Институт административной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт административной ответственности



1. Административная ответственность как вид юридической ответственности. Ее характерные черты и особенности. Законодательное регулирование административной ответственности. Принципы административной ответственности.

2. Понятийный аппарат административной ответственности, его достоинства и недостатки.

3. Административное правонарушение как основание административной ответственности. Понятие и признаки административного правонарушения. Состав административного правонарушения. Формальные и материальные составы административных правонарушений.

Соотношение административных правонарушений и преступлений.

3. Понятие административного наказания. Административные наказания, установленные КоАП РФ. Административные наказания, которые могут устанавливаться законами субъектов РФ. Административные наказания, применяемые в отношении физических и юридических лиц; назначаемые в судебном и во внесудебном порядке; имущественного и неимущественного характера. Основные и дополнительные наказания. Принципы и порядок назначения административного наказания.

Система административных наказаний. Проблемы их применения судьями и иными субъектами административной юрисдикции.

 4. Основные тенденции развития законодательства об административных правонарушениях.

5. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи, принципы и правовое регулирование. Виды производств по делам об административных правонарушениях.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

Проблемы регулирования производства по делам об административных правонарушениях. Пути оптимизации административной юрисдикции.

5. Регламент проведения междисциплинарного государственного экзамена

Междисциплинарный государственный экзамен проводится по утвержденной РГУП программе, содержащей перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, и рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену, в том числе перечень рекомендуемой литературы.

Перед государственным экзаменом проводится консультация обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена (предэкзаменационная консультация).

Обучающимся обеспечиваются условия для ознакомления с информацией о формах проведения государственных экзаменов и программами государственных экзаменов не позднее чем за 30 календарных дней до начала государственной итоговой аттестации.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по образовательной программе.

Государственный экзамен проводится на заседании соответствующих ГЭК с участием не менее двух третей состава комиссии в устной форме по экзаменационному билету, включающему три вопроса. Билеты составляются и утверждаются на заседании кафедры конституционного права имени Н.В.Витрука и кафедры административного права РГУП в соответствии с программами дисциплин учебного плана, вынесенных на государственную итоговую аттестацию, и рекомендациями Методического совета.

Студенты являются на экзамен без опозданий, строго по группам, списки которых устанавливаются заранее. При сдаче государственного экзамена допускается присутствие в аудитории не более пяти студентов.

Каждый студент самостоятельно выбирает экзаменационный билет один раз посредством произвольного извлечения. Номер билета фиксируется секретарем ГЭК в соответствующем протоколе.

На подготовку к ответу на государственном экзамене выделяется время до 40 минут. Продолжительность устного ответа студента на государственном экзамене не должна превышать 0,5 часа.

При подготовке к экзамену студент вправе пользоваться программой государственного экзамена, которую получает у секретаря комиссии. Кроме того, секретарь выдает студентам листы бумаги размером А-4, на которых имеется штамп факультета и подпись декана факультета.

После ответа листы с записями студента и его подписью сдаются секретарю комиссии.

При подготовке студент имеет право пользоваться настоящей рабочей программой государственного экзамена, а также с разрешения ГЭК справочной литературой. Студенты, использующие при подготовке к ответу иные информационные материалы, в том числе посредством электронных устройств, с государственного экзамена удаляются.

В качестве критериев оценки ответа студентов выделяются:

- полнота раскрытия вопросов экзаменационного билета;

- логичность и последовательность изложения материала;

- аргументированность ответа студента;

- способность анализировать и сравнивать различные подходы решения поставленной проблемы;

- готовность студента отвечать на дополнительные вопросы по существу экзаменационного билета.

По окончании ответа студента председатель и члены ГЭК могут задавать дополнительные вопросы (как правило, не более трех). Секретарь ГЭК заносит в протокол вопросы билета, дополнительные вопросы членов комиссии, а также общую характеристику ответа студента на все вопросы.

По окончании ответов студентов академической группы объявляется совещание ГЭК, на котором присутствуют только ее члены. На совещании обсуждаются ответы каждого студента на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы. По итогам обсуждения каждому студенту в протокол ГЭК проставляется соответствующая оценка.

Результаты каждого аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в день проведения аттестационного испытания после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.

Студент, получивший неудовлетворительную оценку по государственному экзамену, может сдавать последующие государственные экзамены, но не допускается к защите выпускной квалификационной работы.

