Предупреждение вовлечения несовершеннолетнего в совершении преступления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение вовлечения несовершеннолетнего в совершении преступления



 

Совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте служит обстоятельством, которое накладывает глубокий отпечаток на дальнейшую судьбу подростка, в значительном числе случаев определяет характер его последующих отношений с законом. Преступление, совершенное лицом до достижения им возраста 18 лет, причиняет вред не только тем общественным отношениям, против которых оно было направлено, но и процессу развития личности самого несовершеннолетнего, способствуя формированию и закреплению в его сознании определенной негативной социальной установки. Совершение взрослыми лицами преступлений против интересов несовершеннолетних, способствует пополнению преступных рядов за счет последних. При этом механизм влияния их на преступность несовершеннолетних различен.

В систему борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений, должны входить наряду уголовно-правовыми мерами такие направления, как общесоциальное и специальное предупреждение. На общесоциальном уровне необходимо обеспечить повышение уровня жизни, занятость населения, социальную защиту семьи и молодежи, развитие объектов социальной инфраструктуры. Особое значение имеют мероприятия, связанные с профилактикой пьянства, токсикомании, наркомании, бродяжничества, комплексным воспитанием членов общества, формированием у несовершеннолетних широкого круга позитивных потребностей и интересов, самоуважения, гражданской активности и ответственности.

В систему органов и учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

органы управления социальной защитой населения;

органы управления образованием;

органы опеки и попечительства;

органы по делам молодежи;

органы управления здравоохранением;

органы службы занятости;

органы внутренних дел.

и иные органы (организации, средства массовой информации, общественные объединения и граждане, которые участвуют в предупреждении преступлении в пределах и формах, предусмотренных законодательством РФ и субъектов РФ).

Круг субъектов профилактической деятельности значительно шире. Для решения конкретных вопросов, касающихся борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе и с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступление и антиобщественных действии, достаточно часто подключаются еще около 40 различных организаций и учреждении регионального уровня.

Им удается более эффективно бороться с вовлечением подростков в преступную деятельность, нежели правоохранительным органам. Поэтому следует обратить внимание соответствующих органов на возможность передачи функций предупреждения преступности несовершеннолетних от правоохранительных органов к иным государственным и общественным структурам и учреждениям. Реализация такого предложения, безусловно, представляет собой перспективное, соответствующее современным политическим и правовым воззрениям российского общества направление социальной политики в рассматриваемой области. Например, комитеты по делам молодежи, создаваемые при администрациях, могут брать под контроль вопросы организации досуга несовершеннолетних, а также проводить разнообразные спортивные соревнования, зрелищные коммерческие конкурсы, целью которых являлась бы пропаганда как здорового, так и законопослушного образа жизни. Материальная сторона проведения таких конкурсов и соревнований должна ложиться на межведомственную Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов как главных субъектов профилактики общественно опасных деяний всегда была достаточно высока, но она все более увеличивается в годы перехода к рыночной экономике по разным направлениям: 1)правоохранительные органы должны играть ведущую роль в борьбе с общественно опасными деяниями несовершеннолетних, которая становится все более организованной. Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Республике Дагестан находиться на повседневном контроле у руководства министерства внутренних дел республики. Особенно под бдительным контролем находятся факты вовлечения несовершеннолетних в религиозный экстремизм; 2)Защита прав и свобод несовершеннолетних- одна из основных задач правоохранительных органов, причем средствами, присущими только этим структурам; 3)важно поднять статус профессии, создать условия, когда правоохранительные органы стали бы поистине независимыми - как от государственных структур, так и от давления структур криминальных, независимой от социальных проблем; 4) необходимо, чтобы правоохранительные органы сотрудничали с научными и учебными заведениями для совместной разработки методики предупреждения и профилактики отдельных видов преступлений; 5) необходимы дальнейшие поиски нестандартных подходов и решений.

Необходимо обеспечить защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей наркоманию, токсикоманию, аморальное поведение, насилие, жестокость.

Большая часть криминологов считают, что проблема организации досуга является одной из важнейших элементов в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних, в том числе, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Меры, применяемые к несовершеннолетним, должны строиться с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведении использовать равные со взрослыми стандарты. Однако для того чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм.

В то же время, актуальной остается задача развития сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в социальной реабилитации (приюты, воспитательные дома, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, детские дома-интернаты, для детей с физическими и умственными недостатками, центры психологической помощи и т.д.).

Особое место в предупреждении участия несовершеннолетнего в преступной деятельности должно отдаваться педагогам-учителям. Педагогическому коллективу школ, планируя воспитательную работу с подростками, относящимися к группе риска, необходимо учитывать психологические особенности юношей и девушек; различия в значимости образования для них; особенности овладении учебным материалом и т.д. Большинство учителей не делают различия при организации работы с мальчиками и девочками, что связано не с их нежеланием, а с недостатками в подготовке кадров педагогов в высших учебных заведениях. В связи с этим неоднократно высказывалось мнение о необходимости: во-первых, развивать такие отрасли педагогической науки, как половая и криминальная педагогика; во-вторых, ввести в учебный план во всех высших учебных заведениях по подготовке педагогов, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования курс «Психология и педагогика подростков с девиантным поведением», в рамках которого освещать особенности педагогической работы с «трудными» подростками в зависимости от их половой принадлежности, а также курс, предполагающий изучение психологических и педагогических аспектов работы с подростками разного пола.

Особую роль в предупреждении преступности несовершеннолетиях должно сыграть их нравственное и половое воспитание. Отсутствие в школе системы полового воспитания, комплексного подхода к ее решению, неподготовленность значительной части родителей и педагогов к решению проблем полового воспитания значительно усугубляют трудности удержания подростка в сфере целесообразного педагогического влияния. Учитывая определенное место семьи в формировании личности несовершеннолетних, в задачу школьного полового воспитания должна быть обязательно включена психологическая и практическая подготовка подростков к семейной жизни, созданию семьи: мотивы вступления в брак, выбору супруга, ознакомление с функциями семьи, особенностями межличностных отношений к семье, основными сведениями о сексуальных взаимоотношениях между - супругами, формирование педагогических знаний, умений и навыков воспитания детей, правовое регулирование семейных отношений, формирование умений ведения домашнего хозяйства.

В целях совершенствования программного обеспечения предупреждения преступлений против несовершеннолетних необходимо, предусмотреть программу борьбы с преступностью, раздел, направленный на противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершении преступления. Такие программы должны учитывать статистику выявленных исследователями изменений в способах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Эксперты считают, что необходимо: проводить последовательную специализацию отдельных сотрудников, сочетаемую с профильным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; усилить в учебных заведениях криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов; создать необходимые организационные и финансовые условия для привлечения к решению разнообразных и сложных задач предупреждения преступлений против несовершеннолетних различных экспертов из числа специалистов в области социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний.

Из перечисленного можно сделать следующие выводы: основными направлениями предупреждения вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.006 с.)