Удивительная история Святого макария великого 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Удивительная история Святого макария великого



 

В четвертом веке от Рождества Христова в Нижнем Египте жила одна благочестивая семья Авраам и Сарра. Авраам по призванию был священником и служил в небольшом храме. К великой скорби супругов, их брак долгое время оставался бесплодным, поэтому они решили дальнейшую жизнь проводить, как брат и сестра, впрочем, не разлучаясь друг с другом и живя в одном доме. Эти люди были украшены многими добродетелями. Их дом был постоянным приютом для странников, нищие всегда находили в нем не только пропитание, но и щедрую милостыню, в которой супруги не отказывали никому. Авраам и Сарра, постоянно стремясь к духовному совершенству, совершали частные молитвенные бдения, постоянно поддерживая друг друга в молитве.

В то время в Египте был большой разгул преступности. Варвары то и дело нападали на поселения и грабили мирных людей. В один из таких набегов, варвары ворвались в дом Авраама и Сарры и забрали все их имущество. Оставшись почти в полной нищете, супруги начали думать о том, как перебраться в более спокойное место, подальше от варварских набегов. Не зная, угодно ли Богу их решение, они начали возносить Господу свои молитвы. Через некоторое время, Аврааму явился во сне его святой покровитель, ветхозаветный патриарх Авраам, который утешил главу семьи и повелел ему уповать на Господа и ни в коем случае не уходить из земли его предков, а переселиться в соседнее селение под названием Птинапор. Святой Патриарх предсказал Аврааму, что в Птинапоре, Бог благословит его рождением сына. Проснувшись, Авраам поспешил к Сарре и рассказал ей о своем видении. Было решено отправиться в путь этим же днем. Прибыв в Птинапор, Авраам пожелал остановиться недалеко от Скитской Пустыни, рядом с местным храмом, в котором в последствие он и стал служить.

Спустя некоторое время, по пророчеству патриарха Авраама, Сарра зачала и родила мальчика, которого решили назвать Макарием, в переводе с древнегреческого означает «блаженный» или «благословенный».

О детстве Макария нам известно крайне мало. Учитывая особенную набожность Авраама и Сарры, не сложно предположить, что и Макария они воспитали в глубокой вере и целомудрии. Предание говорит, что когда Макарий достиг совершеннолетия, он не просто знал Священное Писание, но уже мог объяснять его в рамках церковного сознания, что говорит об особом духовном воспитании, которое он получил от родителей.

Живя рядом со Скитской Пустынью, Макарий с детства проникался любовью к монашеской жизни. Однако, у Авраама и Сарры было желание, чтобы их сын женился и создал семью. Макарий, не смотря на то, что больше всего в своей жизни желал монашества, все же подчинился воле родителей уповая на то, что Бог не оставит его и управит все так, как Ему одному угодно. Спустя некоторое время в их доме был брачный пир. Древнее предание говорит, что когда молодожены вошли к себе в спальню для первой брачной ночи, то Макарий стал притворяться, что ему очень нездоровится и не прикоснулся к своей супруге.

Буквально через день, Макарий отправился помогать родственникам в перевозке селитры, добыча которой был очень развита в месте где они жили. Устав от долгой дороги, Макарий отошел от своих спутников, чтобы немного передохнуть и незаметно для себя погрузился в сон. И вот предстал перед ним юноша, от которого исходило неописуемо яркое блистание свита. Указывая рукой на пустыню, юноша сказал:

- Макарий, посмотри на эти места. Эта пустыня, в которой Богом тебе предназначено поселиться.

Сказав эти слова, юноша исчез и видение внезапно прекратилось. Очнувшись, Макарий поспешил к повозкам с селитрой, по дороге размышляя, чтобы значили эти слова. Дело в том, что в те времена ещё никто не селился в пустынях, кроме святого Антоний Великого и тогда ещё не особо известного Павла Фивейского, который в последствие прославится в лике преподобных Отцов Церкви.

Вернувшись домой, Макарий обнаружил свою молодую супругу страдающей сильной горячкой. Болезнь была настолько сильной, что девушка находилась при смерти. Никакие врачи не могли даже ослабить тяжелое состояние больной и вскоре на глазах Макария, его супруга отошла ко Господу непорочной девственницей. Смерть жены оставила очень глубокий след в душе Макария и с тех пор он начал постоянно говорить себе:

– Макарий, вни­май се­бе, и имей по­пе­че­ние о сво­ей ду­ше, ибо и те­бе вско­ре пред­сто­ит оста­вить эту зем­ную жизнь.

