И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.



Шестой член Символа Веры был сформирован из-за еретических учений о человеческой природе Иисуса Христа. Как мы с вами уже знаем из прошлых бесед, в то далекое время были ереси, которые учили, что Христос страдал только призрачно, а некоторые учили, что у Христа и вовсе не было человеческой природы. Эти учения, по сути, явились фундаментом для двух масштабных ересей, которые потом будут называться несторианской и монофизитской.

 

Ересь монофизитства была основа константинопольским архимандритом Евтихием и осужденная церковью на Халкидонском (четвертом вселенском) соборе (451 г.).

 

Ересь монофизитства состоит в утверждении, что божественная природа Господа Иисуса Христа, в момент Его рождения от Богоматери, непонятным образом поглотила человеческую и поэтому, как утверждают еретики, Христос есть только Бог, но не человек. Отсюда и название – монофизиты (от греческого «монос» – один и «физис» – природа или естество).

 

То есть монофизиты, не понимая каким образом в Божественной и Человеческой природах Христа может пребывать одна личность, начали отрицать сам смысл Боговоплощения. Вследствие такого учения, монофизиты пришли к утвреждению, что на Кресте страдал не Богочеловек (как утверждает православное учение), а Бог.

 

Эти еретические воззрения, по большей части взятые из ереси несторианства, начал активно распространять очень популярный среди монахов, константинопольский архимандрит Евтихий. По всей видимости, Евтихий обладал особым даром красноречия, потому что его проповеди получали почти мгновенное и массовое распространение.

 

Священноначалие, не успевая отбиваться от еретических нападок со стороны несторианцев, увидело новую угрозу для чистоты православия. Собрав поместный патриарший собор в 448 году, они осудили Евтихия и его учение о монофизистве, о чем поспешно доложили папе Римскому св. Льву Великому.

 

Евтихий получив сокрушительный удар по свой гордыне и тщеславию не принес покаяния, а начал искать обходные пути, чтобы восстановить себя в обществе и найти поддержку для своей ереси. Он обращался к священноначалию, пытался вести полемику, писал жалобы в Рим, но все было безуспешно.

 

Но, диавол не дремал, примерно через полгода после того, как собор осудил Евтихия, последний знакомится с очень влиятельным, в политическом пространстве, евнухом Хрисафием. Пользуясь большими связями Хрисафия, Евтихий оббивая пороги чиновников и ища поддержки дошел до самого императора. В то время правил император Феодосий II. Ему пришелся по душе Евтихий и так образовался нечестивый тандем евнуха Хрисафия, Евтихия и самого императора. К этому тандему вскоре присоединился Диоскор, который тогда прибывал на патриаршем престоле.

 

Злорадству Евтихия не было предела. Он уговорил императора созвать собор, который войдет в историю церкви, как разбойничий. Император, принял уговоры Евтихия и созвал собор буквально через год после поместного собора, осудившего Евтихия. В 449 году собирается разбойничий собор, на котором специально осудили решение не только патриаршего собора, но и самого патриарха, а Евтихия естественно оправдали и всячески превозносили его еретическое учение.

 

То, что произойдет после, войдет в историю церкви, как одно из самых темных пятен. Во время собора в том месте присутствовал диакон Иларий, который на тот момент был папским легатом, то есть был личным представителем папы римского. Увидев такое нечестие, он объявил формальный протест и бежал в Рим, чтобы доложить папе Римскому о безумии, в котором принял участие не только патриарх Диоскор, но и сам император. Папа Римский, узнав о разбойничьем соборе, немедленно отлучил Диоскора от церкви, а все, что происходило на разбойничьем соборе в Ефесе, объявил недействительным.

 

Диоскор, вернувшись из Ефеса в Александрию, узнал о том, что его отлучил папа Римский. Вне себя от гордыни и ярости он, в свою очередь, анафеманствует самого папу Римского св. Льва.

 

Император Феодосий II, созвавший разбойничий собор, умер буквально через год после созыва в 450 году, а его смерть дала новый оборот дела. На императорский престол взошла младшая сестра Феодосия II, императрица Пульхерия, взяв в мужья, и сделав императором полководца Маркиана. Пульхерия, которую вскоре церковь прославит в лике святых жен, вместе со своим мужем активно выступила на защиту православия от господствующих ересей, включая и ересь Евтихия.

 

Через два года после разбойничьего собора, был созван вселенский собор, Халкидонский. Собравшиеся на вселенском соборе отцы, осудили монофизитство и низложили патриарха Диоскора, а в качестве выражения православной веры, приняли догматическое послания святого Льва папы Римского, по которому Христос исповедуется, как совершенный Бог и совершенный человек, единосущный Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству, пребывающий и по воплощении в двух природах неслиянно и нераздельно, так что различие двух природ не устраняется через их соединение, а сохраняется особенность каждой природы при их совпадении в едином Лице и единой ипостаси.

