Вопрос. Место культуры в общественном развитии.понятие «культура». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Место культуры в общественном развитии.понятие «культура».



Вопрос. Место культуры в общественном развитии.понятие «культура».

"культура - это соци-ое поведения, которое не дано от рождения, а должно усваиваться каждым новым поколением заново", культура - это, прежде всего, процесс возвышения над биологическими (т.е. Природными) формами жизнедеятельности. Зависит от географ. Место положения и истории. Типология: 1. Первобытная2. Эпоха античности3. Средневековье(ведьмы) 4. Возрождения5. Просвещения6. Нового времени7. Новейшего времени8. Современность

 виды: 1пластический-либопространственное(все изо. Иск.-этоживопись,скульптура.графика.декоративно прикладное,дизайн,фото)

2. Временные-это литература,музыка.

3.пространственно-временные(кино,театр,цирк,танец)

  функция: 1.воспит-ая(поведение2.норманаводе,транспорт)3. Адаптивная(замуж за границу)4. Комуникативная (передача традиций)5. Функция социализации индивида

культура взаимна-экономикой, политикой, правом, этикой, моралью.

общество - общность, образуют люди в которой они живут. Служит организацией жизни общества, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культ.выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различныхситуациях.выражаетспособыжизнедеятельности людей.

Билет этапы формирования и развития первобытной культуры.

 первобытная культура – самая продолжительная на протяжении всей истории человечества, она насчитывает несколько миллионов лет. Наши прародители расселялись по всей территории земли, постепенно менялось их мировоззрение, видоизменялся образ жизни. Поскольку отсутствовали такие важные способы общения как речь и письменность, накопленные знания передавались из поколения в поколение на основе личного примера.

традиции и обычаи были чрезвычайно важны в первобытные времена, поскольку держали коллектив в определенных рамках, не допуская своеволия или непослушания. К примеру, человек ощущал себя и природу одним целым, себя и коллектив единым понятием. Не было в древних сообществах поощрения индивидуальности, скорее наоборот. Человек должен был вести себя и даже мыслить так, как остальные члены коллектива. Для этого были придуманы различные запреты и табу.

три этапа развития архаичной культуры: каменный, бронзовый и железный века. В каменном веке только зарождается культура, изобретаются первые орудия труда, а под конец этой эпохи собирательство и охота постепенно сменяются земледелием и скотоводством. Бронзовый век характерен тем, что возникают первые государства. Железный век – это оседлый образ жизни племен, освоение нового материала – железа.

если характеризовать первобытную культуру согласно форм организации социума, ученые выделили праобщину, раннеродовую общину, позднеродовую и соседскую общины.

Билет. Джаз

Когда-то музыка африканских рабов, за короткий период ставшая популярной. Сегодня джаз это сложный музыкальный стиль, подвластный только виртуозам. Джаз создал особую атмосферу в 20-30-40-е гг. Xx века,

Джаз – воплощение эпохи, ее образа и стиля. Музыка, в определенном смысле ставшая протестом против доминирующей линии в культуре.. Менее чем за сто лет джаз проделал путь от песнопений негритянского народа до эстрадной музыки xxi века. Джаз имеет большую почву из разновидностей музыкальных практик: африканский музыкальный фольклор, трудовые песни афроамериканских рабов, культовая музыка, менестрели, блюз, регтайм. Каждая из этих музыкальных традиций по-своему повлияла на джаз, преобразила, став частью единого музыкального организма, сплетенного из противоречащих друг другу частей: импровизация, грусть, меланхолия, быстрый и «жаркий» темп.

ранний джаз, как и другие формы афроамериканского музицирования, развивался после гражданской войны в сша 1861 – 1865 гг.

родина джаза - новый орлеан. Город, будто созданный для музыки, речной порт и преобладание военных оркестров – идеальные условия, в которых и развивался джаз. В новом орлеане родились многие великие музыканты, включая луи армстронга, ставшего «голосом джаза». Здесь берет истоки та школа, которую брали за основу все последующие музыканты.

точкой отсчета можно считать период между 1900 и 1905 гг. После событий гражданской войны негритянское население обосновалось на юге, им приходилось жить в бедности, поэтому приобретение инструмента было практически невозможным делом. Луи армстронг, например, получил свой первый инструмент в четырнадцать лет, находясь в детской колонии.

