По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям



Министерство Российской Федерации

По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

И ликвидации последствий стихийных бедствий

ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

 

Мельков С.А., Перенджиев А.Н.

 

Методические указания по дисциплине

«Введение в специальность

«Государственное и муниципальное управление»

 

 

Предназначена для студентов и слушателей, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 («Государственное и муниципальное управление»)

 

 

Химки – 2014
Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

ФГБОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России»

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Мельков С.А., Перенджиев А.Н.

 

 

Методические указания по дисциплине

«Введение в специальность

«Государственное и муниципальное управление»

 

Предназначена для студентов и слушателей, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 («Государственное и муниципальное управление»)

 

 

Химки – 2014


УДК 338 (470)

ББК 66. 3 (2 Рос), 41

М 48

 

Авторы: С.А. Мельков, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления, доктор политических наук, профессор;

А.Н. Перенджиев, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления, кандидат политических наук.

 

Методические указания по изучению дисциплины «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» (методическое пособие для самостоятельной работы). Химки: АГЗ МЧС России, 2014. 44 с.

 

Настоящее пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» и предназначено для обучаемых по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», квалификация «бакалавр».

В методическом пособии изложены основные цели изучения дисциплины, требования к обучаемым по ее изучению, тематический план и содержание учебных занятий, задания обучаемым по подготовке к деловым играм, семинарским и практическим занятиям, вопросы и основная литература для подготовки к зачету с оценкой.

 

Компьютерный набор: Перенджиев А.Н.

 

 

ã Академия гражданской защиты МЧС России, 2014


Общие положения

Учебная программа по дисциплине «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» и определяет содержание и структуру дисциплины, последовательность изучения отдельных тем курса.

Актуальность изучения студентами основ своей будущей специальности обусловлена системой освоения обучаемыми первоначальных профессиональных знаний, навыков и умений, а также получения общего представления о специфике деятельности лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе.

Происходящие в настоящее время в Российской Федерации изменения в общественно-политической и социально-экономической среде требуют новых подходов и высокого профессионализма сотрудников системы государственного и муниципального управления. Постоянно ведется поиск оптимального сочетания централизация и децентрализация, интересов центра и регионов, государства и муниципалитетов. Россия объективно нуждается в конструктивных изменениях работы государственного аппарата. Российскому обществу нужны сегодня эффективные управленцы, способные решать непростые задачи в условиях глобализации, кризисов и конфликтов.

В сложившейся ситуации подготовка кадров (бакалавров) со знаниями теоретических основ государственного и муниципального управления, обладающих передовыми организаторскими и управленческими навыками, способных оказывать грамотные качественные услуги на государственном и муниципальном уровне, владеющих современными экономическими, политическими, правовыми знаниями, навыками и умениями приобретает особую актуальность.

Учебная дисциплина «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление» реализуется и осваивается с целью изучения и получения студентами общих знаний о специфике будущей профессии бакалавра/менеджера – при исполнении обязанностей на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации на должностях в государственных и муниципальных организациях и учреждениях, на административных должностях в государственных и муниципальных предприятиях, в научно-исследовательских и образовательных учреждениях в сфере государственного и муниципального управления, в политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях.

Основные задачи, решаемые в ходе преподавания учебной дисциплины:

· формирование у обучаемых твердого и систематизированного представления о деятельности бакалавра/менеджера в системе государственного и муниципального управления;

· формирование навыков анализа основных политических и экономических событий в России и в мире;

· формирование научно обоснованного общего представления о способах, видах и формах влияния государства на развитие экономики;

· получение представлений о принципах работы и функциях органов государственной власти, системе взаимодействия государства и гражданского общества в решении социальных и экономических проблем;

· формирование у студентов знаний об общих различиях государства и рынка, о различиях плановой, смешанной и рыночной экономик;

· выработка навыков работы в информационном пространстве, умения выступать публично, аргументированно излагать свою точку зрения.