Похоронив молодую жену, Макарий стал все больше и больше отстраняться от всего земного и почти непрестанно пребывать в храме, где в свободное от богослужения время он занимался чтением Священного Писания. Вскоре пришла пора отойти ко Господу и его престарелым родителям. Предание говорит, что старость сильно сказалась на здоровье родителей. Сарра практически уже ничего не могла выполнять по дому, а Авраам полностью лишился зрения. Макарий с большой любовью и нежностью ухаживал за своими родителями. Первым отошел ко Господу Авраам, а через шесть месяцев к нему присоединилась и его блаженная супруга. Похоронив родителей, Макарий раздал все имущество на помин души почивших и стал молиться Богу, чтобы Он послал ему духовного наставника, который даст ему наставление и благословит на монашество.

Через некоторое время в храм, куда обычно ходил Макарий, пришел один отшельник для того, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Увидев старца, Макарий попросил благословения прийти завтра утром к нему в келью, чтобы получить духовное наставление. Старец согласился. Прейдя утром к отшельнику, Макария открыл ему свое сердце и рассказал о давнем желании стать монахом и всеми силами служить Господу. Получив от старца наставление о внутренней молитве, бдении и посте, Макарий принял от него и рукоделие, научившись плести корзины. Поселившись недалеко от кельи отшельника, Макарий начал проводить иноческую жизнь под строгим руководством старца.

Через некоторое время в Птинапор прибыл правящий архиерей. Услышав, что в пустыни подвизается молодой инок, владыка решил призвать его к себе и рукоположить во священники, чтобы поставить настоятелем местного храма. Узнав об этом, Макарий очень опечалился, так как должность настоятеля должна была прервать его безмолвие. Не желая оставлять безмолвие, Макарий тайно сбежал в пустыню неподалеку от соседнего поселения. Устроив себе келью, он стал продолжать иноческую жизнь так, как его наставил старец.

Здесь Макарий впервые столкнулся с тяжелой духовной бранью. Дьявол, видя преуспевание молодого монаха, начал вести усиленную борьбу с подвижником. Враг то нападал на Макария греховными помыслами, то являлся в виде жутких страшилищ или ядовитых змей. Бывало, когда Макарий стоял на молитве, дьявол так начинал трясти келью, что, казалось, она вот-вот разрушится. Но святой подвижник был научен старцем не бояться козней врага, и не прекращать молитву. Со страшной яростью бесы вели борьбу с Макарием, но святой осенял себя крестным знамением и восклицал словами пророка Давида: «Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго» (Пс.90:5-6).

 

Видя, что такими кознями Макария не победить, дьявол замыслил против подвижника другую хитрость. В том селении, рядом с которым пустынножительствовал Макарий, жила семья у которой была красивая дочь в которую был сильно влюблен один местный юноша. Этот юноша был очень беден и поэтому, когда он пришел просить руки возлюбленной, родители ему отказали. Нужно сказать, что и сама девушка была сильно влюблена в юношу и оба крайне скорбели о том, что родители не желают их брака. Часто находясь вместе, молодые люди не смогли победить в себе похоть и пали в блуд. Вскоре выяснилось, что девушка забеременела. Родители начали требовать от девушки сказать, кто отец ребенка. Понимая, какое наказание ждет ее возлюбленного, она по наущению дьявола начала клеветать на святого Макария, что это якобы он изнасиловал ее, когда она гуляла недалеко от его кельи, а раньше она не рассказывала по причине страха стыда.

 

Услышав такой рассказ своей дочери, отец собрал всех родственников живущих в селении и пошел с ними к тому месту где жил Макарий. Дойдя до кельи святого, они с громкой бранью вытащили Макария на крыльцо и сильно избили его. Затем связали его и повесив на шею святого веревку нанизав на нее разбитые кувшины и черепки, стали водить его по всему городу крича, что этот монах осквернил их дочь и многие из проходящих наносили Макарию побои. Это продолжалось очень долго, пока на улице их не повстречал человек, который по своему благочестию иногда прислуживал святому Макарию и покупал у него корзины. Мужчина попытался оставить это безумие, но разъяренная толпа накинулась и на него и стала обвинять в том, что он прислуживает человеку, который совершил такой грех. Все уговоры оказались бесполезными, толпа требовала, чтобы Макарий представил поручителей, людей которые будут кормить ребенка и девушку, которую он обесчестил. Уже из последних сил, запекшимся от крови губами, Макарий обратился к этому благочестивому мужчине, чтобы он сделался поручителем. Разъяренная толпа, услышав, что человек согласился стать поручителем, оставила избиение и, взяв обязательство, постепенно разошлась. Подняв еле живого Макария, он помог ему добраться до кельи.