инструменты создавались собственными руками – это были гитары, сделанные из сигарных коробок и проволоки, барабаны – из канистр, контрабасы – из корыт и палок. Поэтому волна, наполнившая инструментами город, стала для многих детей и взрослых огромным событием. Теперь они могли заниматься музыкой с новой творческой силой. Взаимодействие креольской и негритянской культуры было важным событием в истории джаза: негритянские музыкальные объединения сохраняли афроамериканские традиции, в частности блюза, а креольская культура была направлена на приобщение к европейским традициям. Так, джаз сформировался, как афроамериканское явление.

к 20-м г. Xx в. Джаз уже плотно вошел в музыкальную жизнь американцев, и его нельзя было спутать ни с каким другим направлением.

    на этапе развития «классического» джаза происходит становление нового уровня. Он обогащается, превращается в искусство концертного исполнительства. Все это происходит благодаря приходу в джаз исполнителей и композиторов с классическим музыкальным образованием конечно, импровизация оставалась основной чертой джаза, только теперь ею могли владеть с большей уверенностью благодаря музыкальному образованию. Если в период раннего джаза не было практики записывания нот мелодии, то в «классическом» джазе появляются ноты. Усложненность музыкального исполнения и серьезное отношение самих исполнителей к музыке говорит о том, что джаз постепенно становится сложным видом музыкального искусства.

апогей его развития приходится на 30-40-е гг. Xx в., как раз на период «свинговой эры». В это время джаз стал настолько повсеместен, что фактически стал частью поп-музыки. Крупные свинговые оркестры известны по всему миру. Флетчер хендерсон, дюк эллингтон, клод хопкинс и многие другие сильно обогатили джазовую специфику.

    в 30-е гг. Частью джазовой культуры становится уже упомянутый свинг, который захватил сердца многих людей. Появление нового стиля связано, прежде всего, с социально-экономическими изменениями в обществе. В 1929 г. Америка была охвачена великой депрессией (1929-1939), вызванной биржевым крахом, когда произошло резкое падение цен акций. В 1933 г. Был отменен «сухой закон», это преобразило досуг граждан: употребление спиртных напитков утратило романтическое настроение запретного плода.

социальные проблемы, охватившие общество в этот период, отразились на изменении общественного сознания людей. Происходит переоценка ценностей, появляется новый взгляд на жизнь. Джаз утрачивает свою былую привлекательность, провести время в ночном клубе под музыку джазовых аккордов, уже не казалось столь заманчивым занятием. Подпольные кабаре с играющими в них джаз-оркестрами постепенно терялись в прошлом. На смену этому приходили новые варианты времяпрепровождения более высокого уровня, общество стало готово к другой музыке – музыке стиля свинг.

Появление свинга послужило толчком для преодоления низкого стиля. Происходит резкая смена ориентиров, которые проявляются в усложнении мелодии и виртуозности исполнения. Джаз лишается развлекательного характера, которым обладал в 20-е гг., и становится концертным видом искусства. Однако до сих пор остается своеобразной популярной музыкой, звучащей отовсюду. Да, джаз тех времен – еще нельзя назвать музыкой элитарных слоев общества. Но усложнение образов и смена ориентиров лишь приближает его к той вершине, которой он достиг в настоящее время.

джаз – искусство постоянно меняющее свои образы, заигрывающее с духом времени. Но он всегда стремился к формированию эстетического вкуса публики. В начале века джаз был прерогативой социальных низов американского общества, принадлежность к замкнутой, негритянской среде придавала новой музыке, несомненно, характер вульгарности и некоторого протеста. Широкая публика находилась на непреодолимом, казалось бы, расстоянии от джаза, его звучание приводило в недоумение и раздражение многих людей «высшего» общества начала xx в. Его не могли понять люди, воспитанные на европейских традициях. Свинг преобразил джаз, сделав его всемирно популярным.

некоторые джазмены считают, что во второй половине xx в. Джаз получил настоящее признание, его смогли оценить с точки зрения профессионального искусства. Один из джаз-музыкантов, элвин джонс говорит о современной публике: «будучи восприимчивы в культурном в аспекте, они судят о каждой музыке по ее собственным достоинствам и критериям. Это очень здравое суждение, и так случается все чаще и чаще».

в xxi веке джаз занял твердую позицию элитарного искусства.

