Глава 1. Исследование архитектуры детских художественных школ Казани. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Исследование архитектуры детских художественных школ Казани.



Краткая аннотация.

В настоящей работе, которая является преддипломным исследованием выпускной квалификационной работы бакалавра архитектуры, рассмотрена проблема морально устаревших зданий художественных школ г. Казани. Осуществлен сбор и обобщение международного и российского опыта организации детских художественных школ, авторский анализ современного состояния ДХШ Казани, проведены авторские интервью с экспертами в Казани и Москве о проблемах и перспективах эстетического образования детей. Выявлено пять проблем, связанных с объемно-планировочными и образными решениями, которые в значительной мере ограничивают возможность развития художественных школ, снижают качество образования, не воспитывают эстетический вкус и ответственное отношение к среде обитания ребенка. В работе предлагается один из возможных путей решения этих проблем - создание художественной школы нового уровня архитектуры, например на базе ведущего института дополнительного художественного образования детей и культурного бренда города Казани – ДХШ №1. Её структуру должны дополнить необходимые современным художественным школам функциональные элементы, представленные автором в виде архитектурно-градостроительной концепции школы. Предполагается разместить школу на ныне пустующем участке за сквером им. Баки Урманче, что обосновывает посвящение школы классику татарского искусства. Во внешнем облике здания соединяются мотивы творчества Урманче и образы новейшей архитектуры с использованием экологических материалов и учетом специфических требований детской эргономики. Проектирование и строительство предлагаемого объекта укрепит память великого казанца; усилит художественный аспект культуры города, дополняя развитые области театра и музыки, тем самым укрепляя бренд Казани как крупнейшего образовательного кластера; наполнит прилегающий район центра города новым культурным содержанием; предложит развитие темы детской архитектуры в городе, успешно начатой постройкой нового здания Театра кукол; создаст новую архитектурную достопримечательность столицы Татарстана.

Содержание:

Краткая аннотация...........................................................................................................2

I. Введение...........................................................................................................................4

II. Основная часть.............................................................................................................7

Глава 1. Исследование архитектуры ДХШ г. Казани............................................7

1.1 Анализ детских художественных школ Казани....................................7

1.2 Анализ художественной школы №1......................................................10

Глава 2. Российские и зарубежные достижения в проектировании архитектуры для детей............................................................................................13

2.1 Примеры объёмно-пространственных решений центров искусств..13

2.2 Примеры решений архитектурных образов........................................15

2.3 Примеры хорошего сочетания современных зданий в исторической застройке......................................................................................................17

Глава 3. Отечественные аналоги, исследованные автором.................................18

3.1 Московский академический художественный Лицей.......................18

3.2 Детская школа искусств им. Каратанова в г. Абакан........................19

3.3 Дом детского творчества (бывший Дворец пионеров) г. Ижевск....19

Глава 4.  Художественной школа нового архитектурного уровня. ДХШ им. Баки Урманче в Казани.....................................................................................................20

4.1 Концепция образовательных программ..............................................20

4.2  Выбор территории для проектирования.............................................21

4.2 Архитектурно-градостроительное решение школы.......................22

4.3 Решение архитектурного образа..........................................................23

 

III.   Заключение...............................................................................................................24

Библиография...................................................................................................................25

Приложение......................................................................................................................26

Введение.

Художественные школы являются неотъемлемой частью системы дополнительного образования детей, которое считается не  обязательным, но занимается важнейшими вопросами воспитания и образования. Дополнительное образование  ориентировано на мотивацию самого ребенка и помогает выработать ему собственную стратегию в жизни, выбор кружка или школы искусств - это свободный выбор детей, которых объединяют общие интересы, а не воля родителей или адрес прописки. [1]

Многие дети находят для себя увлекательными творческие виды деятельности, такие как рисование, лепка, моделирование, то есть занятия,  связанные с творчеством, фантазией, работой с материалом, цветом, формой. Тогда, выбор родителей останавливается на одной из художественных школ Казани, конкурс на поступление в первый класс  которой уже сейчас составляет 2-2,5 человека на место, как сообщила мне в личном интервью директор художественной школы № 2 Жанна Зинатулловна Шагидуллина. Первый класс художественной школы соответствует пятому классу общеобразовательной школы, до этого момента творческий ребенок предоставлен сам себе или же каким-либо кулуарным изо-кружкам в школах или частных детских центрах.