Спустя некоторое время, когда раны затянулись и Макарий вновь смог плести корзины, он стал трудиться в три раза больше. Смиренный подвижник плел корзины и говорил себе так:

- Ты Макарий теперь не один, имеешь жену и ребенка, поэтому должен работать день и ночь, чтобы обеспечить их всем необходимым. 

Благочестивый муж, который спас Макарий, продавал сделанные корзины, а вырученные деньги отправлял на прокормление беременной девушке. Спустя положенное, приблизилось время ей рожать, но она никак не могла разрешиться. Страшные боли сковывали ее живот день и ночи, что она уже почти непрестанно кричала и плакала. Никакие врачи и повитухи не знали, чем ей помочь. Тогда девица сквозь слезы и жуткую боль, сказала:

- Горе мне блудной и окаянное. Я достойна этого наказания за то, что оклеветала святого праведника. Не Макарий отец этого ребенка, а тот юноша, которого я люблю и который хотел жениться на мне.

Услышав такие слова, на всех присутствующих напал сильный страх, ведь они посмели так себя повести со служителем Господним, ни в чем не повинным иноком. С великим стыдом отец семейства с родственниками, бросились бежать к кельи Макарий, чтобы просить у него прощения за бесчестие, которое они нанесли ему. Услышав, что люди идут просить прощение у Макария, благочестивый муж первым добежал до кельи святого и рассказал о случившемся. Высушив рассказ, смиренный Макарий сильно опечалился, сказав, что никогда не желал от людей почестей или славы, а теперь к нему идут просить прощение и прославлять его смирение. Сказав это, он удалился жить в гору, где он некогда видел в видении мужа в блистающем свете.

Выбрав себе пещеру для жительства, Макарий подвизался в ней около трех лет, после чего решил пойти к Антонию Великому, который подвизался в соседней пустыни. Макарий слышал об Антонии Великом ещё живя в миру и всегда хотел увидеть его, и получить наставление. Антоний Великий принял подвижника с большой любовью и по просьбе Макария сделал его своим учеником. Много лет он жил под руководством Антония Великого, стараясь во всем подражать своему учителю. Когда Макарий достиг определенного духовного опыта, Антоний Великий благословил ему отправиться в скитскую пустынь, для уединенной жизни. Предание гласит, что поселившись в скитской Пустыни, Макарий так преуспел в иноческой жизни, что братия пустыни называли его «юноша старец», потому что, не смотря на молодой возраст, Макарий вел вполне старческую жизнь. Видя его духовный опыт, многие иноки стекались к нему, чтобы получить духовное наставление.

Живя в скитской пустыни, Макарий вновь столкнулся с тяжелой бесовской бранью. На этот раз бесы принимали вид не только страшных существ, но и вооруженных воинов, которые с криком бежали на него, занося мечи, чтобы его умертвить. Почти непрестанно была борьба с нечистыми помыслами, которые воздвигали бесы. И много чего другого с неистовой яростью делали бесы против Макария, но он, помня наставление своего первого учителя, крепко держался за молитву и непоколебимо стоял против полчища дьявольского.

Древнее предание доносит до нас такие случаи из этого периода жизни святого Макария:

Однажды бесы окружили сподвижника, пока он спал и начали будить его:

- Эй, Макарий, вставай и пой вместе с нами, не спи!

На что Макарий отвечал бесам словами Спасителя:

«идите от мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф.25:41).

Но бесы не унимались и начали говорить, что Макарий не справедливо их оскорбляет, ведь они его поднимают на молитву, а он им с ними так грубо разговаривает. На что Макарий отвечал:

– Раз­ве мо­жет быть, чтобы кто-ли­бо из бе­сов про­буж­дал ко­го-ни­будь для мо­лит­вы и сла­во­сло­вия Бо­жье­го или на­став­лял в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни?

Но бесы не унимались и продолжали призывать Макария на молитву, используя различные уловки. Но святой подвижник на все их козни отвечал словами из Священного Писания. Тогда бесы, не вытерпев такого пренебрежения, окружили святого и начали сильно избивать его. Тогда Макарий взмолился Спасителю и стадо бесов с громким шумом тут же исчезло.

В другой раз, когда Макарий шел из пустыни с ветвями для плетения корзин, его встретил сам дьявол и сказал:

- Великую скорбь я терплю из-за тебя Макарий, потому что не могу тебя победить. Я могу делать все тоже, что и ты, даже больше. Ты постишься, а я в обще ничего не ем, ты бодрствуешь, а я вообще никогда не спою. Одним только ты превосходишь меня – смирением, вот почему я не могу бороться с тобой.

