Основы здорового образа жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы здорового образа жизни.



Тема 3.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.

План

 

1. Здоровье и двигательная активность человека.

2. Личная гигиена и закаливание.

3. Профилактика простудных заболеваний средствами физической культуры.

 

ЗДОРОВЬЕ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни:

1. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение.

2. Другие излишествуют в еде, вызывая, тем самым, развитие ожирения, склероза сосудов, а у некоторых – сахарного диабета.

3. Третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от умственных и бытовых забот, всегда беспокойны,нервны, страдают бессонницей, что, в конечном итоге приводит к заболеваниям внутренних органов.

4. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности. Он должен быть рационально организованным, активным, трудовым, закаливающим. Должен защищать от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволять до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, он должен за него бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Сходство и различие понятий «Здоровый образ жизни»

И «Здоровый стиль жизни»

Понятие «стиль жизни» является синтезирующим и включает в себя и стиль деятельности (с его более частными разновидностями) и стиль общения, и стиль поведения, но исчерпывается этим, поскольку равноправное положение занимают в нем и отношения личности (т.е. внутренняя психическая деятельность, связанная с основанием своего места в мире и обществе межличностных отношений, с оценочным отношением к миру). Следовательно, стиль жизни отражает нерасчлененное единство внешних и внутренних проявлений личности, ее деятельностной, поведенческой и ценностной составляющих.

Стиль жизни можно рассматривать не как составную часть образа жизни, а как воплощение последнего на уровне личности, это одна из конкретных форм, посредством которой образ жизни доводится до реального воплощения через индивидуальность личности. Отличие образа жизни от стиля жизни заключается в количестве, удельном весе индивидуального в них. Уровень субъектности позволяет сделать выбор собственного пути из альтернативных путей жизни (табл.1).

Таблица 1. Структурная модель стиля жизни

Структурно-содержательный Ценностно-смысловой Социально-ролевой Социально-временной
стиль поведения; стиль общения; стиль деятельности (основной); тип активности: основные сферы жизнедеятельности (количество, значимость, стили) цель жизни; принципы жизни; позиция в жизни; отношения (к людям, деятельности, своей личности); ориентация на тип культуры; система потребностей социальные роли; социальный статус; социометрический статус; возрастно-ролевые ожидания (отставания или опережение); авторитет в группе, престиж возрастные периоды; биоритмы; социальные ритмы; циклы недельные, сезонные, годовые; интенсивность; событийная плотность; темп

 

Стилевые особенности жизнедеятельности с точки зрения их соответствия здоровью определяется и рядом других факторов: индивидуально-психологических (для благоприятного существования холерика и флегматика необходимы разные социально-психические условия), возрастных (что полезно в юности, далеко не всегда хорошо в старости), биоритмологических (оптимальный режим суток для «жаворонков» и «сов» будет разный).

Кроме того, здоровый образ жизни неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. У разных личностей при одинаковом наборе базовых потребностей имеется собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Каждый человек строит свою индивидуальную систему потребностей и в соответствии с иерархией в ней распределяет время, силы, жизненные ресурсы между разными видами деятельности. Разные способы удовлетворения потребностей и индивидуальность систем потребностей обусловливают различные жизненные стили.    Следовательно, здоровый стиль жизни предполагает, во-первых, такую систему индивидуальных потребностей, которая благоприятствует развитию данной личности, и во-вторых, оптимальные способы реализации этих потребностей. Развитая потребность в самоактуализации ориентирует на ведение здорового стиля жизни как необходимого условия полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные возможности. Вместе с тем здоровый стиль жизни только тогда отвечает определению, когда имеются условия для удовлетворения не только дефицитарных потребностей, но и потребности в самоактуализации. Из этого следует, что здоровый стиль жизни есть продукт самостоятельного поиска индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции.