Художественные школы находятся на муниципальном балансе города, и "выживают" только благодаря финансовой поддержке родителей, так как средств, выделяемых на культуру, недостаточно. Федеральная же программа направлена только на поддержание одаренных детей, выявлению их.

"Уровень художественного образования сейчас существует на уровне 1985-87 годов", - сказал мне в личной беседе гуру детского эстетического образования, руководитель детской архитектурной студии "ЭДАС" в Москве - Владислав Иванович Кирпичёв. Тем временем, прогресс не стоит на месте, развиваются технологии, появляются новые возможности, а вместе с ними возникают новые потребности. Постиндустриальное общество остро нуждается в высокообразованных и многосторонне развитых специалистах, поэтому   повышаются требования к образованию.

Здания художественных школ, те закуточки в первых этажах жилых домов или приспособленные для них здания, морально устарели уже лет на 30. (Видно на примерах ДХМ № 2, 3, 4, 5, 6, 7). Школа искусств № 1, занимающая часть помещений нового  тетра кукол в Казани проводит занятия в кабинетах с площадью около 250 кв.м., где они вынуждены заниматься с тремя классами одновременно, отгораживаясь друг от друга импровизированными перегородками. Нельзя не отметить, что такие условия снижают качество образования и мешают образовательному процессу. Не смотря на это, эта художественна школа отличается своими передовыми взглядами на художественное образование и является лицом города и республики. Вот что говорит директор школы - Тишенкова Наталья Николаевна: "Мы не просто худ школа, мы центр культуры, потому что на нашей базе проводятся международного плана выставки, семинары, приезжает очень много делегаций, и я веду экскурсии, и экскурсии нравится, туристы и гости столицы взахлеб слушают, и корейцы, и китайцы, и прочие. Если показывать культуру нашей республики, то мы одни из таких центров на уровне республиканского музея, поэтому должно быть соответствующее отдельное здание у школы, на высоком уровне. Казань растет, Казань развивается, точно также и школа не стоит на месте."

Целью моего проекта стало проектирование здания для художественной школы, которое отвечало бы запросам времени. Ключевыми аспектами является архитектурно-градостроительное решение, архитектурный образ и современные технологии строительства.

Я думаю, здания художественных школ – один из случаев, когда форма и содержание должны обязательно соответствовать друг другу. Сложно представить себе, что здание хорошей художественной школы не было бы достаточно красивым, чтобы вдохновлять своих учеников. Такое здание должно привлечь внимание к проблемам детского эстетического образования, побудить желание улучшить материально-техническое положение школ искусств, стать художественной школой нового уровня архитектуры,  опыт которой можно повторять в других регионах страны; Также школа усилит художественный аспект культуры города, дополняя развитые области театра и музыки, тем самым укрепляя бренд Казани как крупнейшего образовательного кластера; наполнит прилегающий район центра города новым культурным содержанием; предложит развитие темы детской архитектуры в городе, успешно начатой постройкой нового здания Театра кукол; создаст новую архитектурную достопримечательность столицы Татарстана.

Задачи:

— исследовать художественные школы Казани;

— выявить проблемы;

— исследовать отечественный и зарубежный опыт строительства школ искусств;

— проинтервьюировать экспертов в области детского эстетического образования и экспертов по детской архитектуре;

— изучить имеющуюся литературу: авторефераты, научные статьи, пособия по проектированию, нормативные документы и т.д.

— создать концепцию новой художественной школы Казани;

— обоснованно выбрать территорию для проектирования;

— разработать архитектурно-градостроительную и образную концепцию школы.

Предмет  исследования: архитектура детских  художественных школ.

Методикой исследования было интервью и беседы с представителями сферы детского архитектурно-художественного образования г. Казани и Москвы, натурное исследование,  ознакомление с литературой по данной тематике, просмотр научно-популярных передач, изучение последних российских и зарубежных достижений в проектировании зданий школ искусств и архитектуры для детей,  изучение нормативных документов СанПиН, рекомендаций к проектированию, учебных пособий.


Проблема стесненных условий

— Недостаточно площади для выставочных пространств

— недостаточно подсобных помещений (натюрмортные фонды, хранилища работ, лаборантские для методического фонда)

— Недостаточно обслуживающих помещений площадей: для -библио и -медиа- теки, методических кабинетов, помещения для отдыха детей, ожидания родителей.