А) Очная форма обучения

 

№ п/п Наименование тем Всего часов Лекции СРПП Семинары Практические занятия Деловые игры Индивидуальные собеседования Самостоятельная работа
1 2 3 4 5      

Семестр

1. Проблематизация менеджерской деятельности. 20 2   2       16
2. Теоретические основы государственного управления. 24 2 2 2     4 14
3. Рынок и рыночная система. 26 4   2 2 4   14
4. Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. 24 4   2     2 16
5. Понятие государственной службы. 22 2   2     2 16
6. Электронное государство. 24 4   2   4   14
7. Итого. 144 18 2 12 2 8 8 90

Содержание тем

Планы семинарских, практических занятий и занятий

План

семинара по теме № 1.2 «М енеджмент как вид самостоятельной профессиональной деятельности» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Отличия менеджмента от политики.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

2. Отличия менеджмента от регулирования.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

3. Отличия менеджмента от администрирования.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011 (инв. № 2213у). С. 16-28.

2. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010 (инв. № 1934у). С. 16-28.

3. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 7-32.

Дополнительная литература:

1. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методическое пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011.

2. Лашков М.М. Кодекс морально-усидчивого чиновника. М.: Алгоритм, 2010.

3. Оптимальные решения в государственном и общественном управлении / Р. Тейлор, Б. Пельцвергер, В. Христенко (инв. № 26029).

Интернет ресурсы:

1. www.rusrand.ru – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования;

2. www.lawinrussia.ru – информационно-аналитический журнал «Политическое образование».

 

План

проведения самостоятельной работы под руководством преподавателя № 2.2 «Роль государства в обществе» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные функции государства в исторической ретроспективе (чем государство занималось ранее).

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

2. Чем государство может и должно заниматься в экономике.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

3. Понятия политической экономии и экономического либерализма.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. М., 2010 (инв. № 2118у). С. 41-62.

2. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 33-52.

Дополнительная литература:

1. Бальцерович Л. Навстречу ограниченному государству / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007. 92 с.

2. Джанда К., Бери Д.М. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США / Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2006.

3. Желтов В.В. Теория власти: Учебное пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2008. С. 370-411.

4. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002.

Интернет ресурсы:

1. президент.рф – официальный сайт Президента России.

2. www.rusrand.ru – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования;

3. www.lawinrussia.ru – информационно-аналитический журнал «Политическое образование».

План

проведения семинара № 2.3 «Основные виды управления» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Как соотносятся между собой политическое и административное управление?

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

2. Проблемы современного государственного управления в зарубежных странах (по выбору студентов).

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

3. Основные цели и задачи государственного управления в современной России.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. М., 2010 (инв. № 2118у). С. 113-135.

2. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 33-52.

Дополнительная литература:

1. Государственное регулирование в современном политическом процессе России. М.-Орел: Издательство ОРАГС, 2009.

2. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методическое пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011.

3. Кнорринг В.И. Искусство управления: Учебник. М.: БЕК, 1997.

Интернет ресурсы:

1. www.rusrand.ru – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования;

2. www.lawinrussia.ru – информационно-аналитический журнал «Политическое образование».

 

План

индивидуального собеседования № 2.4 по теме «Теоретические основы государственного управления» (4 часа)

Вопросы для индивидуального собеседования:

1. Каковы основные цели эффективного государства? Раскройте на примере российского государства.

2. Сферы и формы эффективной деятельности государства. Раскройте на примере российского государства.

3. В чем выражается и измеряется эффективность государства в экономике? Раскройте на примере российского государства.

4. В чем выражается и измеряется эффективность государства в политике? Раскройте на примере российского государства.

5. Какое государство является сильным? Раскройте на примере российского государства.

6. Каковы основные цели сильного государства? Раскройте на примере российского государства.

7. Что может сильное государство сделать в экономике? Раскройте на примере российского государства.

