Занятие № 1. Краткое введение в предмет. Знакомство с устройством и принципами работы детской больницы. Общий осмотр здорового ребенка. Сбор анамнеза. Структура истории болезни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие № 1. Краткое введение в предмет. Знакомство с устройством и принципами работы детской больницы. Общий осмотр здорового ребенка. Сбор анамнеза. Структура истории болезни.



Занятие № 1. Краткое введение в предмет. Знакомство с устройством и принципами работы детской больницы. Общий осмотр здорового ребенка. Сбор анамнеза. Структура истории болезни.

Контрольные вопросы:

1. Основные принципы организации медицинской помощи детям в РБ.

2. Возраст детей, которые подлежат обслуживанию у педиатра.

3. Виды лечебно-профилактических учреждений для обслуживания детей.

4. Знакомство с организацией работы детской поликлиники и участкового детской больницы.

5. Основные показатели работы педиатрической службы.

6. Преемственность и связь между госпитальным и поликлиническим этапами лечения.

7. Общая характеристика методов исследования ребенка.

8. Общий осмотр здорового ребенка.

9. Специфика проведения общего осмотра детей разного возраста.

10. Осмотр больного ребенка.

11. Критерии оценки тяжести состояния больного при острых и хронических заболеваниях.

12. Знакомство с историей развития и историей болезни.

13. Расспрос: особенности сбора анамнеза у детей первого года жизни и у детей старшего возраста.

14. Значение анамнеза для оценки состояния здоровья ребенка.

Тема КСР:

1. Структура истории болезни.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 19-31.

2. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 94-99.

3. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 9-14.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 9-10.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 5-12.

Занятие № 2. Оценка физического развития детей различного возраста

Контрольные вопросы:

1. Масса тела при рождении. Закономерности нарастания массы тела в различном возрасте, формулы для расчета массы тела.

2. Длина тела у детей различного возраста. Формулы расчета длины тела у детей старше 1 года.

3. Пропорции тела у детей и их изменения в возрастном аспекте. Индексы Чулицкой, Эрисмана, Андронеску.

4. Окружность головы и груди у детей различного возраста.

5. Методы исследования физического развития.

6. Таблицы и соматограммы для оценки физического развития.

7. Техника антропометрических измерений (взвешивание, измерение длины тела, окружности головы и груди у детей).

8. Акселерация: положительные и отрицательные стороны.

Тема КСР:

1. Методика антропометрических измерений.

Темы УИРС:

1. Нанизм и гигантизм: клиника, причины возникновения.

2. Гипотрофия, паратрофия, гипостатура.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 137-188.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 13-40.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 100-119.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 17-31.

Дополнительная:

1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 97-125.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 191-226, 258-261.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 41-79.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 149-152.

Дополнительная:

1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 244-255.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 208-226.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 41-79.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 148-152.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 149-152.

Дополнительная:

1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 87-89, 244-255.

Занятие 5. Анатомо-физиологические особенности кожи и подкожной клетчатки у детей различного возраста. Методика исследования кожи, подкожной клетчатки. Семиотика основных поражений. Оценка состояния питания (понятия нормо-, гипо-, паратрофии).

Контрольные вопросы:

1. Анатомические особенности строения кожи у детей.

2. Функции кожи у детей.

3. Осмотр кожи. Цвет кожи и видимых слизистых оболочек. Пальпация: эластичность кожи, влажность, температура, чувствительность, состояние кровеносных сосудов (ломкость), исследование дермографизма (вид, скорость появления и исчезновения, размеры).

4. Семиотика изменений цвета кожных покровов (бледность, желтушность, цианоз, гиперемия, мраморность).

5. Семиотика сыпи на кожных покровах (первичные, вторичные элементы).

6. Придатки кожи (ногти, волосы), их особенности у детей. Семиотика поражений.

7. Распределение подкожно-жировой клетчатки в различных частях тела в зависимости от возраста. Биохимические особенности подкожно-жировой клетчатки у детей.

