Отличительные особенности восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличительные особенности восприятия



1. При восприятии предмета ребенок ориентируется на наиболее заметную его часть

2. Восприятие ребенка раннего детства аффективно окрашено и тесно связано с практическими действиями

3. Переход к зрительной ориентировке (к зрительному соотнесению свойств предметов)

4. Начинают складываться сенсорные эталоны – представления о свойствах вещей

Главная трудность детей этого возраста – невозможность отделить свойство от самого предмета

Психические явления

 

Тема: Внимание и память

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенных объектах при одновременном отвлечении от других

Особенности внимания:

ü Внимание не выступает как самостоятельный процесс

ü Внимание не имеет своего отдельного специфического продукта

 

Модели внимания

1. Теории селекции: внимание как «фильтр», который блокирует переработку избыточной информации (Д.Бродбент, А. Трейсман, Д. Норман)

«Эффект вечерники» (К.Черри, 1953)

2. Ресурсные модели внимания: внимание как стратегия распределения ограниченного энергетического ресурса психики между заданиями/объектами (Д. Канеман)

3. Внимание как активный отбор необходимой информации (У. Найссер)

4. Внимание как высшая психическая функция (Л.С. Выготский): интериоризованный акт указания

5. Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин: теория поэтапного формирования умственных действий)

Виды внимания

Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека, в силу особенностей объекта

ü Неожиданность

ü Новизна

ü Интенсивность стимула

ü Контраст

ü Движение

ü Повторение

ü Отношение личности (значимость, интерес, ожидание)

Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, предполагает волевую регуляцию

Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его значимости или интереса для личности

Сохраняется целенаправленность внимания, но снимается психическое напряжение

ü Феномен: опыт «потока» (М. Чиксентмихайи)

 

Виды внимания:

Признаки состояния потока

· Потеря чувства самоосознания. Растворение эго. Исчезновение восприятия себя

· Отсутствие не относящихся к деятельности мысли или абсолютное внутреннее молчание

· Искаженное восприятие времени (человек не замечает, как проходит время)

· Деятельность сама по себе воспринимается как награда, так что она осуществляется без усилий

Виды внимания

В зависимости от того, где находится объект внимания выделяют:

1. Внешнее (сенсорно-перцептивное) внимание

2. Внутреннее (интеллектуальное) внимание

Основные свойства внимания

Концентрация внимания – степень сосредоточенности на объекте

Устойчивость внимания - длительность сосредоточенности внимания на объекте

Объем внимания – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно

Распределение внимания – одновременное сосредоточение внимания на двух или нескольких объектах и связанных с ними действиях

Переключаемость внимания – скорость переноса внимания с одного объекта (деятельности) на другой

Рассеянность – нарушение способности к концентрации внимания, повышенная отвлекаемость

1. Подлинная

2. Мнимая («профессорская»)

Феномены внимания

1. Память - непрерывный процесс «самоорганизации» индивидуального опыта

2. Память – бессознательный процесс, неподдающийся наблюдению непосредственно и открывающийся индивиду только через свои «продукты»

Т. Рибо (1839-1916): «Память в ее нормальном, болезненном состоянии»

Нарушения памяти:

- Антероградная – трудности с запоминанием информации, полученной после травмы

- Ретроградная – трудности с припоминанием информации, полученной до травмы

1. Органическая

2. Аффектогенная

Эксперименты: Э. Лофтус: «Эффект оружия»; Ф.Д. Горбов: +4, -1, -8, +5 и т.д.

Корсаковский синдром – синдром слишком кратковременной памяти, при котором человек не может воспроизвести какой-либо факт из жизни.

Основные виды памяти:

1. В соответствии с типом запоминаемого материала: моторная, эмоциональная, образная, вербальная память.

П.П. Блонский – генетические ступени развития памяти

2. В зависимости от анализатора, который принимает наибольшее участие в запоминании материала: зрительная, слуховая, моторная.

3. В зависимости от: сенсорная память

Сенсорная память удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринятую органаи чувств

Способ хранения информации:

1. Иконическая память (

2.

Виды памяти:

1. Кратковременная память:

 

2. Долговременная память:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.011 с.)