За свою добродетельную жизнь и иноческие подвиги, Макарий уже в 40 лет получил от Бога дар чудотворения и власть над нечистыми духами. В этом же возрасте он был рукоположен во иеремонаха и поставлен начальником пустыни. Древнее предание говорит, что жительство пустыни под руководством Макария было поставлено так, что каждый из братии постоянно старался, в хорошем смысле, духовно превзойти другого.

После того, как Макарий сделался начальником пустыни, он часто посещал своего старца, Антоний Великого, и постоянно получал от него наставления ведя духовные беседы. Святой Макарий сподобился с двумя другими учениками Антония Великого, видеть его блаженную кончину. После смерти Антония Великого, Макарий получил, как бесценное богатство, посох своего старца. Предание говорит, что вместе с посохом, Макарию перешел и сам монашеский дух Антония Великого. С того момента, жизнь Макария стала ещё более аскетичной и молва о нем стала идти растекаться далеко за пределы местных областей.

Однажды, один нечестивый житель поселения рядом, с которым находилась пустынь, воспылал блудной страстью к одной замужней женщине. Он постоянно искал с ней встречи и когда видел ее, старался возбудить и в ней блудную страсть. Он различными способами ухаживал и всячески добивался ее, предлагал богатства и в обще все, что она только попросит. Но женщина оставалась верна своему супругу и не поддавалась искушениям. Тогда этот египтянин решил обратиться к местному колдуну, чтобы он совершил сильнейший приворот, и женщина даже против своей воли воспылала бы к нему страстью. Он принес колдуну дорогие подарки и стал ждать. Что только не перепробовал колдун, но никакое чародейство не могло склонить женщину к страсти. Она оказалась верующей христианкой и все нападки со стороны дьявола отражала молитвой. Тогда колдун с помощью бесов сделал так, чтобы все люди, которые взглянули бы на эту женщину, видели бы не человека, а лошадь. Предание говорит, что когда ее муж вернулся домой, то был весьма удивлен, обнаружив на постели вместо супруги, лежащую лошадь. Он пытался обратиться к ней словами, но все что отвечала ему жена, он не слышал, а слышал только фырчание животного. Тогда он понял, что это сделано по чьей-то злобе и, недолго думая, побежал в местный храм, чтобы привести священников. Когда пришли отцы, то бесы очаровали и их глаза и они вместо женщины так же увидели лошадь и решив, по всей видимости, что мужчина сошел с ума, удалились из его дома. Тогда муж впал в отчаяние и стал горько плакать.

Три дня он проливал слезы, пока не вспомнил, что в пустыни живет подвижник святой жизни, по имени Макарий. Муж взял супругу и пошел с ней в пустынь. Услышав рассказ мужа, Макарий освятил воду и с горячей молитвой вылил ее на несчастную женщину, и она тотчас в глазах собравшихся обрела прежний человеческий образ. Женщина бросилась к Макарию и слезно благодарила святого подвижника, а он строго сказал ей, что все это случилось с ней потому, что она уже пять недель не причащалась Святых Христовых Тайн. Дав наставление супругам о духовной жизни, он отпустил их с миром.

Молва о святом Макарии распространялась очень быстро и к подвижнику вереницей потянулись люди, не только для того, чтобы получить избавление от недугов, но и для духовного наставления. От большого количества приходящих людей, Макарий стал скорбеть, что у него стало мало времени для того, чтобы совершать молитвенное делание. Тогда святой подвижник, как говорит предание, выкопал под своей кельей глубокий подвал в виде пещеры, где он скрывался от людей для молитвенного уединения.

Предание доносит до нас, что за свои духовные подвиги святой Макарий обрел такую благодать от Господа, что мог даже воскрешать из мертвых. Однажды случилось так, что один местный еретик Иеракит, начал распространять саддукейскую ересь, что якобы никакого воскрешения не будет и нужно стараться наслаждаться этой жизнью, а не верить в сказки о будущей. Иеракит с помощью риторики смущал многих людей и даже начал колебать умы иноков и спорить с ними о вере. Не имея искусности в спорах, братья в итоге отправила еретика к святому Макарию. Придя к келье подвижника, еретик услышал от Макария:

 – Какая польза будет в нашем споре, если его будут слушать братия? Пойдем на могилы почивших иноков и посмотрим, как Господь разрешит наш спор.

