И инновационной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И инновационной деятельности



БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан инженерно-педагогического факультета

___________________С.А. Иващенко

___________________2012 г.

Регистрационный № УД-_____р.

 

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебная программа для специальности

1−08 01 01 «Профессиональное обучение»

 

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

 

Курс 4, 5 Семестр 7, 8, 9   Зачет –7 Зачет – 8 Зачет – 9
Лекции – 42 часа Практические занятия – 42 часа   Всего аудиторных часов по дисциплине – 84 часа   Расчетно-графические работы – 7 Расчетно-графические работы – 8 Расчетно-графические работы – 9
Самостоятельная работа – 39 часов Всего часов по дисциплине – 123 часа   Форма получения высшего образования очная
   
   
   

 


Составители:

Л.Н. Аксенова – доцент кафедры «Профессиональное обучение и педагогика», кандидат педагогических наук, доцент;

Е.П. Гончарова – доцент кафедры «Профессиональное обучение и педагогика», кандидат педагогических наук.

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

В КАЧЕСТВЕ РАБОЧЕГО ВАРИАНТА

 

на заседании кафедры

«Профессиональное обучение и педагогика»

 

03 сентября 2012 года, протокол № 1

 

И.о. заведующего кафедрой

_______________ Э.М. Кравченя

 

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИЕЙ

ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

«__»_________2012 года, протокол №___

 

Председатель

_______________ С.С. Данильчик

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Основы научных исследований и инновационной деятельности» для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» является базовой специальной дисциплиной, обеспечивающей подготовку студентов к решению научных задач в ходе предстоящего дипломного проектирования.

Актуальность изучения дисциплины «Основы научных исследований и инновационной деятельности» объясняется необходимостью подготовки педагогов-инженеров к эффективной педагогической деятельности в учреждениях профессионального образования. Будущие педагоги-инженеры должны быть готовы к осуществлению исследовательской и инновационной деятельности в условиях учреждений профессионального образования, к применению инновационных педагогических технологий с целью эффективной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, отвечающих требованиям рынка труда Республики Беларусь.

Цель изучения дисциплины – формирование знаний о научной, изобретательской и инновационной деятельности педагога-инженера, развитие проектировочных и конструктивных умений в области создания новых технических объектов (систем), инновационных педагогических проектов в условиях постоянно изменяющихся технических и гуманитарных технологий.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

— основные направления инновационного развития системы образования Республики Беларусь;

— основные законодательные и нормативные акты в области инноваций;

— отечественный и зарубежный опыт в области инноваций по специальности;

— цели и задачи фундаментальных и прикладных исследований;

— методологические основы, законы и цели экспериментальной и инновационной деятельности;

— методы инновационного проектирования и конструирования;

— методы анализа научной и методической литературы, патентных источников, электронных информационных систем (технологий);

— последовательность и основные этапы проведения научно-исследовательской работы (НИР);

— основные термины и определения в области планирования экспериментов;

уметь:

— проводить исследования новых технологий, оборудования, проектов и решений с целью оценки их инновационного потенциала;

— определять цели инноваций и способы их достижения;

— применять методы внедрения инноваций;

— проектировать инновационные образовательные процессы;

— аргументировано излагать, обосновывать полученные результаты творческой деятельности и предоставлять их для презентации;

— оформлять результаты собственных научных исследований (в форме проекта, реферата, статьи, доклада на семинар или конференцию).

Технологии обучения

Достижение поставленных целей изучения дисциплины «Основы научных исследований и инновационной деятельности» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию дискуссий, диалога, творческой и инновационной деятельности.

Практические занятия направлены на разработку технических и педагогических проектов по решению актуальных проблем в области техники, технологий и образования. Проекты могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– управляемая самостоятельная работа в форме выполнения индивидуальных заданий по выполнению расчетно-графических работ;

– контролируемая самостоятельная работа в форме решения учебных заданий текущего и итогового контроля;

– управляемая самостоятельная работа в форме выполнения индивидуальных заданий по выполнению научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы;

– подготовка рефератов (докладов) по актуальным проблемам развития техники, технологий, профессионального образования на конференцию студенческих работ.

Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по дисциплине.

Для оценки достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

– выполнение расчетно-графических работ;

– решение тестовых заданий по дисциплине;

– выступления студентов на научной конференции на основе подготовленных работ.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Основы научных исследований и инновационной деятельности» отводится 123 часа, в том числе 84 часа аудиторных занятий.

Формы контроля: в каждом семестре зачеты и выполнение расчетно-графических работ.


СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

РАЗДЕЛ 1. ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Тема 1.1. Понятие о фундаментальных и прикладных научных исследованиях, закономерностях и тенденциях развития науки. Государственная инновационная политика. Органиазция научно-исследовательской работы (НИР)

Цели и задачи фундаментальных и прикладных исследованиях в области педагогики и образования. Концепция развития научно-инновационной деятельности в системе образования Республики Беларусь. Цель, принципы, задачи и приоритетные направления научно-инновационной деятельности в системе образования. Приоритетные направления инновационного развития профессионального образования Республики Беларусь.

Понятие о рационализаторской и инновационной деятельности. История развития патентной системы. Основные нормативно-правовые акты, документы и понятия этой системы (изобретение, полезная модель, промышленный образец, товарный знак).

Тема 1.2. Сущность, объект, предмет и основные понятия педагогической инноватики

История введения инноватики в образовании. Причины развития педагогической инноватики. Инновационный процесс. Объект, предмет и задачи педагогической инноватики. Новое, новизна. Педагогическое новшество, уровни новшества в образовании. Нововведение, инновация. Инноватика и педагогическая инноватика. Инновационная деятельность. Инновационная идея. Инновационная программа. Инновационная доктрина. Педагогическая инновация. Инновационное обучение. Инновирование.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Тема 2.1. Понятие науки. Наука в системе культуры. Институциализация науки

Классификация наук. Развитие науки в социокультурном контексте. Метатеоретические основания социальных наук. Метатеоретические основания естествознания. Метатеоретические основания математики и формальной логики. Институциализация науки в древнем мире. Институциализация науки и христианская церковь.  Наука на рубеже XX-XXI в.в. Развитие науки в Республике Беларусь. Три этапа существования научной истины. Формы признания научных инноваций. Паранаука. Строительные леса научной теории (СЛЕНТ). Девиантная наука. Вульгаризация науки. Околонаучная экзотика. Лженаука. Паранаука и постмодерн. Взаимодействие науки и норм морали. Наука и религия. Кодекс научной чести.

Тема 2.2. Наука как совокупность знаний. Наука как процесс. Методы научного познания

Признаки научности знания. Знание научное и обыденное. Дефиниция как определение отличительного признака предмета или явления. Диалектическая логика. Формальная логика. Общее, особенное, единичное в научном познании. Критерии научности знаний. Научное исследование. Научное открытие. Структура и специфика научного исследования. Детерминация в научном исследовании. Понятие причинной связи в научном исследовании. Причинно-следственные отношения в социуме. Систематизация методов научного познания. Практические методы. Логические методы. Эвристические методы. Компьютерный эксперимент.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Номер темы

 

Наименование разделов и тем

Аудиторные

часы

Самостоятельная работа

 

Материально-техническое

обеспечение

 

Литература

 

