По форме осуществления контроль делят на: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По форме осуществления контроль делят на:



- общий – способ, когда контролирующий субъект ограничивается тем, что следит только за выполнением требования в целом. Начальника интересует только конечный результат, и он не вникает в то, как именно, сам или с чьей-то помощью подчиненный реализует его требование.

- детальный (надзор) – субъект следит за всем, регламентируя ход выполнения работы. Если надзор практикуется в масштабе государства, то оно означает формирование государства полицейского типа, которое контролирует не только поступки, но и образ мыслей.
Применяемые санкции также имеют градацию:

- формальные позитивные санкции – одобрение и поощрение со стороны официальных инстанций: правительственные награды, ученые степени звания;

- неформальные позитивные санкции - одобрение неформатного окружения: друзей, коллег, прессы;

- формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные законами, инструкциями: увольнение, арест, понижение в должности;

- неформальные негативные санкции – осуществляются в малых группах (сплетни, пренебрежение, бойкот).

Нормы и санкции тесно связаны. Если норма не закреплена соответствующей санкцией, она не обладает потенциалом социального контроля.

Методы контроля классифицируются по типу применяемых санкций и бывают мягкими, жесткими, прямыми, косвенными.

Прямой контроль осуществляется через направленное давление со стороны института, установившего нормы, а косвенный – со стороны другого института.

Когда преступника приговаривают к определенному наказанию в соответствии с уголовным законодательством – это прямой контроль, а когда о совершенном им деянии пишут газеты – это косвенный контроль.

Мягким и жестким контроль бывает в зависимости от мягкости или жесткости применяемых санкций.

В процессе социализации формируется самоконтроль.Право в современных обществах представляет собой основной способ реализации социального контроля. Его место определяется, прежде всего, тем, что правовой контроль эффективен, так как опирается на государственный механизм принуждения.

Право как социальный регулятор. Правовое регулирование – воздействие на социальное поведение индивидов, общественные отношения, социальные процессы, системы, придающее им социально необходимое желаемое состояние, определяемое правовой нормой.

Социальное регулирование охватывает многие сферы жизнедеятельности людей: брачно-семейная, трудовая, политическая.

Способы социального регулирования:

- побуждение – метод, обращенный к психологической сфере человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения. Акцент делается на авторитете;

- понуждение – основан на материальном стимулировании, когда определенная выгода определяет желаемое поведение;

- принуждение – метод основан на причинении физического и психического страдания.

В социальном регулировании важное место занимают способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения. В качестве контролирующих инстанций могут выступать высшие органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, специализированные контрольные органы (налоговые инспекции, аудиторские организации, институт омбудсмена). Социальное регулирование может осуществляться в правовых (законы, кодексы), моральных (кодексы чести, этика предпринимательства), организационно-технических (правила безопасности, стандарты) формах.

Тем не менее, следует рассмотреть систему социальных регуляторов и место права в этой системе.

По мнению А.Б.Венгерова социальные регуляторы могут быть двух видов:

- нормативные: правовой (обычай, прецедент, доктрина), моральный, религиозный, юридико-технический и нормативно-технический, групповой (корпоративный), деловой обычай (деловое общение) и др.;

- ненормативные: ценностный, директивный, информационный, социальный институт предсказаний (рейтинги, опросы) и др.

Право на формальном уровне выступает в роли регулятора всей социальной системы в целом. Правовое общество, то есть общество, где право в полной мере стало всеобщим регулятором, характеризуется его доминированием над всеми другими социальными регуляторами. Этому состоянию общества соответствует такой уровень развития правосознания, когда правовой способ разрешения разнообразных социальных конфликтов является единственным.

В противоположность этому в обществах переходного типа, ситуация иная, что обусловлено длительным господством иного соотношения права и морали как социальных регуляторов.

Девиантное поведение. Во всех обществах поведение человека порой выходит за рамки, допустимые нормами. Девиантным поведением называется поведенческое отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью общества как предосудительное и недопустимое. Определение поведения как девиантное зависит от времени, места, группы людей.

Решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким образом реагируют на него.

Кто и почему считается нарушителем и что рассматривается как отклонение от нормы, в значительной степени зависит от субъекта, дающего определение поведению. За последние годы такие стили поведения как гомосексуализм, алкоголизм, употребление наркотиков, традиционно считавшиеся в России девиантным, определявшиеся в терминах Уголовного кодекса, были подвергнуты пересмотру. Распространилось мнение, что это медицинские проблемы, то есть болезнь.

Нормы можно представить не в виде фиксированной точки, прямой, а как определенную зону, а на практике диапазон допустимых стилей поведения чрезвычайно широк.

Считается, что университетскому преподавателю положено держаться со студентами официально. Но один имеет обыкновение во время лекции взбираться с ногами на кафедру. Поэтому студенты встречают его хихиканьем. Но преподаватель, обладая талантом общения и будучи признанным авторитетом, в своей области, вскоре завоевывает аудиторию.

Оценивая курс, студенты обычно говорят, что сначала их ошеломили непринужденные манеры, но вскоре они обнаружили, что стиль его поведения составляет часть эффективной методики преподавания.

Девиация направлена часто на преодоление фрустрации – препятствия, вставшего на пути достижения цели. Характер девиантного поведения зависит от того, как человеку свойственно отвечать на трудности: путем созидания или разрушения.
Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение индивидом, группой социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в обществе социокультурных ожиданий и норм.

Созидательные девиации (социальные инновации) – социально значимые в действиях человека отклонения от общепризнанных норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный вектор эволюционного развития общества.

Усиление девиантности населения может быть вызвано активными действиями средств массовойинформации, то есть создается искусственно, вовлекая лиц, способных к совершению девиаций.
Существует четыре социологических подхода к проблеме девиации.

Теория аномии.

По Дюркгейму девиантное поведение играет функциональную роль в обществе, так как наказание девианта способствует осознанию того, что считается допустимым поведением. Аномия – общественное состояние, характеризующееся разложением системы ценностей. Особенно остро стоит вопрос в переходный период развития страны. Американский социолог Роберт Мертон применил эти понятия, анализируя социальную действительность Соединенных Штатов Америки.
Для большинства американцев жизненный успех превратился в культурно признанную цель. Но проблема в том, что не все могут этого добиться, так как условия неодинаковы. Но отсутствие возможностей и неудержимого стремления к материальному благополучию недостаточно для того, чтобы подтолкнуть человека в сторону девиации. Мертон выделил пять типовых реакций на дилемму цели-средства, четыре из которых девиантные адаптации к условиям аномии:

- конформность имеет место, когда члены общества принимают и цель достижения материального успеха, и социально утвержденные средства для их достижения. Это поведение составляет опору стабильности общества;

- инновация – индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом цели к их достижению. Такие люди способны торговать наркотиками, заниматься проституцией;

- ритуализм – члены общества отвергают культурные ценности, цели или принижают их значение, но при этом механически используют одобренные средства их достижения. Так, например, цели организации перестают быть важными для бюрократов, но они культивируют средства в качестве самоцели, фетишизируя инструкции и бумажную волокиту;

- ретрицизм – индивиды отвергают как культурные цели, так и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Примером могут служить алкоголики и бродяги, которые живут в обществе, но не принадлежат к нему;

- бунт – бунтари отвергают и цели, и средства, но выдвигают новые нормы (радикальные общественные движения).
В данном исследовании изучены роли, которые человек может менять как и соответствующее им поведение, а не типы личности, характеризующиеся устойчивостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.008 с.)