 

 

Кинематограф белоруссии

Демонстрация фильмов в белоруссии началась в конце xix века. В начале xx века действовало уже 56 частных кинотеатров[1]. Первый кинотеатр в минске открыл в 1900 году предприниматель рихард штремер в доме раковщика на захарьевской улице. Первоначально в нём демонстрировались диапозитивы, потом немые фильмы. В 1908 году сам начинает снимать хроникально-документальные фильмы: «манёвры мвпо».. Кинооператоры минского кинотеатра «гигант» снимают в 1910—1912 годах свои фильмы: «200-летие царского села», полёты русского авиатора уточкина над комаровским полем в минске, «крушение поезда на станции рудники»[2].

В 1918 году кинооператоры москвы и петрограда отсняли ряд сюжетов в городах белоруссии, создали хроникальные ленты: «мирные переговоры в брест-литовске», «беженцы в орше». В 1918 году кинотеатры, частные фильмотеки, кинематографическое оборудование и материалы были национализированы. В витебской губернии кинофотосекция сделала попытку наладить собственное кинопроизводство: в мае 1920 года во время «недели трудового фронта» проводились съёмки работ на железной дороге на берегу западной двины, в расположении частей 15-й армии под витебском[1].

Летом 1922 года приказом народного комиссара просвещения бсср было создано управление по делам кинематографии — «киноресбел» (кино республики белоруссии). Через год было ликвидировано. В мае 1924 года на кооперативных началах возникла новая организация — «белорусское пролеткино».ликвидировано.

17 декабря 1924 года создано управление по делам кино при народном комиссариате просвещения бсср — «белгоскино» (эта дата отмечается как день белорусского кино)[3]. Кинопроизводство в бсср началось с хроники и научно-популярных фильмов. В 1925 году были запечатлены первомайские торжества в минске, также снимались: vii всебелорусский съезд советов, ix съезд кп(б)б, 2-я сессия цик бсср в витебске, открытие белорусской сельско-хозяйственной академии в горках, организация первой коммуны и др.[1] появлялись учебные и научно-популярные фильмы: «в здоровом теле — здоровый дух» (м. Леонтьев, 1925), «мелиорация бсср» (м. Леонтьев, 1925)[2], «такая наша беларусь» (е. Петров, 1927)[1].

В 1928 году «белгоскино» организовало студию художественных фильмов «советская беларусь», которая из-за отсутствия технической базы на родине была временно размещёна в ленинграде, где для этих целей было арендовано здание театра «кривое зеркало»[4]. Опираясь на ленинградские кадры кинематографистов сравнительно быстро был налажен регулярный выпуск игровых картин. Советский киновед николай лебедев негативно расценивает такой шаг. Кинопроизводство оказалось оторванным от национальной почвы. Вместо того, чтобы строить кинофабрику дома и формировать свои национальные творческие кадры, упор был сделан на режиссёров, которые вообще не знали истории и быта белорусского народа. На фабрике образовалась большая текучка кадров, только с 1926 по 1930 год через неё прошло около двадцати режиссёров и большинство их работ не было посвящено белорусской теме[5]. Только в 1939 году студия художественных фильмов была переведена в минск[4].

Первый игровой художественный фильм «лесная быль» был снят в 1926 году и посвящён борьбе белорусского народа с иностранными захватчиками в 1920-м году. Режиссёра юрия тарича, создавшего эту экранизацию повести михася чарота «свинопас», называют основоположником белорусского кино. Тема борьбы народа за социальное и национальное освобождение стала ведущей в кинематографе республики в 20—30-х годах. Знаковые фильмы по этой тематике в 20-е — «кастусь калиновский» (владимир гардин, 1928), «сосны шумят» (леонид молчанов (белор.)Русск., 1929), «в огне рождённая» (владимир корш-саблин, 1930)[1].

«белгоскино» было одной из первых киноорганизаций в советском союзе, которая взяла на вооружение мультипликацию как средство политической пропаганды. В 1927 году был выпущен фильм «октябрь и буржуазный мир» (не сохранился). Картина вышла к 10-летнему юбилею великого октября и иллюстрировала основные этапы истории советской россии вплоть до 1927 года[2].

30-е годы в 1930-е годы продолжается развитие темы национального и социального освобождения: «первый взвод» (владимир корш-саблин, 1933), «балтийцы» (александр файнциммер, 1937), «одиннадцатое июля» (юрий тарич, 1938)[1].

