Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц, во времени, пространстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц, во времени, пространстве



Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.

Все нормативные акты имеют определенные временные и про­странственные пределы своего существования и действия, а также рас­пространение на определенный круг лиц.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловле­но тем, что они действуют в отношении всех физических и юридиче­ских лиц находящихся на территории государства. Вместе с тем име­ются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан. Также существует так называемый при­нцип экстерриториальности, согласно которому часть территории госу­дарства (здания иностранных посольств, их средства, транспорт и т.п.), дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребы­вают, а юридически считаются находящимися на территории того госу­дарства, чье посольство расположено в данном здании или чьими представителями они являются.

Действие нормативного акта во времени обусловлено следую­ щими обстоятельствами:

1. Момент вступления нормативного акта в силу.

2. Момент прекращения действия нормативного акта.

3. Обратная сила закона.

В Республике Беларусь нормативные акты вступают в силу:

-в срок, указанный в тексте нормативно-правового акта;

-в результате указания на иные обстоятельства (с момента опубликования и т.п.);

-согласно общему правилу, закон вступает в силу через де­сять дней после его опубликования.

Нормативные акты утрачивают силу:

-но истечении срока действия;

-в связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий;

-на основании прямого указания органа об отмене данного акта;

Действие нормативного акта в пространстве определяется тер­риторией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Под территорией понимается сухопутное и водное пространст­во внутри государственных границ, недра и воздушное пространство, а также территории дипломатических представительств за рубежом, воз­душные судна, находящиеся в полете за пределами государства.

Нормативный акт обратной силы не имеет, то есть действие его не распространяется на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу, за исключением двух случаев:

1) если в нормативном акте об этом сказано;

2) если нормативный акт смягчает или вовсе устраняет ответ­ственность

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте понятие источника (формы) права

2.Изложите основные источники права

3.Раскройте понятие правовой обычай и юридический прецедент, нормативный договор

4.Изложите виды нормативных правовых актов

Литература:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 го­да (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002.

2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507.

3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004.

4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015

5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998

Практическое занятие № 3

Тема: Анализ действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Цель обучения: обеспечить усвоение предметного содержания темы формы государства:действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Цель воспитания: воспитание личностных качеств, обеспечение формирования правовой культуры, пробуждение и развитие познавательных интересов учащихся

Цель развития: содействовать развитию практических навыков, развить умение сравнивать и находить различия и сходства у изучаемых объектов.

Материально-техническое обеспечение: наглядные пособия (таблица структуры нормы права), ТСО (мультимедиа, персональный компьютер)

Методическое обеспечение:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 го­да (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002.

2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507.

3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004.

4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015

5.Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. / отв.ред. М. Н. Марченко. – М., 1998.

Ход работы:

.

1.Ответьте письменно на вопросы:

1.Дайте определение правовой норме

2.Дайте определение диспозиции

3.Охарактеризуйте логическую структуру правовой нормы

4.Охарактеризуйте нормы права по степени определенности

5. Перечислите виды систематизации нормативных правовых актов

6. Дайте понятие кодификация

7. Дайте понятие инкорпорация

8. Дайте понятие консолидация

2.Решите задания тестов

Вставь пропущенные слова

Формы (источники) права — это способы официального ……………правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.

Наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира является…………………………………..

В Англии, США, Канаде, Австралии как источник права используется судебное или административное решение по конкретному делу — обязательный образец для решения подобных дел— …………………… ………………..

Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку ……………………………………….

…………………………………………., признанное и санкционированное государством.

Конституция Республики Беларусь - …………. ………., имеющий …………… юридическую силу.

Кодекс - ……………. НПА – закон, обеспечивающий ………….. регулирование определенной области ……………отношений.

Декрет, Указ - нормативные ……………….. акты………….

Программный закон –это…….

Закон – это…………

Классификация нормативных правовых актов по юридической силе: …………

Выберите правильный ответ

1. Способы выражения и закрепления правовых норм определяются как:

А) функции права;

В) нормы права;

С) нормативно-правовые акты;

D) источники права;

2. Правой обычай, юридический прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор -это:

А) признаки права;

В) социальные регуляторы;

С) источники права;

D) система законодательства;

3. Расположите нормативные документы по мере возрастания юридической силы:

А) указ президента;

В) закон;

С) конституция;

D) постановление. 

4. С какого времени начинает действовать закон, если в нем не указано время введения его в действие:

А) через 10 дней с момента опубликования;

В) с момента подписания;

С) с момента опубликования;

D) через 7 дней с момента подписания;

5. Что определяет юридическую силу нормативно-правового акта?

А) Время издания нормативного акта.

В) Территориальная юрисдикция правотворческого органа.

С) Компетенции правотворческого органа, ранга регулируемых актом отношений и вида нормативно-правового акта.

D) Характер толкования нормативно-правового акта.

6. Какие формы права наиболее часто используют в Республике Беларусь?

А) юридический договор;

В) юридический прецедент;

С) нормативно-правовой акт;

D) нормативный договор.

2.3. Запомните в тетрадях таблицу, используя приведенные ниже акты:

Соглашения профсоюзных организаций с работниками.

Постановления Министерства финансов Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь

Трудовой договор

Трудовой кодекс

Решение Мингорисполкома

Закон «О гражданстве Республики Беларусь»

Уголовный кодекс

Постановление Высшего Хозяйственного суда

Указ Президента

Решение суда

Нормативно-правовые акты Акты подзаконного характера Ведомственные акты
     

3. Решите практическую ситуацию:

Используя Закон «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» от 10.01.2000 г. №361-3 (с изм. и доп.) выпишите в тетрадь для практических работ нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РБ, Парламентом, Правительством, местными представительными органами.

Составьте отчет

Содержание отчета:

4.1. Название и цель работы

4.2. Ответы на тесты

4.3. решение практической ситуации

 

 

Тема 18.Правотворчество

Программное содержание

Понятие правотврочества, факторы воздействующие на правотврочество, субъекты, принципы и виды правотврочества, основные стадии принятия закона, требования, предъявляемые к законодательству, юридическая техника, язык правовых актов, систематизация норматиных актов, ее виды

Методические указания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.027 с.)