Понятие общества в философии. Основные подходы в понимании общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общества в философии. Основные подходы в понимании общества.



Социальная философия.

План.

1. Понятие общества в философии. Основные подходы в понимании общества.

2. Социальная философия и теоретическая социология: общее и особенное.

3. Представление об обществе в различных философских учениях.

4. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.

5. Социальные структуры общества: этнос, государство, классы и страты, семья.

6. Современные концепции общественного развития. Движущие силы исторического развития. 

7. Бытие человека и общественное производство.

8. Экономические формы общественного производства.

9. Социально-практический способ бытия и общественное сознание.

 

Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.

Общество представляет собой сложноорганизованную систему, формирующуюся в условиях динамичной социальной коммуникации и взаимодействия. Слово «система» (от греч. sistema — целое, составленное из частей; соединение) — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX— XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. идеи об обществе как едином, целостном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Хакен, Пригожин и др.).

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики как междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем, исследуется совместное действие многих подсистем самой различной природы, в результате чего возникает структура и соответствующее функционирование), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные коммуникативными, кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Бытие человека и общественное производство.

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ — понятие, введенное К. Марксом, подчеркивавшим, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Под общественным бытием («социальной материей») понимаются материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания. В рамках учения об общественном бытии особое место занимает концепция производственных отношений, т. е. отношений, в которые люди вступают в процессе производства. Производственные отношения выступают как базис для многообразных форм общественного сознания (политических, правовых, научных, моральных и др.). В свою очередь, характер производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил общества, неодинаковым для разных обществ и разных стадий общественного развития. Принятая историческим материализмом периодизация всемирной истории представляет собой выделение ее стадий по типу господствующих производственных отношений (см. также: «Базис и надстройка», «Общественное сознание», «Общественные отношения»).

Социальная философия.

План.

1. Понятие общества в философии. Основные подходы в понимании общества.

2. Социальная философия и теоретическая социология: общее и особенное.

3. Представление об обществе в различных философских учениях.

4. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система.

5. Социальные структуры общества: этнос, государство, классы и страты, семья.

6. Современные концепции общественного развития. Движущие силы исторического развития. 

7. Бытие человека и общественное производство.

8. Экономические формы общественного производства.

9. Социально-практический способ бытия и общественное сознание.

 

Понятие общества в философии. Основные подходы в понимании общества.

