Оценка собственной толерантности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка собственной толерантности



Структура модуля:

- Выработка критериев толерантности.

- Собственная оценка толерантности.

- Спроектировать продвижение идей толерантности в профессиональной деятельности.

Упражнение "Характеристики толерантного и интолерантного человека "

Цель: Выработать характеристики толерантного и интолерантного человека.

Этапы игры: Разделите лист на две колонки. В каждой из них составьте список качеств, которые на Ваш взгляд, характеризуют толерантного или интолерантного человека. Отметьте те качества, которые на Ваш взгляд, присутствуют в Вас лично.

    Упражнение "Ранжирование ценностей"

Цель: осознание собственных ценностей толерантности.

Время проведения: 30 минут.

Этапы игры: Наши ценности тесно связаны с нашим самосознанием и самоуважением. Поэтому мы очень болезненно переживаем, если сами предаем важные для нас ценности, а также ощущаем себя несвободно, когда наши ценности игнорируют другие. Совершенно естественно, что различия в ценностных предпочтениях разных социальных групп легко приводят к конфликтам. Поэтому мы должны уметь говорить на важные для нас, ценностные темы и учиться находить общий язык с совершенно разными людьми, в том числе и с теми, которые отличаются от нас по мировоззрению.

В этом упражнении игроки, поделенные на четверни, должны расставить и степени значимости восемнадцать ценностей, предложенных профессором Милтон Рокич. В процессе выполнения упражнения возникает оживленное общение между участниками, поскольку каждый высказывает свою точку зрения и отстаивает ее. Для каждой четверки Вам потребуется одна копия Приложения к этому упражнению.

1. Участники разбиваются на группы из четырех человек. Чтобы группы оказались подобранными по случайному принципу, попросите игроков рассчитаться на первый-четвертый. Те участники, у которых совпал номер, объединяются в одну группу.

2. Кратко расскажите о значении ценностей в жизни человека - как в личной, так и в профессиональной. Многие предприниматели обладают собственными точками зрения на те, или иные вопросы и подбирают сотрудников (часто неосознанно) со схожей ценностной ориентацией. Жизненные установки отдельных членов команды имеют большое значение для общей работы. По основным вопросам должно быть достигнуто согласие, иначе опасность конфликтов увеличивается.

3. Раздайте вопросники (по одному на подгруппу). У каждой команды есть задание расположить восемнадцать предложенных ценностей в порядке убывания их значимости - но значимости не для отдельного человека, а для всей команды. Таким образом, участники будут вынуждены искать компромиссное решение в каждом случае. Какие ценности были особенно важными и допускали единственную трактовку? При обсуждении каких ценностей допускались приемлемые для всех различия? На работу командам отводится 30 минут.

4. Команду собираются вместе и представляют результаты своей работы. Обсуждение игры:

1.Что в данное время является основной ценностью в моей жизни?

2.Насколько успешным был процесс принятия единого решения?

3.Какие ценности были признаны всеми членами команды? Какие из них важны для командной работы?

4.Почему изменяются ценности?

5.Как различаются ценностные установки представителей разных народов?

 

 

VIII модуль

Завершение работы

Структура модуля:

- Повышения самооценки участников тренинга в межкультурном взаимодействии.

- Формирование обратной личностной связи участников тренинга.

Упражнение "Чемодан"

Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.

Этапы игры: "Наша работа подходит к концу". Мы расстаемся. Однако перед тем как расстаться, «соберем чемодан». Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы "положим" то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

«Собирая чемодан», мы будем придерживаться некоторых правил:

1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.

2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.

3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.

4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.

5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили".

Тренер может предложить использовать временного ориентира опыт обсуждения участника, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств, следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи. При планировании работы группы тренер должен учесть, что на «сбор чемодана» в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

Модификация 1

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение". Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.

Модификация 2

Этапы игры: "Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Заключительный круг завершает работу на тренинге. Каждому участнику предлагается в свободной форме осознать и сформулировать всё, что было прожито за несколько дней. Акцентировать внимание можно на вопросах о том, каким образом тренинг повлиял на поведение, какие чувства и мысли возникли у его участников. В качестве обратной связи от участников группы можно предложить упражнение "Направленное интервью"

Цель: исследование перцептивных качеств членов группы.

Время проведения: 30 минут.

Этапы игры:

1. Скажите следующее: "Сейчас у вас появится счастливая возможность еще лучше узнать (воспринять) других членов группы, задавая им вопросы в определенной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать с помощью вопросов, представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же".

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто - вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий - отвечающий меняются при каждом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут.

5. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

Карточка участника игры

1. Как ты можешь себя охарактеризовать?

2. Когда ты бываешь счастлив?

3. Что тебе особенно удается?

4. Какие качества ценят в тебе друзья?

5. Что ты сам больше всего ценишь в людях?

6. Чем ты гордишься?