Формы

контроля знаний

лекции Практические занятия
  Раздел 1. Инновации в образовании 15 15 13      
1.1 Понятие о фундаментальных и прикладных научных исследованиях, закономерностях и тенденциях развития науки. Государственная инновационная политика. Органиазция научно-исследовательской работы (НИР). 2 2   Нормативные правовые документы Республики Беларусь [1,2] Вопросы для самоконтроля
1.2 Сущность, объект, предмет и основные понятия педагогической инноватики 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 26-40]   Вопросы для самоконтроля
1.3 Типы педагогических нововведений. Механизм реализации педагогических инноваций. Технология нововведений 2 2   Электронные презентации по теме [10, с. 40-54] Вопросы для самоконтроля
1.4 Инновационный образовательный процесс. Инновационная образовательная деятельность 2 2   Электронные презентации по теме [10, c. 55-63]   Вопросы для самоконтроля
1.5 Нововведения на уровне дидактических идей. Инновационные системы обучения 2 2 4 Электронные презентации по теме [10, c. 140-154]   Вопросы для самоконтроля
1.6 Компетентностный подход в профессиональном образовании как нововведение 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, c. 332-335]   Вопросы для самоконтроля
1.7 Общенаучные принципы и методы исследования образовательных инноваций 3 3 5 Электронные презентации по теме [14, c. 23-33]   Защита расчетно-графических работ
              ЗАЧЕТ
  Раздел 2. Методология науки 15 15 13      
2.1 Понятие науки. Наука в системе культуры. Институциализация науки 2 2   Электронные презентации по теме 5, 10, 11, 15, 16 Вопросы для самоконтроля
2.2 Наука как совокупность знаний. Наука как процесс. Методы научного познания 2 2   Электронные презентации по теме 5, 7, 10, 11, 15, 16, 24 Вопросы для самоконтроля
2.3 Методы научного исследования. Методология педагогических исследований 2 2   Электронные презентации по теме 5, 7, 10, 11, 15, 24 Вопросы для самоконтроля
2.4 Формы научного исследования. Научный факт. Научная теория. Проблема исследования 2 2   Электронные презентации по теме 5, 15, 19, 24 Вопросы для самоконтроля
2.5 Фундаментальная наука. Прикладная наука. Методологическая культура педагога-инженера 2 2 4 Электронные презентации по теме 4, 5, 6, 15, 18, 24 Вопросы для самоконтроля
2.6 Методологические основы инженерной деятельности. Технический объект и его функционирование 2 2 4 Электронные презентации по теме 4, 6, 13, 18, 23 Вопросы для самоконтроля
2.7 Принятие инженерных решений.   Инновационные направления инженерной деятельности 3 3 5 Электронные презентации по теме 4, 6, 13, 18, 23 Защита расчетно-графических работ
              ЗАЧЕТ
  Раздел 3. Разработка педагогических проектов 12 12 13      
3.1 Моделирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 230-236] Вопросы для самоконтроля
3.2 Методы педагогического моделирования 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, с. 236-250] Вопросы для самоконтроля
3.3 Проектирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2 4 Электронные презентации по теме [12, с. 212-230]; [9, с.58-64] Вопросы для самоконтроля
3.4 Конструирование педагогических систем и образовательных процессов 2 2   Электронные презентации по теме [12, с. 250-274] Вопросы для самоконтроля
3.4 Управление инновационными проектами в учреждении образования 2 2 2 Электронные презентации по теме [12, с. 275-298] Вопросы для самоконтроля
3.5 Модернизация и эксперимент в образовании   2 2 3 Электронные презентации по теме [20, с. 93-140] Защита расчетно-графической работы
              ЗАЧЕТ

Всего часов:

42 42 39      

ИТОГО:

84

39      

ВСЕГО:

123

     

Примерный пречень тем практических работ

Семестр

1. Изучение Кодекса Республики Беларусь об образовании (2 часа).

2. Технология нововведений (2 часа).

3. Постановка научной проблемы на основе рефлексивного анализа образовательной деятельности (2 часа).

4. Изучение компетентностной модели педагога-инженера (2 часа).

5. Инновационная деятельность педагога. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности (2 часа).

6. Разработка диагностического инструментария для изучения нововведений в профессиональном образовании (2 часа).

7. Апробация, интерпретация и оформление результатов исследования инновационной педагогической деятельности (3 часа).

Семестр

1. Развитие науки в Республике Беларусь (2 часа).

2. Методы научного познания (2 часа).

3. Реализация методологических принципов и подходов в процессе научного познания (2 часа).

4. Логика научного исследования (2 часа).

5. Содержание методологической культуры педагога-инженера (2 часа).

6. Методология инженерной деятельности (2 часа).

7. Сущность и содержание изобретательских методов АРИЗ и ТРИЗ (3 часа).