8. Исследование подкожно-жирового слоя:

- осмотр: выраженность, равномерность распределения, наличие отеков;

- пальпация: толщина на животе, груди, спине, конечностях, лице с учетом пола и возраста; тургор мягких тканей, наличие эмфиземы.

9. Оценка состояния питания (понятие о нормо-, гипо- и паратрофии).

Темы КСР:

1. Склерема, склеродерма.

2. Отеки.

Тема УИРС:

1. Гигиенические ванны для детей первого года жизни.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 274-314.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 793-800.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 160-175

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 32-38.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 33.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 649-657.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 224-225, 234-235, 644.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 172-175.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 38-43.

Дополнительная:

1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 161-170, 210-213.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 331-364.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 214-218.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 176-186.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 47-55.


Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 74-119.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 33-39, 62-64, 335-349.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 315-330.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 213-214.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 187-190.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 44-47.


Дополнительная:

1. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 82-85,.

Занятие № 9. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей различного возраста. Методы исследования органов дыхания в зависимости от возраста. Осмотр грудной клетки у детей. Семиотика изменений, выявленных при осмотре.

Контрольные вопросы:

1. Анатомо-физиологические особенности верхних дыхательных путей у детей различного возраста.

- анатомо-физиологические особенности бронхов;

- анатомо-физиологические особенности легких.

2. Механизм первого вдоха. Регуляция дыхания.

3. Частота дыхательных движений у детей различного возраста, влияние различных факторов.

4. Типы дыхания у детей различного возраста.

5. Особенности осмотра грудной клетки у детей различного возраста. Патологические изменения, выявляемые при общем осмотре ребенка с патологией органов дыхания.

6. Изменение цвета кожных покровов (бледность, цианоз) при бронхо-легочной патологии и причины их обуславливающие.

7. Патологические варианты строения грудной клетки. Семиотика изменений. Причины асимметрии грудной клетки.

8. Типы патологического дыхания.

Тема КСР:

1. Сегментарное строение легких.

Темы УИРС:

1. Стридор у детей.

2. Рентгенологическая диагностика заболеваний органов дыхания у детей.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 376-385, 392-409.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 218-219.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 208-222.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 56-59.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-125.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 62-64, 288-308.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 392-408, 426-429.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 226-227, 232-234.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 222-235.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 59-61.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 120-133.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 308-314.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 392-408, 417-420, 426-429.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 236-239.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 235-241.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 61-66.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 133-161.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 314-323.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 392-408, 420-429.

2. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 241-242, 249-255.

3. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 62-66, 181-201.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 133-161.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 314-323.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 409-417.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 369-402.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 242-248.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 162.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 154-161.

 

Занятие № 14. Практические навыки и тестовый компьютерный контроль по анатомо-физиологическим особенностям и семиотике физического и нервно-психического развития; особенностям кожи и подкожной клетчатки; лимфатической, костной и мышечной системы; органов дыхания.

План и расчет времени:

1. Компьютерный контроль - 60 мин.

2. Теоретический опрос и курация больных - 90 мин.

3. Подведение итогов занятия. План работы на следующее занятие – 20 мин.

Примечание: Вопросы для повторения включают пройденный материал по анатомо-физиологическим особенностям и семиотике физического и нервно-психического развития; особенностям кожи и подкожной клетчатки; лимфатической, костной и мышечной системы; органов дыхания.

Занятие № 15. Итоговое занятие по анатомо-физиологическим особенностям и семиотике физического и нервно-психического развития; особенностям кожи и подкожной клетчатки; лимфатической, костной и мышечной системы; органов дыхания.

План и расчет времени:

1. Решение ситуационных задач - 60 мин.

2. Подведение итогов занятия. План работы на следующее занятие – 20 мин.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 430-459.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 219-200, 227, 231-232, 239-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 369-392.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 67-76.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 162-178.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 255-280.

Занятие № 17. Анатомо-физиологические особенности органов у кровообращения у детей старшего возраста. Методика исследования пульса и измерения артериального давления у детей различного возраста. Семиотика изменений.