— нехватка пришкольной территории для пленэров, организации мероприятий на открытом воздухе

и отсюда:

— ограниченный приём детей - высокий конкурс

— невозможность развития

Проблема визуального образа

Проблемами архитектурного образа и стиля художественных школ не занимаются архитекторы или дизайнеры, потому что нет отдельной типологической группы, как например общеобразовательная школа или дворец пионеров. В общественном сознании укоренился образ художественной школы как некой очень камерной структуры, объёма которого недостаточно для внимания со стороны архитектора. Все мы привыкли видеть художественную школу в составе здания другой типологии, обозначенную в нём лишь непримечательным крыльцом и табличкой с названием. Консервация неактуального образа не даёт раскрыть сущности современных художественных школ во всей своей красе и достоинстве.

Анализ ДХШ №1 в Казани.

Более подробному исследованию подверглась художественная школа № 1. В следствии ее развитого состояния, был рассмотрен вариант проектирования нового здания именно для этой школы, которая является старейшей художественной школой Казани, организованной 9 сентября 1895 в системе  художественного училища им. Фешина, и отделившейся от него 1 сентября 1940 г. Школа интересна своей историей (см. прил. 1). Сейчас школа занимает часть помещений 2-ого и 3-его этажей нового театра кукол. Директором является Тишенкова Наталья Николаевна.

Анализ объёмно-планировочного решения. (См. рис 1.)

ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ = 1326 кв.м.

1. Площадь  классов = 946,4 кв.м. (на рис.1-зеленый цвет)

— 5 кабинетов стандартной прямоугольной формы, площадью 43 кв.м.

— 2 кабинета сложной формы, площадью 124 кв.м.

— 2 многоцелевых кабинета, площадью 240 кв.м.

2. Площадь  хранилищ = 80 кв.м.(на рис. 1 - голубой цвет)

— натюрмортный фонд = 49 кв. м.

— 2 комнаты при классах для методического фонда = 22 кв.м. и 8 кв.м.

3. Площадь  обслуживающих помещений =  95 кв.м. (на рис. 1 - серый цвет)

— кабинет администрации = 47 кв.м.

— методический кабинет = 21 кв.м.

— комната приёма пищи преподавателей = 18 кв.м.

— библиотека = 9 кв.м.

— медпункт = 3,5 кв.м.

4. Площадь  с/у = 38,2 кв.м. (на рис. 1 - синий цвет)

5. Площадь  коммуникаций = 781.7 кв.м. (на рис. 1 - без цвета)

6. Площади совместного использования с театром кукол, располагающиеся на 1-ом этаже:

— холл

План 2 этажа
гардероб

— кафе

— выставочное пространство

 
коммуникации

 

 

План 3 этажа
рис. 1. План помещений школы. Зеленым обозначены учебные кабинеты, голубым - хранилища, серым - обслуживающие помещения, синим - гигиенические узлы, коммуникации - без цвета. Чертеж выполнен автором.

Выводы:

Помещения художественной школы располагаются на 2-ом и 3тьем этажах здания Театра кукол. Дойти до них можно по лестнице или же на лифте. При этом страдает фактор безопасности, дети могут случайно забрести в помещения театра кукол, попасть в сценическое пространство, спуститься на лифте в подвал или вышележащие этажи. Кроме того из-за нескольких лифтов здание становится более дорогим в обслуживании.

Помещения не были изначально приспособлены для занятий художников и есть классы с огромной площадью - 250 кв.м., в которых приходится проводить занятия с двумя-тремя группами одновременно, что мешает образовательному процессу. Не во всех кабинетах есть лаборантские для хранения методического фонда. Комната отдыха преподавателей, методический кабинет (учительская) и медицинский пункт не имеют естественного освещения; слишком маленькая площадь библиотеки (9кв.м.), выставка работ занимает коридоры театра.  Панорамные окна позволяют заниматься пленером не выходя из здания, это плюс, но невозможность их открывания, повышает нагрузку на дорогостоящую систему вентиляции..

Анализ образа интерьера.

Рис. 3. Интерьер ДХШ №1. (Фото автора. 2016 г.)

Гладкие, нейтрального цвета стены, с большим количество остекления, просторные многофункциональные залы и современный лифт не могут в полной мере  создать одухотворённый образ художественно мастерской. Живым и тёплым делают интерьер атрибуты художников, выставки работ и дети - ученики школы.