Семестр

1. Методы моделирования педагогических систем и образовательных процессов (2 часа).

2. Разработка концептуальной части проекта (2 часа).

3. Разработка педагогического проекта (2 часа).

4. Конструирование педагогических систем и образовательных процессов (2 часа).

5. Внедрение педагогических инноваций в практику (2 часа).

6. Разработка методики проведения педагогического эксперимента (2 часа). Диагностика результатов эксперимента.


Примерный пречень тем

Расчетно-графических работ

Семестр

Апробация, интерпретация и оформление результатов исследования эффективности учебной деятельности обучающихся в результате применения педагогами традиционных и инновационных методов, средств и форм обучения или воспитания.

Примечание. Студенты исследуют существующую образовательную практику при помощи применения анкет, опросников.

Семестр

1. Выявление у обучаемых одной из четырех стратегий подготовки к экзаменам.

2. Определение уровня креативности в учебной группе.

3. Исследование умственных способностей обучаемых на основе концепции мультиинтеллекта Г. Гарднера.

4. Исследование на тему: «Искусство задавать вопросы».

5. Исследование на тему: «Уровень логического мышления в учебной группе».

6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) профессиональной релевантности по Е.А. Климову. Исследование в учебной группе с последующей мультимедийной демонстрацией результатов.

7. Модель структурирования индивидуальных различий Л. Голдберга «Большая пятерка». Экспериментальная апробация в малой группе.

8. Практическая реализация концепции «Типология личности» К.Г. Юнга в малой группе. Мультимедийная презентация результатов.

9. Экспресс-диагностика типов индивидуальности человека в ситуациях делового общения (на примере психогеометрического теста С. Деллингер).

10. Апробация в учебной группе методики диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

Семестр

1. Разработка компетентностной модели педагога-инженера.

2. Разработка модели воспитательной работы в учреждении профессионального образования.

3. Разработка модели методической работы в учреждении профессионального образования.

4. Разработка проекта воспитательного мероприятия по конкретной актуальной теме на основе разработки диагностической карты оценки уровня подготовленности педагога и обучающихся к проведению мероприятия (выбор темы осуществляется студентом).

5. Разработка проекта открытого урока (мастер-класса) по конкретной теме учебной программы учебного предмета на основе разработки диагностической карты оценки уровня подготовленности педагога и обучающихся к проведению открытого урока (выбор темы осуществляется студентом).

6. Разработка управленческой модели учреждения профессионального образования.

ИНФОРМАЦИОННО-методическое

Обеспечение

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (7 семестр)

1. Концепция развития научно-инновационной деятельности в системе Министерства образования Республики Беларусь.

1. Структура науки и особенности национальной инновационной системы Республики Беларусь.

2. Приоритетные направления инновационного развития профессионального образования Республики Беларусь.

3. Организация научно-исследовательской работы (НИР) в учреждениях образования Республики Беларусь.

4. Объект, предмет, цели и задачи педагогической инноватики.

5. Нововведения в учреждениях профессионального образования Республики Беларусь.

6. Оценка технико-экономической эффективности НИР.

7. Понятие о рационализаторской и инновационной деятельности.

8. Компетентностный подход в профессиональном образовании как нововведение.

9. Сущность понятий «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак»).

10. Основные понятия педагогической инноватики. Объект, предмет и задачи педагогической инноватики.

11. Классы и типы педагогических нововведений.

12. Сущность и структура инновационного образовательного процесса.

13. Функции инноватора: управленца, педагога-экспериментатора, методолога, проектировщика, конструктора, оформителя.

14. Технология нововведений. Внедрение. Инжиниринг. Консалтинг. Обучение. Передача технологии.

15. Этапы внедрения педагогических инноваций в практику. Жизненный цикл педагогических инноваций.

16. Формы представления педагогических новшеств.

17. Инновационное обучение: сущность и характеристика.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (8 семестр)

1. Сущность понятия «наука». Классификация наук.

2. Развитие науки в социокультурном контексте.

3. Институциализация науки в древнем мире.

4. Наука на рубеже XX-XXI в.в. Развитие науки в Республике Беларусь.

