Основными идеями поставленных задач тренинговой программы являются следующие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основными идеями поставленных задач тренинговой программы являются следующие.



1. Понять многообразие мира, в котором мы все живём. Богатство окружающего нас мира проявляется в огромном разнообразии куль­тур, языков, государств, обществ, этнических, конфессиональных групп. К чему может привести изоляция в обществе, противостоя­ние и противопоставление друг другу? Для того, чтобы определить и выделить «свою» группу, должна быть «другая» группа; чтобы суще­ствовало «этническое большинство». Россия - это не вся планета, а часть единого целого.

2. Представить себя за пределами собственной культурной зоны. Участники тренинга должны осознать, что они чувствуют, находясь за пределами собственной культурной зоны. Важно понять, что мо­жет способствовать созданию и развитию позитивных отношений, а что может быть предметом потенциальных и реальных трудностей для участников общения, находясь за пределами собственной куль­турной зоны. В основе решения поставленной задачи заложена по­пытка постепенного перехода от позиции этноцентризма к культур­ному релятивизму. Причины и источник возникновения негативных предубеждений, стереотипов, установок, предрассудков по отноше­нию к представителям другой культуры во многом определяются де­формацией принципа культурного релятивизма.

3. Познакомиться с другими разнообразными культурами и формами контактов в них. Основное содержание когнитивного компонента установки по отношению к другой культуре проявляется в том, что мы знаем о другой культуре, в реалистичности и истинности нашего знания. Осознаётся и преодолевается страх перед неизвестным, чу­жим и непонятным, а также выясняется, каким способом мы можем лучше узнать и познакомиться с другими культурами.

4. Научиться видеть проявления культурных разнообразий в пози­тивном ключе, показать, что ценность и уникальность культу­ры заключается в её неповторимости. Разнообразие культурных проявлений, межкультурные связи и коммуникации обогащают не только отдельно взятую личность, участвующую в данном процессе, но и всё общество в целом. Решение этой задачи позволяют научить­ся взаимодействовать с другими культурами, преодолевая чувство страха перед неизвестным и странным, а также понять: как в каждом человеке есть определённым образом что-то хорошее, так в каждой культуре есть достойное и интересное для понимания.

5. Сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям и поведению представителей других культур. Важно прийти к по­ниманию недостойности и недопустимости любых проявлений дис­криминации на национально-культурной почве по отношению к «эт­ническому меньшинству», беженцам и другим социальным группам, занимающим уязвимое положение в социальной структуре обще­ства.

В ходе тренинга участникам предоставляется возможность ощутить себя представителями различных культур, пережить культурный шок, оценить силу культурных различий, влияние этнических стереотипов, предубеждений и предрассудков на процесс межкультурного общения. Участники тренинга проходят путь от отрицания культурных различий до принятия чувственного восприятия иной культуры, от установок эт­ноцентризма до признания релятивизма.

Основы тренинговой процедуры: анализ теоретических проблем, обсуждение понятий «культура», «культурные синдромы», «отношение к другому человеку» и др. Участникам тренинга предоставляется воз­можность самостоятельно моделировать культуры, варьировать кросс-культурные различия, находить новые способы общения, разрешать трагические исторические ситуации с позиций нового релятивистского подхода.

  Методические рекомендации представляют собой руководство по разработке и проведению тренинга по формированию этнокультурной толерантности в межэтническом взаимодействии. Содержит обоснование, программу тренинга, а также маршруты основных модулей.

  Предназначено для студентов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель», социальных работников, участвующих в деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, преподавателей, психологов.

 

Планирование тренинга-семинара:

 «Развитие основ межкультурной коммуникации и межкультурной толерантности у студентов»

Во время подготовки данного тренинга мы учитывали семь факторов, особенно важных при обучении:

1. Предыдущий опыт участников.

- Что уже знают и умеют участники?

- Каким образом мы можем учитывать интересы и опыт участников?

- Какие особенности свойственны участникам?

- Как мы можем подготовить участников к учебному процессу (предварительная организация)?

- Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоящем тренинге?

- О чем мы расскажем? Что будет неожиданным?

2. Среда обучения.

- Как создать предпосылки успешного обучения?

- Какие правила будут способствовать ощущению уверенности?

- Как организовать учебное пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в тоже время испытывали интерес?

- Как должны располагаться участники обучения в различные моменты обучения?

3. Предпосылки успешного обучения.

- Как установить контакт с участниками обучения?

- Как участники смогут познакомиться друг с другом?

- Как способствовать тому, чтобы участники предлагали свои формулировки целей?

- Как добиться атмосферы доверия и открытости в группе?

- Как установить внутреннюю связь с темой?

