Ангиология. Сердечно-сосудистая система: сердце, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ангиология. Сердечно-сосудистая система: сердце,



ГБОУ ВПО Тверская ГМА

Минздрава России

Кафедра анатомии

Дисциплина «Анатомия и физиология человека»

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕКУЩИМ, РУБЕЖНЫМ ЗАНЯТИЯМ И ЭКЗАМЕНУ ПО МОДУЛЮ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

для студентов I курса, обучающихся по специальности

«Стоматология профилактическая»

 

 

Тверь - 2012

Составители:  член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор Баженов Д.В.,

                     к.м.н., доцент Калиниченко В.М.,

                     к.м.н., доцент Лаврентьева Т.П.,

                     к.м.н., доцент Блинова Н.В.,

                     к.м.н., доцент Медведева А.А.,

                     кандидат медицинских наук Смирнова Л.А.,

                     ассистент Шабанова И.Н.

 

Рецензенты: кандидат медицинских наук,

                    доцент кафедры топографической

                    анатомии и оперативной хирурги                        Лаврентьев П.А.

 

 

                    кандидат медицинских наук,

                    ассистент кафедры детской

                    стоматологии и ортодонтии

                    с курсом детской стоматологии ФПДО              Соколова Л.Н.

                       

        

        

Учебно-методическое пособие утверждено на заседании ЦКМС­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

  (протокол №____   от _______ 2012 г.)

 

Ситуационные задачи для подготовки к текущим, рубежным занятиям и экзамену по модулю «Анатомия человека» для студентов I курса, обучающихся по специальности «Стоматология профилактическая» [текст] – Тверь – 2012 - 33 стр.

 

 

                                                              © ГБОУ ВПО Тверская ГМА

                                                                     Минздрава России, 2012

                                                                 

 

                                                                 © Кафедра анатомии, 2012

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Целью освоения модуля «Анатомия человека» является приобретение каждым обучающимся знаний по анатомии органов и тканей че­ловеческого тела в целом, углублённых знаний по анатомии органов полости рта, челюстно-лицевой области головы с учётом требований практической медицины.

Экзамен по анатомии подводит итог обучения студентов и должен оценить знания и умения, приобретенные ими на лекциях, практических занятиях, при самоподготовке. Предъявляемые на экзамене требования и критерии оценок обеспечивают объективную проверку знаний предмета, понимания студентами анатомических структур, умения грамотно и быстро ориентироваться в деталях строения тела человека.

Итоговый контроль проводится в форме трёхэтапного кур­сового экзамена в конце первого года обучения и включает: проверку практических навыков; письменный тестовый кон­троль и устное собеседование по ситуационным задачам.

Критерии оценок решения ситуационных задач

- оценка «отлично»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода её решения подробное, последовательное, грамотное, с теоретическими обоснованиями (в т.ч. из лекционного курса), с необходимым схематическими изображениями и демонстрациями на анатомических препаратах, с правильным и свободным владением анатомической терминологией; ответы на дополнительные вопросы верные, чёткие.

- оценка «хорошо»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода её решения подробное, но недостаточно логичное, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании (в т.ч. из лекционного материала), в схематических изображениях и демонстрациях на анатомических препаратах, с единичными ошибками в использовании анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы верные, но недостаточно чёткие.

- оценка «удовлетворительно»: ответ на вопрос задачи дан правильный. Объяснение хода её решения недостаточно полное, непоследовательное, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием (в т.ч. лекционным материалом), со значительными затруднениями и ошибками в схематических изображениях, демонстрациях на анатомических препаратах, в использовании анатомических терминов; ответы на дополнительные вопросы недостаточно чёткие, с ошибками в деталях.

- оценка «неудовлетворительно»:       ответ на вопрос задачи дан неправильный. Объяснение хода её решения дано неполное, непоследовательное, с грубыми ошибками, без теоретического обоснования (в т.ч. лекционным материалом); ответы на дополнительные вопросы неправильные (отсутствуют).

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………………………………………………………..3

Общие вопросы………………………………………………………5

Кости; система скелета. Артрология……………………………...6

Череп; соединения костей черепа………………………………… 8

Мышцы; мышечная система……………………………………...13

Спланхнология. Пищеварительная система…………………….15

Спланхнология. Дыхательная система…………………………..20

Спланхнология. Мочевая и половые системы…………………. 22

Задача 1.

