Представление об обществе в различных философских учениях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление об обществе в различных философских учениях.



Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс "наук о духе": истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.

Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. По утверждению французского философа Э. Калло, философия одновременно интерпретирует исторические данные и синтезирует их, философы анализируют историю, показывая, что все ее события подчинены законам и целям. Другой философ, Арнольд Тойнби, считает, что философия истории – это изучение универсального исторического бытия через внутренний субъективный опыт человека.

Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона (см. 2.1). По мнению философа, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо; достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей; воинов, или стражей; ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты.

По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов – защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев – обеспечение всех необходимыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою работу. Для того чтобы ремесленники и земледельцы могли выполнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья и собственность не нужны.

Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса (см. 2.2). История начинается грехопадением первых людей и заканчивается Страшным судом и вторым пришествием Христа. Показательными для Средневековья являются идеи Аврелия Августина, который представляет историю как длительный процесс борьбы добра со злом, процесс спасения человечества и обретения им утраченного единства с Богом.

Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли, который демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства. По его мнению, политика должна быть свободна от любых внешних для нее установлений: религиозных, этических и даже философских. Политика – это сфера действия, цель действиявласть. По мнению Н. Макиавелли, цель оправдывает средства, т.е. для удержания власти правитель вправе использовать любые средства. Наиболее эффективными инструментами удержания власти являются любовь и страх. При этом страх – лучшая гарантия власти, чем любовь. Люди по своей природе злы, поэтому правитель должен удерживать их от неблаговидных поступков с помощью страха наказания. Концепция Н. Макиавелли ознаменовала собой радикальный поворот в философских представлениях об обществе и государстве, поскольку предметом ее внимания стала реальная политика, а не идеальные, умозрительные конструкции.

Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и устройства государства – концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние – война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода; осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.

Общественный договор – это договор каждого с каждым о передаче общей власти права управлять собой. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. Главный признак гражданского состоянияналичие государства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные – его подданные. Т. Гоббс отмечает, что общественным договором отчуждаются не все права. У подданных существует ряд неотъемлемых прав, которые государство как раз и призвано защищать: право па жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, право покупать и продавать.

Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Локка, на идее естественных неотчуждаемых прав.

Философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Он считает, что люди по природе добры, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние. Этот договор делает каждого человека, с одной стороны, подданным, с другой – сувереном. Единство этих двух свойств и создает, по мнению Ж.-Ж. Руссо, гражданина.

Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины XIX в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. С позиции исторического субъективизма развитие общества объясняется действиями великих людей: королей, императоров, крупных политических, религиозных или военных деятелей. Их замыслы и расчеты, их ошибки и поражения приводят к тому или иному историческому событию. Совокупность таких событий определяет ход истории. С позиции исторического объективизма решающую роль в истории играют надличностные силы: божественная воля, Абсолютная идея, Мировой дух. Процесс развития общества имеет целенаправленный характер и не зависит от воли конкретных людей – даже великих, которые остаются лишь орудием надличностных сил. Материалистическое объяснение истории впервые было предложено К. Марксом в его концепции исторического развития как смены общественноэкономических формаций (см. 7.7).

В конце XIX – начале XX вв. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций (см. 7.7, 7.8).

Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби. Развитие идеи цикличности осуществлено в середине XX в. представителями французской исторической школы "Анналов" (Марк Блок, Люсьен Февр, Жак Ле Гофф, Фернан Бродель).

В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Разнообразие концепций следует считать скорее достоинством современной философии, нежели ее недостатком. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию. При этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее.

Общество – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей: общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения – наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.

В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную, – каждая из которых удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера соответствует материальным потребностям людей – в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность в организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная – в самореализации и развития своих способностей.

Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, определяя их характер. Общество – органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества в свою очередь следует рассматривать как целостную систему со множеством элементов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.007 с.)