Особенности духовной жизни современной России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности духовной жизни современной России.



Роль духовной культуры.

· Хранит из поколения в поколение опыт человечества.

· Является средством социализации.

· Имеет большое воспитательное значение.

Формы культуры.

Элитарная:

· создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами;

· её девиз: «Искусство для искусства»;

· трудна для восприятия неподготовленного человека;

· не имеет коммерческой выгоды;

· стремится к новаторству, постоянному поиску нового, эстетической свободе.

Массовая:

· сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе;

· не выражает изысканных вкусов или духовных поисков;

· самая широкая аудитория;

· утверждает простые и понятные представления;

· редко или почти не поднимает вечных проблем;

· демократична, легко воспринимается, не требует специальной подготовки;

· цель — получить коммерческую выгоду;

· сленговое название — кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка;

· занимательна.;

· серийна, тиражируема;

· пассивное потребление.

Народная:

· культура конкретного народа, основанная на национальных традициях, обычаях, ценностях;

· создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки;

· может быть индивидуальной(изложение легенды), групповой (исполнение песни), массовой (карнавал);

· связана с религиозной субкультурой;

· является частью мировой культуры;

· существует преимущественно в устной форме.

Может существовать в двух видах:

· популярная – отражает современный быт, обычаи, нравы;

· фольклорная – обращается к прошлому.

Некоторые термины.

Экранная кульутра. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура – совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов (типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д.)

Европоцентризм – течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм – течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм (негритюд) течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Вестернизация (от англ. western — западный) — распространение ценностей западной культуры в незападные общества.

Диалог культур – взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Субкультура – часть общей культуры, присущей большой социальной группе (молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

Контркультура – субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями (хиппи)

Формы духовной культуры.

· Мораль – совокупность правил поведения, представлений человека о добре и зле.

· Миф – сказания, предания, передающие первичное представление человека о мире, о происхождении всего сущего, о месте человека в мире.

· Религия – мировоззрение, мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, существование Бога или богов.

· Искусство – отражение окружающего мира при помощи системы образов.

· Философия – «любовь к мудрости», наука о наиболее общих вопросах и проблемах бытия

· Наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на результатах научных исследований.

· Идеология – система взглядов, убеждений, установок, ценностей, цели и программа деятельности.

Духовный мир человека – это его взгляды, мировоззрение, ценности, идеалы, социальная деятельность, направленная на созидание, сохранение, распространение культурных и духовных ценностей.

Духовность – это одухотворённость, опора на высокие нравственные, религиозные принципы и идеалы.

Бездуховность — отсутствие высоких нравственных, гражданских, культурных качеств, эстетических потребностей, преобладание биологических инстинктов.

Классификация наук.

По предмету познания:

· естественные – позволяют раскрыть структуру материального мира (физика, химия, математика);

· общественные – поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей (социология, экономика, обществознание);

· гуманитарные – дают описательно-оценочные характеристики (философия, история);

· технические – служат практическим целям (радиоэлектроника, химия полимеров).

По ориентации на практику:

· фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику;

· прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем.

Этические нормы науки:

· социальная ответственность учёного (клонирование),

· бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность,

· общечеловеческие требования и запреты (плагиат)

Черты современной науки:

· всеохватность — не ограничена временем, пространством, объёмом;

· незавершённость;

· дифференцированность — различные направления и школы;

· интегрированность — синтез знаний, комплексный анализ.

Инновация — нововведение.

Парадигма система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

Критерии научных знаний:

· объективность – предметы явления должны быть познаны такими, какие они есть, без посторонних привнесений (взглядов, собственного мнения);

· рациональность – опора на мышление, максимальное исключение эмоций;

· системность – упорядоченность знаний по каким-либо признакам;

· проверяемость (верифицируемость)- знания должны быть проверены на практике или с помощью законов логики;

· наличие особой системы методов исследования;

· необходимость особой подготовки для занятия научной деятельностью.

Два уровня научного познания.

· Эмпирический – его элементами являются факты, которые человек получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов

· Теоретический – этот метод даёт возможность выявления законов, которые выражают не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние, познание устойчивых связей как внутри явления, так и между явлениями.

 

МОРАЛЬ.

Мораль

Мораль (лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль — совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика — наука о морали.

Признаки морали:

всеобщность

добровольность

Функции морали:

познавательная

регулятивная

воспитательная

мотивационная

прогностическая

аксиологическая (формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

— моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

— моральные ценности

Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

польза- экономика

господство-политика

справедливость- социальная сфера

истина

красота

добро- духовная сфера

свобода- все сферы

Основные категории морали:

Добро — положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

Долг — осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

Стыд — осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

Совесть — способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

Милосердие — сострадательное, доброжелательное отношение.

Честь — внутреннее достоинство человека, благородство души.

