Вопрос. Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье.



Орг-ция пед.работы в семье с Де,не посещающими дошк.учрежд-я. Дошк-ый возраст-период разв-я основ.-х видов д-ти Ре(игры,рисования,конструирования,труда и др.). Для родителей,воспитывающих Ре дошк-го возраста в семье, важно определить степень их участия в обуч-ии и воспит-ии Ре.Наиболее распростр-ый вариант – воспит-е и обуч-е Ре в д/с или группе компенсир-го вида для глух. или с/сл Де.В этом случае родители явл-ся активными помощниками сурдопедагога группы и осуществляют в семье работу под его руков-вом,направл-ю на закрепл-ие,расшир.-е реч.умений и навыков,сформир-х в д/с.Др.вариант – продолжение родителями пед.работы с Ре в семье,начатой в предыдущие годы.В этом случае на родителей возлагается ответств-сть за ур-нь разв-я Ре,его обуч-е и подготовку к школе. Воспит-е Ре в семье м.сочет-ся с его интеграцией в массовый д/с. Такой вариант обуч-я потребует от всей семьи значительной и по объему,и по содерж-ю работы,пед.творч-ва,реальной критич.оценки своих пед.возмож-тей и способ-тей и возмож-тей Ре.Если Ре не посещает спец.дошк.учрежд-е или группу,особое знач-е приобретает систематич-е консультир-е родителей сурдопедагогом сурдологич.-го центра или посещение Ре-ком группы кратковременного пребывания,к-я м.функционир-ть при дошк.учрежд-ии компенсир-щего или комбинированного вида.В с-ме корр-пед. Работы с Ре с НС работа по разв-ю речи занимает одно из центр-ых мест. Ро должны понимать,что речь не сущ-ет изолированно от др.психич.пр-ссов,и успех в реч.разв-ии Ре с НС м/б обеспечен т-ко в рез-те комплексной работы.Родители должны обеспечить полноценную реч.среду, т.е. max-но расширить круг людей,общающихся с Ре,вовлекаемых в совместные игры,рисование,занятия.Ценное условие воспит-я в семье:Ре имеет возмож-ть участвовать в реальных делах семьи,видеть ежедневно мир за границами квартиры.Родителям целесообразно обеспечить общение Ре с др.Де даже в том случае,если Ре мало или совсем не польз-ся устной речью.Важны разв-е реч.актив-ти Ре,поддержание всех попыток говорения и общения с окр.Наблюдая за различ.явлениями,предметами,взрослые сообщают Ре их названия, накапливают словарный запас, необх-мый ему для обознач-я предметов окр.мира.Важно следить,чтобы накопление словаря не было т-ко ср-вом обознач-я окр.предметов.В этом случае Ре с НС знает много слов,но не м.ими польз-ся.В пр-ссе свободного общения и занятий взрослым необх-мо не т-ко расширять сферу использ-я слов, но и постоянно уточнять понимание их значений Ре-ком ч/з действия, рисование,движения тела,мимику и др.Ре,не посещающий дошк.учрежд-е,м.постоянно участвовать в разных бытовых и житейских ситуациях,где возникает потреб-ть в использ-ии усвоенных слов и выражений,уточнении нового контекста.Эти же ситуации могут и должны стать основой для формир-я познават-ой актив-сти Ре,интереса к общению с Де и Вз.1 из основ.задач реч.разв-я Ре явл-ся овладение разговорной речью,необх-мой для общения. Разв-е разг.речи происх-т в быт.сит-циях,когда Вз показывают Ре,как воспольз-ся уже знакомыми словами.Для обучения обиходно-разговорной речи также полезно использ-ть преднамеренно созданные взрослым ситуации:он убирает или случайно «забывает» дать какие-либо необх-мые предметы.Для закрепления и автомат-ции усвоенных реч.умений использ-ся разнообразные сюжетные и дидактич.игры. С Ре с НС специально проводится работа по разв-ю устной и пис.форм речи. Понятие реч.готовности включ.в себя разные аспекты:это желание польз-ся речью в общении,это и большой словарный запас,и овладение навыками диалогической,разговорной речи,а также элементами монологической (описанием, повествованием), сформир-сть навыков чтения и письма. Орг-ция в семье работы по разв-ю речи Де с НС,посещающих спец. дошк.учрежд-я. Сочетание работы по разв-ю речи в д/с и семье позволяет сделать ее более эффективной.Направл-я работы:1) создание в семье слухо-реч.среды,привлечение всех членов семьи к реч.общению с Ре.Важное условие:предъявл-е одинаковых треб-ний к речи Ре со стороны всех Вз,важность использ-я Ре-ком слух.апп-тов.2) закрепление и расширение реч.умений и навыков,сформир-х в д/с. 3) участие в бытовых делах дома, в к-х принимают участие др.члены семьи.4) расширение предст-ний об окружающем.