- Как пробудить любопытство участников и помочь им достичь состояния расслабленного внимания?

4. Погружение в комплексный опыт.

Мотивация повышается, когда у людей есть возможность получать новый опыт, пробуждающий их любопытство, отвечающий их потребностям.

- Какие учебные ситуации, позволяющие участникам глубоко погрузиться в опыт, мы можем предложить?

- Какие ситуации, максимально приближенные к реальным профессиональным или жизненным ситуациям мы можем предложить?

- Как позаботиться о том, чтобы участники постоянно находились в состоянии расслабленного внимания и учились с удовольствием?

5. Активное оценивание.

- Как мы можем помочь участникам лучше понять их опыт?

- Как мы обеспечим достаточную обратную связь?

- Как добиться того, чтобы участники могли связывать старые знания с новыми знаниями?

- Что еще мы можем сделать, чтобы добиться более глубокого понимания темы? (ролевые игры, театральные сценки, эксперименты и т.п.)

6. Запоминание.

- Необходимо запланировать время для отдыха, чтобы участники могли интегрировать свой опыт, понимание и новые знания.

- Необходимо подсказать, как участники могут эффективно использовать это время для рефлексии. Можно предложить им сделать записи в дневнике наблюдений, медитировать в тишине, сходить на прогулку или поговорить с партнером.

- Необходимо дать участникам возможность упорядочить, анализировать свой опыт, например, рисуя картины или создавая "ориентировочные карты".

- Необходимо использовать ритуалы и церемонии, чтобы отпраздновать успех. Организовать представления или большие тематические игры, на которых можно в игровой форме поработать с новым знанием.

- Необходимо поощрять обмен мнениями. Стимулировать позитивную обратную связь.

7. Функциональная интеграция и перенос в повседневную жизнь.

- Дать участникам возможность демонстрировать новое знание и навыки с помощью ролевых игр, дискуссий и экспериментов.

- Вводить критерии самооценки для оценивания собственного опыта и поведения в ролевых играх.

- Как можно запланировать окончание работы? (использование ритуалов завершения).

Любой элемент тренинга - будь то ролевая игра, дискуссия или что-нибудь иное, должен включать пять компонентов:

- Введение - информация, предоставляемая тренером участникам программы для того, чтобы ознакомить их с условиями дальнейшей работы, планами тренинга и требованиями к его участникам, а также дать необходимые начальные сведения о программе.

- Собственно элемент программы тренинга. Просмотр учебного фильма, заполнение опросника, отработка навыка и.т.д.

- Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Людям необходимо время и пространство для разговора об увиденном ими фильме, о чувствах, возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.

- Акцентирование ключевых моментов обучения. Например, анализ эффекта, вызванного игрой или упражнением или сравнительное исследование способов решения проблемы их успешности или не успешности.

- Практическое применение приобретенных знаний и навыков. Тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни. Тренер несет ответственность за помощь участникам в превращение теоретических знаний в практические умения, важные для их дальнейшей жизни.

Этапы тренинга:

Первый этап: Выработка чувствительности, то есть осознание проблемы толерантности - интолерантности в межкультурном пространстве.

Второй этап: анализ, то есть выявление проявлений толерантности - интолерантности в современном российском обществе и жизни каждого участника тренинга.

Третий этап: Планирование, то есть учет последствий толерантности - интолерантности в практической деятельности участников тренинга.

 

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

«Развитие основ межкультурной коммуникации и межкультурной толерантности у студентов»

I модуль

Знакомство

Цель: знакомство, создание и поддержание психологического клима­та, необходимого для последующей работы в группе.

На первом занятии следует выполнить необходимые тренинговые процедуры: вступительное слово тренера, знакомство, представление программы тренинга (план, режим работы, цели, ожидания).

Необходимо выявить многоаспектность понимания ряда понятий: «культура», «коммуникация», «межкультурная коммуникация», «этно­центризм», «культурный релятивизм», «толерантность», «интолерантность». Следует заменить упрощённое понимание другой культуры как «чужой» более дифференцированным, многогранным понятием, а так­же показать роль этнических стереотипов, установок, предрассудков, предубеждений в межкультурном взаимодействии.

Упражнение «Хелло-бонжур». Участники должны постараться вспомнить и воспроизвести традиционные способы приветствий, при­нятые в разных культурах, у разных народов.

Упражнение «Культурные ассоциации» поможет сохранить ра­ботоспособность в группе, а также вербализовать тему национально-культурных различий. Тренеру важно проследить и отметить, что нового появилось в ходе выполнения задания. Какие ассоциации были неожи­данными? Какие из них точно отражали национально-культурные осо­бенности? Какие культурные ассоциации в наибольшей степени основа­ны на этнических стереотипах?