Счастье — эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта (категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Духовность – обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. «Живи для других».

 

Моральный выбор – духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении каких-либо принципов, решений и действий.
Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий.

Поведение — процесс взаимодействия человека с окружающей средой и обществом.

Виды поведения:

конформное — соответствующее социальным нормам;

девиантное — отклоняющееся от социальных норм, причем отклонения могут носить как положительный (изобретательство, коллекционирование), так и отрицательный (преступность, наркомания) характер;

делинквентное — разновидность отклоняющегося повеления, которое выражается в нарушении формальных (писаных) социальных норм (кража, вандализм).

Поведение человека состоит из множества разнообразных поступков.

ОБРАЗОВАНИЕ.

Образование:

· целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию;

· целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства;

· совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности;

· один из способов становления личности путем получения знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации;

· это один из основных социальных институтов общества, система учебных заведений, обеспечивающих образование различных уровней.

Цели образования:

· приобщение индивида к достижениям цивилизации;

· сохранение культурного достояния;

· развитие качеств личности, необходимых её и обществу для включения в социально значимую деятельность.

Функции образования:

· культурная – трансляция культуры в обществе, её накопление, хранение, передача последующим поколениям, передача социального опыта (знаний, ценностей, норм);

· социальная – социализация личности, формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе;

· проведение социальных и культурных изменений в обществе;

· обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности;

· профессионально- экономическая — формирование социально-профессиональной структуры общества, подготовка специалистов различной квалификации.

Обязательным в РФ является полное среднее образование.

Основные принципы образования:

· демократизация – ликвидация монополии государства в образовании, максимальная передачи власти на местах, самостоятельность образовательных учреждений;

· компьютеризация — использование современной информационной техники и технологий;

· интеграция – взаимосвязь всех элементов системы образования;

· интернационализация – единая система образования для разных стран, знакомство с системами образования;

· гуманизация – особое внимание уделяется личности, её интересам;

· гуманитаризация – усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам;

· профилизация – первичная профессиональная ориентация

· единство федерального образования приправе на своеобразие образования национальных и региональных культур;

· общедоступность;

· адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

· светский характер образования в государственных учреждениях (образование отделено от церкви)

Тенденции в развитии образования:

· соответствие мировому уровню общей и профессиональной культуры;

· переход к непрерывному образованию (самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями);

· развитие компетентности, являющейся основой конкурентоспособности, усиление практической направленности образования;

· возрастание роли образования в формировании гражданской позиции;

· повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности.

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее (лицей)

-высшее

а) бакалавриат

б) магистратура

Система образования:

· дошкольные образовательные учреждения

· школы;

· средние (профессионально-технические) учебные заведения

· высшие учебные заведения»

· специальные (коррекционные) учреждения для детей с отклонениями в развитии;

· учреждения дополнительного образования;

· учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Типы образовательных программ:

· общеобразовательные – направлены на решение задач формирования общей культуры человека, адаптации её к жизни, создание основы для осознанного выбора профессии

· профессиональные – направлены на повышение профессионального мастерства

Документы:

· Конституция РФ, статья 43. Право на образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав гражданина РФ. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.

· «Закон об образовании», 1992 г.

· Поправка к Закону о введении обязательного среднего образования, 2007 г.

· С 2009 г – ЕГЭ стал обязательным

С 2006- комплексный приоритетный национальный проект «Образование»: подключение всех школ к сети Интернет, оснащение кабинетов современным оборудованием, поддержка творческих учителей.

Обучение – процесс приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья и школа. Обучение один из основных видов деятельности, где человек может выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.

Воспитание — процесс приобретения человеком знаний, умений и навыков взаимодействия с другими людьми через систему определенных социальных институтов.

Функцию воспитания индивида выполняют такие социальные институты, как семья и школа.

Основные типы воспитания:

авторитарный — строится на непререкаемом авторитете родителей;

либеральный — строится на высокой оценке ребенка, доверии к нему, минимальных ограничениях и контроле;

демократический — строится на самоопределении личности ребенка, признании за ним права на саморазвитие, готовности родителей к компромиссу

Искусство.

Искусств о – это особый способ познания действительности, осмысления, восприятия мира через систему образов, то есть через субъективное восприятие мира автора произведения.

Искусство в широком смысле художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле – изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство – специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Предмет искусства – человек, его отношение к окружающему миру, жизнь людей в определённых исторических условиях.

Особенности искусства.

· Образность, наглядность. Мир, жизнь людей отражаются в искусстве при помощи образов — а это результат вымысла или личного восприятия окружающего мира.

· Специфические способы и средства воспроизведения окружающей действительности. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объёмно-пространственные формы.

· Большую роль в искусстве играет воображение и фантазия автора. Это совершенно недопустимо в процессе научного познания.

Эстетика – наука о красоте.

