Тема: Общее понятие о памяти: физиологическая основа памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Общее понятие о памяти: физиологическая основа памяти.



? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Общественно-историческая природа памяти. Значение памяти в жизни человека.

2. Характеристика основных процессов памяти.

3. Классификация видов памяти по различным основаниям.

4. Доклад по теме «Физиологические механизмы памяти».

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.5.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.4.1, 4.2, 4.4.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.257-259, 290-291. 2007, гл.8.

4. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

 

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Какое значение имеет память в жизни человека?

 


2. Дайте определение понятия «память».

Память -

 


3. Почему ученые говорят о памяти как сквозном психическом познавательном процессе?

4.! Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях?

1. Известный мнемонист Ш. Отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула, представляющая ряд математических символов без связи между ними. Ш. Внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает её к глазам, опускает и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

2. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.

-Вы?! Это вы?!

-Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

-А помните, в таком-то году, в таком-то городе?

-А! Так вы…

3. Студент воспроизводит 70% материала по психологии, выученного неделю назад. Через месяц он воспроизводит лишь 45% этого материала.

4. На экзамене по математике студент долго не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило преподавателю показать ему только часть формулы, как он безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

5. Что вызывает забывание?

6. Нарисуйте схему Виды памяти.

7. * Изобразите структуры головного мозга, ответственные за память.

 

 

Семинар 11.

Тема: Индивидуальные особенности и развитие памяти.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Филогенетическое развитие памяти (П.П. Блонский).

2. Развитие памяти в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

3. Индивидуальные особенности памяти, их количественные и качественные характеристики.

4. Пути улучшения памяти. Мнемотехнические приемы.

5. Способы управления памятью.

6. Нарушения памяти при различных заболеваниях.

7. Доклад по теме «Случаи выдающейся памяти».

Рекомендуемая литература:

1. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008. – гл.5.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: учебник. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014. — Гл.4.3,4.5-4.7.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.,2005.- с.292-294. 2007, гл.8.

4. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

 

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Заполните таблицу о подходах к проблеме развития памяти

Таблица – Подходы к проблеме развития памяти

Автор Основные идеи Условия развития Детерминанты Этапы развития
         

2. Приведите примеры индивидуальных различий памяти из своего жизненного опыта.

 

3. В микрогруппах обоснуйте приемы управления памятью, используя теоретическую и практическую подготовку на данном занятии.

 

4. В микрогруппах разработайте рекомендации для лучшего запоминания/забывания, самостоятельно выбрав целевую группу и ситуацию воздействия. Затем совместно обсудите результаты.

Семинар 12.

Тема: Теории памяти.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Проблемы памяти в ассоцианистской психологии, гештальтпсихологии, бихевиоризме.

2. Память и мотивация в работах З.Фрейда.

3. Учение об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт, Л.С.Выготский).

4. Изучение памяти в общепсихологической теории деятельности.

5. Доклад по теме «Исследование памяти в когнитивной психологии».

Рекомендуемая литература:

1. Немов Р.С. Общие основы психологии в 2 кн. Кн.1.- М.,1994.- С.197-206.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб., 2005.- С. 265-270.

3. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

Для доклада

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.,1982.-с.66-114.

2. Солсо Р. Когнитивная психология. -М.,1996.- с.141-175.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Приведите примеры ситуаций применения данных подходов к проблеме памяти в истории психологии и обосновывают свою точку зрения на их возможность применения в современных психологических исследованиях.

 

2. Составьте сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме памяти.

Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме памяти

Название подхода Исторический период Авторы Основные идеи Применение подхода
         

 

3.! Соотнесите авторов и концептуальные понятия (укажите стрелками).

 

ассоциативная теория памяти А. Бине Д. Юм Л.С. Выготский
смысловая теория памяти К. Бюлер И.М. Сеченов

4.! Соотнесите авторов концепций и их основные постулаты, дополнив недостающие.

 

И.П. Павлов - предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом
Д. Юм -
У. Джеймс - ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей
И.М. Сеченов - при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе

5. В микрогруппах разработайте программу психологического исследования памяти в современных социо-культурных условиях. Представьте на обсуждение итог работы.

· Тема

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект исследования

· Предмет исследования

· Цель

· Задачи исследования

· Характеристика выборки и генеральной совокупности

· Методы исследования

 

 

Раздел 5. МЫШЛЕНИЕ.

Цель занятий – научить определять понятие «мышление», выделять его виды, операции и процессы, познакомить с понятием «речь», со значением речи в жизни человека, а также с видами речи.

Семинар 13.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.238.187 (0.014 с.)