Исходя из сказанного, правомерно определить здоровый стиль жизни как личностное новообразование, продукт духовных и физических усилий человека, целостную систему жизненных проявлений личности, способствующую гармонизации своей индивидуальности с условиями жизнедеятельности и воспринимающуюся как средство самоактуализации личности в ее жизнедеятельности (табл. 2)

Таблица 2

Культура и Здоровье

Физическая культура как ведущий фактор культуры здоровья

Чтобы понять значение физической культуры для формирования и развития молодого человека необходимо понять, что вкладывается социальными и гуманитарными науками в широкое понятие «культура» и более узкое понятие «культура человека». Культура как социально-общественный и исторический феномен стала «мишенью» бурной и даже ожесточенной полемики различных школ, направлений и отдельных ученых на рубеже нового тысячелетия. Нередко «культуру» как продукт деятельности человека, имеющую «рукотворное» искусственное происхождение понимают как противоположность естественным, природным формам существования вещей и процессов. Однако природа является материалом для творческого превращения ее человеком в объекты культуры.

Культура есть человеческая деятельность по преобразованию Природы, в том числе телесной, психофизической и духовной природы самого человека, для оптимального взаимодействия к изменяющимся условиям существования.        

Культура является быстрым и гибким негенетическим и небиологическим инструментом адаптации и выживания человека в различные периоды его эволюционного и социально-исторического развития. Важно обратить внимание на противоречивую связь между культурой и природой, которую можно выразить следующим образом: «Культура существует вопреки и благодаря природе» (Кутырев В.А., 2001). Опираясь на трактовку феномена культуры можно определить понятие «физическая культура».

Физическая культура - особый род культурной деятельности, проявляющийся в различных формах двигательной активности, результаты которой полезны обществу и человеку. Физическая культура является основной составляющей культуры здоровья. Культура здоровья человека на разных этапах его онтогенеза в определенной степени формируется под влиянием духовно-нравственной культуры личности, профессиональной культуры, информационной культуры, психологической культуры и культуры общения, культуры питания, брачно-сексуальной культуры и других.       

В современном мире возрастает роль спорта и олимпийского движения. Какая взаимосвязь и соотношение физической культуры и спорта в обществе?

Спорт - обобщающее понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившейся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

ФК и спорт выполняют как общие, так и специальные функции в жизнедеятельности населения страны и социальной политике государства.

 

Функции ФК                                     Функции спорта

                                                                высших достижений      

-воспитание детей                       -выявление биологических                                                                                                                                                    

и молодежи                                   пределов человека                                                                              

-оздоровление населения           -политический авторитет                            

-рекреационная                             страны в международной сфере

(восстановление                          -патриотизм и национальная гордость

трудоспособности)                      -зрелищная   

-общекультурная                         -экономическая и коммерческая    

-профессионально-                      -коммуникативная

прикладная

-адаптивно-лечебная                     Функции массового спорта

                                                       - оздоровление нации

                                                       - формирование трудового

                                                          и ВОИНСКОГО потенциала молодежи

                                                        - выявление спортивных талантов детей.

 

Полноценно функционирующее массовое физкультурное движение, поддерживаемое авторитетом государственной власти, поднимается на уровень государственной заботы о национальной безопасности, будущем процветании населения и идеи национального развития. С 90-х годов массовое физкультурное движение перестало существовать и выполнять свои важнейшие социальные функции. Это негативно отразилось на спорте высших достижений. Победы российских спортсменов на международных соревнованиях и Олимпийских Играх становятся более редкими.

Коммерциализация подчинила себе не только спорт, но и физическую культуру. Вне всякого сомнения, важны создаваемые в стране условия для занятий ФК, в том числе достаточное количество доступных всему населению физкультурно-спортивных сооружений. Однако успех любого государственного дела определяют люди, то есть квалифицированные ученые, наставники, тренеры и учителя по физической культуре, увлеченные идеей восстановления здоровья нации. Человеческий потенциал обеспечения физической культуры и спорта в стране в значительной степени утрачен.

В настоящее время молодому человеку, который всерьез решил воплотить в свою жизнь одну или несколько функций физической культуры придется приложить значительные усилия и преодолеть существенные препятствия. К ним относятся:

1. экономические затраты на организацию занятий (экипировка, услуги тренера, аренда зала и т.д.).

2. проведение комплексного обследования состояния здоровья на платной основе. 

3. наличие свободного времени для регулярных занятий, что для учащейся и одновременно работающей молодежи является непростой проблемой. 

4. достаточный уровень физического развития, двигательных навыков, знаний и умений в области оздоровительных практик их грамотного использования.

5. высокий уровень личностных качеств, таких как целеустремленность, воля, организованность.