В конце 20-х—начале 30-х годов создаются фильмы по теме современности: «рубикон» (владимир вайншток, 1930), «женщина» (ефим дзиган, 1932), «дважды рождённый» (эдуард аршанский, 1934), «золотые огни» (владимир корш-саблин, 1935), «путь корабля» (юрий тарич, 1935), «искатели счастья» (владимир корш-саблин, 1936). Большую роль в разработке современной тематики в кино сыграли агитпропфильмы. Создавались специальные фильмы для детей, лучшие из них — «полесские робинзоны» (и. Бахарь и леонид молчанов, 1934), «концерт бетховена» (владимир шмидтгоф, 1937)[1]. Заметные комедии второй половины 30-х — «девушка спешит на свидание» (михаил вернер и сергей сиделёв, 1936), «моя любовь» (владимир корш-саблин, 1940).

Кадр из фильма «медведь», 1938 10 ноября 1930 года премьера первого белорусского экспериментального звукового фильма — «переворот». Главным режиссёром этой документальной ленты с символическим названием стал юрий тарич. Фильм представляет собой набор из пяти сюжетов, демонстрировавших возможности звукового кинематографа: речь председателя снк бсср, декламация поэмы, концерт, звуковая хроника и политический шарж «приключения алёнки на границе»[2].

В 30-е годы большое внимание уделялось постановке фильмов по литературным произведениям, были поставлены фильмы «поручик киже» (александр файнциммер, 1934) экранизация повести юрия тынянова по известному историческому анекдоту, «соловей» (эдуард аршанский, 1937) по повести змитрока бядули, «маска» (сергей сплошнов, 1938), «налим» (сергей сплошнов, 1938), «медведь» (исидор анненский, 1938) и «человек в футляре» (исидор анненский, 1939) по произведениям антона чехова[1]. Всего до 1941 года студиейигровых фильмов было снято около 60 картин.

Военное время[править | править код] в годы великой отечественной войны белорусские кинодокументалисты участвовали в съёмках фильмов «разгром немецких войск под москвой», «день войны», «народные мстители», «бой за витебск», «минск наш», «бобруйский котёл». Операторы кинохроники (моисей беров, и. Вайнерович, владимир цитрон и владимир цеслюк) в составе центральной студии документальных фильмов снимали фронтовые репортажи. Партизанскую кинолетопись создали операторы минской студии кинохроники и др. Студий страны: николай быков, е. Комаров, оттилия рейзман, мария сухова, семён школьников и др[1]. Организованная в алма-ате на базе центральной объединённой киностудии группа творческих работников белорусского кино создала альманах «белорусский киносборник» (владимир корш-саблин и юрий тарич, 1942). В 1942—1944 годах группа белорусских кинодеятелей на базе центральной студии документальных фильмов выпускала киножурнал «советская белоруссия», в 1944 году сняла полнометражный документальный фильм «освобождение советской белоруссии» (владимир корш-саблин и николай садкович) и фильм-концерт «живи, родная беларусь!» (владимир корш-саблин и николай садкович)[1].

Послевоенные годы. Беларусь фильм в 1945 году киностудия художественных фильмов «советская беларусь» возобновила свою деятельность. В 1946 году её переименовали в «беларусьфильм». Первые годы после войны большей частью выпускались документальные фильмы и киножурналы. Первой большой творческой удачей послевоенного периода стал художественный фильм о герое минувшей войны — «константин заслонов» (владимир корш-саблин и александр файнцимме, 1949), другая крупная работа на тему войны: «часы остановились в полночь» (николай фигуровский, 1958)[1].

В первой половине 50-х годов экранизируются театральные постановки: «павлинка» (александр зархи, 1952), «поют жаворонки» (владимир корш-саблин и константин санников, 1953), «кто смеётся последним?» (владимир корш-саблин, 1954)[1].60-е годы[править | править код]

В 1960 году было построено новое здание студии, где начали работу три творческих объединения: художественных фильмов, документальных «летопись» и телевизионных «телефильм», мастерская мультипликационных фильмов. В 1961-68 годах существовала минская студия научно-популярных и хроникально-документальных фильмов[1]. В 1962 году основан союз кинематографистов бсср[4].