Придя на монастырское кладбище, Макарий, воздев руки, обратился к Господу:

- Боже, яви ныне, кто из нас правильно в Тебя верует.

Затем, Макарий повернулся к одному из гробов, в котором находилось тело недавно почившего монаха, и воззвал к нему. Тотчас из гроба начал доносится голос. Собравшиеся иноки поспешили разобрать могилу и обнаружили в ней воскресшего брата, который находился ещё в погребальных пеленах. Видя такое чудо, Иеракит в ужасе начал пятиться назад и обратился в бегство.

Как повествует древнее Предание, это был далеко не единичный случай, когда Макарий молитвой воскресил мертвого. Преподобный авва Сисой Великий, один из последователей Антония Великого, рассказывал, что когда он находился в скиту вместе с Макарием, то братья привели к нему рыдающую женщину. Святой Макарий расспросив о ее горе, узнал, что ее муж взял на хранение большую сумму денег и умер, не успев открыть жене, где он их спрятал. Когда же пришел владелец денег, то решил, что его обманули, и захотел взять в рабство бедную вдову и ее детей. Тогда Макарий попросил ее отвести его в то место, где был погребен почивший муж. Придя на могилу, святой Макарий воззвал к мужу и спросил его, где он спрятал деньги. Из могилы послышался голос мужа, который рассказал о тайнике. Услышав голос мертвеца, все присутствующие ужаснулись, а Макарий сказал мужу – почивай опять, до Дня всеобщего Воскресения. Увидев, что собравшихся иноков охватил ужас, Макарий сказал – все, что они видели, произошло не ради меня, но ради вдовы и ее детей, ради них Бог сотворил такое чудо. Вы же знайте, что Бог соизволяет безгрешной душе и чего она не попросит, все получает от Него.

В «Лавсаике» рассказывается, что однажды к келье Макария пришла мать со своим ребенком, который был одержим бесами. Предание говорит, что юноша в одержимости имел такую силу, что его не могли сдержать даже двое сильных мужчин. В этого несчастного парня вселился бес чревоугодия. Юноша съедал огромное количество пищи, но она, как говорит предание, истреблялась в нем будто огнем. Если мать не давала ему кушать, то несчастный одержимый начинал принимать в пищу собственные испражнения. Придя к Макарию, мать припала к ногам святого и с плачем стала умолять подвижника исцелить ее сына от такого недуга. Макарий повелел юноше пробыть в скиту семь дней и поститься вместе с ним. Макарий стал на молитву и уже вскоре юноша почувствовал облегчение. Через семь дней, Макарий пришел к юноше и изгнал из него беса. Затем дал ему и матери наставление о том, как следует жить христианину, отпустил их с миром.

В Прологе рассказывает, что однажды, когда Макарий шел по пустыне, он увидел лежавший на песке человеческий череп. Макарий тронул череп своим посохом и спросил у него:

- Кто ты такой?

Вдруг из черепа послышался человеческий голос:

- Я был главным языческим жрецом этих земель, сейчас же пребываю в аду. Но, когда ты, Макарий, молишься за всех людей, включая и нас, то мы, находящиеся в адских муках, получаем некоторое облегчение.

Макарий вновь спросил у черепа:

- Какие муки вы терпите в аду и какое облегчение получаете?

Тогда языческий жрец начал говорить Макарию:

- Как небо отстоит от земли, так велик и страшен огонь, в котором мы пребываем. Мы объяты им с ног до головы так, что даже не видим лиц тех, кто мучается рядом с нами. Но когда ты совершаешь молитву, тогда огонь становится меньше, и мы можем разглядеть друг друга, и это является для нас утешением.

Прослезившись Макарий сказал:

- Неужели есть мучения более лютейшие, чем те, которые вы испытываете?

- Есть, авва Макарий. Мы не знавшие Бога, хоть и не много, но ощущаем милосердие Божие, а вот те кто познал Его но жизнью своей отвергся Его заповедей, пребывают ещё в больших муках. Ниже нас находятся христиане, которые не соблюли обетов Святого Крещения.

Получив ответ, Макарий закопал череп в землю, а о случившемся диалоге рассказал в назидание братии монастыря.