Понятно, что многие зрелые люди, а особенное молодежь, не могут «взять» высокую экономическую, социальную и психологическую планку для перехода в системно-организованное состояние развития здоровья. Закономерным итогом «ухода» ГОСУДАРСТВА ИЗ СФЕРЫ физической культуры является прогрессирующее падение общественного здоровья, начиная с 1991 года. Опросы выявили, что регулярно занимаются физической культурой в стране только 10% населения, в то время как в других развитых странах 60-80% их граждан.

Национальный спорт в такой неблагоприятной ситуации утраты массовости занятий людей ФК лишился притока талантливых детей и подростков из различных слоев населения. Думается, что «серебряный век простонародья» - притока народных талантов в искусство, науку, спорт определило их впечатляющие высокие результаты в советский период.

Доступность избранным, «элитарность» современного спорта, утрата национальных корней привели к «засилью» легионеров, деградации тренерских кадров, снижению международного престижа и результативности российского спорта. Спортивные успехи не зря считаются показателем жизнеспособности и силы духа нации. Поэтому любое общество так восторженно и ликующе встречает победы своих спортсменов и так горестно переживает поражения. Нет сомнения, что столь ожидаемое возрождение страны начнется со стремления молодежи к развитию физического, психологического и духовного потенциала во имя лучшей жизни народа, семьи и каждого человека. 

Культура межличностного общения

Общение, эффективность которого определяется развитостью коммуникативной культуры его участников, - ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органичны и непринужденно реализуется им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений и окружающей жизнью в целом, один из залогов психического, физического, социального, интеллектуального разрешения личности.

Развитие коммуникативной культуры предполагает прежде всего развитие перцептивных способностей и умений правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Ведь одни и те же жесты, слова, вполне уместные в разговоре с человеком спокойным и доброжелательным, могут вызвать нежелательную реакцию у возбужденного собеседника. Важно также уметь общаться в разных ситуациях: серьезная беседа предполагает одни требования; непринужденный разговор на отдыхе – другие; веселая беседа в гостях на празднике – третьи; с людьми различного возраста и разной меры близости (родители, знакомые, приятели, друзья) – четвертые. Важно умение сотрудничать в различных видах деятельности. Развитие коммуникативной культуры опирается на изменение ряда психических ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения. Культура общения опирается на такие особенности мышления, как открытость (умение видеть ряд решений одной и той же задачи), гибкость, нестандартность плана действий. Владение речью предполагает наличие большого запаса слов, образованность и правильность речи, точнее восприятие устного слова и точную передачу идей партнеров своими словами; умение выделять из услышанного существо дела; корректную постановку вопросов; краткость и точность формулировок ответов на вопросы партнеров, логичность построения и изложения высказывания.

Коммуникативная культура основывается на таких социальных установках, которые утверждают общение как диалог, требующий умения слушать, проявлять терпимость к идеям и недостаткам партнера, учитывать, что надо не только что-то получить самому, но и возможно больше отдать другим. Весьма значимы умения устанавливать контакты в конкретных ситуациях с желательными и необходимыми с точки зрения дела партнерами, входить в ситуации сотрудничества или общения с конкретными людьми; находить темы для разговора в разных ситуациях, выбирать адекватные способы взаимодействия в деловом и эмоциональном общении, групповом или коллективном сотрудничестве.

Развитию коммуникативной культуры бесспорно содействует разнообразная и разносторонняя физкультурно-спортивная деятельность с ее многочисленными межличностными контактами гуманистического характера.

Культура сексуального поведения.

Нет ни одной отрасли гуманитарных наук, которая бы не изучала определенные аспекты человеческой сексуальности: реальное поведение людей и характерные для них формы сексуальной активности; их установки и ценностные ориентации в отношении секса; культурный пласт, в котором осмысливается значение сексуальности и ее проявление; обряды и обычаи, соблюдаемые в сексуальном поведении; сексуальные институты (формы брака, семьи и др.), в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь.

Социокультурный подход к рассмотрению этих проблем основан на следующих принципах:

 1) сексуальное поведение и его мотивация – явление, прежде всего, социокультурные, а не биологические;

2) сексуальное поведение индивидов производно и от соционормативной культуры общества, и от их образа жизни;

3) отдельные элементы сексуальной культуры (например, нормы сексуального поведения и др.) определяется биологическим наследием человека и культурой;

4) хотя сексуальная культура разных человеческих обществ имеет общие компоненты, в целом она весьма разнообразна;

5) разные социальные группы одного и того же общества могут существенно различаться по своим установкам и поведению, иметь свою сексуальную субкультуру.

