Правоприменительный акт имеет ряд особенностей: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоприменительный акт имеет ряд особенностей:



1.Исходит от компетентных органов.

2.Носит государственно-властный характер.

3.Имеет индивидуально-определенный (персонифицирован­ный) характер.

4.Имеет установленную законом форму. Акты применения права классифицируются по различным ос­ нованиям:

По субъектам:

а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местно­го самоуправления).

По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основных, на­пример, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

По характеру правового воздействия:

а) регулятивные (приказ о переводе на другую работу);

б) охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела).

По форме:

а) отдельный документ (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолюция на материалах дела;

в) устная форма (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Правоприменительный акт и нормативный акт имеют много общего, но в то же время и существенно различаются.

Акт применения права -это правовой акт компетентного ор­гана или должностного лица, принятый на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Нормативный акт -это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Как видно из приведенных определений, они имеют ряд общих черт:

1.Это правовые акты.

2.Принимаются и обеспечиваются компетентными органами.

3.Имеют властный характер.

От нормативного правоприменительный акт отличается сле­дующим:

1. Применяется на основе нормативного.

2. Имеет конкретный, персонифицированный характер.

3. Не является источником права.

4. Выступает как юридический факт.

Аналогия в праве. Виды аналогий

Суды, при применении закона, в отдельных случаях сталкива­ются с отсутствием в действующих законах необходимых юридических норм. Если в уголовном законодательстве действует правило "нет пре­ступления и нет наказания, если нет закона", то в других отраслях пра­ва суды не вправе отказать в правосудии при отсутствии конкретного закона. В связи с этим выработаны способы восполнения пробелов пу­тем "аналогий".

Аналогия - сходство в каком-то отношении между явлениями, предметами, понятиями.

Р азличают следующие виды аналогий:

Аналогия закона - решение дела на основании закона, регули­рующего сходные отношения.

При аналогии закона решающим основанием, предопределяю­щим возможность применения той или иной нормы, является сущест­венное сходство между теми отношениями, которые прямо не пре­дусмотрены правом, и отношениями, которые урегулированы конкрет­ными юридическими нормами. Причем существенность сходства ох­ватывает и область права (однотипность правового режима).

Аналогия права -решение дела на основе общих начал и смыс­ла законодательства. При аналогии права решающее значение имеют принципы права (принцип справедливости, юридического равенства, ответственность за вину и др.). Принципы права нередко закрепляются в нормативном порядке, прежде всего в Конституции. Поэтому судьи при аналогии права часто ссылаются на соответствующие статьи Кон­ституции.

Субсидиарное применение - межотраслевая аналогия. При суб­сидиарном применении правоприменительный орган исходит из кон­кретных предписаний смежной отрасли права. Оно основано на сход­стве отношений, которые прямо не урегулированы нормами данной отрасли.

Аналогия допустима лишь тогда, когда данный вопрос прямо не урегулирован в законе и законодатель не связывает наступление юридических последствий с конкретным законом, а вопрос требует юридического решения.

Поэтому использовать аналогию могут только суды с соблюде­нием всех процессуальных норм (с указанием, что решение принято на основании применения аналогии).

Применение аналогии существенно обогащает юридическую практику и может служить основой для развития законодательства.

Пробелы в праве

Пробел в праве — это отсутствие в действующем законодатель­стве необходимых юридических норм.

Пробелы в законодательстве существуют вследствие двух ос­ новных причин:

1. В результате появления новых общественных отношений, которые в момент принятия закона не существовали и не могли быть учтены законодателем.

2. В случае упущений при подготовке и принятии закона.

Устранение пробела осуществляется с помощью правотворческого процесса путем принятия новой правовой нормы.

Преодоление пробела осуществляется с помощью правоприменительного процесса посредством специальных приемов - аналогии закона и аналогии права.

Аналогия закона -это решение конкретного юридического де­ла на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сход­ные случаи.

Необходимость применения данного приема в том, что реше­ние по юридическому делу обязательно должно иметь правовое осно­вание. Поэтому при отсутствии нормы, прямо предусматривающей спорный случай, применяется норма, регулирующая сходные со спор­ным отношения, которая и используется в качестве правового основа­ния при принятии решения.

В гражданском праве для применения аналогии закона недос­таточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение. Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаю обычая делового оборота.

Аналогия права -это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права при отсутствии нормы, ре­гулирующей сходные отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.007 с.)