Критика экспериментальной психологии сознания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критика экспериментальной психологии сознания



С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярные точки зрения:

1. В психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо

2. Психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

Пример: Существует связь между самооценкой и академической успеваемостью

Расхождение вербального и реального поведения (Парадокс Лапьера 1934 г.)

Эффект хиндсайта («я знал это заранее»)

Поль Лазарсфельд: результаты исследования американских солдат во время 2-й мировой войны:

· У солдат с более высоким уровнем образования возникало больше проблем с адаптацией, чем у менее образованных

· Южане легче, чем северяне, переносили жару островов Южного моря

· Белые рядовые сильнее, чем чернокожие, стремились к продвижению по службе

Тест как метод психологического исследования

А.Бине и Т.Симон в 1905 г. создали тест для определения умственного развития детей

Классификация тестов:

Особенности проективных тестов:

· Неопределенность стимульного материала

· «Глухая» инструкция, цель не задается

· Отсутствие норм ответов

· Свобода выбора тактики

 Тема: Познавательные процессы: ощущение и восприятие

Общая характеристика чувственного познания:

Чувственное познание: ощущение и восприятие

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

Восприятие (перцепция) – целостное отражение в виде образов предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств

Ощущение и восприятие:

1. Источник познания

2. Основное условие нормального психического развития и психической деятельности

Возникновение ощущений и образов восприятия

1. Рефлекторная теория

     
 

 

 


2. Модель перцептивного цикла

     
 


 


Роль активности в восприятии:

· Слепорожденные дети

· Эксперименты Дж. Стрэттона

· Эксперимент Р. Хелда и А. Хейна

Свойства и виды ощущений

Основные свойства ощущений

1. Содержание ощущений – сенсорное качество

2. Интенсивность

3. Длительность

4. Пространственная локализаций

Классификация ощущений:

1. По модальности: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Интермодальные ощущения: вибрации

2. По рецептивным полям: интерорецептивные, проприорецептивные, экстерорецептивные (контактные (вкус, осязание) /дистантные (обоняние, слух, зрение))

3. Неспецифические виды ощущений (фоточувствительность кожи)

Проблема измерения ощущений

Психофизика изучает количественные отношения между физическими характеристиками стимула и интенсивностью ощущения, возникающего как ответ на этот стимул

Пороги ощущений:

1. Нижний абсолютный порог ощущений

2. Верхний абсолютный порог ощущений

3. Дифференциальный порог ощущений

Изменение чувствительности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.)