8. Что может сильное государство сделать в политике? Раскройте на примере российского государства.

9. Как соотносятся между собой политическое и административное управление? Раскройте на примере российского государства.

10. Как соотносятся между собой государственное управление и государственный менеджмент? Раскройте на примере российского государства.

11. Сформулируйте основные цели и задачи государственного управления в современной России.

 

План

проведения семинара № 3.3 на тему «Основные субъекты рынка» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Государство как субъект рынка: особенности функционирования в рыночной экономике.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

2. Особенности фирмы/предприятия как субъекта рынка.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

3. Особенности домохозяйств как субъектов рынка.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

4. Сформулируйте основные отличия государственных и частных предприятий, действующих на рынке.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 53-78.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. М.: Высшее образование, 2009 (инв. № 1991у). С. 67-75, 243-252.

Дополнительная литература:

1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: Учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2006. С. 234-249.

2. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: уч. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 188-195.

3. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 55-90.

Интернет ресурсы:

1. www.rusrand.ru – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования;

2. правительство.рф – официальный сайт Правительства России;

3. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

 

План

проведения практического занятия № 3.4 «Просмотр и обсуждение художественного фильма «Предел риска» (2 часа)

Во время занятия студенты знакомятся с содержанием кинофильма «Предел риска». После окончания просмотра каждый обучаемый выполняет письменную работу (объемом до 1 стр.) на тему: «Особенности менеджмента в кризисных условиях».

Литература: кинофильм «Предел риска» на DVD.

План

проведения деловой игры 3.5 «Игра в рыночную экономику» (4 часа)

На этапе подготовки занятия учебная группа разбивается на три команды, и 2 студента будут составлять авторитетное жюри.

Команда № 1 – «Рыночники», отстаивающие приоритетность рыночной экономики.

Команда № 2 – «Государственники», отстаивающие приоритетность плановой экономики.

Команда № 3 – «Реалисты», отстаивающие приоритетность смешанной экономики.

На занятии обязательно должен быть фотограф с фотоаппаратом.

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Ход игры:

1. Во время игры каждая команда садится отдельно. Затем каждая команда делает для других групп сообщение (8-10 минут), обосновывая приоритетность своего выбора типа экономики, и отвечает на вопросы других команд и авторитетного жюри. Во время выступлений команд обязательно приводить примеры.

Авторитетное жюри выставляет оценки каждой команде и каждому из ее участников (кто выступал).

2. Каждая команда выступает со своим видением места, роли и функций субъектов рынка в выбранном ими типе экономики и обосновывает свой выбор (команда № 1 – всех субъектов рынка; команда № 2 – государства; команда № 3 – всех субъектов рынка). Во время выступлений команд обязательно приводить примеры. Затем каждая команда отвечает на вопросы других команд и авторитетного жюри.

Авторитетное жюри выставляет оценки каждой команде и каждому из ее участников (кто выступал).

3. Свободная дискуссия между командами и между отдельными студентами по проблематике рыночной экономики.

Авторитетное жюри выставляет оценки каждой команде и каждому из ее участников (кто выступал).

4. Авторитетное жюри выставляет общие оценки, объявляет их и подводит итоги занятия.

План

семинара № 4.3 по теме: Основные концепции взаимодействия рынка и государства в современной экономике» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. «Кейсианство» и «монетаризм», как основные концепции макроэкономического регулирования.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

2. Теории экономического либерализма и государственного дирижизма.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

3. Особенности концепции институционализма и теории устойчивого развития.

Готовит и выступает группа из 2-3 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 79-110.

2. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. М.: Высшее образование, 2009 (инв. № 1991у). С. 475-489.

Дополнительная литература:

1. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: уч. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 188-195.

2. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: уч. пособие / Под ред. В.М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2010. С. 10-30.

3. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2008. Вып. № 6. С. 4-35.

