И в Духа святаго, господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со отцем и сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И в Духа святаго, господа животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со отцем и сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.



 

Мы с вами завершили беседу о той части Символа Веры, в которой выражены догматы православной церкви, касающиеся Господа нашего Иисуса Христа, то есть со второго по седьмой член. Сейчас мы приступаем к восьмому члену Символа Веры, в котором выражены догматы о третьей ипостаси Пресвятой Троицы – Святом Духе. По-русски, этот член Символа Веры будет звучать так: «И в Духа Святого, Господа животворящего, который исходит от Отца, которому поклоняемся мы наряду с Отцом и Сыном, который говорил через пророков…»

 

Восьмой член Символа веры полемически направлен против еретиков — духоборов. Ереси, выступающие против православного учения о Святом Духе можно разделить на две части:

 

1) Отрицающие существование Святого Духа.

2) Признающие существование, но только в качестве творения.

 

Напомню, что еретические учения, направленные против Троицы или одного из Ее Лиц, называются антитринитарными. В учении антитринитаристов, Дух Святой и Сын являются не личностями, а божественными силами Отца (ересь динамистов) или формами Его проявления (модалисты).

 

Следует сказать, что пиком еретических учений, отрицавших православное учение о Святом Духе, стала ересь Македония, бывшего архиепископа Константинопольского.

Македоний жил в середине IV века. История запомнила его, как очень жестокого человека. Именно жестокостью он навел на себя особый гнев императора Констанция, и, воспользовавшись этим конфликтом, приверженцы арианской ереси, епископы Евдосий и Акакий различными политическими манипуляциями, низложили Македония с константинопольской кафедры.

Македоний, ослепленный ненавистью к этим епископам, вместо покаяния ушел из православия и встал на сторону еретиков, которые тогда с особым рвением вели полемику против ариан.

Не только православная церковь выступала с критикой против арианской ереси, внутри самого аринанства существовало немало очень напряженных разногласий.

Македоний, присоединился к еретикам, которые исповедовали полуарианскую ересь, то есть что Сын подобен Отцу, но не имеет Божественной природы. Македоний начал так же учить и выступать на защиту этой ереси.

Чуть позже в своих сочинениях, он пришел к заключению, что если Сын не имеет Божественной природы, а Бог только Отец, то в таком случае и Дух Святой так же не имеет места в божестве и славе Отца. Более того, Македоний настолько умалил значение Святого Духа, что, в конце концов, начал учить, что Дух Святой не имеет даже славы сотворенного Богом Сына, то есть, что Святой Дух ниже ангелов.

Эта ересь очень страшная. История иллюстрирует нам чудовищную картину, в которой мы видим колоссальное движение людей, примкнувших к учению Македония, и, к великому сожалению, в этой толпе мы можем увидеть не только примкнувших ариан, но и множество неокрепших православных христиан, которые соблазнившись, ушли из православия в ересь.

Видя такую массовую духовную гибель людей, и ужасное искажение Откровения Божьего, многие отцы Церкви выступили на защиту учения о Святом Духе. Среди самых выдающихся апологетов православного учения о Троице мы видим блистающие нимбы Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского. Благодаря этим отцам многие христиане были ограждены от тринитарных ересей, а Македоний и его учение были осуждены на втором Вселенском Соборе в 381 году.

 

В ДУХА СВЯТОГО

 

Православная Церковь исповедует, что Бог Святой Дух по природе не меньше и не больше Бога Отца или Бога Сына. Мы, православные, верим, что Святой Дух единосущен Отцу и Сыну. Об этом мы говорим каждую Литургию, исповедуя единосущность Троицы. После возгласа: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», мы единодушно отвечаем: «Отца, и Сына, и Святого Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».

 

Каждое Лицо Святой Троицы имеет во всей полноте одну и ту же Божественную природу. Все три Лица Пресвятой Троицы, обладающие одной, то есть той же самой природой, являют собою нерасторжимое единство, они нераздельны.