Термин «общество» служит для выражения ряда близких по значению, но все же различных понятий. В ходе исторического развития вырабатывалось наиболее широкое, собственно философское понятие общества как совокупной деятельности людей, направленной на производство, поддержание и воспроизводствоих жизни. Современная западная социальная философия также рассматривает общество не как совокупность отдельных индивидов, а как совместные действия людей, интегрированных в социальные группы и системы. Философское понятие общества включает в себя два главных признака: 1) общество есть обособившаяся часть природы; 2) будучи связанной с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам, не сводимым к законам, которые изучает естествознание. Общество представляет собой открытую динамическую систему, которые осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. Будучи динамической системой, общество непрестанно изменяет свое состояние, развивается во времени, причем это развитие носит вероятностный характер. Общество включает в себя как материальные, так и духовные компоненты, находящиеся в сложном взаимопроникновении взаимодействии. В философской науке имеются как естественные, так и телеологические интерпретации системности и развития общества. В первом случае развитие общества описывается как естественно-исторический процесс, в основе которого лежат определенные закономерности. Во втором — как процесс, направленный на достижение кем-то (Богом, провидением, фатумом) заранее заданной цели. Указанные выше интерпретации исключают друг друга. Очевидно, что общество является самой сложной из всех известных человеку систем. Прежде всего, общество — система иерархическая, многоуровневая. Каждый элемент, или подсистема этой системы, может быть рассмотрен в качестве относительно самостоятельной системы, в свою очередь включающей в сем собственные подсистемы. Вместе с тем общество выступает как некая целостность, в которой, по-справедливому замечании Канта, целое господствует над частным. Свойства системы как целого не могут быть сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. Если какое-либо конкретное общество теряет свою целостность (тотальность), то оно обречено на разрушение и исчезновение. При изучении общества приходится считаться с множеством его описаний и интерпретаций. Существуют самые различные, во многом противоречивые и не совместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, функционирования элементов, особенностей и характера исторического развития. Наиболее разработанной моделью общества и общей теорией его развития является исторический материализм, или материалистическое понимание истории. Значительный интерес представляет созданная в середине XX в. Т. Парсонсом и его последователями структурно-функциональная теория общества. Общепринятым является выделение в обществе как целостной системе следующих подсистем: экономической, социальной, политической, духовной. Остановимся на их краткой характеристике. Экономическая подсистема Экономической подсистемой общества является экономика, которую в широком смысле определяют как способ производства материальной жизни, включая совокупность производственных отношений, присущих данному общественному строю; в узком — как народное хозяйство какой-то страны или отдельной ее отрасли экономику промышленности, экономику сельского хозяйства и т.п. В экономику также включают всю совокупность отраслей народного хозяйства, производство средств производства я и предметов потребления, а также сферу материальных услуг: материально-техническое снабжение, производственную связь, торговлю, общественное питание, ремонт предметов домашнего обихода. Экономика имеет и глобальное измерение, учитывающее мировые хозяйственные связи, разделение труда, мировую торговлю. Ядром экономики следует признать материальное производство. Это сфера, в которой создается совокупный общественный продукт и национальный доход. Способ производства материальной жизни, по мнению Маркса, обусловливает социально-политический и духовный процесс жизни вообще. Ведущую роль в этой системе играет первый элемент: собственность на средства производства. Поэтому в истории общества выделяют следующие основные формы собственности: первобытно - общинную, рабовладельческую, феодально-крепостническую, буржуазную, социалистическую. Развитие материального производства рассматривается как основа всего исторического процесса, а экономическая подсистема выступает фундаментом, базисом всех остальных подсистем. Социальная подсистема Термин «социальность» означает общественность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности в общественной жизни. Употребляются также термин «социум» — общее, совместное и «социальный» — относящийся к обществу в целом, затрагивающий интересы всех общественных групп и слоев населения. Взятый в широком смысле термин «социальный» по объему и по содержанию совпадает с термином «общественный». Под «социальной философией» обычно понимают науку об обществе, его структуре, движущих силах и закономерностях развития. Социальная философия при этом рассматривается как разновидность или важнейший раздел философии. По своей проблематике она совпадает с общей, или теоретической, социологией. В узком смысле под «социальным» понимают все, что относится к разновидностям социума - семейно-родственные, национально-этнические, территориальные сообщества. Сюда же входят проблемы структурирования общества или его деления на группы по различным социальным признакам: классовым, профессиональным, демографическим и т.п. Существует не только социально-групповой, но и институциональный срез социума. Социальными институтами называют организации, учреждения, образования и т.п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Различают также прослойки между классами. Прослойка обычно включает в себя выходцев из различных классов, она неоднородна, различные ее части ориентируются на основные классы данного общества. Такой прослойкой считали интеллигенцию. Дальнейшая конкретизация понятия «социальная группа» дается в теории социальной стратификации и социальной мобильности. Все общество делится на особые слои, или страты. Этот термин заимствован из геологии, где под стратами понимаются пласты в геологической породе. Иногда в социологии страты называют классами, статусами и т.п. На основании каких признаков следует относить людей к определенному слою? Однозначного ответа на этот вопрос западные социологи не дают. Обычно в качестве основания деления выдвигают следующие признаки: профессия или род занятий, доходы или уровень жизни, общность социальных интересов, культурный уровень или образование, стиль и образ жизни, обладание политической властью и т.п. Деление общества на страты можно производить по одному и вышеуказанных признаков, но чаще берется несколько признаков, и тогда получается «многомерная стратификация», согласно которой один и тот же человек может принадлежать одновременно к нескольким слоям, или классам. Например, входить в класс людей, имеющих высшее образование, в класс менеджеров, в класс людей, имеющих собственные дома, и т.п. При такой множественности признаков отходит на второй план или вовсе игнорируется такой важнейший признак, как место социальных групп в системе общественного производства и их отношение к собственности на средства производства, что с точки зрения марксизма является главным классообразующим признаком. Политическая подсистема Политика в самом широком смысле этого термина означает сознательно проводимую линию поведения социального субъекта по отношению к другим субъектам или объектам. Под социальным субъектом можно понимать социальные группы, классы, нации, партии и иные общественные организации и, наконец, то, что является в этом перечне самым главным, — государство. Направленность поведения субъектов варьируется в широком диапазоне. Поэтому существуют различные виды политики: экономическая, финансовая, социальная, политика в области культуры, образования, демографическая политика, молодежная, национальная, международная политика и т.д. Политика может быть адресована не только другим социальным субъектам, но также и объектам. Например, экологическая политика — осознанно проводимая линия поведения государства и, в конечном счете, всего мирового сообщества по отношению к окружающей природе. Центральное место во всем этом многообразии видов политики занимает «политическая политика», или политика в собственное смысле этого слова. Это линия поведения классов, социальных групп, партий, направленная на достижение или удержание государственной власти. Все остальные виды политики осуществляются, как правило, при помощи рычагов государственной власти. Само слово «политика» происходит от греческого слова «полис», т.е. государство. Античные греки под политикой подразумевали прежде всего умение управлять государством. Политика — это все то, что касается устройства государства и его функционирования. Общественные классы и группы стремятся обеспечить свои интересы, используя государственные рычаги. На базе их коренных интересов формируются цели и определяются задачи, составляющие содержание государственной политики. Политика охватывает все отношения между классами, касающиеся государства. В сферу политики входят также отношения между государством и нациями. Эти отношения формируются с учетом интересов господствующих в данном обществе классов. В особых условиях (отражение вражеского нашествия, борьба за освобождение от чужеземного гнета) государство может выражать интересы всех классов, слоев и групп населения. Политические отношения в своей совокупности образуют политическую подсистему общества. В нее входит государство как основное звено, а также политические институты и организации, выполняющие определенные функции. В их числе политические партии, профсоюзы, женские, молодежные и иные объединения граждан, церковь (прежде всего там, где она не отделена от государства). Политика невозможна без политической идеологии и политического сознания в целом, включая политические эмоции и переживания, которые проявляются особенно остро в переломные и критические моменты истории той или иной страны. Но политическая идеология (идеи, программы, доктрины, прогнозы и т.д.) — это все же слова, а политика — это дела, т.е. реальные и практические действия социального субъекта, направленные на достижение каких-то общественно значимых целей. В систему политических отношений общества входит также право - совокупность социальных норм и отношений, на страже которых стоит государство и входящие в него правоохранительные органы. Право не может существовать без особого аппарата, призванного принуждать людей к соблюдению установленных государством юридических норм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.01 с.)