Ощущение. восприятие. внимание. память. мышление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ощущение. восприятие. внимание. память. мышление.



Е.В. Улько, О.В. Киреева

Познавательные процессы:

Ощущение. восприятие. внимание. память. мышление.

 

Учебно-методическое пособие

Для студентов направления Психология

 (программа подготовки бакалавра)

Краснодар

2017

Содержание

 

Введение …………………………………………………………… 3
Раздел 1. Ощущения  ……………………………………………… 13
Тема 2. Восприятие ……………………………………………….. 18
Тема 3. Внимание …………………………………………………. 22
Тема 4. Память …………………………………………………….. 26
Тема 5. Мышление. ……………………………………………...… 30
Тематика рефератов ……………………………………………..… 36
Итоговое контрольное задание…………………………………... 37
Примерные вопросы к экзамену ………………………………… 39
Рекомендуемая литература ………………………………………. 42
Глоссарий ……………………………….………….....................… 33
   

Введение

Изучение дисциплин психологического цикла продолжает курс «Психология» ч.3 «Познавательные процессы», в силу специфики самого предмета науки требует организации активной познавательной деятельности студентов. Рабочая тетрадь как форма организации учебной деятельности отвечает этим требованиям, позволяет обеспечивать связь теории психологии с практикой.

Рабочая тетрадь студента включает задания, учебные задачи, диагностические материалы по темам рабочей программы учебной дисциплины «Психология» ч. 3, направленные на усвоение методологических основ психологии познавательных процессов, категориального аппарата общей психологии, закрепление и оперирование соответствующими знаниями.

Рабочая тетрадь содержит тематику рефератов по психологии, вопросы к экзамену, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Данные материалы предназначены как для работы на семинарских и практических занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

 

Условные обозначения категорий заданий:

- задание для обсуждения с преподавателем и одногруппниками,

 - текст для ознакомления,

? – вопросы для подготовки на семинар,

! – задание для самопроверки

* - дополнительные групповые задания (на выбор преподавателя)

 

 

АННОТАЦИЯ

дисциплины Б1. Б.11 «Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы»

 

Объем трудоемкости: 4 зачетные единицы (144 часа, из них – 76 часа аудиторной нагрузки: лекционных 36 ч., практических 36 ч.; 41 часов самостоятельной работы; 4 часа КСР)

Цель дисциплины: формирование основ профессионального мышления бакалавров-психологов в области психологии познавательной сферы личности, формирование готовности к решению комплексных профессиональных задач психолога в разнообразных сферах деятельности при развитии способности к анализу характеристик познавательных процессов личности, ориентации в выборе направлений их изучения и развития.

Задачи дисциплины:

1. формирование у студентов базиса психологических знаний в области психологии познавательных процессов, позволяющего составить основу для успешного освоения последующих теоретических и прикладных дисциплин профессионального психологического образования: знание феноменологии проявления психических познавательных процессов личности, закономерностей функционирования и развития познавательных процессов и основных теоретических подходов к познавательным процессам в отечественной и зарубежной науке;

2. формирование направленности обучающихся на применение полученных в ходе освоения курса теоретических знаний в области психологии познавательных процессов в реализации конкретных исследовательских и экспериментальных профессиональных задач психолога;

3. формирование у студентов мотивации овладения теоретическими психологическими знаниями как основой будущей профессиональной деятельности, творческого мышления в решении научных и прикладных профессиональных задач.

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Учебная дисциплина «Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы» составной частью базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.1) ООП по направлению подготовки «37.03.01 Психология», направленность (профиль) «Общий профиль».

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для овладения учебной дисциплиной «Общая психология. Познавательные процессы» формируются у студентов в процессе изучения дисциплин «Общая психология. Часть 1» и «Общая психология. Часть 2», «Физиология ВНД», «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Общепсихологический практикум», а также с параллельно изучаемой дисциплиной «История психологии».

Сформированные в ходе изучения дисциплины «Общая психология часть 3. Познавательные процессы» формирует компетенции, необходимые для освоения в последующем таких дисциплин как «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Психология социального познания» и частично для ряда других дисциплин.

Требования к уровню освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-5, ПК-6

№ п.п.

