Лекция 3. Способы подачи переговорной позиции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Способы подачи переговорной позиции



Уточним понятия «интересы сторон» и «позиции сторон». Интересы участников переговоров всегда связаны с желанием что-либо получить (купить, присоединить, отвоевать) или передать (продать, перевести, реализовать иным путем) с наибольшей для себя выгодой и с сохранением репутации своей фирмы. Позиция каждой из сторон может при этом основываться как на фактических материалах, так и на сиюминутных преимуществах или искусственно выведенных приоритетах.

К серьезным просчетам, которые допускают партнеры, избегая взаимовыгодных вариантов решения и настаивая только на своих решениях, относятся преждевременные суждения о позиции другой стороны; поиск единственного ответа; убеждение в невозможности справедливого «деления пирогами», мнение, что «решение их проблем – их проблема».

Проще всего согласовать различия в интересах сторон, убеждениях, во временных ценностях, в прогнозах и нежелании рисковать. Так, интересы партнеров могут быть альтернативными, например:

 

Одну сторону больше привлекает Другую сторону больше привлекает
Ø Форма Ø Экономические соображения Ø Соображения внутреннего характера Ø Символические соображения Ø Ближайшее будущее Ø Сиюминутные результаты Ø Материальные вещи Ø Прогресс Ø Престиж, репутация Ø Политические моменты Ø Содержание Ø Политические соображения Ø Соображения внешнего характера Ø Практические соображения Ø Отдаленное будущее Ø Отношения Ø Идеология Ø Уважение к традиции Ø Результаты Ø Благосостояние организации

 

Типичный пример «жесткой» позиции приводится в книге Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или переговоры без поражения».

Предприятие в связи с реорганизацией распродает часть компьютеров, из которых 20% составляют довольно старые модели. Оно крайне заинтересовано в скорейшем заключении сделки, так как для новых бизнес-акций нужны деньги. По оценкам специалистов предприятия, данная партия компьютеров могла бы стоить 500 – 550 тыс. долл. США. Как же в этом случае могут происходить переговоры между продавцом и покупателем

Покупатель: Сколько вы хотите получить за всю партию?

Продавец: Я думаю, мы могли бы продать всю партию за 850 тысяч.

Покупатель: Да что вы! У вас одни старые модели!

Продавец: Они составляют только несколько процентов!

Покупатель: Ну, хорошо, я вам предлагаю 200 тысяч.

Продавец: Что? Всего 200 тысяч? Несерьезно.

Покупатель: А как вы думаете?

Продавец: Ну, мы могли быдовести цену до 750 тысяч...

Покупатель: Это абсурдная цифра!

Продавец: Хорошо, 700, и вы расплачиваетесь наличными.

Покупатель: 300 тысяч, не больше.

Продавец: 680, это наше последнее предложение.

В этом торге практически невозможно прийти к компромиссному решению. Партнеры не думают о том, что позднее опять могут оказаться за одним столом переговоров. Здесь идет борьба принципов, позиций, но не интересов, которые состоят в том, чтобы «купить – продать».

Другой путь – путь совместного анализа проблемы и ее решения к обоюдной выгоде.

Продавец: Мы можем предложить вам партию компьютеров. 80% в ней составляют новые модели и 20% – старые. Наша ориентировочная цена – 550 тысяч долларов, однако мы могли бы ее снизить с учетом оплаты наличными в короткие сроки.

Покупатель: Мы заинтересованы в этой покупке. Готовы рассмотреть ваше предложение об оплате наличными в короткие сроки, В этом случае цена за партию может быть в районе 500 тысяч

Продавец: Хорошо! Обсудим детали, и более конкретно – вопрос о цене.

Процесс ведения переговоров предполагает использование определенных способов подачи позиции. Существует несколько подходов (методов) к ведению переговоров; среди них выделяют, как правило, три основных: «жесткий», «мягкий» и принципиальный.

1. «Жесткий подход» (позиционный торг) изначально предопределяет излишне твердую позицию участника, изменить которую он готов лишь в самом крайней случае. Цель торга – реализовать позицию своей стороны наиболее полно при минимальных уступках партнеру. Как показывает практика, такой подход редко бывает эффективен. Он создает благоприятную почву для разного рода уловок, задерживающих принятие решения. Распри по поводу занимаемых позиций ведут к напряженности в отношениях сторон, а иногда и к разрыву. Переход от позиционного торга к дружелюбному, «мягкому» ведению переговоров тоже не всегда является выходом из положения.

2. «Мягкий подход» возможен тогда когда партнеры ведут себя «по-джентльменски», когда обсуждение происходит дружелюбно, без споров и конфликтов. Но этот подход не означает «сдачу позиций», бесконечные уступки в ущерб себе. Речь идет лишь о манере, форме, системе действий по достижению предметной цели.

3. Принципиальные переговоры, или переговоры «по существу», предполагают объективную оценку каждой позиции и вынесение согласованного решения, направленного на максимальное удовлетворение интересов сторон во имя общего дела. Их эффективность достигается при условии реализации следующих положений:

Ø Разделите личностные мотивы и деловые интересы.

Ø Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях.

Ø Прежде чем решить, что делать, выделите круг возможностей.

Ø Настаивайте на том, чтобы результаты были соотнесены с объективными критериями и нормами.

 

Положения, конкретизирующие суть каждого из подходов к проведению переговоров, можно представить в виде таблицы.