Образ мастерской художника может являться отдельным предметом для исследования, так как в специфической, образно-предметной форме отражает историю рисунка и живописи, поиски художественных стилей в многообразии проблем теории и практики изобразительного искусства. [2]  

Примеры объёмно-пространственных решений центров искусств.

1. Центр искусств и медиа-технологий в составе комплекса академической школы в Индии. (Проект-победитель национального конкурса)

Архитекторы: Khosla Associates

Расположение: г. Дехрадун, Индия.

г)
в)
б)
а)

Рис. 1 а, б, в, г. Фотографии взяты с сайта www.archdaily.com

Здание хорошо выражено пластически, внешний наблюдатель видит современную смелую композицию из геометрических форм, тем не менее выполненных в традиционных местных материалов и хорошо сочетающуюся с ландшафтным окружением. (рис.1а) Существующие деревья были вписаны в композицию здания, что указывает на путь сохранения природных красот места.(рис.1б)

На главной оси здания, идущей с востока на запад, нанизаны 2 прямоугольных объёма, объединённые крытым двусветным переходом. В западном крыле расположились всевозможные мастерские: рисования, скульптуры, керамики, текстиля; в восточном крыле расположились аудитории непосредственно не связанные с ручной работой: лекционная аудитория, фильмо- и звукозаписывающая- студии, библиотека, музей. (рис.1в)  В крытом переходе-мосте (рис.1г) и двусветных коридорах(рис.2а)  нашла свое место выставочная галерея, картины освещаются верхним светом, идущим из светового фонаря.

Все мастерские имеют прямую связь в уютным внутренним двориком. В хорошую погоду распахнутые двери-перегородки наполняют мастерские воздухом и приятными дуновениями ветерка. (рис.2б)

в)
б)
а)

Рис. 2 а, б, в. Фотографии взяты с сайта www.archdaily.com

Мастерская живописи располагается на втором этаже. (рис.2в)  Хорошая система вентиляции, основывающаяся я на взаимной работе внутренних двориком первого этажа и световых фонарей крыши, обеспечивает хорошее проветривание и климат-контроль внутренних помещений.[1]

2. "Школа здоровья" в Самаре, 2010 г.
Заказчик: "Школа здоровья" Н.Насонова
Авторы: А.Асадов, М.Асадова, Т.Чернова, А. Штанюк

Рис. 3. Фотографии взяты с сайта http://www.asadov.ru/

 

Проектом  предусмотрено строительство нового корпуса "Школы здоровья" по известной методике Николая Насонова. Данная методика подразумевает комплексную прочистку всего организма и активизацию его оздоровительных и защитный функций. По периметру квадратного в плане здания располагаются процедурные кабинеты и гостиничные номера, а в центральном пирамидальном пространстве расположен универсальный зал.

Примеры решений архитектурных образов.

Образы высотных доминант.

Рис.1) Архитектурное бюро Асадова. Маяк-часовня на Азовском море (2010)
Рис. 2) -"-, Рекреационный комплекс «Дмитровские Альпы»

Рис. 3) -"-, «Вертикальная анфилада». Конкурс «Николин бельведер», д.Никола-Ленивец

Фотографии взяты с сайта http://www.asadov.ru/

Примеры хорошего сочетания современных зданий в исторической застройке.

1. Досугово-образовательный центр для младших школьников в Японии.

 Архитекторы: Atelier Zo

 Расположение: Mino, Gifu Prefecture, Japan

рис.1 Фотографии взяты с сайта www.archdaily.com

 

Этот центр детского досуга в Японии - хороший пример региональной архитектуры. (рис. 1) Традиция использовать лес, как строительный материал, глубоко укоренилась в Японии. В этом центре использованы такие породы дерева, как кипарис, сосна, местные кустарники и бамбук. Колонны из ветвистых стволов кипарисового дерева придаёт оригинальный вкус и звучание зданию. Также оно хорошо сочетается с окружающем ландшафтам и консонирует в соседстве с исторической часовней.[4]

Глава 3. Отечественные примеры школ искусств и домов детского творчества.

В этой главе собраны изученные автором лично школы и центры искусств России.

1. Московский академический художественный Лицей

- государственное образовательное учреждение повышенного уровня для одарённых в изобразительном искусстве детей и подростков России. Имеются отделения живописи, скульптуры, архитектуры и графики.. Иногородние учащиеся проживают в интернате. В составе имеется спортивный комплекс с бассейном.

