Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников



Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Камышлов, 2017

 

 

Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Руководитель: И.Ю. Устьянцева, преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

Рецензент: Т.Р. Забидуллина, Е.А. Белова, И.В. Котова.

 

Сборник включает в себя диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Методики, отобранные с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяющие оценить особенности индивидуального познавательного развития дошкольников.

Сборник адресован воспитателям детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, студентам обучающихся на педагогических специальностях.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017


Содержание

Пояснительная записка. 5

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе 8

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)       3-7 лет 8

Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева,           Ю. А. Афонькина) 3-7 лет 9

Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 11

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 12

  Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми 14

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) 2-4 года. 32

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс)                           2-7 лет 14

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова) с 3 лет 20

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) 3-7 лет……………...…………….………………...17

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) 4-7 лет …………………….....28

«Капитан корабля» (П. Экблад) 4-7 лет…………………...…………...29

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5-7 лет …………………….….30

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) 5-7 лет………………23

Методика «Маска» (А.М. Щетинина) с 5 лет. 16

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) с 5 лет…………………………………………………………...22

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет. 26

Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 38

Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) 2- 7 лет. 38

«Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян)      5-7 лет……………………………..………………………………………………39

Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) 5-7 лет…………41

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.. 39

Раздел 4 Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта 42

Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина) 4-7 лет. 42

Методика «Картинки» (Р. Жиль) 4-7 лет...............................................49

Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей». (А.М. Щетинина) 6-7 лет 46

Раздел 5 Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослых 52

Экспериментальная игра «Секрет» (Т.А. Репиной) 5-6 лет. 66

Тест «Рисунок семьи» (В.И. Хьюлс, М. Резников) 5-7 лет. 52

Методика особенностей межличностных отношений ребенка               (Р. Жиль) 6 лет 54

Список литературы..................................................................................68

Приложение

 

 

Пояснительная записка

В связи с введением Федерального образовательного стандарта дошкольного образования изменился подход в отслеживании результатов индивидуальных особенностей дошкольников в деятельности дошкольных образовательных организаций.

На сегодняшний день, чтобы выявить педагогу индивидуальные особенности дошкольников ему нужно вести наблюдение за детьми, по результатам наблюдения провести необходимые диагностики и выстроить индивидуальный образовательный маршрут, в результате чего выстраивается образовательная деятельность. Для того чтобы воспитателю узнать уровень развития индивидуальных особенностей дошкольников ему необходимо воспользоваться педагогическими диагностиками.

В нашем случае речь пойдет о диагностировании социально-коммуникативного развития, его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Цель сборника – отбор и систематизация диагностических методик изучения социально-коммуникативного развития дошкольников.

Настоящий сборник представляет собой результат систематизации 25 методики, имеющих в кратком разделе небольшую аннотацию, направленную на диагностику социально-коммуникативного развития дошкольников.  

Представленные методики помогут выявить уровень сформированности индивидуальных особенностей социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста по Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. 

Содержание сборника включает 5 разделов.

Раздел 1. Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе, направленные на осведомленность о нормах и ценностях принятых в обществе.

Раздел 2. Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, направленный на изучение коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Раздел 3. Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, направленный на изучение самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции.

Раздел 4. Диагностические методики изучения социального и эмоционального интеллекта, на изучение отзывчивости, сопереживания.

Раздел 5. Диагностические методики изучения отношения к своей семье и к сообществу детей и взрослы, направленный на изучение отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В представленных диагностических методиках представлены: цель, ход проведения, диагностические показатели, возрастной диапазон, форма и условия проведения, рекомендации по обработке интерпретации материалов.

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям дошкольных образовательных организаций при организации выявления индивидуальных особенностей дошкольников социально-коммуникативного развития, отслеживающим уровень развития детей в данной области, для выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка, а также студентам, используя данный материал в качестве пособия, чьи дипломные работы и проекты предполагают реализацию данных методик для установления динамики уровня развития социально-коммуникативной сферы.

Создание подобного сборника может иметь практическую значимость, а именно уже разработанный и структурированный сборник может стать полезным в деятельности, предполагающей определение индивидуальных особенностей познавательного развития детей дошкольного возраста.

Полученные в результате проведения методик данные, могут быть использованы в целях построения индивидуального маршрута ребенка, а также могут учитываться при планировании учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Методики, включенные в сборник диагностических методик, предполагают подготовку к проведению любой из предложенных методик, так как необходим дополнительный стимульный материал.

 

 

Сборник диагностических методик по изучению социально-коммуникативного развития дошкольников

Камышлов, 2017

 

 

Сборник диагностик, направленных на выявление уровня сформированности социально-коммуникативного развития / сост. М.В. Суровицкая. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.

Руководитель: И.Ю. Устьянцева, преподаватель психолого-педагогических дисциплин.

Рецензент: Т.Р. Забидуллина, Е.А. Белова, И.В. Котова.

 

Сборник включает в себя диагностические методики по изучению социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Методики, отобранные с учетом требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования позволяющие оценить особенности индивидуального познавательного развития дошкольников.

Сборник адресован воспитателям детей дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций, студентам обучающихся на педагогических специальностях.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017


Содержание

Пояснительная записка. 5

Раздел 1 Диагностические методики изучения осведомленности о нормах и ценностях принятых в обществе 8

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)       3-7 лет 8

Методика «Изучение осознания нравственных норм» (Г.А. Урунтаева,           Ю. А. Афонькина) 3-7 лет 9

Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 11

Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина) 4-7 лет. 12

  Раздел 2 Диагностические методики изучения общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми 14

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова) 2-4 года. 32

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс)                           2-7 лет 14

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова) с 3 лет 20

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина) 3-7 лет……………...…………….………………...17

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад) 4-7 лет …………………….....28

«Капитан корабля» (П. Экблад) 4-7 лет…………………...…………...29

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер) 5-7 лет …………………….….30

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко) 5-7 лет………………23

Методика «Маска» (А.М. Щетинина) с 5 лет. 16

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина) с 5 лет…………………………………………………………...22

Методика «Выбор в действии» (Я.Л. Коломенский) с 6 лет. 26

Раздел 3 Диагностические методики изучения самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 38

Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина) 2- 7 лет. 38

«Особенности проявления воли дошкольников» (Р. М. Геворкян)      5-7 лет……………………………..………………………………………………39

Тест на развитость самоконтроля (А.М. Щетинина) 5-7 лет…………41

Изучение произвольности и контроля у детей (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева) 6-7 лет.. 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 3948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.026 с.)