5. Паранаука. Околонаучная экзотика.

6. Взаимодействие науки и норм морали. Кодекс научной чести.

7. Научное исследование. Структура и специфика научного исследования. Научное открытие.

8. Детерминация в научном исследовании. Понятие причинной связи в научном исследовании. Причинно-следственные отношения в социуме.

9. Практические, логические, эвристические методы научного познания.

10. Диалектическая логика. Формальная логика. Основной закон диалектики. Общее, особенное, единичное в научном познании.

11. Сущность и характеристика методологических принципов.

12. Философско-антропологический исследовательский подход.

13. Личностно ориентированный исследовательский подход. Человекоцентрированный исследовательский подход.

14. Деятельностный исследовательский подход.

15. Полисубъектный (диалогический) исследовательский подход.

16. Системный подход как методологическая основа исследования.

17.  Синергетика как отражение нового стиля научного мышления.

18. Аксиолого-герменевтический подход. Методы аксиологического анализа.

19. Культурологический исследовательский подход.

20. Основные положения методологии педагогики.

21. Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании.

22. Гипотеза как форма научного познания.

23. Основные принципы методологической культуры педагога-инженера.

24. Личностно ориентированные, природосообразные, культуросообразные, креативные, оргдеятельностные, интенсивные, ремесленные системы обучения.

25. Общая характеристика инженерной деятельности.

26. Цикл жизни технического объекта и типология инженерной деятельности.

27. Инженерная деятельность и инженерное творчество.

28. Проблема выбора и принятия инженерных решений.

29. Структура инноватики в инженерной деятельности.

30. Эвристические методы в принятии инженерных решений.


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (9 семестр)

1. Сущность понятия «модель». Модель как научная гипотеза. Требования, предъявляемые к моделям. Классификации моделей.

2. Стадии моделирования (построение модели, оптимизация модели, выбор модели). Характеристика каждой стадии моделирования.

3. Методы моделирования педагогических систем и образовательных процессов.

4. Методы коллективного моделирования.

5. Сущность понятия «проект». Характеристики проектной деятельности. Структура проектной деятельности.

6. Требования к проекту. Программа проекта. Объект проектирования.

7. Исследование и проектирование: различие типов мыследеятельности и их содержания.

8. Понятие о конструировании педагогических систем и образовательных процессов. Этапы процесса конструирования.

9. Детальное планирование. Метод сетевого планирования. Диаграмма Ганта.

10. Характеристика технологической и рефлексивной фаз педагогического проектирования и конструирования.

11. Жизненный цикл педагогических инноваций.

12. Этапы проектирования нововведений в учреждении образования.

13. Задачи руководителя проекта. Определение условий для реализации проекта.

14. Понятие о модернизации образования. Заказчики и цели нововведений. Единый государственный экзамен как пример нововведения.

15. Педагогический эксперимент: цели, задачи, уровни, гипотеза эксперимента.

16. Методика проведения эксперимента. Диагностика результатов эксперимента. 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 г.,№ 243-3: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст по состоянию на 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.

2. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы [Электронный ресурс] / ГУБелИСА, Минск, 2007. – Режим доступа: аs-mid.nlb.by/nbb/file/gpir.pdf – Дата доступа: 09.11.2010.

3. Аксенова, Л.Н. Учебно-исследовательская работа студентов: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 53 с.

4. Беляев, А.., Лифшиц, В. Технологическое образование на пороге XXI века. – Томск: SТТ, 2003. – 504с.

5. Берков, В.Ф. Методология науки. Общие вопросы: учеб. пособие / В.Ф. Берков. – Минск: РИВШ, 2009. – 396 с.

6. Взятышев, В.Ф. Инженерное проектирование и творческие способности. – М., МЭИ, 1992.

7. Загвязинский, В.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учебных заведений / В.Н. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

8. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

9. Молчан, Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности / Л.Л.Молчан. – Минск: РИПО, 1999. – 95 с.

10. Латыш, Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – 2-е изд., доп. – Минск: Нац. ин-т образования, 2000 – 215 с.