 

Решения Халкидонского Собора были разосланы по всей вселенной. Но там, где ереси Нестория и Евтихия особенно укоренились, решения Собора приняты не были и эти общества до сих пор не имеют евхарестического общения с православием, оставаясь приверженцами ереси. Это Египет, то есть коптская церковь, Армения – армянская апостольская церковь, отчасти Сирия и Палестина. В этих местах доселе отстаивают свою догматическую и церковную самостоятельность.

 

К сожалению, в настоящее время общее число монофизитов определяется около 5 миллионов человек, в том числе иаковитов (сирийских монофизитов) 600 000, армяно-грегориан 2 800 000, коптов около 300 000 и эфиопов (абиссинцев) более 2 миллионов.

 

Теперь давайте подробно рассмотрим догматы, которые Церковь изложила в шестом члене Символа Веры.

 

 

И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА

 

Как мы с вами уже знаем, на сороковой день после Воскресения, Господь Иисус Христос вознесся на небо человеческой природой. Здесь важно подчеркнуть, что Вознесение относится именно к человеческой природе Спасителя. Из прошлых бесед мы уже знаем, что одним из свойств божественной природы, является бесконечность и вездесущность. Следовательно, само божество никуда не перемещается, так как оно и так находится везде. Наиболее ярко это раскрывается в знакомом нам всем пасхальном тропаре: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный».

 

Обратите внимание, Христос только человеческой плотью пребывает во гробе, человеческой душой сходит в ад, но как Бог Он пребывает в Раю вместе с разбойником. Причем в Раю Христос пребывает на Престоле вместе с Богом Отцом и Святым Духом. Это говорит о том, что Он продолжал быть всемогущим и вездесущим Богом даже после того, как стал человеком, пострадал и воскрес.

 

Последние слова тропаря «вся исполняй, Неописанный» на русский язык переводятся, как – все Собой наполняющий и не поддающийся описанию. Важно обратить внимание, что не поддается какому-либо описанию именно Божественная природа, так как она совершенно не постижима ни для какого созданного разума.

 

Как видим, тропарь в самых кратких словах дает поразительный образ полноты Божества - Христос, неразлучно пребывающий с Отцом и Духом, покоится телом во гробе, сходит в ад, изводит души праведных и пребывает с разбойником в Раю. То есть, когда мы читаем в Символе Веры, что Христос вознесся на небеса, то мы прежде всего должны понимать, что это имеет отношение к Его человеческой природе.

 

Но что означает само Вознесение? Протоиерей Олег Давыденков в катехизисе пишет, что в Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос (Евр. 9, 24). Под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом, нежели некоторое конкретное место во Вселенной. Вознесение, пишет отец Олег, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу.

Евангелие говорит о Вознесении, как о возвращении Сына Божьего именно туда, где Он был прежде: «Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?» (Иоан.6:62). Из священного Писания мы так же знаем, что Сын по своему божеству, неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Тем самым, это состояние единства Сына с Отцом: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14:11), распространяется и на Его человеческую природу. То есть Своим Вознесением, Спаситель достиг той цели, ради которой и было предназначена Его человеческая природа.

Человеческая плоть, прославленная и обόженая, взошла на небо и сделалась причастной вечной славе и силе Божества. С того момента, это удивительное и непостижимое единство с Богом стало доступно всем людям, которые желают следовать учению Христову. Об этом и говорит Спаситель в молитве к Отцу: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» (Ин. 17:21–22).

Мне очень нравится мысль свщ. Александра Шмемана о Вознесении Господа. Отец Александр писал: «Каждый раз, что в Символе веры мы утверждаем: «и восшедшего на небеса», — мы говорим не только о Христе, мы говорим и о самих себе. Если мы верим во Христа, если мы с Христом — то и мы на небе, или, во всяком случае, к небу, ко Христу, к Богу устремлена наша вера, наш дух, наша любовь. Мы знаем небо как нашу подлинную жизнь, и в этом знании осмысленной и радостной становится и наша земная жизнь, так как она во Христе стала восхождением к вознесению».

Говоря о Вознесении, стоит сказать, что в наше время существует немало сект, которые утверждают, что человек не может пребывать на небе, потому что небо — это сфера духовная, а человек из области плотского. Для сектантов эти сферы являются несовместимыми и поэтому они учат, что Вознесение Христа - это всего лишь исключение, а воскресшим людям, Бог даст во владение землю, но только в обновленном ее виде. Кстати, эту мысль отчасти приняла секта «свидетелей Иеговы».

Какие же аргументы мы можем привести сектантам в защиту православной веры?