г)
в)
б)
а)

 

Рис. 1. Московский академический художественный Лицей

а) вход и главный фасад Лицея;

б) вид на учебный корпус со стороны внутреннего дворика;

в) мастерская скульптуры;

г) мастерская архитектуры.

(Фото автора, 2016 г.)

в)
б)
а)

 

Рис. 2. Московский академический художественный Лицей

а) интернат;

б) комната для занятий проживающих в интернате;

в) столовая в обеденный перерыв.

(Фото автора, 2016 г.)

Заключение

Архитектурная культура художественных школ Казани нуждается в реновации, и такое образовательное пространство, как школа Урманче может начать эстафету обновления школ искусств по всей России.  Проектирование и строительство предлагаемого объекта укрепит память великого казанца; усилит художественный аспект культуры города, дополняя развитые области театра и музыки, тем самым укрепляя бренд Казани как крупнейшего образовательного кластера; наполнит прилегающий район центра города новым культурным содержанием; предложит развитие темы детской архитектуры в городе, успешно начатой постройкой нового здания Театра кукол; создаст новую архитектурную достопримечательность столицы Татарстана.

 

Библиография:

1. Мартовицкая, А. Архитектура для детей // Speech. – № 14/8. – 2015.

2. Аристова А.В., Краснобаев И.В. Архитектурно-градостроительный брендинг территории как ключевой фактор развития города // Известия КГАСУ. - №1.- 2016.

3. Рябов О.Р., Ахмадиева Л.А. Образовательные пространства города, как элемент брендинга территории. // Известия КГАСУ. - №3.- 2016. 

4. Желнакова, Л.В., Родионовская И.С. Способы экологической защиты архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений в стесненных условиях мегаполиса. // Известия КГАСУ. - №2.- 2016.

5. Кудрявцеыв, С.П., Долотказина Н.С. Современные направления создания детских образовательных учреждений //Архитектура и современные информационные технологии №3(36). - 2016

6. Комарова, Л. Н. Система социокультурных функций детской школы искусств: методика и практика реализации в городском образовательном пространств: автореф. дис.

7. Комарова, Л. Н. Художественно-эстетические практики как средство инкультурации личности:на примере детских артстудий:  автореф.  дис.

8. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств/ ЦНИИЭП учебных зданий. –М.: Стройиздат, 1984.

Приложение 2. Интервью с директором художественной школы №1 - Тишенковой Натальей Николаевной.

Наталья Николаевна выбирает развивать художественные школы, а не создавать новые, не смотря на то, что нагрузка очень большая (сейчас в школе обучаются 690 человек). Она стремится дать качественное образование, дающее знание, а не обучать, развлекая, как делают многие:

-"Чем школа богаче своими традициями, тем она лучше. Накопленный опыт, методика, - всё это многолетний пласт знаний, который хранится, передается, нарабатывается годами. Нашей школе 80 лет, и для школы это еще мало. А в других школам 20 лет, это совсем мало.

 В центре (имеется ввиду центр города) слишком много всего, много детских учреждений: малая академия искусств, у нее тоже есть художники. Мы же, художники-профессионалы, занимаемся по федеральному закону, при 5 летнем обучении - предпрофессиональная нагрузка. У нас есть направление по живописи, планируем открыть направление по дизайну, направление по архитектуре. Еще у нас есть обще-развивающее направление.

В нашей школе обучаются 690 человек, в этом году было предоставлено 371 бюджетное место и 320 мест для хозрасчетного отделения."

 Наталья Николаевна благодарна нашей республике за выделенные им помещения в театре кукол, но про свою школу она говорит, что это не будущее:

-"Мы не просто худ школа, мы центр культуры, потому что на нашей базе проводятся международного плана выставки, семинары, приезжает очень много делегаций, и я веду экскурсии, и экскурсии им нравится, они взахлеб слушают, и корейцы, и китайцы, и прочие. Если показывать культуру нашей республики, то мы одни из таких центров на уровне республиканского музея, поэтому должно быть соответствующее отдельное здание у школы, на высоком уровне.

Казань растет, Казань развивается, точно также и школа не стоит на месте."

Неудобство сегодняшнего расположения школы в том, что она соседствует с театром кукол, она как бы скрывается за его спиной, не имея собственного лица, это один из факторов. Помимо театра, здесь располагается еще целый букет детских учреждений: Детская школа искусств Балакиреевой, Школа Хабенского.