Обучающемуся, не прошедшему государственное аттестационное испытание по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, подтвержденных документально) устанавливается дополнительный срок прохождения государственного аттестационного испытания в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации. При наличии возможности обучающемуся с его согласия может быть установлен дополнительный срок прохождения государственного аттестационного испытания в период проведения государственной итоговой аттестации. Дополнительный срок может быть установлен для прохождения как одного, так и нескольких государственных аттестационных испытаний.

Обучающийся, не прошедший государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче последующих государственных аттестационных испытаний (при их наличии).

Пересдача положительных оценок, полученных в ходе государственной итоговой аттестации (государственные экзамены, выпускная квалификационная работа), не допускается. Апелляции на решение ГЭК не принимаются.

6. Учебно-методическое обеспечение подготовки студентов к междисциплинарному государственному экзамену и его сдаче

6.1. Вопросы для подготовки к междисциплинарному государственному экзамену

Вопросы по дисциплине

«Актуальные проблемы конституционного права»

1. Понятие конституционного права как ведущей отрасли российского права. Конституционное право России об основах и принципах других отраслей национального права.

2. Понятие, методология и история развития науки конституционного (государственного) права в России. Проблемы переходного периода реформирования в России государственно-правовых институтов на основе демократических принципов их организации и деятельности.

3. Понятие, сущность, структура, принципы и юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г., её значение для дальнейшей демократизации российского общества.

4. Понятие, виды и иерархия источников публичных отраслей российского права, их зависимость от национальной правовой системы. Проблемы признания в Российской Федерации судебных решений в качестве источника права.

5. Основные концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». Отражение концепции либеральной демократии в Конституции РФ 1993 г.

6. Понятие и содержание основ конституционного строя Российской Федерации. Проблемы соотношения юридических категорий «демократии» и «народовластие».

7. Система народовластия в Российской Федерации: понятие основные элементы. Понятие и соотношение в Российской Федерации публично-правовых институтов непосредственной и представительной демократии.

8. Государство - основная форма реализации полновластия народа. Основные конституционные характеристики России как демократического, правового, социального и светского государства.

9. Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления. Проблемы обеспечения сбалансированности полномочий органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с классическими представлениями о полупрезидентской республике.

10. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, референдумный процесс, вопросы, запреты, юридическая сила принятого решения. Проблемы формирования в России эффективных референдумно-правовых механизмов высшего непосредственного выражения власти народа.

11. Институты непосредственной демократии позволяющие выявить об общественное мнение и активизировать проявление инициатив граждан (опросы, публичные слушания, гражданская законодательная и народная правотворческая инициативы, петиции, обращения в органы публичной власти).

12. Понятие и виды публичных мероприятий в Российской Федерации (митинги, шествия, демонстрации и пикетирования). Проблемы правовой регламентации и порядка реализации.

13. Проблемы совершенствования правового статуса политических партий в соответствии с конституционным принципом идеологического и политического многообразия.

14. Конституционные основы деятельности общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации: понятие, виды, основные правовые характеристики.

15. Понятие и содержание экономических и социальных основ конституционного строя Российской Федерации.

16. Избирательное право как конституционно-правовой институт: понятие и принципы. Роль и значение выборов в механизме народовластия. Избирательные процедуры в России.

17. Избирательные системы в России (мажоритарная и пропорциональная). Проблема выбора наиболее эффективной для России избирательной системы.

18. Понятие и принципы конституционного статуса человека и гражданина Российской Федерации. Проблема реализации на практике новых для нашего Отечества государственно-правовых механизмов взаимоотношений государства и личности.

19. Проблемы обеспечения соразмерности (пропорциональности) устанавливаемых в законах и других нормативных правовых актах ограничений конституционных прав или свобод положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации.

20. Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах. Проблема признания решений Европейского суда по правам человека в качестве источника российского права.

21. Гражданство России: понятие, сущность, принципы, основания и порядок приобретения и прекращения.

22. Содержание личных прав и свобод: понятие и гарантии реализации, основания ограничения (право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести).

23. Содержание социально-экономических прав и свобод: понятие и гарантии реализации, основания ограничения (право на предпринимательскую деятельность, право на частную собственность, право на землю, право на свободный труд, право на отдых, защита семьи, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья, право на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода творчества.

24. Содержание политических прав и свобод: понятие и гарантии реализации, основания ограничения и политических прав и свобод (свобода мысли и слова, свобода информации, право на создание общественных объединений, свобода собраний, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления).