 

Мягкий подход Жесткий подход Принципиальный подход
Участники-друзья Участники-противники Участники вместе решают проблему
Цель – соглашение Цель – победа Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно
Делать уступки для культивирования отношений Требовать уступок для продолжения отношений Отделить людей от проблемы
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблемы Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, стоять на жесткой позиции при решении проблемы
Доверять другим Не доверять другим Продолжать переговоры независимо от степени доверия
Легко менять свою позицию Твердо стоять на своей позиции Сконцентрироваться на интересах, а не на позициях
Делать предложения Угрожать Анализировать интересы
Обнаружить свою подспудную мысль Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли Избегать возникновения подспудной линии
Допускать односторонние потери ради достижения согласия Требовать односторонних дивидендов в качестве платы за соглашение Обдумывать взаимовыгодные варианты
Искать единственный ответ: тот, на который пойдут они Искать единственный ответ: тот, который примете вы Разработать многоплановые варианты выбора решать позже
Настаивать на соглашении Настаивать на своей позиции Настаивать на применении объективных критериев
Пытаться избежать состязания воли Пытаться выиграть в состязании воли Пытаться достичь результатов, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли
Поддаваться давлению Применять давление Размышлять и быть открытым для доводов других, уступать доводам, а не давлению

 

Приведенная таблица свидетельствует о продуктивности подхода (метода) принципиальных переговоров.

Пример. После ряда рекламаций на поставленное оборудование фирма-потребитель и фирма-изготовитель решили провести переговоры с целью обсуждения возможности дальнейшего сотрудничества.

В первую очередь были объективно рассмотрены все пункты рекламаций и выделены те, по которым было достигнуто предварительное согласие. Далее фирма-потребитель выдвинула ряд жестких требований, принятие которых позволит наладить сотрудничество: необходимость более тщательной отбраковки деталей поставленного оборудования, снижение цены на неукомплектованные блоки, покрытие расходов на транспорт, улучшение качества упаковки и т.д. Фирма-поставщик в свою очередь предложила ввести контроль качества поставляемой продукции с участием представителя фирмы-потребителя, уточнить сроки поставок, критерии качества продукции и ответственность сторон.

Действуя в манере, соответствующей более других сложившейся ситуации, нельзя забывать, что любой деловой диалог должны сопровождать следующие действия:

Ø Расположите к себе партнера (контакт, внимание, эмпатия, учет интересов, готовность выслушать и понять).

Ø Заинтересуйте партнера (представьте выгодные стороны, взаимные интересы, перспективы).

Ø Убедите партнера (логикой, аргументами, убежденностью, обоснованностью).

Ø Воздействуйте на партнера (активностью, искусством красноречия, мотивированностью).

Ø Завоюйте партнера (непоколебимостью доводов, достоверностью фактов, доверительностью тона обсуждения, достижением признания предлагаемых решений).

 

Возможные способы подачи позиции вытекают из логики соотношения интересов сторон. В процессе переговоров стороны редко воспринимают абсолютно точно объективную ситуацию. Ведя переговоры, каждый участник сознательно или бессознательно акцентирует внимание на тех проблемах, которые он считает первоочередными, и в то же время может умалчивать о других. Выдвигая свои предложения, аргументируя их, стороны соответствующим образом представляют свою позицию, стремясь при этом повлиять на партнеров, на их оценку возможных исходов переговоров. Ведя переговоры, участники могут указывать либо на то, что их объединяет, либо на то, что является различным. Кроме того, члены каждой делегации информируют своих партнеров по тем или иным вопросам собственной позиции, тем самым открывая ее, в то время как другая часть позиций по ряду соображений является закрытой.

Выделяются четыре основных способа подачи позиции, которые могут быть использованы участниками переговоров при их ведении:

Ø открытые позиции;

Ø закрытые позиции;

Ø подчеркивание общности в позициях;

Ø подчеркивание различий в позициях.

 

Использование способа подачи на конкретном этапе будет составлять тактический шаг.

В каждом выступлении участников переговоров может содержаться как один способ подачи позиции, так и все четыре. Соответственно и выступление может состоять из одного или нескольких тактических шагов. Подчеркивание общности и открытие позиции являются неким аналогом «мягкого», кооперативного поведения, а подчеркивание различий и закрытие позиций – аналогом жесткого, конкурентного типа ведения переговоров. Какую стратегию выбрать подсказывает логика ситуации. Как правило, используется пропорциональное соотношение использования позиций, универсального решения нет.

Обобщая структурные элементы непосредственно процесса ведения переговоров и способы подачи позиций, в качестве ориентира при ведении переговоров удобно использовать следующую таблицу:

Способы Этапы 1.Открытие позиции 2.Закрытие позиции 3.Подчеркивание общности 4.Подчеркивание различий
А.Уточнение позиций        
В.Обсуждение позиций        
С.Согласование позиций        

При этом в ходе переговоров полезно иметь в виду следующие вопросы:

Ø на каком этапе в данный момент находится процесс переговоров;

Ø достаточно ли адекватно своим задачам используются способы подачи позиции;

Ø есть ли резкое изменение соотношения способов подачи позиции у партнера;

Ø каковы причины изменения поведения партнера на переговорах (изменение внешних обстоятельств, ошибки, связанные с процессом ведения переговоров, какие-либо иные причины).

Возможности реализации любого из названных выше подходов содержатся в стратегии и тактике переговоров.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.233.150 (0.015 с.)