Место и роль государства в политической системе общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и роль государства в политической системе общества



Государство — это часть политической системы, ее элемент, концентрирующий в себе все многообразие политических интересов. Оно занимает ведущее место в политической системе общества в силу следующих причин:

1. Государство является единственным легитимным пред­ставителем своего народа.

2. Государство является единственным носителем суверенитета.

3. Обладает государственным аппаратом (публичной властью).

Государство обладает монополией на правотворчество.

Государство является основным собственником средств производства, земли, ее недр и т.д.

Государство выступает в качестве гаранта стабильности в об­ществе и арбитром в бесплодной борьбе различного рода партий, группировок, классов и пр. Но в тоже время государство неоднократно ввергало народы в пучину различного рода войн и конфликтов. В од­них случаях оно выступает как защитник, в других - как агрессор.

Современное демократическое государство обеспечивает об­щественные интересы, концентрирующие интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, используя метод компромисса.

Органы государства, понятие, признаки и виды

Государственный орган — это наделенный властными полно­мочиями элемент механизма государства, участвующий в осуществле­нии функций государства.

Это первичное и важнейшее звено механизма государства, иг­рающее ведущую роль в реализации задач и исполнении функций го­сударства.

Для государственного органа характерны определенные признаки:

1) обладает определенной самостоятельностью;

2) образован и действует на основе правовых актов;

3) выполняет присущие только ему задачи и функции;

4) наделен властными полномочиями;

5) имеет внутреннее строение (структуру);

6) имеет материальную базу, финансовые средства, источник финансирования.

Виды органов государства.

По наличию того или иного объема властных полномочий выделяют:

-высшие,

-местные.

Высшие органы государства осуществляют властные полно­мочия на территории всего государства.

Местные органы государства осуществляют свою деятель­ность в пределах административно-территориальных единиц.

По характеру компетенции государственные органы бывают:

-общей компетенции,

-специальной компетенции.

К органам общей компетенции, например, можно отнести пра­вительство, поскольку оно решает широкий спектр вопросов. Прави­тельство участвует в осуществлении всех функций государства.

К органам специальной компетенции можно отнести мини­стерства, которые осуществляют один вид деятельности, выполняют одну функцию, например, министерство юстиции.

По порядку осуществления компетенции можно выделить сле­дующие государственные органы:

-коллегиальные,

-единоначальные.

К коллегиальным органам относится парламент.

К единоначальным органам относится президент.

По срокам полномочий выделяются:

-постоянные,

-временные.

Постоянные органы государства создаются без ограничения срока действия.

Временные органы создаются для выполнения краткосрочных задач и для достижения краткосрочных целей.

По принципу разделения властей осуществляют свою деятель­ ность следующие государственные органы:

-законодательные,

- исполнительные,

-судебные.

К законодательным органам относится высший представи­ тельный орган государства - парламент, основной функцией которого является принятие и издание законов.

К исполнительным органам относится правительство, которое непосредственно управляет государством. Свою многостороннюю дея­тельность правительство осуществляет с помощью многочисленных органов государства.

К судебным органам относятся суды различных компетенции, которые реализуют правосудие посредством судопроизводства.

Теория разделения властей

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших ор­ганов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

Традиционно основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж. Локка и Ш. Монтескье.

Джон Локк (1632-1704 гг.) - английский философ в своих про­изведениях, в частности "О государстве", разделил государственную власть на законодательную, исполнительную и союзную. Законодате­льная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная — королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы "войны и мира", международные отношения. Он не выделяет отдельно судебную власть.

Шарль Монтескье (1689-1775 гг.) - французский мыслитель, в своих трудах ("О разделении властей") обосновывает идею, что для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он уже выделяет суде­бную власть, как одну из ветвей государственной власти. Все три влас­ти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разделения вла­стей, сформулированное Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения закон­ности и устранения злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить госу­дарственную власть на законодательную — избранную народом, при­званную вырабатывать стратегию развития общества и регулиро­вать общественные отношения, исполнительную - назначаемую зако­нодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную — выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов.

Среди высших государственных органов, осуществляющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть органзанимающий лидирующее положение. Это необходимо прежде всего для того, чтобы лишить возможности борьбы между ними за лидерст­во, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали "паль­му первенства" законодательным (представительным) органам.

Исполнительную власть представляют глава государства (пре­зидент) и правительство.

Основная функция исполнительной власти - это исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Президент и прави­тельство руководят системой подчиненных им органов государствен­ного управления и других органов исполнительной власти, обеспечи­вают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

Судебная власть - система независимых государственных ор­ганов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты.

В системе органов государственной власти суд занимает осо­бое место. Это особое место определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления су­дебной деятельности.

Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию — осуществление правосудия. Он рассмат­ривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские де­ла, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким обра­зом, суд обеспечивает исполнение норм права, причем, присущими только ему специфическими средствами и методами.

Назначение судебной деятельности состоит в правовой охране от посягательств на интересы государства и граждан, их жизнь, здоро­вье, честь и достоинство.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что то­лько суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Вопросы для самопроверки:

1.Раскройте понятие государственного аппарата, органы государства, система органов государства

2.Изложите концепцию разделения властей как основа формирования государственного аппарата демократических стран

3.Охарактеризуйте функции государственного аппарата

Литература:

1.Конституция Республики Беларусь 1994 го­да (с измен. и доп.): принята на респ. рэф. 24 октября. 1996 г.: офиц. текст. – Мн.: Полымя, 2002.

2.О нормативных правовых актах Республики Беларусь: закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З (с изм. и доп. от 15 июля 2008 г., № 410-З) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2008. – № 184, 2/1507.

3.Вишневский, А.Ф., Горбаток, Н.А., Кучинский, В.А. Общая теория государства и права / А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский. – М., 2004.

4.Дробязко, С. Г. Общая теория права: учебное издание:учеб.пособие для студентов юридич.специальностей вузов / С. Г. Дробязко, В. С.Козлов. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.,2015

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.011 с.)