11. Лудченко А.А. Основы научных исследований. Учеб. пособие / Под. ред. А.А. Лудченко. – 2-е изд., стер. – К.:о-во «Знания», КОО.2001г. – 113 с.

12. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.

13. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Машиностроение, 1988. – 368 с.

14. Пономарев, Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов.– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 208 с.

15. Рузавин, Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 317с.

16. Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). – М., 1986.

17. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

18. Сметанин, П.Ю. Диалектика инженерного творчества. – Донецк, 2005.

19. Степин, В.С. Философия науки. Общие проблемы / В.С. Степин. – М., 2006. 

20. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

21. Цыркун, И.И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособие / И.И. Цыркун, Е.И. Карпович. – Минск: Белорус. гос. пед. ун-т, 2006. – 311 с.

22. Цыркун, И.И. Система иновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы / И.И. Цыркун. – Минск: Тэхналогiя, 2000. – 325 с.

23. Шейнбаум, В.С. Методология инженерной деятельности. Учеб. пособие. – Н.Новгород, 2007. – 360 с.

24. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования / П.Г. Щедровицкий. – М.: Эксперимент, 1993. – 154 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенова, Л.Н. Особенности методов обучения, обеспечивающих формирование  профессиональной компетентности у будущих специалистов / Л.Н. Аксенова, Н.В. Морозова // Народная асвета. – 2009. – №6. – С. 77–81.

2. Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции // Народная асвета.– 2008.– № 10.– С. 3 – 7.

3. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения / Г.С. Альтшуллер. – 2-е изд. – М.: Моск. рабочий, 1979. – 296 с.

4. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.

5. Буш, Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством / Г.Я. Буш. – Рига: Лиесма, 1974. – 167 с.

6. Гершунский, Б.С. Философия образования для ХХI века / Б.С. Гершунский. – М.: Совершенство, 1998. – 607 с.

7. Голубков, Е.П. Технология принятия управленческих решений. – М.: Дело и Сервис. – 2005.

8. Джалилов, А.Х. Основы учебно-исследовательской работы студентов: Учебное пособие для вузов. – Алма-Ата, 1989.

9. Жук, А.И. Основные направления развития университетского образования / А.И. Жук // Университетское образование: опыт тысячелетия, проблемы, перспективы развития: материалы Междунар. конгресса, 27–29 мая 2003 г., Минск / Белорус. гос. пед. ун-т. – Минск, 2003. – С. 21–29.

10. Зубра, А.С. Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы / А.С. Зубра. – Минск: Нац. институт образования, 1995. – 160 с.

11. Кульневич, С.В. Личностная ориентация методологической культуры учителя / С.В. Кульневич // Педагогика. – 1997. – № 5. – С. 108–115.

12. Кун, Т.Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1975.

13. Педагогика и логика: сб. / Г. Щедровицкий, В. Розин, Н.Г. Алексеев [и др.]. М.: Касталь. – 1993. – 412 с.

14. Поляков, С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.

15. Поппер, К. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983.

16. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса. – М.: Прогресс, 1986.

17. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: пособие / под. ред. А.М. Моисеева. – 2-е изд., с изм. – М.: Пед. о-во России, 2001. – 250 с.

18. Степин B.C.Становление научной теории. – Минск: Изд-во БГУ, 1976.

19. Степин B.C.Философская антропология и философия науки. – М., 1992.

20. Усачева, И.В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования. – М., 1980.

21. Философия и методология науки. – М.: Аспект-пресс, 1996.

22. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения: как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

 


ПРОТОКОЛ

ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

 

Название дисциплины, С которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (c указанием даты и номера протокола)
         
       
       

 


ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

На 2011-2012 учебный год

№ п/п   Дополнения и изменения Основание
1 нет  

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол №    от              2011 г.).

 

Заведующий кафедрой,

Доктор педагогических наук, профессор                        Т.А. Лопатик

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета                                                                       С.А. Иващенко

 

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан инженерно-педагогического факультета

___________________С.А. Иващенко

___________________2012 г.

Регистрационный № УД-_____р.

 

ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.191 с.)