Контрольные вопросы:

1. Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей старшего возраста.

2. Жалобы, предъявляемые детьми старшего возраста при патологии сердечно-сосудистой системы.

3. Осмотр, пальпация области крупных сосудов и сердца у детей старшего возраста.

4. Феномены, выявляемые при аускультации сердца у детей старшего возраста.

5. Особенности пульса у детей в зависимости от возраста и пола, изменение свойств пульса при различных патологических состояниях. Соотношение частоты пульса и дыхания.

6. Методика измерения АД на руках и ногах, нормальные значения АД у детей различного возраста.

Тема КСР:

1. Методика исследования пульса

Тема УИРС:

1. Венозное давление.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 437-471.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 219-200, 227, 231-232, 239-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 371-392.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 67-76.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 162-178.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 255-280.

Занятие № 18. Семиотика приобретенных поражений сердца у детей (поражение эндокарда, миокарда, перикарда). Отличия функциональных шумов от органических. Семиотика приобретенных пороков сердца и нарушений кровообращения у детей.

Контрольные вопросы:

1. Отличие функциональных шумов от органических.

2. Семиотика поражения миокарда.

3. Типичные признаки, характерные для поражения эндокарда.

4. Семиотика поражения перикарда.

5. Гемодинамика и семиотика недостаточности митрального клапана у детей.

6. Диагностика и семиотика митрального стеноза.

7. Недостаточность и стеноз аортального клапана - клиника и диагностика.

8. Симптомокомплекс левожелудочковой недостаточности.

9. Признаки правожелудочковой недостаточности.

10. Стадии недостаточности кровообращения.

Темы КСР:

1. Отличия сердечных отеков от почечных.

2. Условия необходимые для образования сердечных шумов.

Темы УИРС:

1. Функциональные шумы мышечного происхождения.

2. Пролапс митрального клапана.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 445-459, 511-515.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 239-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 392-402, 425-428.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 219-228.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 190-194, 209-215.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 274-288.

Занятие № 19. Семиотика наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца с обогащением малого круга кровообращения. Семиотика наиболее часто встречающихся врожденных пороков сердца с обеднением малого или большого круга кровообращения.

Контрольные вопросы:

1. Признаки, характеризующие синдром увеличенного кровотока через легкие.

2. Семиотика открытого артериального протока (ОАП).

3. Семиотика дефекта межпредсердной перегородки (ДМПП).

4. Клинические и инструментальные признаки дефекта межжелудочковой перегородки (ДМЖП).

5. Признаки, характеризующие синдром уменьшенного кровотока через легкие.

6. Семиотика врожденных пороков сердца, протекающих с обеднением малого круга кровообращения:

- тетрада Фалло;

- изолированный стеноз легочной артерии;

- синдром гипоплазии левого желудочка.

7. Семиотика врожденных пороков сердца, протекающих с обеднением большого круга кровообращения:

- коарктация аорты;

- изолированный аортальный стеноз.

Темы УИРС:

1. Синдром Эйзснменгера.

2. Транспозиция магистральных сосудов.

3. Аномалия Эбштейна.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 515-521.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 239-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 428-434.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 219-221.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 194-209.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 280-288.


Занятие № 20. Электрокардиографический метод исследования. Происхождение зубцов и интервалов. Нормальная ЭКГ. Особенности ЭКГ у детей различного возраста. Семиотика и ЭКГ-диагностика нарушений ритма сердца у детей.

Контрольные вопросы:

1. Необходимая аппаратура для записи ЭКГ. Техника регистрации ЭКГ.

2. Отведения ЭКГ (стандартные отведения; усиленные однополюсные отведения от конечностей; грудные однополюсные отведения).

3. Анализ электрокардиограммы:

- определение источника ритма;

- подсчет частоты сердечных сокращений;

- оценка зубцов ЭКГ и длительности интервалов;

- определение электрической оси сердца;

- систолический показатель.

4. Формулировка заключения по ЭКГ.

5. Возрастные особенности ЭКГ.