Индекс компетенции

Содержание компетенции (или её части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны

знать уметь владеть
1.   ПК-5   Способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и диагностике уровня развития познавательной сферы личности в норме с целью гармонизации психического функционирования человека основные понятия, факты, закономерности и механизмы функционирования и развития изучаемых познавательных процессов личности - ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления; · основные характеристики для описания и анализа функционирования психических процессов личности; · иметь общее представление о специфике функционирования познавательных процессов личности в различные возрастные периоды выделять и определять наиболее значимые общие характеристики уровня развития определенных познавательных процессов у человека в связи с его возрастом и социальной ситуацией развития; прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования познавательных процессов личности в норме и при нарушениях (на общем уровне определения нормы или предполагаемого отклонения); воспроизвести по схеме некоторые психологические исследования познавательных процессов (исследования опосредованного запоминания и опосредованного внимания Леонтьева, методика исследования формирования и развития понятий Выготского-Сахарова, исследование памяти методом напряжения Эббингауза и т.п.) и интерпретировать полученные при проведении исследования результаты. способностью охарактеризовать познавательную сферу конкретного индивида с учетом возраста на основе специфики его индивидуальных характеристик внимания, памяти и мышления личности; способностью выделять в общем виде проблемные зоны в познавательной сфере личности, требующие специального развития и коррекции;
2. ПК-6 Способность к постановке профессиональных задач в области научного исследования и практической деятельности иметь представление о классических теоретических психологических направлениях изучения обозначенных выше познавательных процессов, так и ориентироваться в современных теоретических направлениях в этой области психологии. формулировать конкретные исследовательские задачи по выявлению специфики функционирования и развития познавательных процессов личности для решения определенных прикладных задач в профессиональной деятельности психолога; самостоятельно работать с научной литературой, анализировать и сравнивать теоретические концепции, выделять их методологические основания, прослеживать взаимосвязь методологических установок автора и их реализации в конкретных экспериментальных исследованиях; владеть способностью на основе теоретического анализа и анализа эмпирических данных выделять психологически проблемы в области функционирования познавательной сферы личности; владеть возможностью формулировать задачи практической работы с человеком по развитию и гармонизации функционирования его познавательных процессов.

 

Основные разделы дисциплины:

№ раздела

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Аудиторная

работа

Самостоятельная работа
Л ПЗ ЛР  
1 2 3 4 5 6 7
1. Введение в дисциплину «Общая психология. Познавательные процессы» 8 2 2   4
2. Ощущение 22 4 6   12
3. Восприятие 28 8 6   14
4 Внимание 28 6 8   14
5 Память 28 6 8   14
6 Мышление 30 8 8   14
    144 36 36   72

Курсовые работы: не предусмотрены

Форма проведения аттестации по дисциплине: экзамен в устной форме

Основная литература:

1. Маклаков А. Г. Общая психология /А. Г. Маклаков. СПб. [и др.], 2012.

2. Немов Р. С. Общая психология. В 3 т. Т. II. Познавательные процессы и психические состояния: уч. М.: Юрайт, 2014.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер Пресс, 2009.

Хрестоматии:

1. Общая психология. Т 4. Внимание / М.В. Феликман. М., 2010.

2. Общая психология. Т 2. Ощущение и восприятие /А.Н. Гусев. М., 2007.

3. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

4. Общая психология. Психология мышления /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., Изд.2-е перераб. и доп. М., 2008.

ОЩУЩЕНИЯ

Семинар 1.

Раздел 1. ОЩУЩЕНИЕ

Цель занятий – научить выделять основные характеристики ощущений, определять отличия ощущений от других познавательных психических процессов, показатели, виды данного познавательного процесса.

 

Семинар 2.

Семинар 3.

Раздел 2. ВОСПРИЯТИЕ.

Цель занятий – научить выделять основные характеристики восприятия и виды, анализировать иллюзии восприятия.

Раздел 3. ВНИМАНИЕ.

Цель занятий – дать знания по сущности, видам, свойствам внимания, познакомить с приемами управления вниманием.

Семинар 7.

Семинар 8.

Семинар 9.

Раздел 4. ПАМЯТЬ.

Цель занятий – дать знания по сущности, видам, процессам памяти, познакомить с приемами управления запоминанием.

Семинар 10.

Семинар 11.

Семинар 12.

Тема: Теории памяти.

? Вопросы для подготовки на семинарское занятие:

1. Проблемы памяти в ассоцианистской психологии, гештальтпсихологии, бихевиоризме.

2. Память и мотивация в работах З.Фрейда.