 

Мы также исповедуем, что Святой Дух совечен Отцу и Сыну и равнославен Им. То есть нельзя сказать, что Святой Дух имеет меньше славы или могущества чем Отец или Сын. Святой Дух – есть Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Поэтому мы воздаем одно поклонение всей Троице, потому что веруем в Ее единосущность и нераздельность.

 

Как у Отца и Сына, у Святого Духа есть отличительное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Святой Дух в вечности исходит от Отца. Только этим Он отличается от Бога Отца и Бога Сына и более ничем.

 

 Исхождение Святого Духа не имеет начала и конца, потому что происходит вне времени, так как Бог существует вне времени. Честно говоря, это единственное, что мы можем сказать об исхождении, потому что оно происходит в божественном бытии, которое выше любого разумения.

 

Вообще, когда мы говорим об исхождении Святого Духа или рождении Сына от Отца, то должны признать, что все эти термины имеют условный характер, так как никакие человеческие или ангельские слова не в силах отобразить тайну бытия Божия.

 

Святой Петр Дамаскин писал, что всесовершенное Божественное бытие «неописуемо, беспредельно, не имеет образа и вида». Как можно описать то, что не имеет вида и образа? Как можно описать беспредельность, если ум человеческий и ангельский имеет свои пределы? Святые отцы называли это попыткой перелить океан в детское ведерко.

 

Человеческие слова не могут отразить или изобразить тайну Троицы. Даже такие слова, как «Отец», «Сын» и «Дух», которые даны нам, как Откровение, через Господа Иисуса Христа, не отражают всю полноту божественных реалий и потому носят лишь максимально возможное для человеческого языка выражение тайны Троицы. Если Бог не постижим для разума, то, как разум может выразить непостижимость в словах? Апостол Павел пишет: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1Кор.13:12).

 

Преподобный Иоанн Лествечник предупреждает: ««Глубина догматов неисследима… Небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть». Почему небезопасно? Потому что догматическое богословие – это, прежде всего, созерцательная наука. Догмат — это откровение Божие. Созерцать Бога, по слову Спасителя, может только чистый сердцем (Матф.5:8). Но как облечь в слова то необъяснимое и не облекаемое, что созерцает чистый сердцем? Вот тут и происходит Божественное Откровение, которое дает человеку правильные слова, облекая созерцаемое в догмат. Поэтому все то, что мы излагаем в Символе Веры не человеческое, но Божественное Откровение, которое максимально приближает человека к Божественным тайнам, насколько это возможно человеческому слову.

 

Говоря о Святом Духе, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Форма ограниченного существа непременно обрисовывается, так сказать, самыми его пределами, оконечностями; обрисованное таким образом существо имеет свой вид. Бесконечное не подчинено никакой форме как не имеющее ни в каком направлении никакого окончания; по этой же причине оно не может иметь никакого вида. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бесконечное существо не может быть телом, потому что оно тоньше всякой превосходнейшей тонкости, оно вполне Дух. Такой Дух – Существо, несравнимое ни с каким существом созданным».

 

В молитве «Царю Небесный» мы говорим о Святом Духе: «иже везде сый и вся исполняй». Из первых бесед мы знаем, что эти слова переводятся, как «везде существует и все Собой наполняет».

 

В силу Своего Божественного вездеприсуствия, Святой Дух может так же присутствовать и в верующих людях, сообщая человеку неведомое познание Бога, приобщая его к полноте Божественной жизни. Те непостижимые божественные действия, которые происходят в человеке, называются благодатью Святого Духа, поскольку Дух Святой непостижимо вселяется в человека и обитаем в нем.

 

Следует сказать, что когда мы говорим о пребывании в человеке Святого Духа, то это также означает сопребывание в человеке Отца и Сына, так как Троица является единосущной и нераздельной.

 

О том, что Дух Святой является Богом, в священном Писании свидетельствует ап. Петр, когда обличает Ананию, продавшего свое имение, чтобы отдать деньги апостолам и с женой войти в общину христиан, но утаившему часть денег от продажи. Апостол говорит: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоем мысль солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5, 3, 4).