Заметные военные фильмы этого времени: «третья ракета» (ричард викторов, 1963), «альпийская баллада» (борис степанов, 1965), «через кладбище» (виктор туров, 1965), «я родом из детства» (виктор туров, 1966), два фильма по мотивам романа «партизаны» алеся адамовича — «война под крышами» (виктор туров, 1967) и «сыновья уходят в бой» (виктор туров, 1969), тема войны в детском кино — «девочка ищет отца» (лев голуб, 1959), «иван макарович» (игорь добролюбов, 1968) и др.[1]

     с начала 1960-х годов значительное внимание уделяется как историческим фильмам: «красные листья» (владимир корш-саблин, 1958), «москва — генуя» (алексей спешнев, при участии владимира корш-саблина и павла арманда, 1964), «я, франциск скорина...» (борис степанов, 1970) и др., так и фильмам для детей и юношества: «город мастеров» (владимир бычков, 1965), «анютина дорога» (лев голуб, 1967), «мы с вулканом» (валентин перов, 1969).

70-е годы

Владимир короткевич и валерий рубинчик на киностудии «беларусьфильм» во время монтажа картины «дикая охота короля стаха»

В 1970-е годы на «беларусьфильм» приходят новые режиссёры со свежими взглядами на кинематограф. Появляются фильмы хоть и заключённые в предписанные идеологические рамки, но творчески исполненные на высоком уровне: «вся королевская рать» (наум ардашников и александр гуткович, 1971) (в дискуссии за право экранизировать одноимённый роман роберта пенна уоррена студия «беларусьфильм» одержала победу над «мосфильмом» только благодаря личному вмешательству петра машерова), политический памфлет «вашингтонский корреспондент» (юрий дубровин, 1972), экранизация произведений джека лондона «время-не-ждёт» (виталий четвериков, 1975) и владимира короткевича «дикая охота короля стаха» (валерий рубинчик, 1979) (позже картина будет названа «первым советским мистическим триллером»[6]).

Заметные фильмы о войне этого периода: «батька» (борис степанов, 1971), «пламя» (виталий четвериков, 1974), «волчья стая» (борис степанов, 1975), «чёрная берёза» (виталий четвериков, 1977)[1].

В белорусском кино этого периода чрезвычайно ярко выделяются фильмы для детей и юношества: экранизация произведений анатолия рыбакова «кортик», «бронзовая птица» (николай калинин, 1973 и 1974 годы) и «последнее лето детства» (валерий рубинчик, 1974); мюзиклы по сюжетам сказок «приключения буратино» и «про красную шапочку» (леонид нечаев, 1975 и 1977 годы); по мотивам «денискиных рассказов» виктора драгунского «по секрету всему свету» (игорь добролюбов, 1976), «удивительные приключения дениса кораблёва» (группа режиссёров, 1979); о войне «полонез огинского» (лев голуб, 1971) и «венок сонетов» (валерий рубинчик, 1976). В 1976 году, к 50-летию выхода фильма «лесная быль», создан и открыт музей истории белорусского кино.

80-е годы[править | править код] в начале 1980-х годов появляются такие комедии как «культпоход в театр» (валерий рубинчик, 1982), «белые росы» (игорь добролюбов, 1983). В это десятилетие снимаются фильмы по литературным произведениям: дилогия по «полесским хроникам» ивана мележа «люди на болоте» и «дыхание грозы» (виктор туров, 1981 и 1982 годы), фильм по одноимённой повести василя быкова «знак беды» (михаил пташук, 1986), лирическая повесть по мотивам произведений ивана бунина «несрочная весна» (владимир толкачиков, 1989).

На телевидении 80-е годы были отмечены успехом многосерийной телевизионной эпопеи «государственная граница» (б. Степанов, в. Никифоров и г. Иванов, 1980—1988), а также двухсерийным фильмом «не покидай» (леонид нечаев, 1989). Событием 1985 года стал снятый к 40-летию победы авторский фильм элема климова по сценарию алеся адамовича «иди и смотри».

     леонид нечаев в это десятилетие выпускает несколько картин для детей и юношества: «проданный смех» (1981), «сказка о звёздном мальчике» (1983), «рыжий, честный, влюблённый» (1984), «питер пэн» (1987), другие заметные картины для этой аудитории: «летние впечатления о планете z» (евгений марковский, 1986), «воля вселенной» (дмитрий михлеев, 1988).

Перестроечное кино: «наш бронепоезд» (михаил пташук, 1988 — о мирной жизни на гражданке охранников сталинских лагерей) и «меня зовут арлекино» (валерий рыбарев, 1988 — о жизни провинциальной молодёжи). Последний также является и самым кассовым белорусским фильмом, за первые 15 месяцев демонстрации ленты в кинотеатрах ссср её посмотрела аудитория в 41,9 млн человек[7].