Функции искусства:

· Гедонистическая – доставление человеку радости, удовольствия.

· Компенсаторная – восполнение неудовлетворённости реальной жизнью.

· Коммуникативная – средство общения в мире искусства

· Эстетическая – преобразование мира на основе красоты

· Воспитательная – влияние через примеры, идеалы на человека, обучение его жизни.

· Познавательная – получение знаний через образное восприятие мира.

· Прогностическая – приобщение общества к идеальному, находить путей к его достижению или стремление к лучшему.

· Ценностно-ориентирующая – формирование нравственных ценностей, идеалов.

Виды искусства

Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале (литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство, компьютерная графика, дизайн, реклама).

Архитектура – это формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений, призванных удовлетворять потребность человека в жилье и общественных помещениях.

Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, которые запечатлеваются в материалах, способных предать жизненный облик предметов.

Виды скульптуры:

· Станковая – предназначена для близкого рассмотрения

· Монументальная – воспринимается издали, имеет более обобщённые формы

· Монументально-декоративная – связана с архитектурными ансамблями, например, атланты и кариатиды)

· Декоративноприкладна я – рельефы, орнаменты.

Живопись – изображение на плоскости картин реального мира, преобразованного творческим воображением художника.

Музыка – отражение сложного духовного мира человека, его чувств, страстей, борения мыслей посредством звука.

Хореография – это создание образов в танце с помощью музыки, раскрытие характеров людей, их чувств.

Литература – художественное отражение мира посредством слова.

Театр – вид искусства, который художественно осваивает мир через драматическое или комическое действие, производимое актёрами на глазах у зрителей.

Кино – создание зрительных подвижных образов, способных широко охватить жизнь во всём её многообразии.

Жанр искусства – специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом (эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Направления в искусстве.

Направление – определённые принципы в творчестве деятелей искусства.

Стиль искусства

Стиль – это совокупность признаков, черт, создающих целостный образ искусства определённого времени, направления, индивидуальной манерой художника.

Стили искусства:

· Романский или готический. Признаки: остроконечные сооружения, стрельчатые своды, обилие витражей, скульптур, резьбы.

· Барокко. Признаки: декоративная пышность, живописность, причудливость форм.

· Рококо. Признаки: изысканность форм, причудливость орнамента.

· Классицизм. Признаки: ясность, гармония, чёткость, простота. Обращение к образам и формам античности как наиболее совершенным.

· Сентиментализм. Признаки: внимание к душевному миру человека, чувственность, идеализация людей, природы, жизненных ситуаций, мечтательность, меланхоличность.

· Романтизм. Признаки: утверждение национального и индивидуального своеобразия, изображение идеальных чувств и героев, стремящихся к свободе, вольность, индивидуализм, драматизм.

· Реализм – Признаки: правдивое, объективное отражение действительности.

Модернизм в искусстве — использование новых технологических решений и конструкций.

Эклектика – это сочетание элементов различных стилей.

Виды искусства

По свойствам:

· Изобразительное (живопись, скульптура)

· Неизобразительное (архитектура, музыка).

По родам:

· Пластические виды (пантомима, балет). Основаны на пластике человеческого тела.

· Пространственные виды (архитектура, скульптура, живопись, графика). В них художественный образ статичен, не изменяется во времени и пространстве.

· Временные виды искусства (музыка, поэзия, драма, эстрада) Художественный образ изменчив, развивается в пространстве и времени.

· Технические или синтетические виды (телевидение, кино, дизайн, компьютерная графика, художественная фотография). Образ создаётся при помощи технических средств.

РЕЛИГИЯ.

Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) – вера

в сверхъестественные силы, в Бога или Богов и поклонение им.

Признаки религии.

· Вера в сверхъестесвенное.

· Организованное поклонение высшим силам – культ.

· Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов).

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) –

система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Функции религии:

· Мировоззренческая – формируется религиозное мировоззрение.

· Регулятивная – регулирует поведение человека посредством норм и ценностей.

· Коммуникативная — общение верующих друг с другом и с Богом.

· Компенсаторная – это своего рода утешение, когда людям земные тяготы и лишения кажутся несущественными и даже оправданными.

· Целительная – религиозное исцеление души и тела

· Интегративна я – религия способствует объединению людей именем Бога.

· Прогнозирующая – содержит совокупное представление верующих о будущем человечества (пророчество о конце света. Страшном суде).

· Управляющая и контролирующая – с помощью различных религиозных средств (посланий, поощрений, санкций) служители церкви руководят и направляют жизнь верующих

· Транслирующая – передача из поколения в поколение религиозной культуры, ценностей.

· Легитимная – поддержка существующего строя, порядка, «благословение» правителя, его деятельности.

Три этапа развития религиозных знаний:

1. Ранние религиозные воззрения

2. Национальные религии

3. Мировые религии.