13 вопрос.   Развитие речи детей с нарушенным слухом раннего возраста в семье.

Опыт индив-го обуч-я Гл Де в семье был известен в средн в. Стремл-е родит восп-ть и обучать Гл Де в семье было обусл желанием разв-ть умств спос-ти Ре и приобщать ко всему, что доступно его слыш сверстн-м.Родит стрем-сь не упускать наибол сензит-ые д/ разв-я и обучен ранние и дошк годы, понимая, что в этот период форм-ся многие навыки, заклад-ся хар-р.О необх-ти ран обуч-я Гл Ре в семье, развитии его речи передовые сурдопед-ги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появлен общ-го воспит-я дошк-в с НС. Идею ран воспит-я и обуч-я Гл Де в семье широко пропагандировали Н.А.,Е.Ф. и Ф.A. Pay, кот организ-ли консульт и курсы д/матерей Гл Де, давали рекоменд по вопр формир-ия слов речи и др проблемам воспит-я и обуч-я. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и метод рекоменд д/ родит Гл и тугоухих Де.Ранее начало коррекц работы с ДЕ с НС явл условием нормализ-ции его психич развит,уменьшен отрицат влиян НС на речь и общение. Развит речи Де с НС в семье: 1)с Де,не посещающ спец ДОУ(Родит проводят систематич целенаправл воспитан и обучен Ре,его реабилит,подгот к школьн обучен)2)работа с Ре младш или ран возр до определен его в ДОУ;3)с Де,посещающ спец ДОУ(развив-ся и коррекц работа пров-ся ролит под рук-вом сурдрпед-га ДОУ).Как правило, Де млад-го и ран- возр до 2-3 лет восп-ся в семье, и родит- могут сделать оч многое для разв-ия малышей.Родит Де с НС необходимо объяснять знач-ть ран начала коррекц работы.Важно подчеркнуть, что без ран кор-ии Гл и сл/сл Де до 2-3 лет оказ-ся неговорящими. Их общее разв-е значит-но страдает в рез-те отсутствия общ-я с окр-ими, наруш-я возм-тей воспр-ть звуки окр мира. Одним из гл условий разв-я Ре с НС в ран возр является слухопротезирование. Следует объяснить родит преим-ва исп-ия прав подобранных сл аппаратов: возм-ть воспр-ть звуки окр мира очень необх-ма д/познания св-в предм и явлений; д/ регуляции повед-я Ре.Особ знач-е ран протез-ие имеет д/развития слухо-зрительного воспр-я речи, эффект-ть кот значит-но выше, чем просто зрит-го; возм-ти развит слух-го воспр-ия, контроля за своей речью.Спец подчеркивается необх-ть постоянного реч общения с Ре в семье. Общение на ран стадиях разв-я, т. е. в млад-ом и ран возрасте, явл-ся опред-щим фактором разв-ия Ре, потому что оно служит ср-вом форм-ия предм, а позднее игровой деят-ти, стимулом овлад-ия разл-ыми видами движений, усл-ем развития поним-ия и исп-ия речи. Общение со слыш-им малышом д/родителей — спонтанный процесс, связ-ый в осн-м с уходом за Ре и играми. В общении с неслыш-м Ре след учит-ть некот спец моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привл-ть его вним-е к движ-ям губ. Если у Ре есть сл аппараты, необх-мо общ-ся с ним на расстоянии до 1 м — так Ре будет воспр-ть речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, нап-р название игрушки, целесообразно произнести его неск раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с Ре дома, на улице надо привл-ть его вним-е к звучащим пред-ам,повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах;собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). Одним из гл усл провед-я работы по разв речи и слуха явл-ся организ-я слухоречевой среды, предполаг-ей пост-ое реч общ-е с Ре при усл исп-ия сл аппаратов.