3. Учение об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт, Л.С.Выготский).

4. Изучение памяти в общепсихологической теории деятельности.

5. Доклад по теме «Исследование памяти в когнитивной психологии».

Рекомендуемая литература:

1. Немов Р.С. Общие основы психологии в 2 кн. Кн.1.- М.,1994.- С.197-206.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб., 2005.- С. 265-270.

3. Общая психология. Т 3. Память / В.В. Нуркова, М., 2008.

Для доклада

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. -М.,1982.-с.66-114.

2. Солсо Р. Когнитивная психология. -М.,1996.- с.141-175.

Дополнительные вопросы для аудиторной работы на семинарском занятии:

1. Приведите примеры ситуаций применения данных подходов к проблеме памяти в истории психологии и обосновывают свою точку зрения на их возможность применения в современных психологических исследованиях.

 

2. Составьте сравнительную таблицу теоретических подходов к проблеме памяти.

Таблица - Сравнительный анализ теоретических подходов к проблеме памяти

Название подхода Исторический период Авторы Основные идеи Применение подхода
         

 

3.! Соотнесите авторов и концептуальные понятия (укажите стрелками).

 

ассоциативная теория памяти А. Бине Д. Юм Л.С. Выготский
смысловая теория памяти К. Бюлер И.М. Сеченов

4.! Соотнесите авторов концепций и их основные постулаты, дополнив недостающие.

 

И.П. Павлов - предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом
Д. Юм -
У. Джеймс - ассоциация – временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей
И.М. Сеченов - при запоминании и воспроизведении материал выступает в виде случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе

5. В микрогруппах разработайте программу психологического исследования памяти в современных социо-культурных условиях. Представьте на обсуждение итог работы.

· Тема

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект исследования

· Предмет исследования

· Цель

· Задачи исследования

· Характеристика выборки и генеральной совокупности

· Методы исследования

 

 

Раздел 5. МЫШЛЕНИЕ.

Цель занятий – научить определять понятие «мышление», выделять его виды, операции и процессы, познакомить с понятием «речь», со значением речи в жизни человека, а также с видами речи.

Семинар 13.

Семинар 14.

Семинар 15.

Семинар 16.

Семинар 17

Образовательные технологии

В ходе обучения используются следующие формы проведения занятий: традиционные лекционные и семинарские занятия; интерактивные формы – разбор конкретных конфликтных ситуаций, применение психодиагностических процедур, деловая игра, ролевые игры, психологические тренинги по отработке определенных техник.

 

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Задания для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа включает два вида заданий. Первый вид – самостоятельное изучение определенных тем в рамках разделов. Второй вид заданий это письменная контролируемая самостоятельная работа (рефераты, эссе) по темам, входящим в круг проблем данного раздела курса «Общей психологии». В течение семестра студент обязан выполнить четыре письменные работы по самостоятельно выбранной теме соответственно по разделам ощущение и восприятие, внимание, память, мышление. Работа представляется в письменном виде как реферат или эссе. Отправной точкой в написании работы могут служить источники из предлагаемых списков основной и дополнительной литературы в соответствующих разделах программы

Примерные темы самостоятельных письменных работ (рефератов)

Раздел 2. Внимание.

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

2. Внимание и бодрствование.

3. Метавнимание.

4. Ошибки рассеянности.

5. Внимание и установка (концепция Д.Н.Узнадзе).

6. Деятельностная постановка проблемы внимания.

7. Роль схем в организации внимания (Г.Рево д Аллон).

Раздел 3. Память.

1. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

2.  Пути, приемы и средства улучшения памяти человека. Что такое мнемоника.

3. Выдающиеся мнемонисты.

4. Психофизиологические основы памяти.

5. Особенности забывания (З.Фрейд, Д.Норман, Р.Клацки, Г.В.Биренбаум)

6. Память как универсальный интегратор психики (по Веккеру Л.М.).

7. Когнитивные теории семантической организации памяти.

Раздел 4. Мышление

1. Объяснительные подходы в экспериментально-психологических теориях интеллекта.

2. Развитие интеллекта в течении жизни.

3. Интеллект в структуре психики.

4. Психофизиология интеллекта.

5. Проблемы искусственного интеллекта.

6. Кросскультурные исследования мышления.

7. Понятие речевой деятельности.

Темы итоговых контрольных работ:

1. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных видов ощущений.

2. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов восприятия.

3. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных свойств и видов внимания.

4. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов памяти.

5. Иллюстрация цитатами из художественной литературы основных процессов и видов мышления.

 

6. Программа психологического исследования ощущений.

7. Программа психологического исследования восприятия.

8. Программа психологического исследования внимания.

9. Программа психологического исследования памяти.

10. Программа психологического исследования мышления.

 

11. Программа тренинговых занятий по развитию ощущений.

12. Программа тренинговых занятий по развитию восприятия.

13. Программа тренинговых занятий по развитию внимания.

14. Программа тренинговых занятий по развитию памяти.

15. Программа тренинговых занятий по развитию мышления.

Методические рекомендации по написанию итоговой контрольной работы:

1. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из первых 5 тем, оформляет результат своей работы в виде таблицы:

 

Таблица – Иллюстрации …

 

Название свойства … вида… Иллюстрируется в цитате Ссылка на источник
     

 

2. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 6 - 10, оформляет результат своей работы в виде программы психологического исследования. Самостоятельно уточняет тему исследования, выбирает объект и предмет исследования, обосновывает актуальность изучения данного вопроса, методологические основания, научную и практическую значимость, формулирует цель и задачи исследования, формирует выборку и подбирает методы сбора и анализа данных.  

Рекомендуемая структура программы психологического исследования:

· Титульный лист

· Актуальность изучения проблемы.

· Степень проработанности вопроса.

· Научная и практическая значимость исследования.

· Методологические основания исследования.

· Объект и предмет исследования.

· Цель и задачи исследования.

· Характеристика выборки и генеральной совокупности.

· Методы исследования.

· Список использованной литературы.

 

3. Студент, выбравший для итоговой контрольной работы одну из тем № 11 - 15, оформляет результат своей работы в виде программы психологического тренинга. Самостоятельно выбирает объект, обосновывают значимость данных занятий, формулируют цель и задачи, ожидаемые результаты, подбирают целевую аудиторию, форму занятий (групповая или индивидуальная), выделяют содержательные этапы работы, периодичность и продолжительность занятий. Подбирает упражнения и литературу.

 

Рекомендуемая структура программы психологического тренинга

1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные и иные социально-психологические характеристики участников, ожидаемые результаты, используемые методы, условия проведения занятий, содержание программы по разделам.

2. Тематический план занятий в виде таблицы:

Тематический план

Раздел, тема занятия Цели и задачи Наименование форм работы, упражнений
     

3. Практическая часть – подробное описание занятий с группой.

4. Список литературы, которую могут использовать участники, ведущие, и использовал автор программы.

 

Контрольные вопросы к дисциплине

«Общая психология. Часть 3. Познавательные процессы»

1. Дайте общую характеристику познавательным психическим процессам, их становлению и развитию.

2. Раскройте сущность понятия «ощущение». Назовите и кратко охарактеризуйте свойства и виды ощущений.

3. Охарактеризуйте физиологические основы ощущений. Опишите строение анализатора.

4. Перечислите и раскройте основные психофизические закономерности ощущений (количественные характеристики ощущений): пороги ощущения, законы Вебера, Вебера-Фехнера.

5. Сформулируйте основные психофизиологические закономерности ощущений (явления адаптации, взаимодействия ощущений, синестезии, сенсибилизации). Иллюстрируйте их примерами.

6. Сформулируйте и раскройте понятие «восприятие». Перечислите виды восприятия на основе различных оснований для классификации. Назовите основные свойства восприятия. Каждое свойство раскройте через примеры.

7. Охарактеризуйте восприятие как перцептивную деятельность, через анализ входящих в нее перцептивных действий и операций. Сформулируйте понятие перцептивного эталона.

8.  Раскройте основную линию развития восприятия в онтогенезе. Назовите и охарактеризуйте основные стадии развития восприятия.

9. Дайте общее представление об основных теориях восприятия (восприятие в структурализме, гештальтпсихологии, теория бессознательных умозаключений Г.Гельмгольца, экологический подход к восприятию Дж.Гибсона, восприятие в когнитивной психологии (Дж.Брунер, У.Найссер), восприятие в теории деятельности).

10.Раскройте проблему внимания в психологии. Назовите и поясните функции и виды внимания. Раскройте основные физиологические и нейрофизиологические механизмы внимания.