Сексуальная культура является определенным аспектом социального поведения человека, формируется эротический ритуал ухаживания. Сексуальная культура оставляет место для индивидуальных или ситуативных вариаций, содержание которых может существенно варьироваться.

Исследования показывают, что мотивация ухаживания, кульминацией которого является интимная близость, сегодня в значительной мере автономна и даже независима от матримониальных (брачных) планов. Так, при опросе 3721 студента из 18 вузов был задан вопрос «Как вы думаете, с какой целью юноша и девушка вступают сегодня в интимные отношения?» Основные мотивы (в процентах к общему числу респондентов) распределились так: взаимная любовь – 38,6%, приятное времяпрепровождение – 19,4%, стремление получить удовольствие – 16,2%, желание эмоционального взаимодействия – 11,8%, предполагаемое вступление в брак – 7,5%, любопытство -6,5%. Очевидно, что любовь занимает ведущее место, опережая гедонические (наслаждения) мотивы.

Либерализация половой морали, частая смена партнеров в сочетании с низкой сексуальной культурой порождает ряд серьезных последствий – аборты, распространение венерических заболеваний, СПИДа, рост числа разводов. Секс становится развлечением, рассматривается как сфера индивидуального самоутверждения. Девушка ищет поклонников не ради собственного удовлетворения, а ради социального престижа. Юноша сближается с девушкой не потому, что ему так хочется, а потому что так принято. Увеличилась возможность личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Но чем меньше внешних запретов, тем важнее индивидуальный самоконтроль и выше ответственность за свои решения, т.е. повышается значения морального выбора.

Возраст 17-25 лет характеризуется максимальной активностью половых гормонов. «Бомбардировка» ими мозговых эмоциональных зон вызывает бурное проявление эмоций любви, которые требуют соответствующего волевого и этического поведения, заставляют молодых людей быть более активными и целеустремленными. Сексуальные эмоции управляемы, и с помощью волевых усилий их можно, если они чрезмерны, переключить на другой вид активности – интеллектуальную, физическую, эстетическую и др. Необходимой предпосылкой гармонизации сексуальных отношений является здоровый образ жизни.

Что определяет сексуальное поведение человека? В зависимости от того, какие потребности оно удовлетворяет, интимная близость может быть средством:

·  Релаксации, разрядка полового возбуждения. Это элементарная форма сексуального удовлетворения, когда акцент делается на физиологических потребностях субъекта, а качества партнера почти безразличны;

·  Деторождения, когда эротические соображения играют ничтожную роль, зато важны социальные или природные качества партнеров;

·  Рекреации – чувственного наслаждения, выступающего как самоцель; при этом оттеняются игровые аспекты секса, разнообразие эротики, техники, психологическая близость не обязательна; сексуальное удовлетворение партнера входит в «правила игры» лишь как средство увеличения собственного удовлетворения;

·  Познания, удовлетворение полового любопытства. Это особенно для начинающих половую жизнь, обуреваемых вопросом: «А как это бывает?» У остальных вопрос конкретизируется: что представляет собой данный человек в сексуальном плане;

·  Коммуникации, когда половая близость выступает как момент психологической личностной интимности, выхода из одиночества, слияние двух в единое целое. Коммуникативная сексуальность предполагает высочайшую степень индивидуальной избирательности, это самый сложный вид отношений, куда входят все вышеперечисленные мотивы как подчиненные. Именно она подразумевается, когда говорят о половой любви;

·  Самоутверждения, когда на первый план выступает потребность индивида проверить или доказать себе и другим, что он может привлекать, нравиться, сексуально удовлетворять;

·  Достижения каких-то вне сексуальных целей, например материальных выгод (брак по расчету) или повышения своего социально-психологического статуса и престижа в глазах окружающих. Так, близость с красивой женщиной увеличивает престиж мужчины, а наличие поклонников повышает статус женщины. В любом случае здесь преобладает ориентация на какие-то безличные социальные ценности и мнение окружающих;

·  Поддержания определенного ритуала или привычки. Например, супружеские поцелуи часто не имеют эротического смысла, но подчеркивают устойчивость, стабильность существующих отношений;

·  Компенсации, замены каких-то других, недостающих форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Так, донжуанизм часто служит компенсацией бедности эмоциональной жизни, при которой человек не способен строить длительные отношения с партнершей и вынужден заменять качество количеством связей. Типичная черта этой сексуальности – ее вынужденный характер и постоянная неудовлетворенность субъекта ее результатами. Длится такой процесс самоутверждения в среднем около пяти лет и проходит, как правило, к 30 годам.