Работа по разв речи Де млад-го возр напр-на на разв зрит-го и слух-го сосредот-ия на лице взросл, его речи, предметах; форм-ие потребности в общении, развитие спос-ти подражать предм и реч д-виям взр-го, появл-е у Ре голос-ых реакций, лепета; поним-е знач-й некот лепетных и полных слов.Прав-ое организ-ое общ-е с Ре в проц предм деят-ти или игры явл стимулом к поним-ю речи взрослого и форм-я собств речи Ре.Рано начатое воспит-е Гл или сл/сл Ре в семье имеет ряд «+» сторон:1)воспит протек в наибол естествен для Ре среде-семье;2)Ре не разлуч с близк людьми,что положит отраж-ся на его эмоц-личностн развитии.К общен с Ре привлек-ся достат больш круг людей,он постоян слышит естествен речь. Воспит-е в семье пл.слыш-его Ре может быть осложнено и некот пробл: 1)Родит не всегда прав и полно поним рекоменд спец-ов,адекватно оценив свои пед возм-ти и потенц возм Ре;2)не могут организ-ть режим дня Ре,послед-но реализ-ть пед задачи.

14 вопрос. Содержание коррекционной работы с дошкольников с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах.

В последн 10летие все большее число дошк-ов с НС воспит-ся в усл ДОУ общего типа,в среде норм слыш-х Де.Эта танд-ция связ с изменен в соц-эконом условиях жизни,обновлен госуд образ-ой пол-ки,направл-ой на большую вариативность форм восп-я и обуч Де,большим участием родит в воспит Де.В наст вр изуч-ся возм-ти интегр Гл и сл/сл Де дошк и шк возр в среду слыш-х,разраб-ся разл формы преб-ия Де в массовых дошк учрежден и школах.Среди разл форм интегрир воспит-я дошк наз-ся спец группы при массов д/с;смешан дошк гр,в кот плохослыш Де воспит-ся вместе со слыш;воспит-е отд-х Де(1-2 Ре) в гр слыш Де;пребыв-е 1-2 слыш Де в спец гр.Создан спец гр для дошк с НС в массов ДОУ рассм-ся как один из наиб распростран вар-ов,удобных для проведен интеграции плохослыш Де.Для успешн интегр Ре с НС в среду норм слыш-х Де спец-ами особо подчерк-ся необх-сть учета ряда показ-ей:1)ранее выявлен нарушен(на 1ом году жизни)и орг-ция кор-пед работы в семье с момента выявлен НС;2)возм-ть орган-ции системат кор помощи Ре с НС со стор спец-ов;3)желан родит воспит-ть Ре в масс ДОУ и их гот-ть к длит системат работе с Ре.Ур-нь психофиз,реч и коммуникат развития Ре с НС рассм-ся в кач-ве важного условия его интеграции в среду слыш-х Де,возм-ти овладен образ-ым станд масс д/с.Безуловно,интеграция в среду слыш Де может быть рекоменд-на Гл или сл/сл Де с высок ур-нем психофиз развит.Целесообр-но рассм-ть ур-нь реч развит Де с НС,кот может быть рекоменд интегрир обучен.Это:1)сл/сл Де с легк и средн потер слуха,влад-ие фраз речью;2)поздноогл дошк(после 2-4 лет),сохран речь;3)Гл и сл/сл Де со значит потер слуха,с кот рано начата спец пед работа в семье под контр спец-ов.Безусл-но,ур-нь реч развит интегрир Ре в значит степ обусл-ен его возр.ТО,важно соотнесен ур-ня реч развит Ре с НС с речью слыш Де,вместе с кот он воспит.Выбор моделей интеграции также обусл-ен ур-нем психофиз и реч развит Ре с НС(Шматко). Де,интегрир в масс ДОУ,постоян нах-ся в естеств реч среде,восприн естеств речь со свойствен ей интонац,больш вариативностью высказ-ий.В проц пребыв Ре с НС в масс д/с,вне завис-ти от формы интеграц,с ним пров-ся интенсивн кор работа,направл на устранен или предупрежден вторичн отклон в развит.