Основные этапы развития представлений о предмете психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития представлений о предмете психологии



1. Психология как учение о душе

Появление психологических проблем в рамках философии:

1. Античность: природа души, соотношение души и тела, смертность души, принципы познания, структура души, детерминация действий человека и др. (Демокрит, Платон, Аристотель)

Душа – объяснительное понятие для всех жизненных явлений: психические (душевные) явления = непсихические (физиологические) процессы

Учение о душе развивается в борьбе материалистического и идеалистического способов объяснения

2. Рене Декарт (1596-1650 гг.): критерий психического – непосредственная данность психических процессов сознанию

2. Психология как наука о явлениях сознания

1. Психология как самостоятельная наука – с 1879 г. (открытие В.Вундтом экспериментальной психологической лаборатории в г. Лейпциге)

2. Предмет психологии – непосредственный опыт (явления сознания)

3. Метод психологии – интроспекция [УзМ2], включенная в специально организованные экспериментальные процедуры

Проблемы метода интроспекции:

Метод основан на утверждении: «Процессы сознания «закрыты» от стороннего наблюдателя, но способны открываться ( репрезентироваться) субъекту».

 

 

Идеологом метода интроспекции был философ Дж. Локк (1632-1704). Он утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство — рефлексия.

 

4. Задачи психологии: описать свойства сознания, найти простейшие элементы сознания, выделить связи элементов друг с другом и найти их законы.

5. Элементы сознания: ощущение – объективные элементы сознания (качество, интенсивность); чувства – субъективные элементы сознания (удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение, напряжение – разрядка)

Свойства сознания (В.Вундт, Э.Титченер, У.Джеймс):

1. Не существует индивидуального сознания независимого от своего обладателя

2. Содержание сознания изменчиво

3. Содержание сознания непрерывно

4. Сознание селективно

5. Структура сознания: граница сознаваемого, поле сознания, фокус сознания

6. Объем поле сознания, объем фокуса сознания

7. Ритмичность сознания

8. Насыщение сознания (акт апперцепции)

9. Два класса процессов сознания: произвольные и непроизвольные

 

3. Современный период развития психологии

1. Гештальтпсихология – феноменальное поле, Германия, п.п. ХХ века

1. Гештальтпсихологи: М.Вертгеймер, К.Коффка, В.Келер, К.Левин;

2. Критика Вундта за атомизм

3. Предмет психологии – целостное феноменальное поле (совокупность переживаний на данный момент)

4. Гештальт – целостная форма, структура, пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд «О качествах формы». Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно.

5. Первичность целостных форм, определяющих элементарные свойства и процеесы

6. Принципы организации восприятия

7. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершенности.

8. При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

2. Бихевиоризм – поведение

1. «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913 г.), Джон Уотсон. Бихевиористы считали, что поведение человека составляют реакции и стимулы на окружающий мир.

2. Предмет психологии – поведение и поведенческие реакции живых существ.

3. Метод психологии – эксперимент

4. Основная задача психологии – изучение процессов научения

5. Основная «формула» бихевиоризма: S (стимул) → R (реакция)

6. Все реакции имеют либо врожденную природу (безусловные рефлексы), либо приобретенную (условные рефлексы).

7. Бихевиоризм был приближен к реальности, основным методом являются лабораторные эксперименты, поэтому бихевиоризм наиболее объективен.

3. Психоанализ (Фрейдизм) – неосознаваемые процессы (бессознательное)

1. Направление создано на базе учения З.Фрейда (1856–1939)

2. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания.

3. Основа - метод психоанализа, базирующийся на анализе ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве.

4. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

«Ид» – полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов – инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо. Танатос – инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» – удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Согласно Фрейду, существует 5 стадий психосексуального развития личности:

· Оральная – формируется от 0 до 18 месяцев; если ограничена – во взрослой жизни формируется зависимость.

· Анальная формируется от 18 месяцев до 3 лет; если застревание – педантизм или, наоборот, наплевательство на правила гигиены.