Множественность мотивационных схем сексуального поведения подчеркивает его сложность. Каждый из мотивационных синдромов относительно автономен и может полностью не осознаваться. В ходе развития психосексуального контакта (и тем более длительного межличностного общения) один мотив может перерасти в другой, изменяя тем самым природу этого отношения как целого (например, флирт превращается в серьезное увлечение).

На основе исследований Д.А.Ли различает шесть стилей любви:

1. Страстная любовь-увлечение, стремящаяся к полному физическому обладанию партнером;

2. Гедонистическая любовь-игра, не отличающаяся глубиной  чувств и сравнительно легко допускающая возможность измены;

3. Спокойная, теплая и нежная любовь-дружба;

4. Рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету;

5. Иррациональная любовь-одержимость, для которой типичная неуверенность и зависимость от объекта влечения;

6. Бескорыстная любовь-самоотдача, синтез первого и третьего стиля.

В исследованиях Г.Айзенка установлена тесная зависимость стиля половой жизни от типа личности. Выделено четыре главных типа людей, различающихся характером сексуальных чувств и поведений:

1. Индивиды со слабым половым влечением (либидо), но вполне удовлетворенных сексуальной жизнью. Это устойчивые интроверты (люди, обращенные внутрь себя, замкнутые, необщительные);

2. Устойчивые экстраверты (люди, обращенные вовне себя, очень общительные, открытые), сочетающие высокое либидо с высокой удовлетворенностью, но не слишком стабильной сексуальной жизнью;

3. Неустойчивые интроверты, у которых слабое либидо сочетается с сильными тормозами, чувством вины, коммуникативными трудностями, результатом чего является их сексуальная неудовлетворенность;

4. Люди с сильным либидо и одновременно сочетающие высокий невротизм с сильной экстраверсией. Они не только сами испытывают сексуальную неудовлетворенность, но и представляют опасность для окружающих в сексуальном отношении.

Определенно, что экстраверты активнее устанавливают контакт с лицами противоположного пола, проявляют больше любви к партнерам, их эмоциональная открытость благоприятствует сексуальной возбудимости. Женщины этого типа чаще имеют сексуальные отношения и испытывают сексуальную удовлетворенность. У интровертов привязанность к партнерам более противоречива, окрашена в тревожную неуверенность, они ниже оценивают интимность своих сексуальных отношений. Для их поведения в учебных коллективах типичны застенчивость и сдержанность, которые в сексуальных отношениях с любимым нередко исчезают.

Организация режима питания

Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон рационального питания – равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть, если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон сбалансированного питания – соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеванию и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Промежутки между приемами пищи не должны быть слишком большими (не более 5-6 ч.). Вредно принимать пищу только 2 раза в день, но чрезмерными порциями, т.к. это создает слишком большую нагрузку для кровообращения. Здоровому человеку лучше питаться 3-4 раза в сутки. При трёхразовом питании самым сытным должен быть обед, а самым легким - ужин.

Вредно во время еды читать, решать сложные и ответственные задачи. Нельзя торопиться, есть, обжигаясь горячей пищей, глотать большие куски пищи, не пережевывая. Плохо влияет на организм систематическая еда всухомятку, без горячих блюд. Необходимо соблюдать правила личной гигиены и санитарии. Человеку, пренебрегающему режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь желудка и др. Тщательное пережевывание, измельчение пищи в известной мере предохраняет слизистую оболочку пищеварительных органов от механических повреждений, царапин и, кроме того, способствует быстрому проникновению соков вглубь пищевой массы. Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости.