Важным направлен раб явл реч развит РЕ.В он скор деят-ти должны быть положены учет особ-ей психофиз развит Гл и сл/сл внятности,разборчивости,понятности.В кач методов работы над разл компонентами устн речи исп-ся реч ритмика,подраж речи пед-га,сопряжен-отражен проговар-ие,постан звуков,чтен.Широко исп-ся игров методы,базир-ся на привлечен различн комп-ов сюжетн и дидактич игр:действий с сюж игр-ми,игр с прав-ми,исп-ие предм-замест,воображ-ых предм и сит-ций и др.Для активиз устн речи важн знач играет обогащен реч практики,привлечен к общен не т-ко Де своей гр,но и незнак Де и взросл.С целью реч развит плохослыш дошк-ов,воспит-хся в масс д/с и гр,широко исп-ся письмен ф-ма речи. Осуществляя контроль за развит Ре,воспит-гося в масс д/с,пристальн вним предъявл сурдопед-г реч развит на всех стад обучен,особ на этапе перех в школу.В течен пребыв Ре в масс д/с родит пров системат раб по развит речи,автоматиз сформ-ых реч умен и навыков в семье и вне ее.Значит более сложн оказ-ся сит,когда Ре с НС нах-ся в д/с,где нет учит-дефект.В этих случ кор-развив пом Де по разл направлен должна оказ-ся в сурдокаб или группе кратковрем пребыв,кот может быть орган-на при д/с компенсир или комбинир вида.Наибол сложн и нередко малоэффектн вар-ом преб Ре в масс д/с явл «стихийная» интегр,осущ-ая чаще всего по желан родит,без участия спец-ов.Известно,что легкие,миним НС(сниж на 15-25дБ),возникшие в период формир речи,обусл недоразвит речи разн степ выр-ти.Чем раньше возникло сниж сл,тем больше наруш разл компон язык сист.Довольно часто Де с миним недост слуха посещ масс д/с,их нарушен долгое вр ост-ся невыявлен,м/у тем они негат-но отраж на развит речи Ре.Контенг Де,получ пед пом в сурдолог кабин и центрах:1)Де млад и ран возр с НС,кот воспит в семье до поступл в ДОУ;2)Де с комплексн недост,сложная стр-ра наруш котор не позвол осущ-ть их обучен в д/с;3)Де с легк степ тугоух,посещ масс д/с;4)поздноогл Де,сохранившие речь;5)Де,кот по желан родит воспит дома в силу отдален-ти спец ДОУ или по др прич;6)Де с НС,имеющ противопоказ к посещен д/с.

15 вопрос. Содержание коррекционного обучения в специальных дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха.                                                   Коррекц-пед помощь дошк-ам с НС оказ-ся в разл учрежд-ях:д/с и гр компенсир вида,образ-х учрежд «Школа-д/с»,массов д/с,сурдолог-х центрах и кабинетах,центрах коррекции и др.В наст время осн формой коррекц помощи явл ДОУ компенсир вида,где осущ-ся системат целенаправл воспит-е и обуч Гл и сл/сл Де.Этот вид учрежд наибол распростр-ен в нашей стране.Организ-я и содерж работы в них обоснов теоретич(Н.А.Рау,Б.Д.Корсунская,Л.П.Носкова)и отражены в материалах спец программ и метод лит-ре.Эти ДОУ посещает осн масса дошк с НС в возр 2-3 до 7 лет.Д/с компенс вида рассчит на 5летн или 4хлетн срок воспит-я и обуч Де,в течен кот наибол полно могут быть реализ задачи кор-пед работы.В завис-ти от состоян слуха комплект д/с или группы для Гл или сл/сл Де.В ДОУ также орган-ся воспит-е и обуч Де со сложн нарушен развития,имеющ-ми помимо НС др.недостатки.Предполаг-ся разн вар-ты посещен ДОУ Де:ежедневное,с 5дневн или интернатн пребыван.Усл посещен Де ДОУ имеют оч важн значен для организ кор работы,опред-ют разн степень участия семьи в воспитан Ре,их взаимосвязи с пед коллективом.