 

План

План

План

семинара № 6.3 по теме: «Современные информационные технологии и электронное правительство в России» (2 часа)

Информирования:

1. Политическое информирование с анализом событий в России. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование с анализом событий в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему информация играет важнейшую роль в становлении и развитии современного общества?

Готовит и выступает группа из 2 человек, до 15 мин.

2. Основные проблемы развития социальных и иных сетей в Российской Федерации

Готовит и выступает группа из 2 человек, до 15 мин.

3. Влияние «электронного правительства» на эффективность системы государственного и муниципального управления.

Готовит и выступает группа из 2 человек, до 15 мин.

Основная литература:

1. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011 (инв. № 2213у). С. 157-165.

2. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). С. 137-167.

Дополнительная литература:

1. Интернет в общественной жизни / Пер. с англ. А. Смирнов. М.: Идея-Пресс, 2006.

2. Информационно-технологическое обеспечение законотворческого процесса: Материалы конференции. Екатеринбург, 2004.

3. Современные информационные технологии и общество: реферативный сборник. М.: ИНИОН РАН, 2002.

4. Электронное государство и демократия в начале XXI века // Политическая наука: Сб. науч. трудов / Редкол.: Ю.С. Пивоваров и др. М.: ИНИОН РАН, 2007. № 4.

Интернет ресурсы:

1. www.gridnev.info – концептуальное проектирование «электронного правительства»;

2. www.gosuslugi.ru – портал государственных услуг.

План

проведения Деловой игры № 6.4 «Вместе создаем электронное государство» (4 часа)

На этапе подготовки занятия учебная группа разбивается на две команды.

Команда № 1 – авторитетное жюри (студенты, имеющие 15 положительных оценок).

Команда № 2 – «Созидатели», предлагающие свои варианты формирования электронного государства (остальные студенты).

Все студенты самостоятельно изучают программу Федеральной целевой программы «Электронная Россия» и ход ее выполнения в России.

На занятии обязательно должен быть фотограф с фотоаппаратом.

Информирования:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

2. Политическое информирование о ситуации в мире. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

3. Экономическое информирование. Готовит и выступает 1 человек, до 5 мин.

Ход игры:

1. Во время игры каждый студент из команды № 1 получает оценочные листы.

2. Каждый студент из команды № 2 вслух (в течение 5-7 минут) формулирует свое мнение по двум вопросам:

а) оценка эффективности реализации в нашей стране Федеральной целевой программы «Электронная Россия».

б) высказывает свои личные предложения по формированию в нашей стране электронного государства.

3. Авторитетное жюри задает вопросы каждому студенту из команды № 2. Студенты из команды № 2 отвечают на вопросы авторитетного жюри.

4. Авторитетное жюри выставляет оценки каждому студенту из команды № 2 (кто выступал).

5. Подведение итогов игры (преподаватель и руководитель авторитетного жюри).

Интернет ресурсы:

1. www.gridnev.info – концептуальное проектирование «электронного правительства»;

2. www.gosuslugi.ru – портал государственных услуг.

5. Тематика курсовых работ (рефератов)

для факультета заочного обучения

1. Объясните на личных примерах, как Вы поняли суть своей будущей профессии (бакалавр/менеджер).

2. Объясните на личных примерах, как Вы поняли сущность менеджмента.

3. Сформулируйте 10 преимуществ, которые имеют менеджеры на государственной гражданской службе. Покажите эти преимущества на конкретных примерах.

4. Сформулируйте 8 недостатков, которые имеют менеджеры на государственной гражданской службе. Покажите эти недостатки на конкретных примерах.

5. Сформулируйте 8 отличий менеджмента от администрирования. Покажите эти отличия на личных примерах.

6. Сформулируйте 8 отличий менеджмента от политики. Покажите эти отличия на личных примерах.

7. Сформулируйте 8 отличий менеджмента от управления. Покажите эти отличия на личных примерах.