Определяя химический состав эмали зуба человека с исследовательскими целями, выявили, что количественное соотношение составляющих её элементов типично для живого взрослого организма.

Вопрос: Каково процентное содержание воды, минеральных и органических веществ в эмали зуба?

    Ответ: По химическому составу в эмаль входят 95% неорганических веществ, основу которых составляют соли кальция, 1,5% органических веществ и 3,5% воды в свободном и связанном с кристаллами и органическими веществами состоянии.

    Собеседование по задаче: Предмет и содержание анатомии. Её место в ряду биологических наук и значение для медицины.

 

Задача 2.

Показывая на лекции ребро, подвергшееся специальной обработке кислотой, лектор продемонстрирован её гибкость, завязав эту кость в узел.

Вопрос: Какие вещества, входящие в состав кости, обеспечивают её упругость и эластичность?

    Ответ: В живом организме в составе кости взрослого человека присутствует 50% воды, 28% органических и 22% неорганических веществ. Значительную упругость и эластичность костей обеспечивают органические вещества.

    Собеседование по задаче: Предмет и содержание анатомии. Методы исследования в анатомии.

 

Задача 3.

Пациент жалуется на сухость в полости рта и в связи с этим затруднение при глотании пищи.

Вопрос: С нарушением функции, каких органов связано это состояние полости рта?

    Ответ: Отсутствие слюноотделения связано с нарушением функции слюнных желёз.

    Собеседование по задаче: Общий план строения в пищеварительной системе: полые органы (строение стенки); паренхиматозные органы (на примере строения дольки печени).

Задача 4.

При изучении анатомии органов полости рта студенты познакомились с термином жевательно - речевой аппарат.

Вопрос: Какие органы относятся к жевательно - речевому аппарату?

    Ответ: 1) лицевой скелет; 2) височно-нижнечелюстной сустав; 3) жевательные мышцы; 5) органы полости рта: губы, щёки, зубы, нёбо, язык, слюнные железы.

    Собеседование по задаче: Виды тканей, функция. Орган, система органов, аппарат органов (приведите примеры).

 

Задача 5.

Ткань обладает такими функциональными особенностями, как возбудимость, проводимость и сократимость.

Вопрос: Как называется эта ткань?

    Ответ: Мышечная ткань.

    Собеседование по задаче: Мышечная ткань. Классификация мышц. Сила и работа мышц. Вспомогательный аппарат мышц.

 

Задача 6.

Многие движения человека имеют рефлекторный характер.

Вопрос: Назовите месторасположение первого чувствительного нейрона рефлекторной дуги?

    Ответ: Чувствительный нейрон располагается в спинномозговом узле заднего корешка спинного мозга или в узле черепного нерва.

    Собеседование по задаче: Нервная ткань. Нейрон как структурно –функциональная единица нервной системы (тело, отростки: строение, классификации). Нейроглия: её строение, функция. Строение простой и сложной рефлекторных дуг.

 

Задача 7.

После травматического повреждения головы (удар) среди прочих изменений определили нарушение целостности компактного вещества теменной кости, наличие острых отломков его внутренней пластинки, которые могут повредить твёрдую оболочку головного мозга.

Вопрос: Как называется губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества костей свода черепа?

    Ответ: Губчатое вещество, расположенное между двумя пластинками компактного вещества называется диплоэ.

    Собеседование по задаче: Кость как орган (на примере костей черепа): особенности строения компактного и губчатого вещества кости, химический состав костей, надкостница. Структурно единица костной ткани – остеон. Классификация костей.

 

Задача 1.

При изучении соединения костей были обнаружены следующие элементы строения: суставные поверхности, покрытые суставным хрящом; суставная капсула; суставная полость, заполненная синовиальной жидкостью.

Вопрос: Как называется данное соединение костей?

    Ответ: Это соединение называется «диартроз» - прерывное соединение, сустав.

    Собеседование по задаче: Прерывные соединения костей (диартрозы, суставы); классификация суставов по форме суставных поверхностей и функции).

 

Задача 2.

У больного диагностирован вывих височно-нижнечелюстного сустава.

Вопрос: Какие структуры сустава при такой травме могут подвергнуться повреждению?

    Ответ: При вывихе височно-нижнечелюстного сустава могут подвергнуться повреждению внесуставные, внутрисуставные связки и внутрисуставной диск.

Собеседование по задаче: Строение сустава, вспомогательный аппарат сустава, классификация суставов по сложности устройства.

        

Задача 3.