Пресвитер Руфин, рассказывает, что однажды Макарий увидел дьявола, который был обвешан тыквами и шел по направлению монастыря. Макарий спросил у беса, для чего ему тыквы? Дьявол отвечал, что в тыквах он несет кушанье братии. Поняв, что дьявол готовит искушение для иноков, Макарий стал молиться за братию, а дьявол тем временем удалился куда шел. Через некоторое время, Макарий вновь увидел дьявола и спросил его – ну как сходил в обитель? Бес отвечал святому, что вся братия так ополчилась на него, что он не мог даже приблизиться к ним, только одного монаха он смог искусить. Принуждаемый благодатью, бес открыл святому Макарию имя несчастного инока – Феопемпт. Узнав имя брата, Макарий поспешил из кельи в обитель, чтобы встретится с монахом.

Предание говорит, что когда братия монастыря услышав, что к ним идет Макарий, пришли в неописуемую радость, выложили дорогу до монастыря пальмовыми ветвями и все вышли к святому навстречу. Тепло встретив иноков, через некоторое время Макарий пришел в келью Феопемта и начал расспрашивать его о духовной жизни. Но Феопемт стыдился сказать Макарию о своих искушения и говорил, что у него все в порядке. Тогда Макарий открыл монаху, что не смотря на уже престарелый возраст, его до сих пор мучает бес любодейства. Услышав такое слово, Феопемт с горечью воскликнул – и меня отче Макарий, и меня мучает этот бес. Прослезившись, Феопемт открыл Макарию и другие страсти, которые мучают его. Приняв исповедь, Макарий сказал иноку – постись до самого вечера и читай Евангелие и другие священные книги, чтобы ум постоянно был в Боге. Когда же нападут на тебя нечистые помыслы, ты не давай им спустить твой ум вниз, но устремляй его к Господу и Бог поможет тебе. Утвердив и ободрив брата, Макарий вернулся в свою пустынь. Через некоторое время, святой опять встретил дьявола и спросил его, как на этот раз он сходил к братии? Дьявол, принуждаемый благодатью, отвечал, что теперь все ополчились на него и даже Феопемт, который раньше был ему другом и всегда слушал его, теперь ополчился против него более всех иноков. Сказав это, дьявол исчез, а Макарий, исполненный духовной радостью за иноков, возвратился к себе в келью.

Древнее Предание рассказывает нам, что однажды к святому Макарию был глас Божий:

- Макарий, ты ещё не достиг того совершенства в добродетели, которого достигли две женщины живущие в соседнем городе.

Услышав такие слова, Макарий поспешил взять посох и отправиться в город, чтобы увидеть женщин, о которых сказал Господь. Найдя дом, в котором они жили, Макарий постучался в дверь. Навстречу ему вышли женщины и, обрадовавшись, что на их пороге стоит известный всем подвижник, поспешили пригласить его в дом. Макарий стал расспрашивать их о добрых делах, которые они совершают. Женщины были крайне удивлены словами Макария и сказали, что у них нет никаких добродетелей. Макарий стал настаивать и тогда женщины рассказали подвижнику, что они вышли замуж за двух родных братьев и с момента брака две семьи живут под одной крышей. И за все время, сколько мы живем вместе и делим все женские обязанности по дому, мы не сказали друг другу не одного грубого слова и никогда не ссорились между собой. С недавнего времени, мы решили уйти в монашескую жизнь, но наши супруги не отпускают нас, как бы мы их не умоляли. Тогда мы решили дать обет Богу и не произносить ни одного мирского слова до самой смерти. Выслушав рассказ женщин, Макарий сказал:

- Поис­тине Бог не ищет ни де­вы, ни за­муж­ней, ни ино­ка, ни ми­ря­ни­на, но сво­бод­но­го на­ме­ре­ния, при­ни­мая его как са­мое де­ло, и доб­ро­воль­но­му про­из­во­ле­нию вся­ко­го че­ло­ве­ка по­да­ет бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха, дей­ству­ю­ще­го в че­ло­ве­ке и управ­ля­ю­ще­го жиз­нью каж­до­го же­ла­ю­ще­го спа­стись.

 

Предание рассказывает, что однажды, когда Макарий шел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников, он сказал ему пойти немного впереди. Ученик послушался старца и ускорив шаг вскоре скрылся из виду. Идя по дороге, ученик встретил языческого жреца, который нес большое бревно. Увидев язычника, ученик с презрением сказал жрецу:

- Слы­шишь ли, слы­шишь ли, ты, де­мон! Ку­да ты идешь?

Оскорбленный жрец оставил бревно и бросился на инока и сильно избил его за такие слова, оставив его лежать на дороге, а сам пошел на встречу Макарию. Когда подвижник увидел жреца несущего бревно, он тепло поприветствовал его, сказав:

 - Спа­сай­ся, тру­до­лю­бец, спа­сай­ся.