· Фаллическая – возникает в течение 3-6 лет; формируется отношение к родителям.

· Латентная – 6-12 лет; формируются интересы во внешнем мире.

· Генитальная, начинается в период полового созревания и длится до 22 лет; проясняются установки, которые сложились в фаллической стадии.

 

4. Культурно-историческая психология – высшие психические процессы

1. Од­на из ве­ду­щих школ в российской пси­хо­ло­гии и влия­тель­ное на­прав­ле­ние в ми­ро­вой пси­хо­ло­гии. Основана на уче­нии о со­ци­аль­ной, куль­тур­ной и ис­то­рической при­ро­де че­ло­ве­че­ских форм пси­хи­ки – пред­мет­но­го вос­при­ятия, про­из­воль­но­го вни­ма­ния и па­мя­ти, соз­на­ния, во­ли, ре­че­во­го мыш­ле­ния, а так­же ре­чи, счё­та, пись­ма

2. Основана в кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. Л. С. Вы­гот­ским в его куль­тур­но-ис­то­рической тео­рии выс­ших пси­хи­че­ских функ­ций, возникновение и деятельность ко­то­рых у ин­ди­ви­да особенным образом организует его пси­хи­ку, соз­на­ние с по­мо­щью раз­но­го ро­да зна­ко­вых средств (от про­стей­ше­го «узел­ка на па­мять» до слож­ней­ших зна­ко­вых сис­тем).

3. Выготский считал, что запоминание существует в двух разных формах. Это процесс опосредствования —и опосредствованный материал в памяти. Опосредствовать процесс в памяти — это носить в памяти так называемые внешние запоминания. Сюда относятся всякого рода зарубки, узелки и всякого рода предметы, которыми люди пользуются как средством нашей памяти. Если посмотреть суть этих приемов, то оказывается, что они заключаются в том, что создается какое-то реальное звено между наличной ситуацией, которую нужно запомнить, и той ситуацией, в которой должно вспомнить то, что происходит сейчас.

4. В 1965 г. в СССР впервые была опубликована написанная Выготским за сорок лет до этого «Психология искусства». Выготский верил в «нового человека», которого он называл «сверхчеловеком» будущего коммунистического общества. С этой целью он утверждал, что развитие «высших психологических функций» является результатом воздействия общества и культуры в целом. Эта идея была хорошо известна, по крайней мере, за пятьдесят лет до Выготского, поддерживалась рядом других психологов и часто обсуждалась под названием «социогенез». Выготский создавал собственную «пиковую психологию», которая фокусировалась бы на высшем, на показателях людей в их реальной жизни и потенциале. Эта «пиковая психология» так и не была завершена.

5. Основной метод - ис­сле­до­ва­ние че­рез фор­ми­ро­ва­ние и внут­ри спе­ци­аль­но органи­зуе­мо­го раз­ви­тия + представители

6. Плюсы/минусы

5. Когнитивная психология – познавательные процессы психики

1. Начало когнитивной психологии – это 11 сентября 1956 года, когда в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии.

2. Ориентирована на изучение познавательных (когнитивных) процессов психики - воображение, восприятие, речь, логическое мышление, процессы решения задач, человеческий и искусственный интеллект и так далее, — то есть всё, что связано с приобретением, структурированием использованием и воспроизведением информации.

3. Основная теория - все знания, полученные человеком, преобразуются в схемы или так называемые шаблоны, которые хранятся в памяти и извлекаются оттуда по мере необходимости. Создание шаблона позволяет ускорить ответ на последующее аналогичное воздействие. Однако, это не статичные схемы, а динамичные, и изменяются они благодаря тому, что человек получает новые знания, так как познавательная деятельность происходит непрерывно.

6. Гуманистическая психология – личный опыт человека

1. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

2. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение.

3. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека

 

4. Период «открытого кризиса» (10-30-е гг. ХХ века):

5. Период «затухания» борьбы психологических школ (30-50-е гг. ХХ века): размывание границ между школами, изменение прежних направлений в психологии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.014 с.)