8. Объясните на личных примерах, как Вы поняли сущность государственного управления.

9. Объясните на личных примерах, как Вы поняли сущность государственного регулирования.

10. Сформулируйте 8 отличий государственного управления от государственного регулирования. Покажите эти отличия на личных примерах.

11. Чем государство может и должно заниматься в экономике? Покажите функции современного российского государства в экономике (на примерах).

12. Чем государство может и должно заниматься в политике? Покажите функции современного российского государства в политике (на примерах).

13. Каковы основные цели эффективного государства? На примерах докажите, что современное российское государство является эффективным.

14. В чем выражается и измеряется эффективность государства в экономике? На примерах докажите, что современное российское государство в экономике действует эффективно.

15. В чем выражается и измеряется эффективность государства в политике? На примерах докажите, что современное российское государство в политике действует эффективно.

16. Какое государство является сильным? На примерах докажите, что современное российское государство является сильным.

17. Каковы основные цели сильного государства? Покажите достижение этих целей на примере современного российского государства.

18. Сформулируйте 8 отличий рыночной экономики от плановой экономики. Покажите эти отличия на конкретных примерах.

19. Нужна ли Российской Федерации смешанная экономика? На примерах докажите это.

20. Нужна ли Российской Федерации рыночная экономика? На примерах докажите это.

21. Нужна ли Российской Федерации плановая экономика? На примерах докажите это.

22. Какова роль государства в плановой экономике? На примерах СССР покажите эту роль.

23. Сформулируйте свои личные предложения (не менее десяти) по преодолению коррупции в Российской Федерации.

24. Что такое «социальный лифт». Сформулируйте и выразите свое мнение о том, является ли в настоящее время государственная служба в Российской Федерации «социальным лифтом».

25. Сформулируйте и выразите свое мнение о том, является ли в настоящее время кадровый резерв Президента Российской Федерации «социальным лифтом» (на конкретных примерах).

26. Проанализируйте Концепцию кадровой политики МЧС России. Покажите ее наиболее сильные (не менее восьми) и слабые (не менее пяти) стороны.

27. Что такое электронное государство? Покажите сильные (не менее восьми) стороны электронного государства в современной России.

28. Что такое электронное государство? Покажите слабые (не менее шести) стороны электронного государства в современной России.

29. Что такое информационное правительство? Сформулируйте собственные предложения (не менее десяти) по повышению его эффективности в современной России.

30. Чем политическое управление отличается от административного управления? Сформулируйте не менее 8 отличий и покажите их на конкретных примерах.

 

Примечание: в каждой группе каждая тема курсовой работы может быть выбрана только одним студентом. Дублирование тем несколькими студентами запрещено. Общий объем курсовой работы не должен превышать 5 страниц формата А4.


6. Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Основные термины и понятия Государственного образовательного стандарта Третьего поколения.

2. Понятие менеджмента и его особенности.

3. Отличия менеджмента от управления.

4. Отличия менеджмента от политики.

5. Отличия менеджмента от регулирования.

6. Отличия менеджмента от администрирования.

7. Основные функции государства в исторической ретроспективе.

8. Чем государство может и должно заниматься в экономике?

9. Понятие политической экономии и экономического либерализма.

10. Какое государство является сильным?

11. Назовите основные цели сильного государства?

12. Что может сильное государство сделать в экономике и политике?

13. Каковы основные цели эффективного государства?

14. Сферы и формы эффективной деятельности государства?

15. В чем выражается и измеряется эффективность государства в экономике?

16. В чем выражается и измеряется эффективность государства в политике?

17. Государство как субъект рынка: особенности функционирования в рыночной экономике.

18. Особенности фирмы/предприятия как субъектов рынка.

19. Особенности домохозяйств как субъектов рынка.

20. Понятие рыночной экономики.

21. Понятие плановой экономики.

22. Роль государства в плановой экономике.