25. Принцип разделения властей - основа построения и функционирования системы государственных органов в России. Проблемы обеспечения сбалансированности полномочий.

26. Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового положения органа публичной власти в России.

27. Основы и особенности правового положения Президента Российской Федерации: функции, полномочия, порядок избрания, основания прекращения полномочий, основные формы организации и деятельности. Зависимость правого статуса главы Российского государства от принятой в стране формы правления.

28. Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска.

29. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии, проблемы совершенствования правового регулирования.

30. Понятие и особенности правового статуса депутата. Характеристика депутатских мандатов: императивный, свободный. Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации.

31. Система федеральных органов исполнительной власти и ее конституционно-правовые основы. Проблемы обеспечения её соответствия реализуемым функциям.

32. Проблемы формирования правового положения Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации.

33. Конституционные принципы и особенности российского федерализма.

34. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации. Проблемы его соотношения с народным и другими видами суверенитета. Государственные символы России.

35. Республика в составе России – правовое, демократическое, унитарное государство.

36. Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования.

37. Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

38. Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

39. Основы правового положения Конституционного суда России как органа конституционного контроля.

40. Конституционные основы местного самоуправления.

Вопросы по дисциплине «Актуальные проблемы муниципального

Права»

1. Понятие муниципального права Российской Федерации как комплексной отрасли национального права. Запреты и ограничения в муниципальном праве.

2. Публично-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, объекты и основания возникновения.

3. Муниципальные правовые акты в системе источников российского права: понятие, система, иерархия. Особенности муниципального нормотворчества.

4. Конституционно-правовые гарантии осуществления местного самоуправления. Проблемы взаимодействия органов публичной власти при решении вопросов местного значения.

5. Гарантии судебной защиты нарушенных прав органов местного самоуправления и жителей муниципального образования. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в защите интересов местного самоуправления.

6. Понятие местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации и самостоятельного элемента политической системы общества в Российской Федерации, формы народовластия

7. Теории и системы местного самоуправления в зарубежных странах, степень их отражения в федеральном законодательстве о местном самоуправлении.

8. Территории и уровни местного самоуправления. Городские и сельские поселения, сельские районы, городские округа: понятия и основные требования.

9. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях (закрытые административно-территориальные образования, приграничные территории, города федерального значения, наукограды и др.)

10. Понятие делегированных полномочий. Проблемы правовой регламентации порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

11. Система местного самоуправления: понятие, элементы, проблемы правовой регламентации.

12. Структура, особенности правового положения, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления.

13. Представительные органы местного самоуправления: вопросы исключительного ведения, порядок формирования, полномочия, организация работы.

14. Особенности правового положения главы муниципального образования и главы администрации муниципального образования. Способы замещения должности и основания досрочного прекращения полномочий.

15.  Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа и должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования: понятие, порядок организации и проведения.

16. Муниципально-правовые институты непосредственной демократии, позволяющие выявить общественное мнение (сход, правотворческая инициатива, публичные слушания, собрания, конференции, опрос граждан). Проблемы правовой регламентации и порядка реализации.

17. Понятие территориального общественного самоуправления как самостоятельной формы системы местного самоуправления: понятие, элементы, основные принципы его организации и деятельности.

18. Экономические и финансовые основы самостоятельности местного самоуправления.

19. Понятие и состав муниципальной собственности. Особенности формирования муниципального имущества и проблемы его использования для решения вопросов местного значения.

20. Понятие, состав, порядок формирования, утверждения и исполнения местных бюджетов.

Вопросы по дисциплине

«Актуальные проблемы административного права»

 

1. Реализация конституционных прав граждан в административном законодательстве.

2. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и в органы местного самоуправления.

3. Система органов исполнительной власти Российской Федерации.

4. Административно-правовое регулирование статуса органов исполнительной власти. Проблемы законодательного регулирования.

5. Федеральные и региональные органы исполнительной власти как субъекты административно-правовых отношений.

6. Административная реформа и ее административно-правовое регулирование.

7. Государственная служба как институт административного права.

8. Правовое регулирование видов государственной службы.

9. Правовое регулирование ограничений и запретов, связанных с государственной службой

10. Обязанности и права государственных служащих.

11. Правовое регулирование статуса военнослужащих и служащих правоохранительной службы.

12. Ответственность государственных служащих.