При изучении черепа взрослого человека выявлено наличие хряща между пирамидой височной кости и соседними костями – клиновидной и затылочной.

Вопрос: Как называется этот хрящ?

    Ответ: Данный хрящ называется синхондроз рваного отверстия.

    Собеседование по задаче: Непрерывные соединения костей – синартрозы (примеры на соединениях костей черепа).

Задача 4.

В травматологическую клинику обратился больной с травмой грудной клетки.

Вопрос: Какие кости образуют грудную клетку?

    Ответ: Грудную клетку образуют 12 пар рёбер, грудина, 12 грудных позвонков.

    Собеседование по задаче: Грудная клетка, кости ее образующие, соединения, функции.

 

Задача 5.

Позвоночный столб имеет приспособления, которые смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках, беге, предохраняя от повреждения спинной и головной мозг.

Вопрос: Какие приспособления выделяют в позвоночном столбе, которые предохраняют от повреждений спинной и головной мозг при ходьбе, беге, прыжках?

    Ответ: От повреждений предохраняют: изгибы позвоночного столба: лордоз и кифоз; межпозвоночные диски.

    Собеседование по задаче: Позвоночный столб, кости его образующие, изгибы позвоночного столба, соединения, функции.

Задача 6.

Вследствие ограничения подвижности суставов, соединяющих позвоночный столб и череп, пациент не может произвести кивательные движения.

Вопрос: В каких суставах происходят кивательные движения головы?

    Ответ: Кивательные движения осуществляются в атлантозатылочном суставе, который является двухосным, мыщелковым, комбинированным суставом.

  Собеседование по задаче: Функциональные особенности строения шейных позвонков и их соединений.

 

Задача 1.

На внутренней поверхности костей мозгового черепа имеются вдавления, возвышения и разветвлённые борозды.

Вопрос: Вследствие чего они возникают?

    Ответ: Вдавления, возвышения соответствуют извилинам и бороздам головного мозга. Борозды соответствуют сосудам и синусам твёрдой мозговой оболочки головного мозга.

    Собеседование по задаче: Кости лицевого и мозгового черепа. Околоносовые пазухи костей черепа. Верхнечелюстная пазуха (стенки, соединения с полостью носа).

 

Задача 2.

При рассмотрении внутреннего строения костей черепа студент утверждает, что все кости черепа имеют диплоэ.

Вопрос: Правильно ли такое утверждение?

    Ответ: Такое утверждение неправильно. Диплоэ имеют кости свода черепа.

    Собеседование по задаче: Анатомо-функциональные особенности строения костей мозгового и лицевого черепа.

Задача 3.

У пациента вследствие травмы черепа возникло кровотечение из наружного слухового прохода.

Вопрос: Какой из каналов височной кости оказался повреждённым?

    Ответ: При травме повреждённым оказался канал сонной артерии.

    Собеседование по задаче: Височная кость (строение, части, каналы и отверстия, их содержимое).

 

Задача 4.

Пациенту, обратившемуся к врачу с жалобами на головную боль, был поставлен диагноз острый гайморит.

Вопрос: Какая воздухоносная пазуха оказалась поражённой (больной)?

    Ответ: Оказалась поражённой верхнечелюстная пазуха (Гайморова пазуха).

    Собеседование по задаче: Воздухоносные пазухи костей черепа, их сообщения с полостью носа, функция.

 

Задача 5.

При профилактическом обследовании ребёнка 2,5 лет в области соединения лобных костей с теменными костями обнаружена перепонка размером 1*1,5 см.

Вопрос: Как называется это соединение?

    Ответ: Это соединение называется лобный родничок.

    Собеседование по задаче: Особенности строения черепа новорождённых.

 

Задача 6.

Больной жалуется на изменение формы носа и затруднение носового дыхания после травмы. При осмотре обнаружен перелом спинки носа и перегородки.

Вопрос: Какие кости образуют спинку носа?

    Ответ: В образовании спинки носа принимают участие носовые и верхнечелюстные кости.

    Собеседование по задаче: Полость носа (стенки, носовые ходы), сообщения с околоносовыми пазухами.

Задача 7.

Крыловидно-нёбная ямка черепа сообщается со средней черепной ямкой через отверстие.

Вопрос: Какое отверстие сообщает крыловидно-нёбную ямку со средней черепной ямкой?

    Ответ: Крыловидно-нёбная ямка сообщается со средней черепной ямкой круглое отверстие.