Задачи деят-ти ДОУ для Де с НС заключ в обеспечен всестор развит Де,коррекции отклон в развитии.Развит речи Де явл центр звеном кор-пед работы,кот направлена на преодолен тяжел вторичн нарушен,обусловл-ых сниж слуха.Работа по реч развит Де с НС в спец ДОУ осущ-ся в разнообр усл и тесно связ с режимными моментами,играми и др видами дет деят-ти,фронт и инд занят.Необход подчеркн,что взаимосвязь в работе сурдопед-га,воспит,др пед-в и родит позвол обеспечить разнообр-ие усл практич и игр деят-ти,в кот происх усвоен речев мат-ла.Важн усл-ем реч развит Де с НС явл создан слухо-реч среды,кот рассм-ся как один из осн-ых компон-ов коммуникат-деятельностной сист обучен языку Де с НС(Зыков,Носкова).Важн треб-ем к организ слух-реч среды явл постоян исп-ие качествен звукоусил аппарат,обеспечив-ей более полное воспр-ие речи и звуков окр мира;формир-е устн речи и общен. Речь взросл должна соот-ть нормам литер языка,быть интонир-ой,иметь норм темп и громкость.Спец обучен яз строится с учет особ-ей психич и слух-реч развит Де с НС,влиян сниж слуха на соц и познават развитие.Поэт в единстве с обучен языку происх коррекц познават проц,форм-ие предст-ий об окр мире,накоплен ср-в взаимод с Де и взросл.В ДОУ для Де с НС проц реч развит Де предполаг овладен языком в разн усл-ях и при исп-ии разнообразн форм организ-ции деят-ти Де.Содержан раб по реч развит Де определено таком обр,что их жизнед-ть тесно переплетена и с задачами формир речи.Первонач практич овладен быт предм-ми и дейст-ми в проц выполнен разл режимн мом-ов предполаг и усвоен значен соответств-их слов и выражен. Особ знач для познават развит имеет ознакомл Де с окр миром,что позвол форм-ть пред-ия и знан о разн сторонах действ-ти.Ознак-ие с окр происх в тесной связи с реч развит Де.Важнейш усл реч развит Де с НС явл организ-ция спец занят по равит речи,где исп различн методы:подражан речи пед-га,выполнен реч действий по образцу,дидакт игры и упр,исп-ие естеств сит-ций,преднамер создан сит-ций,спец реч упр,работу с книгой и тд.Необход треб-ми к проведен занят по развит речи явл их насыщен разнообр дидакт мат-ом:реальн предм и муляжами,игр,карт,схемами,табл.В завис-ти от задач воспит и обучен Де на кажд возрастн этапе планир разн кол-во занятий по развит речи-от 3 до 5 в нед.Длит занят в мл гр-20 мин,средн-25 мин,старш и подгот 30-35 мин.Часть реч мат-ла,усвоенного Де на занят по развит речи,включ в занят по рсв и обучен произнош,на кот уточн-ся произносит стор речи.Для организ работы по развит речи неслыш Де исп Программа воспит-я и обуч Гл Де дошк возр,в раб со сл/сл Де-Прогр воспит и обуч сл/сл Де дошк возр.Прогр по развит речи для Гл и сл/сл дошк-ов имеют одинак теоретич основу,однако в содерж отраж-ся разн исходн ур-нь реч развит двух категор Де с НС,темпы и возм-ти реч развит Де с разл состоян слуха,необх-ть исп-ия разн вспомогат ср-в,в частн-ти дактиля.Назавн прогр исп-ся в раб ДОУ для Гл или сл/сл Де,а также в уч-ях «Школа-д/с»(«Нач.школа-д/с»).В этих образ уч-ях реализ-ся две образ-ые прогр:дошк и школьн спец обр-я.Организ-ция уч-воспит проц в образ-ых уч-ях «Школа-д/с» позвол обеспечить преемств-ть в раб д/с и школы по разл направл,в том числе по развит речи,избежать ненужн дублир работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.009 с.)