13. Прохождение государственной гражданской службы.

14. Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти. Особенности контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Прокурорский надзор. Судебный контроль. Президентский контроль.

15. Общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти как одна из форм взаимодействия государства и институтов гражданского общества.

16. Административный процесс: понятие, виды, принципы, субъекты.

17. Правовое регулирование административных процедур в деятельности органов исполнительной власти.

18. Разрешительные производства. Особенности лицензионного производства.

19. Основные тенденции развития законодательства об административной ответственности.

20. Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав.

21. Физические и юридические лица как субъекты административной ответственности.

22. Административные наказания: понятие, виды, правила назначения.

23. Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях.

24. Статус лиц, участвующих в производстве по делам об административных правонарушениях.

25. Меры обеспечения в производстве по делам об административных правонарушениях.

26. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

27. Административное судопроизводство, особенности законодательного регулирования, проблемы кодификации.

28. Особенности рассмотрения дел по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

29. Оспаривание нормативных правовых актов в судах общей юрисдикции.

30. Оспаривание решений, действий и бездействия органов публичной власти и их должностных лиц в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

6.2 Критерии оценки знаний выпускника на междисциплинарном государственном экзамене.

Таблица 2

Требования к знаниям выпускника * Оценка или зачет
Если экзаменуемый: - демонстрирует глубокие знания в рамках вопросов поставленных в билете, быстро и качественно отвечает на дополнительные вопросы; - свободно владеет знаниями в области организации, развития, функционирования и сущности важнейших публично-правовых институтов; - умеет анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии и современном состоянии; обучаемый умеет увязать свои знания с практической деятельностью юриста; - демонстрирует знания авторов и их трудов по публично-правовой проблематике; - излагает учебный материал юридически грамотным языком, в полном объеме владеет категориями и понятиями науки государствоведения. Отлично
Если экзаменуемый: - демонстрирует знания в рамках вопросов поставленных в билете, правильно отвечает на дополнительные вопросы; - владеет знаниями в области развития, функционирования и сущности важнейших публично-правовых институтов; - умеет анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии и современном состоянии и допускает отдельные неточности; - умеет увязать свои знания с практической деятельностью юриста и называет с неточностями авторов и их труды по публично-правовой проблематике; - излагает учебный материал юридически грамотным языком, в целом владеет категориями и понятиями науки государствоведения; - при ответах на вопросы использована основная литература, а дополнительная рекомендованная литература использована в недостаточном объеме. Хорошо
Если экзаменуемый: - демонстрирует общее знание и понимание основных вопросов контролируемого объема программного материала, правильные и конкретные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах экзаменатора; - демонстрирует слабые знания в рамках вопросов поставленных в билете, с трудом отвечает на дополнительные вопросы; - не в полном объеме владеет знаниями в области развития, функционирования и сущности публично-правовых институтов; - слабо умеет анализировать государственные и правовые явления в их историческом развитии и современном состоянии; - слабо умеет увязать свои знания с практической деятельностью юриста; - с трудом называет авторов и их труды по публично-правовой проблематике; - излагает учебный материал не вполне юридически грамотным языком, не в полном объеме владеет категориями и понятиями науки государствоведения. - при ответах на вопросы основная рекомендованная литература использована недостаточно. удовлетворительно
Если экзаменуемый: - не знает основных положений вопросов рассматриваемого билета; - даёт неправильный ответ на один из вопросов экзаменационного билета и - неуверенные и неточные ответы на дополнительные вопросы; - допускает грубые ошибки в ответе и непонимание сущности излагаемых вопросов; - не владеет знаниями в области развития и сущности публично-правовых институтов; - не знаком с основными источниками конституционного, административного и муниципального права; - не знает определения и основные категории конституционного, административного и муниципального права как отрасли права, науки и учебной дисциплины; неудовлетворительно

Итоговая оценка, по общему правилу, выводится на основании полученных оценок за каждый ответ на вопрос экзаменационного билета, а также, в случае постановки дополнительных вопросов, исходя из уровня знаний студента.

6.3. Методические рекомендации по подготовке и сдаче междисциплинарного государственного экзамена.

Междисциплинарный государственный экзамен это завершающий этап подготовки магистра, механизм выявления и оценки результатов учебного процесса и установления соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» и магистерской программе: “Юрист в сфере государственной и муниципальной власти”.