Период независимости в 1995 году к 50-летию победы над фашизмом юнеско составило список из 100 наиболее значимых фильмов мира о второй мировой войне. В него вошла и белорусская картина виктора турова «через кладбище»[8]. В 1997 году указом президента республики беларусь киностудии «беларусьфильм» присвоен статус национальной.

1990-е годы отмечаются определённым застоем в творческих и экономических процессах национального кинематографа. Хотя в это десятилетие и выпущено более 60 полнометражных фильмов, однако в условиях социально-политических изменений большинство из них оказались невостребованными прокатными организациями. Из картин, которые имели успех на телевидении необходимо назвать: многосерийный фильм «белые одежды» (леонид белозорович, 1992) по одноимённому роману владимира дудинцева, вторая и третья часть киноповести «любить по-русски» (евгений матвеев, 1996 и 1999 годы). Наоборот, практически неизвестными оказались работы двух самобытных женщин-кинорежиссёров: драма межнациональных отношений «я — иван, ты — абрам» (иоланда зоберман, 1993) и сказка «падение вверх» (елена трофименко, 1998) получившая несколько наград национальных и международных кинематографических мероприятий.

В 2000 году выходит кинофильм «в августе 44-го…» (михаил пташук). С картиной пташука на киностудию «беларусьфильм» вернулась её основная тема — великой отечественной войны. Уже в год выпуска на телеканале нтв фильм был показан в рубрике «классика военного кино».

Одним из наиболее заметных периодов современного этапа развития национального кино стал 2007 год: «беларусьфильм», по сообщению белта, выпустила 7 художественных и 5 анимационных фильмов. Студия «летопись» выпустила 29 документальных фильмов. За этот год фильмы киностудии участвовали в тридцати международных и региональных кинофестивалях и получили около 30 наград[9]. Творческие успехи и появление положительных экономических результатов от производства и проката фильмов (прибыль за 2007 год составила эквивалент 520 тыс. Долларов сша) позволили говорить о преодолении этапа застоя белорусского кинематографа[10]. Похожие показатели были достигнуты и в 2008—2009 годах. Среди картин этих лет: «родина или смерть» (алла криницына, 2007), «враги» (мария снежная, 2007), «кадет» (виталий дудин, 2009) и др.

При этом президент белоруссии александр лукашенко, во время визита в 2008 году в новый многозальный кинотеатр «беларусь» в минске, раскритиковал белорусский кинематограф и заявил, что «тратить на него бюджетные средства, как это было до сих пор, нецелесообразно. Берите кредиты, снимайте фильмы. Снимете хороший фильм — мы это компенсируем. Вперёд же деньги не получите»[11].

Однако говорить о возможности самостоятельного экономического «выживания» кинематографа белоруссии к 2010 году нельзя. По мнению польского режиссёра кшиштофа занусси, это объясняется объективными причинами: «страна, где 10 миллионов людей, не может рассчитывать на коммерческий успех своего кино. Коммерчески успешное кино может быть в индии, в америке, в россии — в больших странах. Оперный театр тоже убыточен всегда, но это часть культуры и государство её поддерживает. Так должно быть и с кино в беларуси»[12]. Учитывая экономическую ситуацию и мнения специалистов, глава государства принял решение о государственной поддержке национального кино и подписал указ от 14 апреля 2011 г. № 145 «о некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации», который устанавливает ряд налоговых льгот в сфере кинематографии.

01.01.2012 года вступила в силу новая система государственного финансирования кинопроизводства. Первым фильмом, снятым в новых условиях, стал 4-серийный телефильм на тему войны «следы апостолов» (сергей талыбов, 2013) (запуск картины осуществлён по результатам республиканского конкурса кинопроектов, проведённого министерством культуры беларуси весной 2012 года).

Альтернативный кинематограф[править | править код]

Независимое кино белоруссии, как художественное или социальное событие в национальном искусстве, проявляется достаточно редко и несистематически.

Некоторые критики первым независимым белорусским фильмом считают «случай с пацаном» (сергей лобан, 2000), получившим гран-при на московском фестивале «любить кино». Бюджет съёмок составил эквивалент 1000 долларов. В основе сюжета — история молодого человека, постепенно приходящего к выводу, что «лучшие варианты жизненного пути в белоруссии — сотрудничество с кгб или оппозицией, финансируемой из западных источников» (в редакции газеты «московский комсомолец»)[13].