6. Основные жалобы при нарушениях ритма сердца у детей.

7. Симптомы, выявляемые при объективном обследовании детей с аритмиями.

8. ЭКГ - признаки нарушений ритма у детей:

- синусовая бради- и тахикардия;

- дыхательная аритмия;

- экстрасистолия;

- пароксизмальная тахикардия;

- антриовентрикулярные блокады;

- блокады ножек пучка Гиса.

Темы УИРС:

1. Проводящая система сердца.

2. Синдром удлиненного интервала Q-T.

3. Синдром преждевременного возбуждения желудочков (WPW-синдром).

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 473-484, 506-510.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 403-430.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 404-416.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 73-74, 228-229.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 181-190.

2. Середа, Ю.В. Электрокардиография в педиатрии: учебн. пособие / Ю.В. Середа. – Санкт-Петербург: Элби-СПб, 2004. – С. 7-67.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 472-473, 484-499, 506-510.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 414, 436-495.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 402-404, 410-425.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 73-74, 228-229.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 181-190.

2. Середа, Ю.В. Электрокардиография в педиатрии: учебн. пособие / Ю.В. Середа. – Санкт-Петербург: Элби-СПб, 2004. – С. 68-97.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 631-668.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 612-644.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 435-439, 440-462.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 107-115, 258-262.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 283-321.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 12-18, 161-170, 210-213.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 657-668, 783-825.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 645-673, 764-792.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 462-505.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 263-269, 378-384.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 321-326.

Занятие № 24. Практические навыки и тестовый компьютерный контроль по анатомо-физиологическим особенностям сердечно-сосудистой системы и системы крови. Итоговое занятие по анатомо-физиологическим особенностям сердечно-сосудистой системы и системы крови.

План и расчет времени:

1. Компьютерный контроль - 60 мин.

2. Теоретический опрос и курация больных - 90 мин.

3. Решение ситуационных задач - 35 мин.

4. Подведение итогов занятия. План работы на следующее занятие – 10 мин.

Примечание: Вопросы для повторения включают пройденный материал по анатомо-физиологическим особенностям сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 531-585.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 220-223, 227-230, 235-236, 240-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 256-273.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 77-87, 89-94.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 216-233.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 64-80, 226-243, 323-335.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 531-585.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 220-223, 227-230, 235-236, 240-241.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 264-288, 308-319.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 77-87, 89-94, 270-294.

Дополнительная:

1. Диагностика детских болезней: справочник / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Беларусь, 2002. – С. 222-233, 233-282.

2. Зернов, Н.Г., Тарасов, О.Ф. Семиотика детских болезней / Н.Г. Зернов, О.Ф. Тарасов – Москва: Медицина, 1984. – С. 64-80, 323-335.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 912-950.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 142-181.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 320-325, 335-350.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 129-134.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 950-958.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 181-206.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 350-365.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 134.

Литература

Основная:

1. Воронцов, И.М., Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / И.М. Воронцов, А.В. Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – С. 958-978.

2. Практические навыки педиатра: практическое пособие / М.В. Чичко [и др.]; сост. и ред. М.В. Чичко. – Минск: Книжный дом, 2005. – С. 194-206.

3. Капитан, Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник для студентов медицинских вузов. - 2-е изд., доп. / Т.В. Капитан. – Москва: МЕДпресс-информ, 2004. – С. 366-368.

4. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Геппе [и др.]; под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – С. 135-140.

Занятие № 30. Анатомо-физиологические особенности и методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей раннего и старшего возраста. Семиотика поражений.

Контрольные вопросы:

1. Этапы внутриутробного развития почек. Теории мочеобразования.

2. Анатомическое расположение почек у детей различного возраста.

3. Функциональные особенности деятельности почек у детей.

4. Частота мочеиспускания; суточный диурез у ребенка; относительная плотность мочи, определение относительной плотности мочи рефрактометрически, формула расчета.

5. Жалобы у детей с заболеваниями почек, мочевыводящих путей (мочеточников, мочевого пузыря, уретры) у детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.221 с.)