Ранние религии – обожествление животных, сил природы, почитание духов. Они помогали объяснять мир, определять место человека в нём. В то же время являлись регулятором поведения людей.

Древнейшие формы религии.

· Тотемизм (Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой, являющихся прародителями человеческого рода. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу (запрет)при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках.

· Фетишизм поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

· Анимизм — вера в одушевлённость природы, существование души и духов, одушевление сил и явлений природы.

· Спиритизм – общение с духами.

· Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

· Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром, с духами предков.

Национальные религии (локальные) – это религии, которые исповедуют либо представители определённой нации (например, иудаизм- евреи), либо население отдельной страны (например, конфуцианство- Китай).

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат — мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. «24 примера сяо». Идеал совершенного человека — цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек — посредник, «передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип «у вэй» — соблюдение естественного хода вещей. 2 начала — Инь — темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками — дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай — тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы — белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс — теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, оно послужило толчком для развития культур востока и запада.

Мировые религии.

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца, похоронную процессию, погружённого в раздумья аскета. Дерево Бодха — древо познания. Будда — просветлённый.

Смысл буддизма:

страдания правят миром.

Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

уйти от страданий можно погрузившись в нирвану.

Нирвана – покой, блаженство.

Сансара – круговорот рождения и смерти.

Есть путь погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

Ахинса – непричинение вреда живому

— не брать чужой собственности

— не касаться чужой жены

— не говорить неправды

— не пить вина

Реинкарнация – учение о перерождении душ.

Священная книга – Типитака (3 корзины)

Направления буддизма:

Махаяна – Большая колесница — широкий путь спасения

Хинаяна — Малая колесница — узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец — Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

Дзенбуддизм – направление буддизма в Японии.

Цель – стать самим собой, развить свои способности.

Просветление – это способность ощутить, к чему рождена душа. Пути для успокоения души: медитация, труд, тренировка тела. Если причина страданий желание, необходимо его выполнить или от него избавиться. Нет священных текстов.

Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

988 – принятие христианства на Руси Владимиром Святым

1054 – разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в Германии, появление протестантизма.

Православие – правильное учение.

Основные идеи христианства:

· идея центризма — Бог- центр мироздания,

· идея творения,

· идея откровения (любое знание — божественное),

· идея грехопадения,

· идея конца света и страшного суда,

· идея спасения и воскресения для вечной жизни.

Священная книга- Библия

Ветхий завет (история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет (предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие — благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм – то есть всемирная религия.

· Догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание,

· учение о чистилище,

· централизованность церковной организации,

· безошибочность папы в вопросах веры и нравственности,

· нерасторжимость таинства брака,

· целибат-безбрачие духовенства,

· крестное знамение слева направо,

· богослужение на латыни,

· крещение через возлияние воды на голову.

Протестантизм – публично доказывающий.

· Спасение личной верой,

· священство всех верующих,

· исключительный авторитет Библии,

· церковь не посредник между Богом и людьми,

· молитвенные дома без пышности,

· из таинств только крещение и причастие.

Основные формы протестантизма:

Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра — переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама.

· Исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

· Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.

· Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.

· Милостыня 1 раз в 1 год.

· Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм — воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават — священную войну против неверных.

Теократическое государство – государство, в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга – Коран. Сура-глава.

Шариат – система мусульманского права.

Течения ислама:

· Суннизм — власть не в руках потомков пророка,

· шиизм — власть в руках потомков пророка, имамов.

Государство и религия

Государство и религия- это два социальных института.

Два вида правового положения религии в обществе:

· статус государственной религии,

· статус отделения государства от религии.

Статус государственной религии – это правовое закрепление господствующего положения какой-либо религии и её последователей в сравнении с положением других религий (таким было христианство в России до 1917 года). Государственные конфессии принимают активное участие в решении важнейших проблем, пользуются определёнными льготами и привилегиями.

В Российской Федерации существует конституционный статус отделения государства от религии.

· Государство не вмешивается в определение гражданином его религиозной принадлежности, в воспитание детей в соответствии с религиозными взглядами родителей, но с учётом права ребёнка на свободу совести и вероисповедания.

· Государство не возлагает на религиозные организации функции органов государственной власти и органов местного самоуправления.

· Государство не вмешивается в деятельности религиозных организаций, если они не нарушают закон.

· Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных учреждениях.

Со своей стороны, религиозные объединения не вмешиваются в дела государства.

Из Конституции РФ

Статья 14

1.Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной.

2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Пояснения:

· Свобода совести – это свобода морально этических воззрений, право иметь любые убеждения, в том числе верить в Бога или быть атеистом.

· Свобода вероисповедания – это свобода в выборе религии.

· Религия не передаётся по наследству. В семье могут быть люди разных религиозных взглядов.

Религиозные взгляды можно менять в течение жизни.

СМИ.

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация – информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации – СМИ, средства массовой коммуникации, система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.24 с.)