 

Нужно сказать, что это место из книги Деяний, очень не любят свидетели Иеговы, которые напрочь отрицают существование Святого Духа, как личности. Иеговисты говорят, что Святой Дух — это как бы духовные мускулы Бога Отца, просто безликая энергия и ничего больше. Но у них стоит спросить: «Как же можно солгать тому, кто не имеет разума?».

 

 Более того, апостол Павел, говоря о человеческом теле, как о храме Божьем, неоднократно использует взаимозаменяемые выражения, например: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16) и «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. 6, 19). Тут ясно видно, что для апостола нет различия между словами Святой Дух и Бог, апостол верит, что Дух Святой - это Бог. 

 

Следует отметить, что Откровение о Святом Духе, как, впрочем, и обо всей Троице — это Откровение Новозаветное. В Ветхом Завете Святой Дух не проявляется личностно, то есть открыто, как самостоятельная Личность. Это происходит только с приходом на землю Спасителя.

 

У святителя Николая Сербского, есть хорошая иллюстрация на этот счет. Владыка Николай пишет, что, когда путешествующий в ночи видит вдали луч света, он радуется и направляет свои шаги туда, где увидел свет, не испытывая, от какого источника исходит тот далекий огонек во тьме, то есть для него этот свет, как маяк в кромешной тьме. Но когда же приблизится к нему, тогда начинает рассматривать его. Вера христианская приблизила людей к вечному свету Божества, и христиане внимательно испытывают этот таинственный свет, потому что он стал нам ближе. Рассматривая этот свет, который открыл нам Бог, мы видим в центре него сияющий догмат о божественном Триединстве. Видим, потому что приблизились и способны видеть. А те, кто далек от него, и до сих пор не заботятся о том, чтобы познать его, не видят полноты откровения. Этим светом мы называем Откровение Божие о Себе Самом, как о Троице.

 

 

ГОСПОДА

Господь – это одно из Имен Божиих. Имя Господь, выражает абсолютную власть Бога Творца над своим творением. Он Господин своего творения, Он дал жизнь всему живому и поныне все живет только благодаря Ему. Имя Божие Господь применяется ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы, тем самым подчеркивая единосущность, единовластие и нераздельность Троицы. Едино Божество, едино и господства Божества над тварью.

 

ЖИВОТВОРЯЩЕГО

Слово «Животворящий» состоит из церковнославянского слова живот (жизнь) и слова творить, то есть совершать некий акт. Животворящий – означает дающий (или творящий) жизнь. Это слово нужно понимать в двух смыслах. Первое – это то, что Дух Святой с Отцом и Сыном даруют жизнь всему живому. Второе – это дар духовной жизни. Без второго дара, без рождения в этой жизни, человек не может войти в Царство Небесное.

 

Сам Христос говорит: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Святой Дух назван Животворящим, потому что мы все имеем жизнь и движение благодаря Ему. Даже ангелы имеют жизнь от Святого Духа.

 

 

ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩЕГО

 

Как мы уже говорили выше, Святой Дух, так же, как и Отец и Сын, имеет ипостасное свойство, отличное от других Лиц Пресвятой Троицы. Святой Дух исходит от Отца и тем самым отличается от Сына, Который предвечно рождается от Отца. Соответственно и Отец отличается тем, что предвечно рождает Сына и является причиной Святого Духа. Следует ещё раз подчеркнуть, что это единственное чем различаются Лица Пресвятой Троицы.

 

О том, что Дух исходит только от Отца свидетельствует Спаситель: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан.15:26).

 

Как видим, учение об исхождении Святого Духа только от Отца, засвидетельствовано Самим Богом и потому никому не позволено каким-либо образом дополнять или изменять то, что открыл Сын Божий. Это, прежде всего, касается католической ереси Filioque. Католики намерено искажают Откровение о Пресвятой Троице уча, что Дух Святой исходит не только от Отца, но и от Сына, тем самым имея как бы две причины.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.025 с.)