Можно отметить спорный фильм «оккупация. Мистерии» (андрей кудиненко, 2004), представленный на мкф в 2004 году и 40-м фестивале в карловых варах[14]. Взгляд режиссёра на события в западной белоруссии времён войны отличается от сложившейся культурной традиции героизации партизанской борьбы народа с оккупантами. Пересмотр истории заранее исключает положительный приём фильма большинством зрителей стран бывшего ссср. Режиссёр так описывает свою позицию: «тема оккупации для белоруссии — основная тема её существования, потому что наша страна всегда была под оккупацией — польская оккупация, российская, немецкая, французская… все белорусы — партизаны, и тема партизан и войны — это святая для белоруссии тема». Белоруссия отозвала у картины прокатное удостоверение, а обозреватель «российской газеты» высказался, что «фотокадры из фильма выглядят как типичная развесистая клюква с опереточными партизанами и жаркими постельными сценами»[15].

Режиссёр и сценарист андрей курейчик в 2015 году выпустил трагикомедию «гараш». Фильм был снят в течении четырёх дней на собственные средства создателей картины. Главную роль исполнил рок-музыкант александр куллинкович. Фильм стал первым белорусским независимым фильмом, попавшим в широкий республиканский кинопрокат. Также фильм стал самым прибыльным белорусским фильмом в национальном кинопрокате за всю историю независимой белоруссии[16][17

34 билет искание новых форм в белорусском изоб.искусстве во второй половине 20в

Искусство беларуси в хх веке представляет собой цельное динамичное явление художественной культуры. Системные социальные преобразования, происходящие на постсоветском пространстве, образование новых государств, в том числе республики беларусь, и выбор ими своего пути развития заставили сферу культуры обратиться к пристальному изучению отечественного опыта в области искусства.

     начало 1920-х годов было наиболее продуктивным для развития изобразительного искусства. В это время казимир малевич начал утверждать новое искусство через создание объединения уновис. Развернутые в конце 1920-х годов репрессии против деятелей искусства не смогли сразу прервать широкое развитие прогрессивных тенденций. В начале 1930-х годов достраиваются архитектурные объекты конструктивизма, выходят книги с приметами экспериментов витебского уновиса. Искусство 1940-х годов еще нуждается в основательном изучении. Изобразительное искусство послевоенного времени (1950-е годы) развивается в основном на основе идеологических установок коммунистической партии. Шаблоны тоталитарной эстетики были фильтром официальной культуры.

Период 1960-х годов – «хрущевская оттепель» – иллюстрирует относительное развитие искусства и культуры беларуси. С этого времени тенденции развития белорусского искусства характеризуются определенной динамичностью. Процесс демократизации не был локальным, изолированным. Изобразительное искусство 1960-х годов развивалось в тесной взаимосвязи с культурой региона. Художники стали творчески переосмысливать прогрессивные традиции белорусской народной культуры. Особенно ярко эта тенденция проявила себя в художественном оформлении книг и в печатной графике. В это время в искусство приходят первые выпускники белорусского государственного театрально-художественного института (с 1991 года – белорусская государственная академия искусств). Белорусская культура стала обеспечиваться профессиональными кадрами, подготовленными на месте. В 1960-е годы закладываются основы современной художественной школы республики.

В 1970-е годы общий фон для развития искусства был неблагоприятным вследствие тотальной регрессивности эстетики «застоя». Деятели искусства обращаются к историческому прошлому беларуси. Происходит переосмысление опыта предыдущего десятилетия. Проходит эйфория 1960-х. Вместе с тем, 1970-е – фундаментальный этап формирования пространства белорусского андеграунда. В 1980-е годы проявился широкий интерес художников к наследию искусства 1920-х годов. Решительный поворот от тематики к проблеме колоризма, которую решал в начале хх века м. Филиппович, совершила своими выставками 1980-х годов группа минских художников «немига’17». Открытая презентация белорусского концептуального искусства состоялась в 1984 году на выставке «1+1+1+1+1+1+1» в г. Минске. Влияние концептуализма просматривается в творчестве художников в. Цеслера, с. Войченко. Значительную роль в представлении концептуального искусства сыграла минская галерея современного независимого искусства «6-я линия» и выставка искусства актуальной позиции «in-formation» в г. Витебске.