Подготовка к экзамену способствует закреплению, углублению и обобщению знаний, получаемых, в процессе обучения, а также применению их к решению практических задач. Готовясь к государственному экзамену, студент ликвидирует имеющиеся пробелы в знаниях, углубляет, систематизирует и упорядочивает свои знания. На государственном экзамене студент демонстрирует то, что он приобрел в процессе обучения по магистерской программе.

В период подготовки к государственному экзамену студенты вновь обращаются к учебно-методическому материалу и закрепляют знания. Подготовка студента к государственному экзамену включает в себя три этапа: самостоятельная работа в течение всего периода обучения; непосредственная подготовка в дни, предшествующие государственному экзамену по темам разделам и темам учебных дисциплин, выносимым на государственную аттестацию.

При подготовке к государственному экзамену студентам целесообразно использовать материалы лекций, учебно-методические комплексы, рекомендованные правовые акты, основную и дополнительную литературу.

Особо следует обратить внимание на умение использовать рабочую программу междисциплинарного государственного экзамена. Она включает в себя разделы, темы, которые охватывают наиболее актуальные проблемы государствоведения в рамках тематики представленных в различных учебных циклах магистерской программы и взаимосвязанных между собой таких учебных дисциплин публично-правового блока магистерской программы как «Актуальные проблемы конституционного права», «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы муниципального права», предмета, в рамках которых и формируются вопросы для государственного экзамена. Поэтому студент, заранее изучив содержание государственного экзамена, сможет лучше сориентироваться в вопросах, стоящих в его билете.

Формулировка вопросов экзаменационного билета совпадает с формулировкой перечня рекомендованных для подготовки вопросов государственного экзамена, доведенного до сведения студентов накануне экзаменационной сессии.

Как показывает практика приема государственных экзаменов те студенты, которые игнорируют программу при подготовке к экзамену, не умеют ею пользоваться во время подготовки ответа на билет, показывают слабые знания. Некоторая учебная информация в ней изложена так, что дает «условно-гарантированное» запоминание. Речь идет о той информации, которая содержится в разделе программы государственного экзамена, посвященном описаниюсодержания разделов (тематики) учебных дисциплин из различных учебных циклов, выносимых на междисциплинарный государственный экзамен(например, в ней зачастую перечисляются признаки отдельных наиболее сложных понятий, показывается их структура, приводятся виды, формы и т. п.). Учитывая, что программа курса государственного экзамена обязательно должна лежать на столе экзаменующегося, ему необходимо научиться максимально использовать сведения, содержащиеся в ней. Она обеспечивает студенту информационный минимум.

Как соотносить конспект лекций и учебники при подготовке к экзамену? Было бы ошибкой главный упор делать на конспект лекций, не обращаясь к учебникам и, наоборот недооценивать записи лекций. Рекомендации здесь таковы. При проработке той или иной темы курса сначала следует уделить внимание конспектам лекций, а уж затем учебникам, законам и другой печатной продукции. Дело в том, что "живые" лекции обладают рядом преимуществ: они более оперативно иллюстрируют состояние научной проработки того или иного теоретического вопроса, дают ответ с учетом новых теоретических разработок либо принятых новых законов, либо изменившего законодательства, т.е. отражают самую "свежую" научную и нормативную информацию. Для написания же и опубликования печатной продукции нужно время. Отсюда изложение некоторого учебного материала (особенно в эпоху перемен) быстро устаревает. К тому же объем печатной продукции практически всегда ограничен.

Традиционно студенты всегда задают вопрос, каким пользоваться учебником при подготовке к экзамену? Однозначно ответить на данный вопрос нельзя. Дело в том, что не бывает идеальных учебников, они пишутся представителями различных школ, научных направлений, по-разному интерпретируются теоретические и философские проблемы государства и права и т. п., и поэтому в каждом из них есть свои достоинства и недостатки, чему-то отдается предпочтение, что-то недооценивается либо вообще не раскрывается. Отсюда, для сравнения учебной информации и полноты картины необходим конспект лекций, а также в обязательном порядке использовать как минимум два учебных источника.

Надо ли делать письменные пометки, прорабатывая тот или иной вопрос? Однозначного ответа нет. Однако, для того, чтобы быть уверенным на экзамене, необходимо при подготовке тезисно записать ответы на наиболее трудные, с точки зрения студента, вопросы. Запись включает дополнительные (моторные) ресурсы памяти.