Рис. 1. Отсутствие собственного лица, художка скрывается за театром кукол.

 Второй фактор заключается в том, что помещения не были изначально приспособлены для занятий художников и есть классы с огромной площадью, в которых приходится проводить занятия с двумя группами одновременно, что очень неудобно. Также не во всех кабинетах есть раковины и туалетные комнаты, как требуют нормы СанПиНа. Нет лаборантских для хранения методического фонда при мастерских, комната отдыха преподавателей, методический кабинет и медицинский пункт не имеют естественного освещения, слишком маленькая площадь библиотеки.

Рис. 2 Огромные многофункциональные кабинеты

 

Рис. 3 Методический кабинет без естественного освещения

 

Рис. 4 Площадь библиотеки всего 9 кв.м.

 

Третий фактор, это фактор безопасности, дети могут случайно забрести в помещения театра кукол, попасть в сценическое пространство, спуститься на лифте в подвал или вышележащие этажи.

Четвертый фактор - экономический, это очень дорогое обслуживание здания, имеется ввиду несколько лифтов и плохая система вентиляции. Большие фрамуги панорамного остекления нельзя открыть для проветривания.

 И пятый фактор, это невозможность развиваться из-за нехватки выставочных помещений и хранилищ. Заниматься же по разным корпусам, как было раньше, не приводит к хорошим результатов из-за разрозненности коллектива. По словам Натальи Николаевны, расти можно только в одном коллективе, разные коллективы не способствуют развитию.

Рис. 5 Картины выставляются в коридорах, не принадлежащих художественной школе.

 

Но есть и положительный стороны, которые хорошо было бы переповторить применительно к будущему зданию школы, - это большие панорамные окна, из-за которых можно рисовать как на пленере в любую погоду, не выходя из здания, а также транспортная и пешеходная доступность: близость метро, удобная парковка.

Рис. 6 Панорамные окна, можно рисовать как на пленере, находясь в здании;

 

Приложение 3 представлено отдельным файлом в комплекте с конкурсной работой.

 

 


[1] авторский перевод на основе материала электронной библиотеки http://www.archdaily.com/86476/arts-and-media-centre-at-the-doon-school-khosla-associates

[2] авторский перевод на основе материала электронной библиотеки http://www.archdaily.com/261901/nursery-council-of-europe-artbuild-architects

[3] авторский перевод на основе материала электронной библиотеки http://www.archdaily.com/602540/wooden-building-reconstruction-of-riga-school-of-design-and-art-zaigas-gailes-birojs

[4] авторский перевод на основе материала электронной библиотеки  http://www.archdaily.com/527230/mino-nursery-school-7-_-atelier-zo-atelier-zo

Краткая аннотация.

В настоящей работе, которая является преддипломным исследованием выпускной квалификационной работы бакалавра архитектуры, рассмотрена проблема морально устаревших зданий художественных школ г. Казани. Осуществлен сбор и обобщение международного и российского опыта организации детских художественных школ, авторский анализ современного состояния ДХШ Казани, проведены авторские интервью с экспертами в Казани и Москве о проблемах и перспективах эстетического образования детей. Выявлено пять проблем, связанных с объемно-планировочными и образными решениями, которые в значительной мере ограничивают возможность развития художественных школ, снижают качество образования, не воспитывают эстетический вкус и ответственное отношение к среде обитания ребенка. В работе предлагается один из возможных путей решения этих проблем - создание художественной школы нового уровня архитектуры, например на базе ведущего института дополнительного художественного образования детей и культурного бренда города Казани – ДХШ №1. Её структуру должны дополнить необходимые современным художественным школам функциональные элементы, представленные автором в виде архитектурно-градостроительной концепции школы. Предполагается разместить школу на ныне пустующем участке за сквером им. Баки Урманче, что обосновывает посвящение школы классику татарского искусства. Во внешнем облике здания соединяются мотивы творчества Урманче и образы новейшей архитектуры с использованием экологических материалов и учетом специфических требований детской эргономики. Проектирование и строительство предлагаемого объекта укрепит память великого казанца; усилит художественный аспект культуры города, дополняя развитые области театра и музыки, тем самым укрепляя бренд Казани как крупнейшего образовательного кластера; наполнит прилегающий район центра города новым культурным содержанием; предложит развитие темы детской архитектуры в городе, успешно начатой постройкой нового здания Театра кукол; создаст новую архитектурную достопримечательность столицы Татарстана.