Удивленный язычник остановился и спросил Макарий, что он такого увидел в нем, что приветствует его такими словами. Макарий с любовью отвечал язычнику, что видит, как он трудится, поэтому и приветствовал его так. От таких простых слов, сказанных с большой любовью, язычник пришел в умиление и сказал Макарию о случившимся с иноком, которого он избил. Затем припал к ногам старца и сказал, что не отпустит его, пока тот не сделает его христианином и не возьмет к себе в ученики. Согласившись, Макарий с язычником поспешили к тому месту, где все ещё лежал избитый брат, взяв его под руки, они принесли его в церковь, которая находилась в Нитрийской горе.

Вышедшие на встречу Макарию отцы, были крайне удивлены, увидев с ним языческого жреца, но узнав, что он пришел принять Крещение, пришли в большую радость и прославили Бога. После того, как язычник стал христианином, святой Макарий сказал:

– Злое сло­во и доб­рых де­ла­ет злы­ми, доб­рое же сло­во и злых со­де­лы­ва­ет доб­ры­ми.

В церковном Предании сохранилась история, рассказывающая о том, как однажды в келью к Макрию пробрался вор. Увидев, как вор крадет его вещи и складывает их на, привязанного снаружи, осла, Макарий притворился, что он не является владельцем дома и даже помог вору сложить вещи и уехать с миром. Узнав о происшедшем, братия попросили дать наставление, касательно этого случая. Макарий сказал:

– Мы ни­че­го с со­бой не при­нес­ли в этот мир, – яс­но по­это­му, что мы ни­че­го не мо­жем и уне­сти от­сю­да. Все нам дал Гос­подь, и как Он же­ла­ет, так все и про­ис­хо­дит. Да бу­дет бла­го­сло­вен Бог во всем!

О жизни святого Макария Великого сохранилось очень большое количество различных преданий, каждое из которых показывает, какой христианской высоты достиг этот подвижник. По его молитвам совершались многие чудеса, а его духовные наставление так ободряли и утешали людей, что они ещё ревностней подвизались в Господе. Рядом со святым старцем всегда царили мир и любовь, и каждый, кто встречался с Макарием, в последствие говорили о его христианском совершенстве. Авва Макарий принимал всех приходящих к нему и всегда наставлял в христианской жизни.

Вскоре, пришло время Макарию оставить земную жизнь и упокоиться в Господе. На тот момент, блаженному старцу, как повествует Предание, было уже девяносто сем лет. Однажды. Макарий увидел в видении своего учителя Антония Великого, который явился ему с преподобным Пахомием. Сердце Макария исполнилось неописуемой радостью. Явившиеся святые сказали ему, что они пришли для того, чтобы известить его о приближающейся кончине и что совсем скоро, они возьмут его туда, где и они пребывают, находясь пред престолом Господним, чтобы насладиться вечностью в Царстве Небесном. Благословив своего ученика, Антоний Великий и святой Пахомий стали невидимы.

Обрадовавшись такой вести, Макарий собрал своих учеников и рассказал им о своей скорой кончине и повелел сохранять уставы и предания святых постников. Преподав последние наставления и благословив братию, Макарий стал готовиться к встрече со Христом. На девятый день, Макарию явился Господень Херувим с множеством святых ангелов и сказал святому:

– Вос­стань, по­сле­до­ва­тель Гос­по­день, и пе­рей­ди вме­сте с на­ми в веч­ную жизнь. Воз­ве­ди окрест твои очи и по­смот­ри, сколь­ко по­сла­но Все­дер­жи­те­лем бес­плот­ных ли­ков свя­тых, чтобы при­ве­сти те­бя к Нему. Взгля­ни: вот со­бор апо­столь­ский, вот сонм про­ро­ков, вот мно­же­ство му­че­ни­ков, лик свя­ти­те­лей, пост­ни­ков, пре­по­доб­ных и пра­вед­ных. Пре­дай мне те­перь свою ду­шу, ко­то­рую мне по­ве­ле­но бы­ло Бо­гом охра­нять и во вре­мя ее зем­ной жиз­ни; осво­бож­ден­ную же от уз плот­ских, как бы некое ве­ли­кое со­кро­ви­ще, я с че­стью при­му ее и, прой­дя чрез су­про­тив­ные си­лы, пред­став­лю к Бо­же­ствен­но­му Вла­дыч­но­му пре­сто­лу, чтобы она веч­но ве­се­ли­лась со все­ми свя­ты­ми, пред­сто­я­щи­ми пре­сто­лу Бо­жье­му от на­ча­ла ми­ра.

Святой Макарий воздел руки и взведя очи произнес:

– В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой!