    Собеседование по задаче: Крыловидно-нёбная ямка (стенки, отверстия, сообщающие её с другими ямками). Основные сосуды и нервы, находящиеся в крыловидно-нёбной ямке.

Задача 8.

Одна из костей черепа имеет венечные и мыщелковые отростки.

Вопрос: Какая кость лицевого черепа имеет венечные и мыщелковые отростки?

    Ответ: Нижняя челюсть.

    Собеседование по задаче: Нижняя челюсть (части, основные отверстия, каналы и другие образования кости). Основные сосуды, нервы, проходящие в нижнечелюстном канале.

Задача 9.

Мыщелковые отростки нижней челюсти принимает участие в образовании суставов.

Вопрос: Какие по форме суставных поверхностей данные суставы?

    Ответ: По форме суставных поверхностей и количеству осей височно-нижнечелюстные суставы мыщелковые и двуосные.

    Собеседование по задаче: Височно-нижнечелюстной сустав: строение (кости, капсула, связки: внесуставные и внутрисуставные); биомеханика; функция; мышцы, приводящие в движение сустав.

Задача 10.

К внутренней поверхности черепа прилежит головной мозг. Соответственно долям мозга образуются черепные ямки.

Вопрос: Какие ямки выделяем на внутреннем основании черепа?

    Ответ: На внутреннем основании черепа выделяем переднюю, среднюю, заднюю черепную ямки.

    Собеседование по задаче: Внутреннее основание черепа (ямки, кости образующие их, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия.

 

Задача 11.

Нёбные отростки верхней челюсти принимают участие в костном образовании на наружном основании черепа.

Вопрос: Как называется это костное образование черепа?

    Ответ: На наружном основании черепа находится костное нёбо.    Собеседование по задаче: Наружное основание черепа (кости его образующие, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия.

 

Задача 12.

Носовая полость сообщается с глазницами с помощью каналов.

Вопрос: Как называются каналы, которые сообщают полость носа с глазницами?

    Ответ: Правый и левый носослёзные каналы.

    Собеседование по задаче: Глазница (стенки, кости их образующие, отверстия, каналы). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия, сообщения с другими полостями черепа. Содержимое глазниц.

Задача 13.

Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие.

Вопрос: Какие кости черепа ограничивают рваное отверстие?

    Ответ: Рваное отверстие ограничивают: пирамида височной кости, большое крыло крыловидной кости и базилярная часть затылочной кости.

    Собеседование по задаче: Наружное основание черепа (кости его образующие, отверстия, каналы, борозды, ямки). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы, отверстия.

 

Задача 14.

Воспалительный процесс из глазницы при отсутствии соответствующего лечения может стать причиной воспаления содержимого крыловидно-нёбной и подвисочной ямок.

Вопрос: С помощью каких образований сообщаются полости глазниц, крыловидно-нёбная и подвисочная ямки?

    Ответ: Полости глазницы, крыловидно-нёбная и подвисочная ямки сообщаются с помощью правой и левой верхней глазничной щели.

    Собеседование по задаче: Височная и подвисочная ямки: их расположение в черепе, стенки (кости, их образующие). Основные сосуды и нервы, проходящие через каналы и отверстия. Сообщение с другими топографо-анатомическими образованиями черепа.

Задача 15.

Выраженные искривления носовой перегородки вызывают значительные неудобства (нарушения дыхания и др.), часто требующие хирургического вмешательства. Для этого необходимы знания строения перегородки полости носа. 

Вопрос: Перечислите кости, которые принимают участие в образовании перегородки полости носа?

    Ответ: В образовании перегородки полости носа принимают участие следующие кости черепа: перпендикулярная пластинка решётчатой кости и сошник. 

Собеседование по задаче: Полость носа (стенки, кости их образующие, отверстия, носовые раковины и ходы). Сообщение полости носа с околоносовыми (придаточными, воздухоносными) пазухами. Функции околоносовых пазух.

Задача 16.

При удалении верхнего первого малого коренного зуба врач отметил, что из лунки вытекает кровь, содержащая пузырьки воздуха (кровь «пенится»).

Вопрос: Из какой околоносовой пазухи может попасть воздух в лунку верхнего первого премоляра?

    Ответ: Воздух в лунку верхнего первого премоляра может попасть из верхнечелюстной пазухи.