     чернобыльская катастрофа изменила общественное место человека, обусловила поиск новой концепции личности в искусстве. События 1986 года оказали значительное влияние на содержание общекультурных процессов, обусловили их невозвратность к идеологическим догмам. Сосредоточенность художника на проблемах внутреннего, а не социального мира становится своеобразной чертой последних десятилетий. Это качество стало отражением массового сознания населения. В конце 1980-х годов стал меняться сам характер выставок. Новые художественные достижения четче отразили отношение зрителей к происшедшему, изменили оценку предшествующего времени крупнейшими деятелями искусства. Человек после чернобыля не желает быть подобным сверхчеловеку — создателю машин и покорителю неизведанного. Искусство ближайшего времени в беларуси не будет иметь огромных размеров, веса, громкого шума и т. П. Мне кажется, что это не имеет смысла для белорусского зрителя.

     художественная жизнь начала 1990-х годов более многоплановая, чем в предыдущие десятилетия, но все еще далекая от требований времени. Уверенно утверждают себя фотоискусство, арт-дизайн, искусство акций, компьютерная графика и т.д., расширяется жанрово-видовой спектр изобразительного искусства. Но вместе с этим начинается широкая волна коммерциализации. Стремление к быстрому коммерческому успеху, отсутствие рычагов влияния со стороны художников и художественной критики, отсутствие научно обоснованной программы развития изобразительного искусства отрицательно повлияли на общий уровень современной культуры. Художественные тенденции 1990-х годов не являются прямым и вдохновенным продолжением традиций предыдущих лет, ощущается фактор хаотического заполнения культурного поля цитатами. Отсутствие независимых источников финансирования художественной культуры замедлило развитие художественных тенденций и цивилизованного художественного рынка.

     о новом качественном уровне художественной культуры беларуси начала 1990-х г. Свидетельствуют высокая динамика выставочной деятельности, острая полемика между представителями разных направлений, расширение международного обмена в области культуры и т.д. Соц-арт в беларуси, в отличие от россии, не имел распространения. В чем причины – предмет отдельного исследования. Особо следует отметить работы художников плаката, получивших награды самых авторитетных международных выставок. Работы в. Цеслера, с. Войченко, а. Шелютто, е. Китаевой, а. Новожилова, и др.сегодня находятся в зарубежны музеях плаката, частных коллекциях.

     в белорусском концептуализме (а.жданов, л.русова, т.копша, и.кашкуревич, в.петров, в.чернобрисов, о.сазыкина и др., неформальные группы «квадрат», «коми-кон», «бло», «плюралис», «форма», «галина») сохраняются некоторые традиционные формы существования искусства, прежде всего — картина, скульптура. Однако концептуальная живопись существенно отличается от обычной, т.к. Картины концептуалистов не изображают ничего иного, кроме самого изобразительного языка. Еще одним видом творчества, в какой-то мере также сохраняющим связи с традиционными формами искусства (графика, фотография и книжная иллюстрация), стали книги-объекты (л.русова, л.сильнова, и.савченко), объединяющие текст и изобразительный язык. В середине 1980-х белорусские концептуалисты (и. Кашкуревич, в.васильев, а. Малей, а. Веренич, а. Воробьев, а. Клинов, о. Ладисов, а. Логвин, в. Зленко и др.) Обратились в своем творчестве к инсталляциям. В начале 1990-х годов становятся известными за пределами страны работы белорусских фотохудожников, принадлежащих к так называемой «минской концептуальной фотографии» (и.савченко, в.шахлевич, г.москалева и др.).

     на протяжении хх — первого десятилетия ххi века художественная школа беларуси доказала свою способность к развитию, сохраняя за собой качество цельного художественного явления. Страна и ее искусство начали существовать в совершенно новых исторических условиях. Изобразительному искусству беларуси всегда была свойственна легкость усвоения прогрессивных элементов мировой культуры. Обзор и анализ этого нового этапа — интересная задача.

     принципиально новое качество искусства начала xxi века диктуется далеко не только волей художника, но и вполне объективными обстоятельствами. Новый этап свидетельствует об изменении ожиданий, связанных не только с общественным устройством, но, как и в начале хх века, с широтой интереса творческой интеллигенции, выраженной в обновляемых творческих стратегиях.

     перестройка в марте 1985 г. Генеральным секретарем цк кпсс был избран михаил сергеевич горбачев. Сравнительно короткий период его пребывания у власти, с 1985 по 1991 г., связан в истории крупнейшей мировой державы с такими понятиями, как «перестройка. Гласность. Демократия». Общество, на протяжении нескольких десятилетий находившееся в состоянии летаргического сна, получило легальную возможность обсуждать животрепещущие темы не в тесном кругу друзей, сидя «на кухне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.06 с.)