С этими словами, святой старец предал свою душу Господу.

Святитель Серапион Тмуитский, автор жития преподобного Макария, прибавляет, что он слышал от святого Пафутия, одного из учеников Макария, что когда душа святого вышла из тела и начала возноситься к Богу, то бесы на мытарствах стояли и вопили о том, какой славы сподобился Макарий. Слышав такие вопли бесов, Макарий отвечал, что он не знает ничего доброго, чтобы он сделал за всю свою жизнь. Тогда бесы начали кричать, что он действительно избежал их рук. Но Макарий отвечал, что надобно и ещё избежать. Эти бесовские крики продолжали до того момента, как Макарий уже стоял на пороге Райских врат. Тогда святой подвижник повернулся к бесам и сказал:

– Да! Ограж­да­е­мый си­лою Хри­ста мо­е­го, я из­бе­жал ва­ших коз­ней.

Вот такой была удивительная жизнь святого подвижника Христова. Церковь прославляет авву Макария, как покровителя монашеской жизни. С самого первого дня блаженной кончины Макария, по его молитвам не престают совершаться чудеса в жизни всех, кто с верой прибегает к его молитвенной помощи. Имя аввы Макария с древних времен известно всему православному миру, а оставленные им беседы, по сей день являются настоящим сокровищем для каждого, кто пожелает христианского совершенства.

Завершить сегодняшнюю беседу, я хотел бы известной нам всем молитвой святого Макария Великого:

«Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь».

 

Беседа №28

 

 

Я МОЛИТВА МАКАРИЯ ВЕЛИКОГО

 

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою, но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя; да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В переводе на русский язык, молитва Макария Великого будет звучать так:

Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от дьявола (лукавый - название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне безнаказанно открыть мои недостойные уста и восхвалить святое Имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь

Следует сказать, что как и многие православные молитвы, молитва Макария Великого состоит из библейских цитат. Начальные слова «Боже, очисти мя грешнаго» взяты из пятидесятого псалма: «Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя» (Пс.50:4).

Тут важно вспомнить сам дух покаянного псалма. Из прошлых бесед мы знаем, что псалмопевец Давид написал пятидесятый псалом уже после того, как пророк Нафан возвестил ему о том, что Господь снял с него грех. Но Давиду мало того, что Господь оставляет ему совершенное преступление. Духовным взором святой пророк видит свою душу испачканную во грехе, который больше и больше ее разъедает. Давид обращается с мольбой к Богу, чтобы Господь не просто оставил ему грех, но очистил его душу, буквально омыл ее слезами, о чем говорят слова «омыеши мя, и паче снега убелюся».

Церковь не случайно подчеркивает пятидесятый псалом, как эталон покаяния. Весь дух этого псалма говорит нам о том, что человеку не достаточно просто сказать о своем грехе на исповеди и получить разрешение от священника. Важен сам плод покаяния, к чему и призывал в свое время Иоанн Креститель: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Матф.3:8).

Покаяние истребляет сам корень греха, делает его ненавистным человеку. Появляется желание дистанцироваться от греха, душа начинает сопротивляться ему, как чему-то совсем не свойственному ее природе. Эта борьба, эта желание освободится от греха и выражается в словах «Боже, очисти мя грешнаго».

Я хочу напомнить, что это слова человека необыкновенной святости. Некоторые могут спросить: как же человек такой святости, как Макарий Великий мог молиться к Богу такими словами? Ответ можно найти у преподобного Петра Дамаскина: «аще увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть здравие души».

Святые подвижники не просто так говорили, что они хуже всех и нет грешников хуже, чем они. Святые действительно видели и переживали себя именно таким образом. Чтобы понять, как это происходит, нужно уметь различать действие греха и само состояние греха. Например, у вас заболело горло, и вы постоянно кашляете. Но ведь кашель появился не на ровном месте, но вследствие болезни горла. Так и в духовной жизни, грехи, которые мы совершаем, являются следствием того, что наша душа больна грехом. Человек, который видит свою душу полностью пораженной грехом, молится Богу о даровании ему благодати, которая единственная может исцелить эти духовные язвы. Получая благодать, человек действительно обретает силы сдерживать проявление греха в делах, а то и вовсе получает полное исцеление от различных духовных ран, которые называются страстями. Но при этом, сам человек не перестает видеть реальную картину. Он по прежнему видит свою душу, болящую грехом, буквально, непрестанно требующую очищения от греховной проказы. Поэтому христианин и взывает: «Боже, очисти мя грешнаго».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.066 с.)