Содержание:

Краткая аннотация...........................................................................................................2

I. Введение...........................................................................................................................4

II. Основная часть.............................................................................................................7

Глава 1. Исследование архитектуры ДХШ г. Казани............................................7

1.1 Анализ детских художественных школ Казани....................................7

1.2 Анализ художественной школы №1......................................................10

Глава 2. Российские и зарубежные достижения в проектировании архитектуры для детей............................................................................................13

2.1 Примеры объёмно-пространственных решений центров искусств..13

2.2 Примеры решений архитектурных образов........................................15

2.3 Примеры хорошего сочетания современных зданий в исторической застройке......................................................................................................17

Глава 3. Отечественные аналоги, исследованные автором.................................18

3.1 Московский академический художественный Лицей.......................18

3.2 Детская школа искусств им. Каратанова в г. Абакан........................19

3.3 Дом детского творчества (бывший Дворец пионеров) г. Ижевск....19

Глава 4.  Художественной школа нового архитектурного уровня. ДХШ им. Баки Урманче в Казани.....................................................................................................20

4.1 Концепция образовательных программ..............................................20

4.2  Выбор территории для проектирования.............................................21

4.2 Архитектурно-градостроительное решение школы.......................22

4.3 Решение архитектурного образа..........................................................23

 

III.   Заключение...............................................................................................................24

Библиография...................................................................................................................25

Приложение......................................................................................................................26

Введение.

Художественные школы являются неотъемлемой частью системы дополнительного образования детей, которое считается не  обязательным, но занимается важнейшими вопросами воспитания и образования. Дополнительное образование  ориентировано на мотивацию самого ребенка и помогает выработать ему собственную стратегию в жизни, выбор кружка или школы искусств - это свободный выбор детей, которых объединяют общие интересы, а не воля родителей или адрес прописки. [1]

Многие дети находят для себя увлекательными творческие виды деятельности, такие как рисование, лепка, моделирование, то есть занятия,  связанные с творчеством, фантазией, работой с материалом, цветом, формой. Тогда, выбор родителей останавливается на одной из художественных школ Казани, конкурс на поступление в первый класс  которой уже сейчас составляет 2-2,5 человека на место, как сообщила мне в личном интервью директор художественной школы № 2 Жанна Зинатулловна Шагидуллина. Первый класс художественной школы соответствует пятому классу общеобразовательной школы, до этого момента творческий ребенок предоставлен сам себе или же каким-либо кулуарным изо-кружкам в школах или частных детских центрах.

Художественные школы находятся на муниципальном балансе города, и "выживают" только благодаря финансовой поддержке родителей, так как средств, выделяемых на культуру, недостаточно. Федеральная же программа направлена только на поддержание одаренных детей, выявлению их.

"Уровень художественного образования сейчас существует на уровне 1985-87 годов", - сказал мне в личной беседе гуру детского эстетического образования, руководитель детской архитектурной студии "ЭДАС" в Москве - Владислав Иванович Кирпичёв. Тем временем, прогресс не стоит на месте, развиваются технологии, появляются новые возможности, а вместе с ними возникают новые потребности. Постиндустриальное общество остро нуждается в высокообразованных и многосторонне развитых специалистах, поэтому   повышаются требования к образованию.

Здания художественных школ, те закуточки в первых этажах жилых домов или приспособленные для них здания, морально устарели уже лет на 30. (Видно на примерах ДХМ № 2, 3, 4, 5, 6, 7). Школа искусств № 1, занимающая часть помещений нового  тетра кукол в Казани проводит занятия в кабинетах с площадью около 250 кв.м., где они вынуждены заниматься с тремя классами одновременно, отгораживаясь друг от друга импровизированными перегородками. Нельзя не отметить, что такие условия снижают качество образования и мешают образовательному процессу. Не смотря на это, эта художественна школа отличается своими передовыми взглядами на художественное образование и является лицом города и республики. Вот что говорит директор школы - Тишенкова Наталья Николаевна: "Мы не просто худ школа, мы центр культуры, потому что на нашей базе проводятся международного плана выставки, семинары, приезжает очень много делегаций, и я веду экскурсии, и экскурсии нравится, туристы и гости столицы взахлеб слушают, и корейцы, и китайцы, и прочие. Если показывать культуру нашей республики, то мы одни из таких центров на уровне республиканского м



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.167 с.)