11.Перечислите и раскройте основные свойства внимания. Приведите примеры проявления основных свойств внимания.

12.Назовите основные факторы, определяющие внимание. Охарактеризуйте возможности организации внимания слушателей в учебной аудитории, опираясь на знание функционирования внимания.

13.Опишите общие закономерности развития высших форм внимания в онтогенезе. Назовите и поясните стадии развития внимания в онтогенезе. Опишите сущность экспериментального исследования развития опосредованного внимания А.Н.Леонтьева. Назовите основные выводы данного исследования.

14.Обозначьте основные объяснительные принципы внимания в классической экспериментальной психологии сознания (В Вунд, Э.Титченер, У.Джемс). В чем сходство и различие подходов этих психологов.

15.Раскройте основные направления объяснения внимания в гештальтпсихологии (К.Кофка, Э.Рубин, В.Келлер). Каков основной вклад гештальтпсихологов в современное психологическое понимание внимания.

16.Охарактеризуйте моторные теории внимания (теория Т.Рибо, теория волевого внимания Н.Н.Ланге). В чем сходство и различие позиций данных авторов.

17.Охарактеризуйте проблему внимания в отечественной психологии (культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, внимание как интериоризированный контроль (П.Я.Гальперин)).

18.Назовите и дайте общую характеристику структурным и ресурсным моделям внимания в когнитивной психологии. Обозначьте основные тенденции исследования внимания в современной когнитивной психологии.

19.Сформулируйте и раскройте понятие «память». Назовите функции памяти, перечислите виды памяти по различным основаниям. Ответ иллюстрируйте примерами. Дайте представление о физиологических и нейрофизиологических механизмах памяти.

20.Назовите и дайте характеристику основных процессов памяти. Раскройте связь процессов памяти с личностью человека.

21.Раскройте основные закономерности непосредственного произвольного запоминания (экспериментальное исследование памяти Г.Эббингауза). Дайте определение понятиям интерференции, проактивного и ретроактивноего торможение.

22.Раскройте закономерности развития опосредованного запоминания на основе анализа результатов эмпирического исследования А.Н.Леонтьева («Параллелограмм развития памяти» А.Н.Леонтьев).

23.Поясните роль осмысления материала при запоминании, объясните явление реминисцении.

24.Поясните зависимость запоминания от содержания и структуры деятельности. Охарактеризуйте экспериментальные исследования А.А.Смирнова и П.И.Зинченко. Охарактеризуйте исследование зависимости запоминания от динамики деятельности в школе К.Левина, сформулируйте и поясните «эффект Зейгарник».

25.Назовите количественные показатели индивидуальных особенностей памяти. Опишите случаи выдающейся памяти.

26.Перечислите и поясните психологический механизм мнемотехнических приемов. Назовите факторы, влияющие на продуктивность памяти. Раскройте данный вопрос через обращение к особенностям своей памяти.

27.Раскройте основные объяснительные механизмы теорий памяти: в ассоцианизме, бихевиоризме, гештальтпсихологии. Что общего Вы находите в данных теориях.

28.Охарактеризуйте основную идею связи памяти и мотивации личности в работах З.Фрейда.

29.Дайте представление относительно учения об общественной природе памяти (П.Жане, Ф.Бартлетт). Что объединяет данные подходы с культурно-исторической концепцией Л.С.Выготского.

30.Раскройте основные принципы деятельностного подхода к исследованию памяти.

31.Раскройте основную идею и назовите этапы развития памяти в генетической теории памяти П.П.Блонского.

32.Охарактеризуйте сущность подходов к исследованию памяти в когнитивной психологии (структурные модели, уровневые модели, когнитивные модели семантической памяти).

33.Дайте общую характеристику мышления, сформулируйте понятие мышления. В чем специфика психологического анализа мышления.

34.Охарактеризуйте проблему типологии мышления. Назовите различные виды мышления с опорой на основу предлагаемой классификации.

35.Назовите и охарактеризуйте логические операции и процессы мышления.

36.Раскройте закономерности развития мышления в онтогенезе. Приведите примеры, иллюстрирующие проявление определенных видов мышления в связи с этапами его развития.

37.Охарактеризуйте психологическое изучение мышления как процесса решения задач. Опишите объективную и субъективную структуры задач. Дайте характеристику психологических детерминант эффективности процесса решения задач. Назовите и охарактеризуйте психологические средства процесса решения задач (эвристики, «анализ через синтез»).