    Собеседование по задаче: Околоносовые пазухи, их сообщения с носовыми ходами. Верхнечелюстная пазуха (стенки, кости их образующие). Отношение её нижней стенки с верхушками корней зубов верхней челюсти.

Задача 17.

На практическом занятии студенты обратили внимание на наличие аномалий развития демонстрируемого скелета: сращение I шейного позвонка (атлант) с черепом, которого не должно быть в норме.

Вопрос: Как называется соединение I шейного позвонка (атланта) с черепом?

    Ответ: Данное соединение I шейного позвонка (атланта) с черепом называется атлантозатылочный сустав.

    Собеседование по задаче: Затылочный сустав (атлантозатылочный сустав, срединный и латеральные атлантоосевые суставы): строение; биомеханика; мышцы, приводящие его в движение; кровоснабжение мышц; иннервация мышц.

 

Задача 18.

У больного диагностирован вывих височно-нижнечелюстного сустава

Вопрос: Какие структуры сустава при этом могут подвергнуться повреждению?

    Ответ: При вывихе височно-нижнечелюстного сустава повреждены могут быть: внутрисуставной диск; внесуставные и внутрисуставные связки данного сустава.

    Собеседование по задаче: Височно-нижнечелюстной сустав: строение (кости, капсула, связки); биомеханика; функция; мышцы, приводящие в движение сустав; их кровоснабжение и иннервация.

 

Задача 19.

Травматическое повреждение головы затронуло область большого крыла клиновидной кости с нарушением целостности сосудов и нервов, проходящих через его отверстия.

Вопрос: Какие отверстия выделяем на большом крыле клиновидной кости?

    Ответ: На большом крыле клиновидной кости выделяем круглое, овальное и остистое отверстия.

    Собеседование по задаче: Клиновидная кость: части, поверхности, строение (отверстии, борозды, ямки). Клиновидная пазуха (стенки, кости их образующие).

 

Задача 20.

При переломе верхних отделов передней поверхности тела верхней челюсти в зоне расположенного здесь отверстия возможно повреждение проходящих через него сосудов и нервов.

Вопрос: Какое отверстие находится в верхних отделах передней поверхности тела верхней челюсти?

    Ответ: На передней поверхности тела верхней челюсти находится подглазничное отверстие.

    Собеседование по задаче: Верхняя челюсть: части, поверхности, элементы строения (отверстия, борозды, каналы и их содержимое). Особенности строения альвеолярного отростка верхней челюсти (толщина стенок альвеол; взаимоотношения дна альвеол с нижними стенками полости носа и верхнечелюстной пазухи).

Задача 21.

При судебно-медицинском исследовании трупа отмечено наличие перелома затылочной кости по наивысшей выйной линии.

Вопрос: Какая часть мозгового черепа повреждается при данном переломе: свод или основание?

    Ответ: При переломе затылочной кости по наивысшей выйной линии повреждаются кости свода черепа.

    Собеседование по задаче: Череп в целом. Мозговой и лицевой отделы (кости, их образующие). Мозговой череп: свод и основание. Ямки черепа (передняя, средняя и задняя), отверстия внутреннего основания черепа. 

 

Задача 22.

На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание студентов на индивидуальную особенность в строении черепа взрослого человека. Она касалась устройства срединного шва костного нёба.

Вопрос: Как называется костный выступ в области срединного шва костного нёба?

    Ответ: Костный выступ в данной области костного нёба называется костным валиком (торусом).

    Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

 

Мышцы; мышечная система.

Задача 1.

При изучении мышц шеи выявлено наличие в этой области мышц, имеющих два брюшка, соединённых промежуточным сухожилием.

Вопрос: Как называется данные мышцы?

    Ответ: В области шеи выявлены двубрюшная мышца и лопаточно-подъязычная мышца.

Собеседование по задаче: Мышца как орган: классификация, вспомогательные аппараты мышц (фасции, фиброзные и костно-фиброзные влагалища, слизистые сумки, мышечные блоки и сесамовидные кости). Сила мышц; анатомический и физиологический поперечники; понятие мышц - антагонистов и синергистов. Работа мышц (преодолевающая, уступающая и удерживающая; динамическая и статическая).

 

Задача 2.

  Врезультате кровоизлияния в мозг и развития паралича (отсутствие сокращения мышц) некоторых жевательных мышц у пострадавшего были отмечены нарушения функций височно-нижнечелюстного сустава.

Вопрос:   Какие из жевательных мышц выдвигают нижнюю челюсть вперед?