Групповая работа «Эверест» способствует созданию информационно-ориентированной базы тренинга.

Инструкция 1. Для каждого участника группы, необходимо выбрать основные качества, необходимые для эффективного межкультурного взаимодействия. Список качеств:

1. уважение права другого быть другим;

2. терпимость к чужому мнению, традициям, поведению;

3. признание многообразия культур;

4. эрудированность и информированность;

5. компетентность и тактичность в общении;

6. значение иностранных языков;

7. уважение человеческого достоинства;

8. воспитанность;

9. способность прощать и др.

Затем из всех качеств выбираются десять, которые признаются пода­вляющим большинством, как качества, способствующие эффективному взаимодействию.

Инструкция 2. Предлагается выбрать качества, которые мешают эффективному межкультурному взаимодействию. В итоге участникам предлагается проранжировать эти качества с целью определения наибо­лее предпочитаемых и отвергаемых в данной группе.

Упражнение "Лепестки"

Цель. Это прекрасное упражнение, способствующее расслаблению и повышающее уверенность в себе. Кроме того, каждый может получить массу личных впечатлений от других членов группы.

Материалы: Заготовленные бланки для каждого участника (с пустыми лепестками) и большой лист ватмана, на котором изображен цветок с заполненными лепестками.

Этапы работы: Участники делают в своих бланках записи по темам, указанным в образце. Работают молча. Через десять минут можно пройти по комнате, показать остальным свой "цветок" и поговорить о том, что написано в каждом лепестке. Следите за тем, чтобы участники не задерживались и через 2-3 минуты переходили к следующему партнеру. После того как каждый поговорит со всеми, происходит короткий обмен мнениями в кругу.

Лепестки:

- Три вещи, которые мне нравятся

- Три вещи, которые мне не нравятся

- Человек, которым я восхищаюсь

- Три места, где я жил

- Что бы я хотел сделать

- Чем я горжусь

 Упражнение "Наша группа"

Цель: Формирование коллектива.

Это достаточно необычное упражнение, больше похожее на ритуал. Участники должны уже быть знакомы друг с другом, но упражнение поможет углубить знакомство. К тому же оно может помочь по-новому взглянуть на внутренние отношения в группе, прочувствовать энергию ящиков, отметить новые темы и задачи для дальнейшей работы. Лучше всего, если группа не будет слишком большой - примерно 8-10 человек.

Этапы работы: 1. Группа удобно располагается по кругу. Начните с настройки на работу. Необходимо еще раз проговорить цель нашего тренинга. 2. Каждый участник произносит свое имя, а остальная группа повторяет его. 3. Теперь все закрывают глаза. Участники опять называют свои имена, остальные также повторяют его; добавляется лишь то, что каждый член группы сопровождает повторение очередного имени каким-либо движением, которое в его понимании соответствует владельцу имени, олицетворяет его. 4. Далее следует третий круг. Снова все по очереди произносят свои имена. Но в этот раз группа уже не повторяет имена вслух, а каждый старается нарисовать мысленную картину того, какой лично ему представляется энергия толерантности говорящего. Тот, кто увидел эту картину, описывает ее вслух. Например: "Коричневый медведь, ручей в горах, прохлада и т.д.". Отведите на этот этап достаточно времени. Следующее имя и соответственно следующие картины называются только тогда, когда полностью закончено описание предыдущего. 5. После того как была охарактеризована энергия толерантности всех членов группы, частники должны сконцентрироваться на "центре" группы и постараться представить себе взаимодействие всех личных энергий: как они соотносятся между собой, как выглядят, как двигаются. Каждый участник описывает то, что он "видит". Так постепенно образуется общая картина, которая отражает совместную энергию толерантности группы и ее действие. Сделайте акцент на то, что описываться должны все картины, не только красивые и приятные для окружающих. Ведь возможно, что кто-то "увидит" отрицательные черты, но это тоже очень ценно. 6. Для создания такой общей картины группы вам потребуется много времени. Иногда случается так, что группа открывает свой общий символ, задачу, цель или предпринимает воображаемое путешествие в будущее. Если участники решили, что образ группы создан, упражнение можно заканчивать. Каждый делает три глубоких выдоха, потягивается и открывает глаза. Теперь можно обсуждать получивший образ и его значение для дальнейшей работы.

Завершение 1-го блока. Участники дают классификацию качеств, по­могающих и мешающих межкультурному взаимодействию на различных уровнях: а) личностном; б) этнокультурном; в) социальном (политика, экономика, статус этнической группы).

II модуль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.028 с.)