38.Опишите стадии процесса решения задач. Охарактеризуйте эмпирические исследования стадий процесса решения задач (К.Дункер, С.Л.Рубинштейн). Раскройте понятия «проблемная ситуация», «инсайт».

39.Раскройте основные составляющие рассмотрения мышления как процесса целеполагания.

40.Раскройте сущность понятийного мышления. В чем состоит характер соотношения мышления и речи. Охарактеризуйте генетические корни мышления и речи по Л.С.Выготскому.

41.Охарактеризуйте проблему исследования развития понятий. Опишите методику «двойной стимуляции» Выготского-Сахарова и назовите выделенные функциональные эквиваленты понятий.

42.Сформулируйте психологическое определение понятия «интеллект». Назовите и охарактеризуйте основные модели интеллекта.

43.Охарактеризуйте основные теории механистического подхода к мышлению (теории ассоцианизма, бихевиоризма, информационные теории мышления).

44.Назовите и раскройте основные принципы телеологического подхода к мышлению (Вюрцбургская школа мышления).

45.Охарактеризуйте основные принципы и понятия в связи с изучением мышления в гештальтпсихологии.

46.Охарактеризуйте генетический подход к мышлению. Назовите и раскройте стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже.

47.Раскройте понимание мышления как высшей психической функции, как системного образования (Выготский Л.С.). Охарактеризуйте понимание мышления в рамках деятельностного подхода. Сформулируйте основные позиции концепции планомерного формирования умственных действий Гальперин П.Я.

48.Дайте общую характеристику проблемы исследования мышления в когнитивной психологии.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Основная литература

Учебники:

1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.,1998.

2. Когнитивная психология /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушаковой. М., 2002.

3. Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие. - 3-е изд. - Минск: Амал-фея, 2008.

4. Немов Р.С. Общие основы психологии в 2 кн. Кн.1. М., 2003. 2014.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.

6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб, Питер,2006.

Хрестоматии:

1. Хрестоматия по ощущению и восприятию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михайлевской. М.,ЧеРо, 1999.

2. Хрестоматия по вниманию /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романов. М., ЧеРо, 2005.

3. Психология памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., ЧеРо, 2000.

4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления,/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухова. М.,1981, 2013.

Дополнительная литература

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.

2. Лурия А.Р. Внимание и память. М.,1975.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, Речь, 2003.

4. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.- М.,1977.

5. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1995.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб, Питер, 2002.

7. Петухов В.В. Психология мышления. М.,1987.

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т., Т.2. М.,1982.

9. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.

10. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1994.

11. Солсо Р. Когнитивная психология. М.,1996.

12. Нейрофизиологические механизмы внимания / Под.ред. Е.Д.Хомской. М.,1979.

13. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1999.

Глоссарий

Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - связь между двумя психическими элементами, возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. В различных направлениях ассоциативной психологии было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно-следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).

Буферная память - кратковременная память, в которой хранение информации обеспечивается за счет цикличности процесса обработки информации (повторение запоминаемой информации, сканирование).

Виды памяти - структурные особенности мнемической деятельности, связанные с различными механизмами запоминания, временными показателями удержания в памяти, характеристиками материала. По характеру запоминаемого материала могут быть выделены зрительная, слуховая, осязательная память. По параметрам длительности хранения информации в памяти выделяют сенсорную, где хранение осуществляется не более 1,5 с., кратковременную с временем хранения не более 30 с. и долговременную память, позволяющую хранить материал постоянно.

Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Основой визуального мышления выступает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, где при уподоблении предметно-практических и чувственно-практических действий свойствам объектов формируются внешние перцептивные действия. В дальнейшем происходит сокращение и интериоризация этих действий. В развитой форме этот вид мышления характерен для успешных архитекторов и дизайнеров.

Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств. Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н.Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной. В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение). Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция. Микрогенез образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.
Восприятие времени - образное отражение таких характеристик явлений окружающей действительности, как длительность, скорость протекания и последовательность. В построении временных аспектов картины мира принимают участие различные анализаторы, из которых наиболее важную роль в точной дифференцировки промежутков времени играют кинестезические и слуховые ощущения. Индивидуальное восприятие продолжительности временных периодов существенно зависит от интенсивности деятельности, которая совершается в эти периоды и от эмоциональных состояний, порождаемых в ходе ее реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.147 с.)