Ответ: Собственно жевательные мышцы, латеральные крыловидные мышцы.

Собеседование по задаче: Связь структуры и функции в мышечной системе (на примере мышц головы и шеи).

Задача 3.

 Пациент обратился к врачу с жалобой на изменение выражения лица. При осмотре лица отмечается, что с левой стороны не закрывается глаз, отсутствует мигание.

Вопрос:    Функция какой мышцы нарушена?

Ответ:  Нарушена функция круговой мышцы глаза.

Собеседование по задаче: Лицевые (мимические) мышцы (мышцы окружающие глазную щель и носовые отверстия): особенности развития, строение, топография, функции; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 4.

 При обследовании больного с поражением лицевого нерва было выявлено нарушение некоторых функций мимических мышц, а именно больной не мог вытягивать губы вперед.

Вопрос:   Функция какой мышцы нарушена в данном случае?

Ответ:  нарушена функция круговой мышцы рта.

Собеседование по задаче: Лицевые (мимические) мышцы (мышцы окружающие ротовую щель): особенности развития, строение, топография, функции; их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 5.  

Зубы у пациента крепко сжаты, он не может открыть рот вследствие воспалительного процесса. 

Вопрос:   Какие мышцы вовлечены в этот процесс?

Ответ: жевательные мышцы (височные, собственно жевательные, медиальные крыловидные) поднимают нижнюю челюсть, сжимают зубы.     

Собеседование по задаче: Жевательные мышцы: развитие, строение, топография, функции. Их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 6.

Пациент обратился с жалобами на выпячивание в области пупочного кольца, была диагностирована пупочная грыжа.

Вопрос: Какие структуры передней стенки живота относятся к слабым местам?

    Ответ: К слабым местам передней брюшной стенки относятся: белая линия живота, пупочное кольцо, паховый канал.

Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

Задача 7.

У пациента отсутствует функция сгибания нижней конечности в тазобедренном суставе.

Вопрос: Какая мышца не функционирует при данной патологии?

    Ответ: У пациента отсутствует функция четырёхглавой мышцы бедра.

Собеседование по задаче: Костное (твёрдое) нёбо: кости его образующие и их соединения. Рельеф твёрдого нёба, отверстия каналы и их содержимое.

 

Спланхнология. Пищеварительная система.

 

Задача 1.                

При обследовании новорожденного было обнаружено наличие расщелины верхней губы справа от срединной линии.

Вопрос:   Как называется эта аномалия развития и чем она обусловлена?

Ответ: эта аномалия развития носит название односторонней расщелины верхней губы с правой стороны и возникает вследствие нарушения процессов развития лица.

Собеседование по задаче: Преддверие рта, его стенки: губы (внешние границы верхней и нижней губ; их послойное строение); щеки (внешние границы щеки и её послойное строение). Строение слизистой  оболочки преддверия рта, железы, своды, уздечки.  Десна, строение её альвеолярной и краевой частей. Межзубной сосочек. Десневая борозда.

 

Задача 2.

При операции по поводу устранения расщелины мягкого нёба хирургом были выделены мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу и вплетающиеся в нёбный апоневроз и края расщелины.

    Вопрос:   Назовите эти мышцы.

Ответ: мышцы, подходящие сверху к мягкому нёбу носят название: «мышца, поднимающая нёбную занавеску» и «мышца, напрягающая нёбную занавеску».

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Твердое небо. Рельеф слизистой оболочки твердого неба. Характер и расположение подслизистого слоя в различных отделах твердого неба. Мягкое небо: строение, мышцы. Их начало, прикрепление, функции, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 3.

К врачу-логопеду обратились родители с ребёнком, у которого было нарушено произношение некоторых звуков. При осмотре полости рта ребёнка было отмечено укорочение уздечки языка.

Вопрос:   Где она располагается, и что её образует?

Ответ: Уздечка языка образуется складкой слизистой оболочки, идущей с нижней поверхности языка к дну полости рта и делящей его на две симметричные половины.

Собеседование по задаче: Собственно полость рта, её стенки. Дно полости рта. Мышцы, его образующие. Рельеф слизистой оболочки дна полости рта. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток дна полости рта.

 

Задача 4.  

В ЛОР - отделение обратился больной с жалобами на боли в горле. При осмотре была обнаружена увеличенная и воспалённая нёбная миндалина.

Вопрос:   Назовите ямку, в которой располагается данная миндалина и её границы.