Не каждый из нас знает, что нужно научиться культуре разумного потребления, воздерживаться от соблазна взять еще кусочек вкусного продукта, дающего лишние калории, или вносящего дисбаланс. Ведь любое отклонение от законов рационального питания приводит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для поддержания физиологических функций организма - сохранения постоянной температуры тела. Установлено, что у здорового человека среднего возраста при нормальной массе тела расходуется 7 килокалорий в час на каждый килограмм массы тела.

Двигательная активность

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Полезно ходить по лестнице, не пользуясь лифтом. По утверждению американских врачей каждая ступенька дарит человеку 4 секунды жизни. 70 ступенек сжигают 28 калорий.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т.д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов, 5-7 км (максимум 10 км).

Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

- учащихся колледжей и средних учебных заведений – 10-14 часов в сутки;

- студентов – 14 часов;

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Здоровье и окружающая среда

Здоровье зависит и от климатических условий:

- на основе большого статистического материала биометеорология (наука, занимающаяся изучением зависимости самочувствия от погоды) разрабатывающая своеобразный «календарь» болезней, характерных для средних географических широт Северного полушария. Так, зимой грипп и простудные заболевания встречаются чаще, чем летом. Если зима сухая, болеют меньше, если зимой наблюдаются резкие колебания температуры, то сила воздействия факторов возрастает. Воспаление легких чаще болеют в январе, пик язвенных кровотечений приходится на февраль, обострение ревматизма – на апрель.

- «сезонно» работают эндокринные железы: зимой основной обмен понижен из-за ослабления их деятельности; весной и осенью – повышен, что определяет неустойчивость настроения. В районах с континентальным климатом, отличающихся ярко выраженной разницей сезонных погодных изменений (Сибирь), февраль и март – неприятные месяцы для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. А в климатических зонах, близких к субтропическим, наибольшее число сердечных приступов приходится на август – самый влажный и жаркий месяц. Ветер также влияет на самочувствие. Южный ветер вызывает жалобы на необъяснимую тоску, нервозность, мигрень, бессонница, особенно плохо чувствуют себя сердечники. Северный ветер обостряет невралгии, способствует простудам.

- на самочувствие сказывается и изменение электромагнитного поля. В магнитоактивные дни обостряются сердечно-сосудистые заболевания, усиливаются нервные расстройства, повышаются раздражительность, утомляемость, ухудшается сон. Роль возмутителя спокойствия играет погода либо очень жаркая с повышенной сухостью либо, наоборот, влажная, «душная». Например, «гипоксическая» погода наступает, когда во внешней среде понижается содержание кислорода, что сопровождается теплой воздушной массы повышенной влажности. Для «спастической» погоды характерно повышение давления в атмосфере, усиливающийся ветер, похолодание из-за прохождения холодного атмосферного фронта. Это ухудшает общее самочувствие, особенно у тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.

- наиболее чувствительный индикатор влияния погоды на самочувствие – атмосферное электричество. Всплески солнечной активности разогревают внешние слои атмосферы Земли, меняют их плотность и химический состав, мощные потоки заряженных частиц и излучений вторгаются в атмосферу и «взбаламучивают» всю воздушную оболочку. От этого меняются погода и реакция человека на нее.

По мнению климатологов, 90% населения планеты – метеопаты т.е. люди, которые реагируют на капризы погоды и страдают от ее внезапных изменений.

Чрезвычайно важен при оценке здоровья психогигиенический аспект, определяющий способность человека к целостному, интегрированному поведению, направленному на удовлетворение собственных потребностей, с конструктивным учетом закономерных требований социальной среды и не сопровождающемуся неразрешимыми внутренними конфликтами. Способность к такому поведению исключает психоз, а учет требований социальной среды – психопатические формы поведения.

Физическое и психическое здоровье необходимо рассматривать в динамике как процесс, изменяющийся на протяжении жизни человека. Оно во многом зависит от физиологических возрастных циклов. Способность организма к сопротивлению воздействиям вредных факторов определяется генетическими особенностями адаптивных механизмов и характером их изменений. Согласно современным представлениям, большую роль (примерно на 50%) играет период раннего развития (до 5-8 лет). Сформировавшаяся на этом этапе потенциальная способность к сопротивлению вредным факторам реализуется и постоянно тренируется. Но это лишь задатки, которые могут развиваться или быть подавленными.

Немаловажное влияние оказ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.064 с.)