Тема 2.3. Методология педагогических исследований. Методы научного исследования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3. Методология педагогических исследований. Методы научного исследования.



Сущность понятия «методология педагогики». Основные положения методологии педагогики. Функции методологии. Структура методологического знания: философский уровень, общенаучный уровень, частнонаучный уровень.

Сущность методологических принципов. Принцип объективности. Требование доказательности. Принцип сущностного анализа. Требования необходимости учета непрерывного изменения, выделения основных факторов, раскрытия противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности. Генетический принцип. Принцип единства логического и исторического. Требование преемственности. Принцип концептуального единства. Принципы дополнительности и борьбы противоположностей.

Философско-антропологический подход. Человек как сложная саморазвивающаяся система. Человекоцентрированный подход. Личностно ориентированный подход, его сущность. Основные принципы личностно ориентированного подхода. Полисубъектный (диалогический) подход, его сущность. Методология гуманистической педагогики.

Деятельностный подход, его сущность. Предметная деятельность как творческое созидание материального или нематериального продукта. Структура деятельности. Характеристика основных компонентов деятельности.

Системный и синергетический подходы. Системный подход как методологическая основа исследования. Сущность понятия «система». Сущность системного подхода. Сущность системного анализа в современных научных исследованиях. Синергетика как отражение нового стиля научного мышления. Теория процесса А. Уайтхеда. Процессуальность педагогического пространства в контексте синергетических закономерностей. Целостный подход, его сущность. Требование целостного подхода.

Аксиолого-герменевтический подход. Методы аксиологического анализа: аксиолого-аналитический, эволюционно-синергетический, прогностически-моделирующий. Культурологический подход, его сущность. Аксиологический, технологический, личностно-творческий аспекты культурологического подхода.

Тема 2.4. Формы научного исследования. Научный факт. Научная теория. Проблема исследования

Сущность научного факта. Функции факта: стимулирующая, проверочная, стабилизирующая. Единство теории и факта. Противоречивость теории и фактов. Функции теории: объяснительная, систематизирующая, селективная, методологическая.

Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Разработка и решение научных проблем. Необходимость и достаточность условий задач и проблем. Типы задач и проблем в науке. Мнимые проблемы в науке.

Гипотеза как форма научного познания. Требования, предъявляемые к научным гипотезам. Логическая структура гипотезы. Вероятностный характер гипотезы. Научно-исследовательская программа.

Логическая структура научной дискуссии. Обсуждаемый вопрос, точка зрения, аргументация, итог научной дискуссии. Правила ведения научной дискуссии. Требования к формулируемым вопросам. Требования к формулируемым ответам. Требования к аргументации.

Специфика и структура научного текста. Устный и письменный научный текст. Освоение научного текста. Создание научного текста. Вторичные тексты: аннотация, реферат, фрагмент, конспект, рецензия, комментарий, обзор. Вторичный текст и свертывание информации.

Тема 2.5. Фундаментальная наука. Прикладная наука. Методологическая культура педагога-инженера

Цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований. Исследования в области педагогики и образования. Три этапа существования научной истины. Понятийный аппарат научного исследования. Актуальность, новизна, научная значимость исследования. Цель и задачи исследования. Объект, предмет, гипотеза исследования. Эксперимент и его виды. Источники научной информации и работа с ними. Виды ссылок. Правила оформления библиографических ссылок. Основные принципы методологической культуры педагога-инженера.Репродуктивный и личностно ориентированный уровни образования в условиях информационной цивилизации. Содержание методологической культуры педагога-инженера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.005 с.)