Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы, влияющие на здоровье человека
Здоровье человека – результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий: наследственность - 20%; окружающая среда - 20%; уровень медицинской помощи - 10%; образ жизни - 50%. В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так: человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%); экологический фактор - 25% (экзоэкология - 10%, эндоэкология - 15%); социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%); медицинский фактор - 10%. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности, высшая и непреходящая жизненная ценность. Оно обеспечивает не только долголетие, но и более богатое, качественное содержание жизни, выступает и как экономическая категория, определяющая духовную потребность в продолжении, развитии и укреплении человеческого рода, свободе выбора образа жизни в согласии с природой, в повышении надежности бытовой и профессиональной деятельности. Имеющиеся подходы к определению понятия «здоровье» основаны преимущественно на следующих положениях: 1) здоровье – это отсутствие болезней; 2) здоровье и норма – понятия тождественные; 3) здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Широко распространен функциональный подход к понятию «здоровье», основанный на способности индивида осуществлять биологические и социальные функции, в частности выполнять общественно-полезную, трудовую, производственную деятельность. Утрата этой способности является наиболее распространенным и значимым социальным последствием болезни человека. Качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон. В его пределах различия в степени выраженности здоровья определяются уровнем жизнеустойчивости организма, широтой его адаптационных возможностей биологической активностью органов и систем, их способностью к регенерации и другими признаками. При определении здоровья человека необходимо учитывать активность его поискового поведения в обществе, направленного на постоянное изменение условий жизнедеятельности или себя самого в желаемом направлении.
Составляющие здорового образа жизни студента Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья. Важно постоянно помнить: если хорошо «взять старт», т.е. если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. Залог успеха – в планировании своего времени. Студент, который регулярно в течение 10 минут планирует свой рабочий день, сможет ежедневно сэкономить 2 часа, а также вернее и лучше справиться с важными делами. Надо взять за правило каждый день выигрывать один час времени. В течение этого часа никто и ничто не может помешать. Таким образом, студент получает время – возможно, самое важное для человека – личное время. Его можно потратить по своему усмотрению по-разному: дополнительно на отдых, на самообразование, хобби либо для внезапных или чрезвычайных дел. Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю. Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место – нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. Студент должен правильно чередовать труд и отдых. После занятий в университете и обеда, 1,5-2 часа необходимо потратить на отдых. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха). Вечернюю работу проводить в период с 17 до 23 часов. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда отдыхать 10 минут (сделать легкую гимнастику, проветрить комнату, пройтись по коридору, не мешая работать другим). Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещения - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п. В последние годы привлекли внимание такие многодневные биологические ритмычеловека, как: · 23-дневный – физический; · 28-дневный – эмоциональный; · 33-дневный - интеллектуальный. Основной признак ритмичных процессов – их повторяемость. Они имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называется циклом. Каждый цикл состоит из двух фаз: в одной из них процессы достигают своего максимума, в другой – минимума. День, когда синусоида какого-либо биоритма проходит через нуль, называется критическим днем. Физический биоритм отражает состояние мышечной системы. Согласно ему изменяются способность выполнять физическую работу, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма. В течение первой половины цикла человек испытывает общий подъем, легко справляется с физической нагрузкой. Во второй половине цикла наблюдается быстрая утомляемость, меньшая выносливость. Критические дни приходятся на 1-й и 12-й день.
Эмоциональный биоритм показывает состояние нейрогуморальной системы. В первую половину цикла наблюдается жизнерадостное настроение, повышенная чувствительность, общительность. Во второй половине преобладает раздражительность, низкая скорость реакции на внешних стимулах. Критические дни – 1-й и 14-й. Интеллектуальный биоритм связан с деятельностью головного мозга. Первая половина биоритма характеризуется повышенной способностью к запоминанию, усвоению нового материала, активизацией творческого и аналитического мышления. Во вторую половину эти показатели снижаются. Критические дни – 1-й и 17-й. Дни, когда одновременно две синусоиды проходят через нуль, называются двойными, а когда три – тройными критическими днями. Это дни наибольшей нестабильности организма. В зависимости от характера, темперамента, возраста, пола рассмотренные циклы протекают различно. У холериков наиболее выражен эмоциональный ритм; у меланхоликов в этом цикле чрезвычайно сильно проявляется смена настроений. К ритмам особенно чувствительны женщины. Для физически недостаточно здоровых людей чрезвычайно важен физический ритм. Считается, совместимость двух людей тем лучше, чем меньше различаются фазы их биоритмов, в частности в критические дни. Установлено, что у спортсменов наиболее эффективны тренировки в положительные фазы ритма. Вместе с тем мобилизационные возможности у них настолько велики, что высокий результат может быть достигнут независимо от фазы биологического цикла, но обходится это организму более дорого.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.01 с.) |