успешно развиваться только в благоприятной среде рыночной экономики.

Итак, общественное разделение труда и специализация производителей на определенной производственной деятельности приводит объективную необходимость обмена разнообразными продуктами труда, а экономическая обособленность приводит эквивалентную, товарно-рыночную форму этого обмена. Именно поэтому общественное разделение труда является необходимым условием и материальной основой любого товарного производства, а экономически обособленное присвоение продуктов труда выступает его определяющей причиной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.007 с.)