Во-первых, если сектанты начнут утверждать свою ересь, нам стоит привести слова ап. Павла: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:44). Эти слова апостола являются иносказанием. Например, сейчас мы называем наше тело «душевным», но это не значит, что наше тело обратилось в душу. Тело, способное пребывать на Небесах после воскресения, считается «духовным» потому, что оно подчинено духу, а не потому, что превращается в дух.

Во-вторых, в Библии сказано, что наши прежние тела изменятся, после того как мы воскреснем. Изменятся именно таким образом, чтобы мы могли пребывать на Небесах, об том пишет апостол Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51).

   В-третьих, можно привести в пример саддукеев, которые однажды приступили ко Христу и начали Его искушать своей излюбленной философией. Они привели Господу в пример жену и семь братьев, каждый из которых был на ней женат и не оставил после своей смерти от нее детей. И спрашивали Господа: «Кого из семи, после воскресения, она будет женой?» Господь отвечал: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф.22:29-30). Обратите внимание, что Христос не только опровергнул философию саддукеев, но указал им и место и само состояние человека, который сподобится пребывать в Царстве Небесном. Такой человек, по слову Господа, будет как «ангел Божий».

 

 

И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА

 

Слова о том, что Господь воссел одесную, то есть по правую руку Отца, взяты из Евангелия от Марка: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мар.16:19). Когда мы говорим, что Спаситель воссел по правую руку Отца, не нужно думать, что у Бога Отца есть правая или левая сторона, или руки и ноги, и Он каким-то образом сидит или стоит. Блаженный Августин писал: «...не следует полагать, что когда об Отце говорится: «Он сидит», то при этом у Него согнуты колени, чтобы нам не впасть в то святотатство, за которое Апостол проклинает тех, кто «славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим.1:23)». То есть, такие слова нужно понимать иносказательно.

Чтобы понять, о чем тут идет речь, нам нужно ненадолго погрузиться в те времена, когда Церковь писала этот догмат. Дело в том, что согласно древнему царскому церемониалу, сидение одесную, то есть по правую руку от царя, означало соучастие в царских почестях, власти и управлении царством, а также принятие на себя ответственности за участие в управлении. Такое действие было хорошо знакомо древним жителям. Поэтому все однозначно понимали, что по Своей человеческой природе, Господь Иисус Христос не предстоит Богу Отцу и не служит Ему вместе с ангелами, а, наоборот, принимает поклонение и служение всех тварений.

Я хочу напомнить случай известный вам из третьей книги царств. В Библии сказано: «Когда царь Давид состарился, вошёл в преклонные лета, то покрывали его одеждами, но не мог он согреться. И сказали ему слуги его: пусть поищут для господина нашего царя молодую девицу, чтоб она предстояла царю и ходила за ним и лежала с ним, — и будет тепло господину нашему, царю. И искали красивой девицы во всех пределах Израильских, и нашли Ависагу Сунамитянку, и привели её к царю. Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал её» (3Цар. 1:1-4). После смерти Давида, на Ависаге хотел жениться Адония, сын Давида от Аггифы. Для того чтобы получить разрешение на этот брак, Адония попросил Вирсавию походатайствовать у нового царя Соломона за него перед своим сыном. Вирсавия попросила царя разрешить брак Адонии и Ависаги.

Но, как мы знаем из Библейской истории, Соломон, зная, что он просит Ависагу в жены для заговора, отказал просьбе матери. Теперь, внимание, давайте посмотрим, как мать Соломона подходит к нему с просьбой. «И вошла Вирсавия к царю Соломону говорить ему об Адонии. Царь встал перед нею, и поклонился ей, и сел на престоле своем. Поставили престол и для матери царя, и она села по правую руку его и сказала: я имею к тебе одну небольшую просьбу, не откажи мне. И сказал ей царь: проси, мать моя; я не откажу тебе» (3Цар.2:19-20).

   Обратите внимание, Соломон оказывает величайшую почесть своей матери, он сажает ее по правую руку от себя, тем самым являя знак равенства, знак ответственности за управление и принятие решений.

Аналогичный пример можно увидеть в Турецкой империи, там султаншей называлась мать правящего султана, и она так же сидела по правую руку. Мы можем найти массу таких примеров из древности. Это сейчас нам требуется пояснение, но тогда, в древние времена, когда царский церемониал был знаком всем, этот образ воспринимался вполне однозначно.

То есть Иисус Христос, по человеческой природе не предстоит вместе с Ангелами и не служит Отцу, но имеет одинаковую славу с Богом Отцом, эта слава распространяется и на Его человечество. Вот что означают слова «и седяща одесную Отца»

Протоиерей Олег Давыденков в катехизисе пишет, что слова о сидении не следует понимать в том смысле, что Господь по Своему человечеству приобретает божественное свойство — всемогущество. Речь идет о принятии Господом по человечеству, полноты власти над тварным космосом, об этом говорит Сам Спаситель: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.79.97 (0.022 с.)