7. Как идет твоя жизнь в последние десять лет?

8. Что ты больше всего любишь делать?

9. О чем ты мечтаешь?

10. Чему ты больше всего удивляешься?

11. Твое любимое занятие в свободное время?

12. Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

13. Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

14. Из-за чего ты волнуешься?

15. Как ты себя чувствуешь в данный момент?

16. Твои сильные стороны?

17. Бываешь ли ты сентиментальным?

18. Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

19. Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

20. Что ты ценишь во мне?

21. Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, каковы бы они были?

22. Как бы ты охарактеризовал того, кто к тебе относится враждебно?

23. Веришь ли ты в Бога?

24. В чем ты видишь смысл своей жизни?

 

 

ГЛОССАРИЙ

Абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Между культурами нет равенств.

Интерактивное моделирование представляет собой сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных ситуаций меж­культурного общения. Анализ и оценка интерактивных моделей позво­ляет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изу­чить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Ценность данного метода заключается в следующих особенностях:

а) он значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создаёт более естественную обстановку для совместной деятель­ности;

б) кооперирует и организует участников для совместной деятельно­сти;

в) создаст условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу;

г) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через этот опыт оценивать практические ситуации общения в настоящем.

Интолерантность - это непринятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность про­является через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Культурный ассимилятор - техника когнитивного ориентирования. Он состоит из описания ситуаций, в которых взаимодействуют персо­нажи из двух культур. Особое внимание уделяется ориентированности культуры на коллективизм и индивидуализм; интерпретации поведения персонажей в каждой ситуации, которые могут быть рассмотрены как каузальные атрибуции о наблюдаемом поведении. Причём информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются наиболее значимые ключевые различия между культурами.

Психогимнастические упражнения позволяют создавать и поддер­живать работоспособность в группе.

 

Релятивизм основан на идее равноценности культур при признании значительных культурных различий.

Рефлексия опыта предполагает осмысление участниками собствен­ной культурной, этнической принадлежности.

Ролевые игры - это исполнение участниками ролевых ситуаций, ко­торые воссоздают часто повторяющиеся случай межкультурного обще­ния. Оснока метода - игровое переживание в ситуациях «как будто», ког­да происходит восприятие скрытых правил и стандартов, которые лежат в основе норм и ценностей чужой культуры. Данный метод порождает игровое переживание, благодаря чему глубже познаются интересы взаи­модействующих сторон, их формы поведения, развивается способность к восприятию норм и ценностей чужой культуры.

Симуляция - искусственное создание конкретных ситуаций меж­культурного общения и прогнозирование возможных вариантов и ре­зультатов, исходя из различных точек зрения участников.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понима­ние богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовы­ражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Универсализм нацелен на поиск общих знаменателей или универсалий, посредством которых все народы могут понимать друг друга и общаться друг с другом. Культурный универсализм предлагает метод плавления – формирования монокультурной общности из поликультурной. Идея универсализма характерна для политики глобализации – создание единой мировой политической, экономической, культурной общности. Применение теории универсализма на практике ведет к росту национального самопознания, сопротивлению универсализации культур, активизации национальных движений и движению антиглобализма.

 

Литература:

1. Дебаты: учебно-методический комплект.- М.: Бонфи, 2001.

2. Лебедева Н.М. Введение в этническую кросс-культурную психологию. - М.: Ключ-С, 1999.

3. Лебедева Н.М., Лунева О.В., Стефаненко Т.Г. Тренинг этнической толерантности для студентов. – М.: Привет, 2004.

4. Льюис Р.Д. Деловые культуры в современном бизнесе. От стол­кновения к взаимопониманию / Пер. с англ. - М.: Дело, 2001.

5. Мы - сограждане/ Сер. Толерантность: объединяем усилия. - М.: Бонфи, 2002.

6. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов / Под ред. А.П. Садохина. - М.: Гардарики, 2002.

7. Открывшаяся страница (урок толерантности) // “Библиотека в школе”: Приложение к газете “Первое сентября” № 19. - М., 2001.

8. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб: Изд-во СПбГУ, 2005.

9. Почебут Л.Г. Организационно-методические основы функционирова   ния центра толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

10. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. - СПб.: Речь, 2005.

11. Солдатова Г.У, Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000.

12. Стефапенко Т.Г. Этнопсихология. - М.: Изд-во Ин-та психологии РАН; Академический проект, 1999.

13. Толерантность: дорога к миру / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - Бонфи, 2001.

14. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово, 2000.

15. Тренинг межкультурной компетентности / Под ред. А.Н. Татарко, Н.М. Лебедевой. - М.:, 2002.

16. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания / Сер. Толерантность: объединяем усилия. - М., 2002.

17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М: Генезис, 1998.

18. Щеколд и на С.Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004.

 

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

 

Кагермазова Лаура Цараевна

 

Возрастная и педагогическая психология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.043 с.)