Представляется крайне важным посещение студентами проводимой перед междисциплинарным государственным экзаменом консультации. Здесь есть возможность задать вопросы преподавателю по тем разделам и темам, которые недостаточно или противоречиво освещены в учебной, научной литературе или вызывают затруднение в восприятии. Практика показывает, что подобного рода консультации весьма эффективны, в том числе и с психологической точки зрения.

Важно, чтобы студент грамотно распределил время, отведенное для подготовки к Итоговому экзамену. В этой связи целесообразно составить календарный план подготовки к экзамену, в котором в определенной последовательности отражается изучение или повторение всех экзаменационных вопросов. Подготовку к экзамену студент должен вести ритмично и систематично.

Зачастую студенты выбирают "штурмовой метод", когда подготовка ведется хаотично, материал прорабатывается бессистемно. Такая подготовка не может выработать прочную систему знаний. Поэтому знания, приобретенные с помощью подобного метода, в лучшем случае закрепляются на уровне представления.

Нередко на консультациях задают студенты вопрос, нужно ли заучивать учебный материал? Ответ зависит от того, что именно заучивать. Представляется, что при ответах необходимо быть предельно точным в определении понятий, так как в них фиксируются признаки, показывающие их сущность и позволяющие отличать данное понятие от других.

Экзамен проводится в форме устного ответа на вопросы экзаменационного билета. Настоятельно рекомендуется, чтобы поведение студента на экзамене было дисциплинированным.

За отведенное для подготовки время студент должен сформулировать четкий ответ по каждому вопросу билета. Во время подготовки рекомендуется не записывать на лист ответа все содержание ответа, а составить развернутый план, которому необходимо следовать во время сдачи экзамена.

Отвечая на экзаменационные вопросы, необходимо придерживаться определенного плана ответа, который не позволит студенту уйти в сторону от содержания поставленных вопросов. При ответе на экзамене допускается многообразие мнений. Это означает, что студент вправе выбирать любую точку зрения по дискуссионной проблеме, но с условием достаточной аргументации своей позиции. Приветствуется, если студент не читает с листа, а свободно излагает материал, ориентируясь на заранее составленный план.

К выступлению выпускника на междисциплинарном государственном экзамене предъявляются следующие требования:

- ответ должен строго соответствовать объему вопросов билета;

- ответ должен полностью исчерпывать содержание вопросов билета;

- ответ должен соответствовать определенному плану, который рекомендуется огласить в начале выступления;

- выступление на Итоговом экзамене должно соответствовать нормам и правилам публичной речи, быть четким, обоснованным, логичным.

Студент должен быть готов и к дополнительным (уточняющим) воп- росам, которые могут задать члены государственной экзаменационной комиссии.

Таким образом, в ответе студент должен показать знание норматив- ных правовых актов, регулирующих данные отношения; правовых норм, подлежащих применению к данным обстоятельствам; практики применения указанных норм; продемонстрировать умение толковать и применять указанные правовые нормы.

В процессе экзаменационного ответа преподавателем оценивается не только знание того или иного вопроса, но и ряд других, не лежащих на поверхности факторов к числу которых, в первую очередь, относится правовая культура, профессиональное правосознание, культура речи студента. Поэтому в процессе заучивания определений, конкретных понятий студент незримо "наращивает" свое профессиональное правосознание, формирует правовую культуру.

Во время ответа на поставленные вопросы надо быть готовым к дополнительным или уточняющим вопросам. Дополнительные вопросы задаются членами государственной комиссии в рамках билета и связаны, как правило, с неполным ответом. Уточняющие вопросы задаются, чтобы либо конкретизировать мысли студента, либо чтобы студент подкрепил те или иные теоретические положения практикой государственного строительства, либо привлек знания смежных учебных дисциплин. Полный ответ на уточняющие вопросы лишь усиливает эффект общего ответа студента.

Итоговая оценка знаний предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степень усвоения и систематизации основных теоретических положений, понятий и категорий. Оценивается так же культура речи, грамотное комментирование, приведение примеров, умение связывать теорию с практикой, творчески применять знания к неординарным ситуациям, излагать материал доказательно, подкреплять теоретические положения знанием нормативных актов, полемизировать там, где это необходимо.

6.4. Список рекомендуемых основной, дополнительной литературы, ресурсов сети Интернет, электронных образовательных ресурсов.

6.4.1. Нормативные правовые акты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.073 с.)