Ответ: Нёбная миндалина располагается в миндаликовой ямке, ограниченной нёбно-язычной и нёбно-глоточной дужками соответствующей стороны.

Собеседование по задаче: Зев и его границы, перешеек зева, миндалины, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 5.

 При лечении пациента для удаления слюны из полости рта стоматолог помещает ватный тампон в полость рта, под язык, чтобы закрыть устья выводных протоков слюнных желёз.

Вопрос:   Назовите эти железы и где открываются протоки названных вами желёз?

Ответ: Под языком на подъязычных сосочках открываются устья протоков поднижнечелюстных и большого протока подъязычных слюнных желез.

Собеседование по задаче: Подъязычная и поднижнечелюстная слюнные железы: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 6.

 К врачу обратился больной с болями в околоушной области, усиливающимися при жевании, глотании и приёме пищи. При обследовании выявлено увеличение околоушной слюнной железы.

Вопрос:   Где открывается проток данной железы?

Ответ: Проток околоушной слюнной железы открывается в преддверие полости рта на слизистой оболочке щеки на уровне верхнего второго большого коренного зуба.

Собеседование по задаче: Околоушная слюнная железа: топография, строение, кровоснабжение, иннервация, лимфоотток.

 

Задача 7.  

При осмотре больного врач отметил нарушение подвижности языка вперёд, что связано с нарушением функции одной из пар его скелетных мышц.

Вопрос:    Назовите данную мышцу.

Ответ: Мышцы, которые выдвигают язык вперёд, называются правой и левой подбородочно-язычными.

Собеседование по задаче: Язык: внешнее строение, мышцы языка и их функции. Кровоснабжение, иннервация, лимфоотток языка.

 

II I I II
II I I II

Задача 8.

 У Ребенка при осмотре полости рта определена следующая формула зубов                    

Вопрос:    Какой возраст ребёнка?

Ответ: 1 год.

Собеседование по задаче: Развитие зубов. Сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

 

Задача 9. На прием к стоматологу пришел ребенок 7 лет. По показаниям удален молочный верхний медиальный резец. При осмотре удаленного зуба обнаружено отсутствие корня.

Вопрос:    По какой причине отсутствует корень: а) врач сломал корень и он остался в лунке; б) корень молочного зуба рассосался?

Ответ: Корень молочного верхнего медиального резца в 7 лет рассасывается, так как в этом возрасте начинает прорезываться постоянный верхний медиальный резец.

Собеседование по задаче: Ткани зуба, их строение.

 

Задача 10. Больной жалуется на кровоточивость десен. При осмотре обнаружена гиперемированная (красная) и отечная десна.

Вопрос:    Какая часть зубного органа повреждена?

Ответ: Поврежден пародонт.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части; строение периодонта и пародонта, их кровоснабжение и иннервация.

 

Задача 11. При осмотре зубных рядов пациента 60 лет отмечено увеличение клинической коронки нижних резцов.

Вопрос:    Что называется клинической коронкой?

Ответ: Клинической коронкой называют часть зуба, выступающую в полость рта над десной.

Собеседование по задаче: Зубной орган, его части, строение зуба (части, поверхности). Кровоснабжение и иннервация зубов.

 

 

Задача 12. Ребенок имеет следующую зубную формулу.

6 V IV III II I I II III IV V 6
6 V IV III II I I II III IV V 6

 

Вопрос:    Какой возраст  ребенка?

Ответ: Ребёнку 6-7 лет.

Собеседование по задаче: Зубные формулы. Признаки зубов.

 

Задача 13.

Зуб имеет долотообразной формы коронку. Корень одиночный, конусовидный, сдавлен в мезио-дистальном направлении.

Вопрос:    К какому зубному ряду и группе принадлежит зуб?

Ответ: Зуб принадлежит к нижним резцам.

Собеседование по задаче: Резцы и клыки. Характеристика коронки, корня и полости каждого зуба, их кровоснабжение, иннервация и лимфоотток.

 

Задача 14.

У пациента удалён четвёртый верхний зуб.

  Вопрос:    К какой группе зубов он относится, и какова форма корня этого зуба?

Ответ: Четвёртый верхний зуб относится к группе малых коренных зубов (премоляров). Корень четвёртого верхнего зуба имеет конусовидную форму, сдавлен в мезио - дистальном направлении и часто разделён на два (раздвоен).

Собеседование по задаче: Малые коренные зубы. Характерис



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.295 с.)