23. Понятие государственной собственности и ее роль в рыночной экономике.

24. Понятие частной собственности и ее роль в рыночной экономике.

25. Как взаимодействуют между собой государственная и частная собственность в современной экономике?

26. Понятие смешанной экономики.

27. Как соотносятся между собой политическое и административное управление?

28. Как соотносятся между собой государственное управление и государственный менеджмент?

29. Сформулируйте основные цели и задачи государственного управления в современной России.

30. Социальное предназначение и роль бакалавров, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление».


Литература

Основная литература по дисциплине:

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Учебник. М., 2010 (инв. № 2118у). 525 с.

2. Анненков В.И., Барчан Н.Н., Моисеев А.В., Киселев Б.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2011 (инв. № 2213у). 256 с.

3. Мельков С.А., Перенджиев А.Н. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление». Учебное пособие. М.: АГЗ МЧС России, 2012 (инв. № 2785). 169 с.

4. Экономическая теория: учебник / под ред. Е.Н. Лобачевой. М.: Высшее образование, 2009 (инв. № 1991у). 515 с.

Дополнительная литература по дисциплине:

1. Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности. М.: КНОРУС, 2010 (инв. № 1934у). 256 с.

2. Бренделева Е.А. Неоинституциональная экономическая теория: учеб. пособие. М.: Дело и Сервис, 2006. С. 234-249.

3. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Изд-во Юрайт, 2010. 415 с.

4. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы: Учебно-методические пособие. М.: ИПКгосслужбы, 2011. С. 135-149.

5. Журавлев В.Г., Журавлев Г.В., Гурнина Д.А., Яшин А.А. Государственное управление в условиях рынка. Менеджерские проблемы. М.: ИПКгосслужбы, 2011. С. 252-269.

6. Игнатов В.Г. Государственная и муниципальная служба России: история и современность. Ростов н/Д, 2010. С. 63-97, 111-137.

7. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: уч. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. С. 188-195.

8. Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Изд-во МГУ, 2002. 228 с.

9. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: уч. пособие / Под ред. В.М. Соколинского. М.: КНОРУС, 2010 (инв. № 2037у). С. 10-30.

10. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Под ред. В.И. Якунина. М.: Научный эксперт, 2008. Вып. № 6. С. 4-35.

11. Суркина Ф.Ж. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

12. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке / Пер. с англ. М.: АСТ МОСКВА, 2010. 222 с.

13. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. М., 2009. 432 с.

14. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Идеология экономической политики: проблема российского выбора. Монография. М.: Научный эксперт, 2008. С. 55-90.

15. Яновский В.В., Кирсанов С.А. Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 208 с.

Интернет ресурсы:

− www.rusrand.ru – Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования;

− президент.рф – официальный сайт Президента России;

− правительство.рф – официальный сайт Правительства России;

− www.council.gov.ru – официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

− www.duma.gov.ru – официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

− www.mos.ru – официальный портал Мэрии города Москвы;

− www.mosreg.ru – Интернет-портал Правительства Московской области;

− www.lawinrussia.ru – информационно-аналитический журнал «Политическое образование»;

− www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации;

− www.ugmsmo.ru – Управление государственной и муниципальной службы Московской области;

− www.milpol.ru – Ассоциация военных политологов;

− www.isras.ru/socis.html – Журнал «Социологические исследования»;

− www.gridnev.info – концептуальное проектирование «электронного правительства»;

− www.gosuslugi.ru – портал государственных услуг.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения ………………………………………….…..4

2. Тематический план дисциплины «Введение в специальность «Государственное и муниципальное управление»……………10

3. Содержание тем………………………………………………....10

4. Планы семинарских и практических занятий ………………14

5. Тематика курсовых работ (рефератов) для факультета заочного обучения……………………………………………...................23

6. Вопросы для подготовки к зачету……………………………..25

7. Литература………………………………………………………26

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.228 с.)